Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? Вызнает, что в нашей школе проходит неделя математики. Вы могли увидеть много высказываний о математике великих людей. Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова И.Гете « Числа не управляют миром, но они показывают, как управляется мир.» А теперь поприветствуйте друг друга улыбкой. Будь внимательней, дружок. Начинаем мы урок. Посмотрите, все ль в порядке: Дневник, ручка и тетрадка. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку "5”. |
Учащиеся слушают учителя, улыбаются друг другу.
|
II . Актуализация знаний. Для того, чтобы на уроке работа была плодотворной и имела хороший результат, нам надо разбиться на команды. Для этого возьмите на столах карточку с заданием, выполните устно. Полученный ответ является номером вашей группы. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знания предыдущего материала, умения быстро и верно находить ответ на поставленный вопрос. Поэтому каждой группе я задам вопрос Задание 1. Ответьте на вопросы: Что называют процентом? Как выразить число в процентах? Как выразить проценты десятичной дробью? Какие три основные задачи на проценты следует помнить? Как найти часть от целого? Как найти целое по его части? |
Слушают учителя.
1. Учащиеся вспоминают определения, правила, формулируют их.
|
III. Создание проблемной ситуации. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. 1. Ребята, я хочу рассказать вам историю В декабре 2015года на заводе «Салют» было принято решение выделить ко дню космонавтики определенную сумму денег на создание новой ракеты. Но в наступившем году цены на комплектующие детали возросли на 20%. В связи с чем поступило предложение выделенную сумму положить в банк на 3 месяца, который начисляет 8% дохода на сумму вклада, находящуюся на счете к началу месяца. Поможет ли такое предложение исправить ситуацию? 2.Постановка цели и задач Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока? Тема урока: Решение сложных задач на проценты. Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. Мы с вами не просто разделились на команды. Каждая команда будет решать задачи, относящиеся к определенной социальной роли: кто-то из вас будет работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику. Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и научиться применить их в реальных жизненных ситуациях, а также каждый из вас к концу урока ответит себе на вопрос: “Умею ли я решать сложные задачи на проценты?” . |
Слушают рассказ учителя. Отвечают: «Решать задачи на проценты» Отвечают: «Цель урока: отрабатывать навыки решения задач на проценты» Задают себе мысленно вопрос. |
IV. Закрепление знаний. 1. Запишите формулу простых процентов. 2. запишите формулу сложных процентов. 3. Работа в группах: Группа 1. Бухгалтерия. Бухгалтерский учет – отражение хозяйственных операций, их результатов в денежной форме. Задача. Зарплата рабочего в начале 2014 года составляла 30000 рублей. Затем она повышалась каждый год на 20%. Сколько рублей составляла зарплата в начале 2016 года? Ответ: 43200 руб
Группа 2. Семейный бюджет. Пеня – штраф за несвоевременную уплату за услуги. Задача. Каждый месяц необходимо вносить плату за употребление электроэнергии. Если своевременно не произведена уплата, то начисляется пеня на каждый лишний день. Семья, употребляющая электроэнергию в месяц на 150 рублей, опоздала с оплатой на 2 дня. Сколько придётся заплатить вместо 150 рублей, если пеня составляет 30% от суммы? Ответ: 253,5 руб
Группа 3. Банк. Кредит – предоставление денежных средств во временное пользование на условиях возвратности с уплатой процентов. Задача. Банк предоставил фирме кредит под 50%. Фирма возвращала денежную сумму Банку по частям. Осталось выплатить 200 рублей. Но фирма смогла вернуть деньги Банку только через 2 месяца. Какую сумму вместо 200 рублей выплатила фирма, если проценты начислялись каждый месяц на новую сумму? Ответ: 450 руб Группа 4. Отдел сельского хозяйства. Прогнозирование – построение предположений о будущем на основе анализа сегодняшних тенденций. Задача. Поголовье скота составляет 10 000 голов. Каждый год оно увеличивается на 30 %. Сколько голов скота будет через 2 года? Ответ: 16900 голов Группа 5. Школа. Библиотечный фонд школы на начало 2014 года составлял 7000 экземпляров. Каждый год количество экземпляров увеличивали на 30 %. Сколько экземпляров было в библиотечном фонде на начало 2016 года? Ответ: 11830 экэ. Группа 6. Магазин. В магазине фотоаппарат стоил 40 000 рублей. Каждый месяц магазин повышал цену на 5 %. Сколько будет стоить фотоаппарат через 2 месяца, если проценты начислялись каждый месяц на новую сумму? Ответ: 44100 руб
- Теперь сверьте свои решения, исправьте ошибки и в течение 5 минут каждая команда должна предоставить общее готовое решение задачи. Помните, что свое решение вы оформляете со всеми пояснениями.
|
Решают предложенные задачи в группах, выполняют записи в тетради. Задают вопросы, на которые можно ответить по тексту задачи.
Осмысливают текст (присутствие воспитательного момента). Оформляют самостоятельно решение задачи.
Сравнивают результат в группе , приходят к единому мнению и защищают задачу
Обсуждают предложенный способ решения задачи, делаю записи в тетради.
Учащиеся включаются в беседу по поиску способа решения задачи. Оформляют записи в тетради. |
V. Физкультминутка Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
| Обучащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
VI. Решение проблемной ситуации | Обучающиеся решают задачу с объяснением |
VI. Усвоение знаний. 1.Самостоятельная работа Решите самостоятельно задачи по вариантам. Текст задач записан на слайде. За правильное решение задачи 1 вы получите оценку «3», за правильное решение задачи 2 – «4», за правильное решение задач 3 – «5» Направляет работу учащихся.
Вариант 1 | Вариант 2 | Уровень 1. Найдите 45% от 320 рублей. | Уровень 1. Найдите 46% от 750 рублей | Уровень 2. В марте в типографии отпечатано 1600 экземпляров газеты, а в апреле – на 20% меньше. Определите: а) на сколько уменьшилось в апреле число экземпляров этой газеты; б) сколько экземпляров газеты было отпечатано в апреле. | Уровень 2. В сентябре издательство выпустило 1400 экземпляров журнала, а в мае – на 30% больше. Определите: а) на сколько увеличилось в мае число экземпляров этого журнала; б) сколько экземпляров журнала выпустили в мае. | Уровень3. Товар стоил 7500 р. Какой станет цена товара, если ее сначала повысить на 10%, а потом понизить на 10%? | Уровень3. Товар стоил 7500 р. Какой станет цена товара, если ее сначала понизить на 10%, а потом повысить на 10%? |
2. Проверка и анализ выполнения работы Ответы к задания записаны на доске. Обращает внимание на ответы, полученные в заданиях третьего уровня у 1 и 2 вариантов.
|
Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам.
I вариант 1. 144р.; 2. а) на 320 экз. б) 1280 экз.; 3. 7425 р. II вариант. 1.345р.; 2. а) на 420 экз. б) 1820экз.; 3. 7425 р. Обчащиеся сравнивают свои ответы с правильными, выставляют себе оценки. Обчащиеся делают вывод: Если число сначала увеличить (уменьшить) на сколько-то %, а затем уменьшить (увеличить) на столько же %, получим одинаковые ответы. По группам выполняют творческое задание |
VII. Подведение итогов урока. -Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Где можно применить новое знание?
- -Наш урок подходит к концу. А теперь я попрошу вас ответить на тот вопросы Выставление отметок. |
Отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся на листочках ставят знаки |
VIII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Сегодня мы говорили о решении задач на проценты. На следующем уроке мы продолжит решать задачи. И будем готовиться к контрольной работе. Еще раз повторите теоретический материал в конспекте А еще я вам предлагаю выполнить дополнительное задание. - 1. Пешеход перешел улицу в неположенном месте, и милиционер наложил на него штраф в 30 р. Штраф необходимо уплатить до 5 марта, после чего за каждый просроченный день будет начисляться пеня в размере 2% от суммы штрафа. Сколько придется заплатить пешеходу, если он просрочит уплату штрафа на 10 дней?
2. Жили-были три друга: попугай, удав и мартышка. Решили они побывать на спортивных соревнованиях, но лететь, ползти и прыгать было далеко. Подумав, они решили купить вертолет в игрушечном магазине. Он стоил сто бананов. Послали за покупкой попугая. Пока он летел, цена вертолета увеличилась на 10%. Попугай вернулся без него и сказал, что скоро будут цены снижены. Вскоре они узнали, что новая цена вертолета снизилась на 10%. Теперь попугай прилетел с новеньким вертолетом, и еще в клюве торчал не до конца съеденный банан. -Чего это ты облизываешься? - спросила подозрительно мартышка. -Банан доедаю, - ответил довольный попугай .-Как это банан доедаешь? -Да я и сам не понимаю, как это произошло. Была цена 100 бананов, потом повысилась на 10%, а затем понизилась на 10%. Может вы, ребята объясните?
Спасибо за работу на уроке! |
Учащиеся внимательно слушают. 1) п.40 №1604, 1609, 1612 (а) 2) По желанию: узнать у родителей, применяются ли проценты в их профессиях. |
IX.Рефлексия. Наш урок подходит к концу. А теперь я попрошу вас ответить на тот вопросы -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уходите с урока? | Оценивают свою работу и работу одноклассников, а также свое настроение в конце урока. |