Примеры логических задач
учебно-методический материал по физике (9 класс) по теме
Материал может быть полезен для подготовки к ЕГЭ и ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primery_logicheskikh_zadach.rar | 15.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры логических задач.
1. При езде на велосипеде без заднего крыла грязь с колеса попадает на спину велосипедисту. Как это получается?
Образец возможного решения
Элементы ответа: 1. Дано объяснение того факта, почему комок грязи отрывается не сразу, а по истечении какого-то времени и при большой скорости. На сообщение ему скорости, необходимой для преодоления сил межмолекулярного притяжения колеса и грязи нужно время (инерция комков). При малой скорости центростремительное ускорение, которое прямо пропорционально квадрату линейной скорости, мало и центробежная сила недостаточна для преодоления сил притяжения. При большой скорости времени поворота колеса на пол-оборота становится достаточно для того, чтобы сообщить такую скорость. 2. На вершине колеса комочки грязи приобретают скорость верхних точек колеса, а она направлена вперёд. По закону сложения скоростей скорость комочков относительно Земли рассчитывается как сумма скорости верхних точек колеса относительно велосипеда, направленной вперёд и по модулю равной скорости велосипеда относительно Земли и скорости самого велосипеда относительно Земли. Получается двойная скорость велосипеда. Если скорость велосипедиста большая, то комки грязи развивают нужную скорость до того, как колесо повернётся на 1800, а направление скорости в этом случае – под наклоном вверх по направлению в сторону движения велосипедиста, как раз по направлению в сторону его спины. | |
Критерии оценки выполнения ответа | Баллы |
Приведены оба элемента правильного ответа | 2 |
Приведены оба элемента правильного ответа, но допущено не более одной ошибки, или приведён только один элемент правильного ответа | 1 |
Приведён только один элемент правильного ответа, но в нём допущена ошибка | 0 |
Максимальный балл | 2 |
2.Крупные градины оставляют вмятины на капоте автомобиля больше, чем маленькие. Почему?
Образец возможного решения
Элементы ответа: 1. Крупные градины при падении получают ускорение такое же, как и маленькие, но в связи с большей массой они имеют большую инертность и сопротивление воздуха на них оказывает меньшее влияние, чем на маленькие. В результате к Земле они прилетают с большей скоростью. 2. При ударе о капот автомобиля они преодолевают силу упругости материала капота. Величина вмятины сводится к глубине, то есть величине деформации, которая пропорциональна силе упругости (по закону Гука), то есть в данном случае – удара. При ударе градина затормаживается со скорости падения до полной остановки. И чем больше скорость падения, тем больше ускорение градины, тем больше сила действия градины на капот (по II закону Ньютона), тем глубже вмятина. | |
Критерии оценки выполнения ответа | Баллы |
Приведены оба элемента правильного ответа | 2 |
Приведены оба элемента правильного ответа, но допущено не более одной ошибки, или приведён только один элемент правильного ответа | 1 |
Приведён только один элемент правильного ответа, но в нём допущена ошибка | 0 |
Максимальный балл | 2 |
3. Мальчик, поднявшись на лестницу, выпустил из рук сосуд с водой. Чему равно давление воды на дно во время падения?
Образец возможного решения
Элементы ответа: 1. В стакане действует гидростатическое давление, порождаемое притяжением воды к Земле. Давление в общем виде рассчитывается по формуле p=F/S, где роль силы играет вес воды. 2. Вес – это сила упругости, с которой тело действует на опору или подвес вследствие притяжения к Земле. Во время падения стакан и вода движутся с одинаковым ускорением - свободного падения. В начале движения оба тела были в покое. Значит, и в любой последующий момент времени оба эти тела будут иметь одинаковую по модулю и направлению скорость. В этом случае тела не могут действовать друг на друга, так как при взаимодействии либо модули, либо направления скоростей тел должны быть разными. Раз нет действия тела на опору, значит и нет веса, нет и давления жидкости на дно. | |
Критерии оценки выполнения ответа | Баллы |
Приведены оба элемента правильного ответа | 2 |
Приведены оба элемента правильного ответа, но допущено не более одной ошибки, или приведён только один элемент правильного ответа | 1 |
Приведён только один элемент правильного ответа, но в нём допущена ошибка | 0 |
Максимальный балл | 2 |
4. Зимой в городском транспорте можно провести эксперимент: если подуть на холодное замёрзшее окно, то сначала на этом месте будет нарастать иней, а потом он начнёт таять. Объясните это явление.
Образец возможного решения
Элементы ответа: 1. Иней сначала будет нарастать потому, что окно очень холодное, и тепла выдоха не будет хватать на то, чтобы нагреть и расплавить лёд. Но в нём содержится водяной пар, и он, охлаждаясь, будет сублимироваться на льду. 2. Но при сублимации на лёд будет выделяться немалое количество теплоты, состоящее из удельных теплот парообразования и плавления. И довольно быстро лёд начнёт нагреваться и прогреется до 00С | |
Критерии оценки выполнения ответа | Баллы |
Приведены оба элемента правильного ответа | 2 |
Приведены оба элемента правильного ответа, но допущено не более одной ошибки, или приведён только один элемент правильного ответа | 1 |
Приведён только один элемент правильного ответа, но в нём допущена ошибка | 0 |
Максимальный балл | 2 |
5. Положительно заряженное тело притягивает подвешенный на нити лёгкий шарик. Можно ли утверждать, что шарик заряжен отрицательно?
Образец возможного решения
Элементы ответа: 1. Если шарик изготовлен из материала - диэлектрика, например из бумаги, то - да, однозначно заряжен отрицательно. 2. Если шарик изготовлен из токопроводящего материала, например из фольги, то нельзя: по проводнику электроны могут свободно передвигаться под действием внешнего электрического поля и в случае отсутствия заряда на шарике электроны сместятся под действием электрического поля в сторону положительно заряженного тела, ближайшая сторона шарика будет заряжена отрицательно и шарик притянется и в этом случае. | |
Критерии оценки выполнения ответа | Баллы |
Приведены оба элемента правильного ответа | 2 |
Приведены оба элемента правильного ответа, но допущено не более одной ошибки, или приведён только один элемент правильного ответа | 1 |
Приведён только один элемент правильного ответа, но в нём допущена ошибка | 0 |
Максимальный балл | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»
В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...
Развитие логического мышления с помощью решения логических задач
Методическая работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач" . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...
Решение логических задач и задач на смекалку. Лист Мебиуса
внеклассное мероприятие...
Решение логических задач с использованием логических квадратов.
Поэтапное решение логических задач для 1 класса, с использованием логических квадратов....
УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...
Решение логических задач ЕГЭ Построение таблиц истинности логических выражений
Решение логических задач ЕГЭПостроение таблиц истинности логических выражений...