Методическая разработка урока Законы Ньютона в 10 классе
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Урок по теме "Законы Ньютона" базовый курс. 10 - й класс
Продолжительность урока 45 минут
Тип урока: комбинированный, урок обобщающего повторения, коррекции и контроля знаний.
Форма организации работы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Цель: закрепление знаний основных физических величин по теме "Законы Ньютона", формирование умения решать стандартные и нестандартные задачи на основные законы динамики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_zakony_nyutona_v_10_kl.rar | 310.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-зачет по теме "Законы Ньютона" базовый курс. 10 - й класс
Продолжительность урока 45 минут
Тип урока: комбинированный, урок обобщающего повторения, коррекции и контроля знаний.
Форма организации работы:
-коллективная
-индивидуальная
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Цель: закрепление знаний основных физических величин по теме "Законы Ньютона", формирование умения решать стандартные и нестандартные задачи на основные законы динамики.
Задачи:
образовательные:
- в интересной форме повторить, закрепить знания по теме;
- контроль уровня усвоения теоретического материала, умения применять знания при решении задач различной степени сложности как
количественных, так и качественных.
развивающие:
- развитие умения обобщать материал, применять знания при решении нестандартных заданий;
- совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач.
воспитательные:
- воспитание культуры сотрудничества при работе в группах;
- воспитание толерантности, культуры речи.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение учителя о порядке работы на уроке.
2. Вступительное слово учителя.
Краткое обобщение темы “Законы Ньютона ”.
3. Зачет.
Первый тур «Цепочка»
Работа проходит в 3-х группах.
- Составить структурно – логическую схему по I закону Ньютона.
- Составить структурно – логическую схему по II закону Ньютона.
- Составить структурно – логическую схему по III закону Ньютона
Второй тур «Качественные вопросы»
- Почему стоящему в движущейся лодке человеку трудно сохранить прежнее положение, если лодка внезапно останавливается?
- Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?
- К потолку каюты равномерно движущегося теплохода подвешен шар. Какое произойдет изменение в положении шара, если теплоход пойдет: а) ускоренно (замедленно); б) повернет в сторону; в) внезапно остановится?
- На движущийся по прямолинейному горизонтальному пути поезд действует постоянная сила тяги тепловоза, равная силе трения. Какое движение совершает поезд? Как проявляется в данном случае закон инерции?
- На брусок, лежащий на столе, поставили гирю. Брусок сохраняет состояние покоя, хотя на него действует вес гири. Не противоречит ли это первому закону Ньютона?
- Какое физическое явление наблюдается при выколачивании зерна барабаном комбайна?
- Как ослабляют силу удара тяжелого мяча, ловя его руками?
- С высокого обрыва безопаснее прыгать в рыхлую песчаную насыпь, чем на твердую почву. Почему?
- Как будет двигаться ракета, если на нее действует: а) постоянная сила? б) постоянно убывающая сила?
- Два вагона разных масс движутся с одинаковой скоростью. Как изменится скорость вагона, если приложить к ним одну и ту же силу, препятствующую движению? Какой из вагонов раньше остановится?
- Почему тяжелогруженый 50-тонный вагон, прицепленный к пассажирскому поезду, делает ход поезда плавным?
- На весах уравновешен неполный сосуд с водой. Нарушится ли равновесие весов, если в воду опустить палец так, чтобы он не касался дна и стенок сосуда?
- Почему автомобиль трудно тронуть с места на обледенелой улице?
- Два мальчика растягивают динамометр. Каждый прилагает силу 100 Н. Что показывает динамометр?
- В известных опытах Отто Герике с магдебургскими полушариями с каждой стороны полушарий впрягалось по 8 лошадей. Получилась бы более сильная тяга, если прикрепить одно полушарие к стенке, а к другому припрячь 16 лошадей?
Третий тур «Нестандартные вопросы»
1.Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега, и лошадь движутся вперед?
О т в е т: Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.
2. Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?
Ответ: Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с2, а земному шару - во столько же раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение, настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.
3. История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?
Напоминаем:
«... Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
Да только воз и ныне там.…»
Ответ: Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.
Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.
4. Контроль знаний.
Вариант 1
1. Шарик массой 1 кг движется с ускорением 50 см/с2. Определите силу, действующую на шарик.
2. На тело массой 5 кг действуют силы 3 Н и 4 Н, направленные на юг и запад соответственно. Чему равно и куда направлено ускорение тела?
Вариант 2
1. Сила 2 мН действует на тело массой 5 г. Найдите ускорение, с которым движется тело.
2. Санки массой m = 10 кг движутся на восток с ускорением a = 0,5 м/с2 под действием двух сил, одна из которых F1 = 20 Н направлена на запад. Куда направлена и чему равна сила F2, действующая на санки?
Вариант 3
1. Тело массой 4 кг под действием некоторой силы приобретает ускорение 2 м/с2. Какое ускорение приобретет тело массой 10 кг под действием такой же силы?
2. На груз, движущийся вертикально вверх с ускорением a = 2 м/с2, действуют две силы: F1 = 8 Н, направленная вертикально вверх, и F2 = 3 Н, направленная вертикально вниз. Какова масса груза?
Вариант 4
1. Определите массу тела, которому сила 50 мН сообщает ускорение 0,2 м/с2.
2. На брусок массой m = 200 г действуют две силы: сила F1 = 1 Н, направленная на юг, и сила F2 = 1,5 Н, направленная на север. С каким ускорением движется брусок?
Вариант 5
1. Сила 60 Н сообщает мячу ускорение 0,8 м/с2. Какая сила сообщит этому мячу ускорение 2 м/с2?
2. Автомобиль движется с ускорением a = 2 м/с2 под действием двух сил: силы тяги двигателя F1 = 10 кН и силы сопротивления движению F2 = 4 кН. Сила F1 направлена на юг, сила F2 — противоположна направлению движения автомобиля. Чему равна масса автомобиля?
5. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
- За работу на уроке все учащиеся получают по две оценки:
одна — за работу в группе, другая – за индивидуальную работу.
Ресурсы
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.., “Физика. 10 класс”,
- Нестандартные уроки. Физика. 7-10 классы. С.В.Бобров.- Волгоград: Учитель,2002.
- Физика.10 класс: дидактические материалы. А.Е. Марон, Е.А. Марон.- М.: Дрофа,2005.
- Качественные задачи по физике в средней школе. М.Е. Тульчинский -М.: Просвещение, 1972.
- Лебедь, Щука и Рак (рисунок) http://sheba.spb.ru/lib/krylov06.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Методическая разработка урока в 9 классе "Законы Ньютона"
Обобщающий урок "Законы Ньютона" в игровой форме....
Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме: Разработка урока по теме "Параллелограмм".
План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...
Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....
Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс
Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов....
Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу «Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»
Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокаль...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)
Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....