Конспект урока по теме: "Инерция. Решение задач"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Конспект урока по теме:"Инерция. Решение задач" разработан с элементами технологий: проблемного обучения, ИКТ, педагогики сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект к уроку: "Инерция. Решение задач" | 55 КБ |
Презентация к уроку "Инерция. Решение задач" | 245.5 КБ |
Дидактические материалы к уроку "Инерция. Решение задач" | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3.4 ИНЕРЦИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
ЦЕЛЬ УРОКА: Помочь учащимся осмыслить и уяснить физическое содержание понятия инерция; формировать умение решать задачи с применением изученного явления.
ЗАДАЧИ:
- Образовательная: сформулировать понятие инерция, сформировать умение решать задачи с применением изученного явления, умение объяснять явление инерции на основе имеющихся теоретических знаний..
- Воспитательная: познакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира.
- Развивающая: развивать логическое мышление учащихся; создать условия для развития способности наблюдать, делать выводы.
ТИП УРОКА: объяснения нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: шарик, стакан, лист картона, монета, проектор, компьютер, презентация в Power Point по теме урока, краткие видеофильмы на тему «инерция», «инертность»; дидактические пособия: тест по теме «инерция», карточки с домашним экспериментом, проверочные задания на карточках на тему «механическое движение».
ХОД УРОКА:
ЭТАПЫ УРОКА | ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
УЧИТЕЛЯ | УЧАЩИХСЯ | ||
1. Организация начала урока | Проверить психологический настрой класса к уроку, подготовку учащихся к работе на занятии. Отметить отсутствующих. Приветствие. | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | |
2. Проверка знаний, умений, навыков. | Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (механическом движении) И сейчас я вам раздам карточки с заданиями, которые Вы будете выполнять в течение 10 минут. Учащийся (Имя) будет выполнять такое же задание на доске. Итак, сейчас поменяйтесь работами с Вашим соседом по парте. Вы сейчас будете в роли учителя проверять работу вашего одноклассника. Смотрим на доску. Учащийся у доски разбирает свою работу, поясняет свои ответы, если есть ошибки корректирует с учителем. Учащиеся на местах проверяют работы. Итак, у кого проверяемая работа выполнена без ошибок, ставит оценку «отлично», одна ошибка «хорошо», две ошибки «удовлетворительно». | Корректирует Устанавливает правильность выполнения задания, выявляет пробелы и их корректирует. | Отвечают на вопросы. Выполняют задания на карточках. Один учащийся выполняет задание у доски. Учащиеся выполняют взаимоконтроль выполнения задания. |
3. Актуализация знаний. | Сегодня целью нашего урока является установить физическое содержание понятия инерция; а также научиться решать задачи с применением изученного явления. Записываем число на полях и тему урока Давайте ещё раз вспомним. - Какое движение называют равномерным? - Какое движение называют неравномерным? - Может ли тело без причины изменить свою скорость? Вывод: для того чтобы скорость тела изменилась, на него должно воздействовать другое тело. | Рассказывает Задаёт вопросы Делает вывод | Слушают Записывают Отвечают |
4. Изучение нового материала. | Так же рассуждал выдающийся древнегреческий философ Аристотель, жил он в IV в. до н.э. «всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения». Используется презентация - Сохранит ли тело свою скорость движения, если на него не будут действовать другие тела? А если на тело не будут совсем действовать другие тела, то как оно будет двигаться? Ответ на этот вопрос дал Итальянский учёный Галилео Галилей в XVII в. Зачитаем этот ответ на странице 41 учебника. Физкультминутка Представьте себе, что вы – пассажир автобуса и едете по дороге. Изобразите поведения пассажиров во время поездки. Я – водитель. Слушайте мои команды. Резко трогаюсь с места. Поворачиваю направо Объясняем, что произошло в этих случаях Поворачиваю налево Что изменяется в этих случаях? Резко торможу …. Вывод: Инерция проявляется, если изменяется значение скорости тела или её направление. А сейчас внимание на экран. Ролик про инерцию Какой вывод Вы можете сделать? Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией. Давайте это запишем в тетрадь. Итак, движение, не поддерживаемое никакими телами, называется движением по инерции. Автомобиль, выключив двигатель, движется по инерции. Какие ещё примеры Вы можете привести? Из-за сил трения движение по инерции быстро уменьшается. И сейчас мы посмотрим ещё один эксперимент. Видеоролик инертность Итак, инерция – это физическое явление, инертность – свойство тел. Запишем. Каждый из нас может воспользоваться этим явлением. Вызывается ученик, который демонстрирует и объясняет опыт. Демонстрация со стаканом | Рассказывает Проводит физкультминутку Подводит итог Диктует Показывает и комментирует Корректирует, подводит итог Диктует Рассказывает Задаёт вопрос Рассказывает Демонстрирует Подводит итог Диктует | Слушают Выполняют работу с учебником Встают в проходы и выполняют действия Отвечают на вопросы, анализируют, делают вывод. Записывают Анализируют, делают вывод Записывают Слушают Отвечают Слушают Смотрят Записывают |
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала | Подведём итог работы. Тест - впишите в таблицу ответов буквы соответствующие верному ответу на каждый вопрос (работа в парах). Какое слово вы получили? | Раздаёт задание Корректирует | Выполняют тестовое задание в парах |
6. Закрепление материала (проблемные вопросы). | Выяснив, что же такое явление инерции, давайте рассмотрим следующие задачи на сообразительность. Качественные проблемные задачи в презентации | Решают задачи | |
7. Подведение итогов урока. Выводы. | Итак, подведём итог нашего сегодня урока. Что такое инерция? В результате чего меняется скорость тела? Какой опыт показывает, что изменение скорости тела происходит при уменьшении препятствий? Вывод: Инерция – физическое явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел; если на тело не действуют другие тела, то оно движется с постоянной скоростью. | Формулирует вопросы | Отвечают |
8. Домашнее задание. | Запишем в дневник домашнее задание: §17, вопросы после параграфа, выполнить домашний опыт (карточки). Оценки за урок. Урок закончен. | Диктует д/з Выставляет оценки | Записывают |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аристотель Так рассуждал выдающийся древне-греческий философ Аристотель, который жил он в IV в. до н.э.: «всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения.»
Галилей Галилео (1564-1642) Открыл законы падения тел и качания маятника, первый указал на существование явления инерции применил телескоп для астрономических исследований. Открыл спутники Юпитера, солнечные пятна и фазы Венеры .
Явление инерции
Явления сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией. Инерция(лат. слово) означает –неподвижность, бездеятельность.
Инертность.
Инерция – это физическое явление. Инертность – это свойство тел.
Барон Мюнхгаузен рассказывал, как он однажды разбежался и прыгнул через болото. Во время прыжка он заметил, что не допрыгнет до берега. Тогда он в воздухе повернул обратно и вернулся на тот берег, с которого прыгал. Возможно ли это?
А.П. Гайдар «Чук и Гек» «Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дёрнули, и они дружно плюхнулись в сено». Почему мальчики «плюхнулись в сено»?
М.М. Пришвин «Кладовая солнца» Эпизод в котором собака Травка преследует зайца. «Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась. Как раз в это время заяц, большой, старый, матёрый русак, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно сошлось – Травка бросилась, а заяц остановился. И Травку перенесло через зайца». Объясните случившееся.
Отрывок из произведения И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок» «Паниковский нес свою долю обеими руками, выпятив живот и радостно пыхтя. Иногда он никак не мог повернуть за угол, потому что гиря продолжала тащить его вперед. Тогда Балаганов свободной рукой придерживал Паниковского за шиворот и придавал его телу нужное направление». Почему Паниковский не мог повернуть за угол? Кто изменял направление движения Паниковского?
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Инерция»
Впишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос.
1. Что такое инерция?
Г – свойство тел сохранять скорость.
У – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
2. Что произойдёт с бруском, если резко дёрнуть за нить?
С – упадёт назад.
Д – упадёт вперёд.
3. В каком случае наблюдается явление инерции?
А – камень падает на дно ущелья.
П – пыль выбивают из ковра.
4. Какая цистерна начинает движение?
1 2
К – 1
Е – 2
5. Что такое инертность?
Х – свойство тел
Л – физическое явление
Таблица ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|
Домашний опыт: наблюдение инертности тела.
На лист бумаги положите монету. Резко дёрнув за лист, вы легко вытащите его, оставив монету лежать на столе. Повторите опыт многократно, с каждым разом всё медленнее выдёргивая лист. Наконец, наступит такой повтор, когда время вытаскивания листа будет достаточны, чтобы сообщить монете такую же скорость, как и у листа. С этого момента времени монета будет двигаться вместе с листом.
Запишите ваши наблюдения и сделайте вывод о проделанном опыте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока алгебры по теме: "Решение задач с помощью уравнений".
Цель: - используя игровые формы, проверить умения и навыки учащихся при составлении квадратных и рациональных уравнений для практических задач; - с помощью экспресс - тестирования выяснить характ...
Конспект урока в 6 классе "Решение задач с помощью уравнений"
Урок проводится в 6 классе при изучении темы "Решение задач с помощью уравнений" по учебнику Зубарева, Мордкович. Имеется презентация к этому уроку....
Конспект урока в 6 классе Решение задач с помощью линейных уравнений
Урок обобщения и систематизации знаний по разделу "Линейное уравнение с одной переменной".Данный урок является заключительным перед контрольной работой по теме "Линейное уравнение с одной перемен...
конспект урока в 8 классе " Решение задач по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел» "
Цель: решение задач с применением формул , решение графических задач....
Конспект урока в 5 классе "Решение задач на части и уравнивание", учебник Г.В. Дорофеева. Презентация
Повторительно обобщающий урок по теме "Решение задач на части и уравнивание"...
Конспект урока на тему "Проценты. Решение задач"
Конспект урока на тему "Проценты. Решение задач"...
План-конспект урока физики 9 класс"Решение задач по теме"Законы взаимодействия и движения тел
краткий план урока по физике 9 класс по теме "Решение задач по теме "Законы взаимодействия и движения тел"...