Методическая разработка урока Законы Ньютона в 10 классе
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Нина Витальевна Скорнякова

Урок  по теме "Законы Ньютона" базовый курс. 10 - й класс

Продолжительность урока 45 минут

Тип урока: комбинированный, урок обобщающего повторения, коррекции и контроля знаний.

Форма организации работы: коллективная, индивидуальная.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Цель: закрепление знаний основных физических величин по теме "Законы Ньютона", формирование умения решать стандартные и нестандартные задачи на основные законы динамики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_zakony_nyutona_v_10_kl.rar310.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-зачет по теме "Законы Ньютона" базовый курс. 10 - й класс

Продолжительность урока 45 минут

Тип урока: комбинированный, урок обобщающего повторения, коррекции и контроля знаний.

Форма организации работы:

-коллективная

-индивидуальная

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Цель: закрепление знаний основных физических величин по теме "Законы Ньютона", формирование умения решать стандартные и нестандартные задачи на основные законы динамики.

Задачи:

образовательные:

- в интересной форме повторить,  закрепить знания по теме;

- контроль уровня усвоения теоретического материала, умения применять знания при решении задач различной степени сложности как

количественных, так и качественных.

развивающие:

- развитие умения обобщать материал, применять знания при решении нестандартных заданий;

- совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач.

воспитательные:

- воспитание культуры сотрудничества при работе в группах;

- воспитание толерантности, культуры речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение учителя о порядке работы на уроке.

2. Вступительное слово учителя.

Краткое обобщение темы “Законы Ньютона ”.

3. Зачет.

Первый тур «Цепочка»

Работа проходит в 3-х группах.

  • Составить структурно – логическую схему по I закону Ньютона.

  • Составить структурно – логическую схему по II закону Ньютона.

  • Составить структурно – логическую схему по III закону Ньютона

Второй тур «Качественные вопросы»

  1. Почему стоящему в движущейся лодке человеку трудно сохранить прежнее положение, если лодка внезапно останавливается?
  2. Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?
  3. К потолку каюты равномерно движущегося теплохода подвешен шар. Какое произойдет изменение в положении шара, если теплоход пойдет: а) ускоренно (замедленно); б) повернет в сторону; в) внезапно остановится?
  4. На движущийся по прямолинейному горизонтальному пути поезд действует постоянная сила тяги тепловоза, равная силе трения. Какое движение совершает поезд? Как проявляется в данном случае закон инерции?
  5. На брусок, лежащий на столе, поставили гирю. Брусок сохраняет состояние покоя, хотя на него действует вес гири. Не противоречит ли это первому закону Ньютона?
  6. Какое физическое явление наблюдается при выколачивании зерна барабаном комбайна?
  7. Как ослабляют силу удара тяжелого мяча, ловя его руками?
  8. С высокого обрыва безопаснее прыгать в рыхлую песчаную насыпь, чем на твердую почву. Почему?
  9. Как будет двигаться ракета, если на нее действует: а) постоянная сила? б) постоянно убывающая сила?
  10. Два вагона разных масс движутся с одинаковой скоростью. Как изменится скорость вагона, если приложить к ним одну и ту же силу, препятствующую движению? Какой из вагонов раньше остановится?
  11. Почему тяжелогруженый 50-тонный вагон, прицепленный к пассажирскому поезду, делает ход поезда плавным? 
  12. На весах уравновешен неполный сосуд с водой. Нарушится ли равновесие весов, если в воду опустить палец так, чтобы он не касался дна и стенок сосуда?
  13. Почему автомобиль трудно тронуть с места на обледенелой улице?
  14. Два мальчика растягивают динамометр. Каждый прилагает силу 100 Н. Что показывает динамометр?
  15. В известных опытах Отто Герике с магдебургскими полушариями с каждой стороны полушарий впрягалось по 8 лошадей. Получилась бы более сильная тяга, если прикрепить одно полушарие к стенке, а к другому припрячь 16 лошадей?

Третий тур «Нестандартные вопросы»

      1.Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега, и лошадь движутся вперед?

        О т в е т: Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.

    2. Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?

       Ответ: Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с2, а земному шару - во столько же раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение, настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.

   3. История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?

Напоминаем:

«... Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;

Да только воз и ныне там.…»

         

        Ответ: Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.

Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.

4. Контроль знаний.

Вариант  1

1. Шарик массой 1 кг движется с ускорением 50 см/с2. Определите силу, действующую на шарик.

2. На тело массой 5 кг действуют силы 3 Н и 4 Н, направленные на юг и запад соответственно. Чему равно и куда направлено ускорение тела?

Вариант 2

1. Сила 2 мН действует на тело массой 5 г. Найдите ускорение, с которым движется тело.

2. Санки массой m = 10 кг движутся на восток с ускорением a = 0,5 м/с2 под действием двух сил, одна из которых F1 = 20 Н направлена на запад. Куда направлена и чему равна сила F2, действующая на санки?

Вариант 3

1. Тело массой 4 кг под действием некоторой силы приобретает ускорение 2 м/с2. Какое ускорение приобретет тело массой 10 кг под действием такой же силы?

2. На груз, движущийся вертикально вверх с ускорением a = 2 м/с2, действуют две силы: F1 = 8 Н, направленная вертикально вверх, и F2 = 3 Н, направленная вертикально вниз. Какова масса груза?

Вариант 4

1. Определите массу тела, которому сила 50 мН сообщает ускорение 0,2 м/с2.

2. На брусок массой m = 200 г действуют две силы: сила F1 = 1 Н, направленная на юг, и сила F2 = 1,5 Н, направленная на север. С каким ускорением движется брусок?

Вариант 5

1. Сила 60 Н сообщает мячу ускорение 0,8 м/с2. Какая сила сообщит этому мячу ускорение 2 м/с2?

2. Автомобиль движется с ускорением a = 2 м/с2 под действием двух сил: силы тяги двигателя F1 = 10 кН и силы сопротивления движению F2 = 4 кН. Сила F1 направлена на юг, сила F2 — противоположна направлению движения автомобиля. Чему равна масса автомобиля?

5. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

  •            За работу на уроке все учащиеся получают по две оценки:

одна — за работу в группе, другая – за индивидуальную работу.

Ресурсы

  • Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.., “Физика. 10 класс”,
  • Нестандартные уроки. Физика. 7-10 классы. С.В.Бобров.- Волгоград: Учитель,2002.
  • Физика.10 класс: дидактические материалы. А.Е. Марон, Е.А. Марон.- М.: Дрофа,2005.
  • Качественные задачи по физике в средней школе. М.Е. Тульчинский -М.: Просвещение, 1972.
  • Лебедь, Щука и Рак (рисунок)   http://sheba.spb.ru/lib/krylov06.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока в 9 классе "Законы Ньютона"

Обобщающий урок "Законы Ньютона" в игровой форме....

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу «Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»

      Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокаль...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....