Открытый урок по теме "Электрические явления" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Данный разработанный урок был показан на районном конкурсе "Учитель года-2013", также материалы данного урока могут быть использованы при повторении темы "Электрические явления" в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_elektricheskie_yavleniya_8_klass.docx | 65.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по физике в 8 классе по теме:
«Электрические явления»
...Ум заключается не только
в знании, но и в умении
прилагать знание на деле.
Аристотель
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
- Образовательная: повторение и обобщение знаний по теме «Электрические явления».
- Развивающая: развитие умения коллективной работы в сочетании с индивидуальной; развитие чувства товарищества и взаимовыручки.
- Воспитательная: воспитание аккуратности, усидчивости, дисциплинированности.
Оборудование: компьютерная презентация, вольтметры, амперметры, соединительные провода, резистор, источники питания, ключи, бланки ответов для учащихся, карточки с заданиями.
Структура урока.
- Организационный момент.(1мин.)
- Физический диктант(10 мин.)
- Фронтальные задачи – схемы (5 мин.)
- Минута отдыха (1-2 мин.)
- «Опыт, опыт…» (10мин.)
- Кроссворд «Электрические явления"(5 мин.)
- Рефлексия (3 мин.)
- Информация о домашнем задании.
Ход урока.
- Организационный момент (2 мин).Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Встанем и поприветствуем гостей. На уроке мы с вами должны повторить изученный материал по теме «Электрические явления», повторим основные физические понятия, законы по данной теме, проведем практическую работу.(Слайд 2)
Учитель.
Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем
2. Физический диктант (10 мин). Максимальная оценка – 15 баллов. У вас на столе специальные бланки ответов для физического диктанта. Запишите в них свою фамилию и начинаем. (Учащиеся заполняют специально подготовленные бланки ответов для физического диктанта)
(Слайд3)
А.Запишите, какими буквами обозначаются:
- заряд;
- сила тока;
- напряжение;
- сопротивление;
- работа электрического тока;
- удельное сопротивление.
(Слайд 4)
Б.Напишите единицу измерения физической величины:
- заряда;
- силы тока;
- напряжения;
- сопротивления.
(Слайд5)
В.Напишите формулы:
- сопротивления проводника через l, S,p;
- закона Ома для участка цепи;
- закона Джоуля - Ленца.
Г.Напишите с помощью каких приборов измеряют:
- силу тока;
- напряжение.
А сейчас ребята обменяйтесь заполненными листами и проведем взаимоконтроль. (Слайд6)
Подсчитайте количество баллов (1 правильный ответ – 1 балл) и поставьте оценку соседу, используя таблицу котировок.
(Слайд7)
Таблица котировок:
«5» - 13 – 15 баллов;
«4» - 10 – 12 баллов;
«3» - 7 – 9 баллов;
«2» - менее 7 баллов.
Поднимите руки, кто получил оценку «отлично», «хорошо». Вы молодцы!
3. Продолжаем работу и проведем фронтальный опрос по задачам – схемам. С такими задачами мы с вами уже встречались. Внимательно рассматриваем схемы и даем полный ответ на поставленный вопрос.
Фронтальный опрос по задачам – схемам (5 мин)
(Слайд 8)1.– На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке?
<Рисунок 1>
(Слайд 9)2.– На какой схеме показано последовательное включение лампочек?
<Рисунок 2>
(Слайд 10)3.– Какой амперметр даст правильное показание при замыкании ключа?
<Рисунок 3>
(Слайд 11)4.– На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке?
<Рисунок 4>
Молодцы! Мы справились с задачами-схемами. А теперь немного отдохнем. (Слайд 12)
Минутка отдыха (1-2 мин.)
Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сейчас давайте заглянем « в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?.
- Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.
- Переплетите пальцы рук.
- Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П»
- Скрестите руки на груди. («поза Наполеона») Какая рука сверху?
- Поаплодируйте. Какая рука сверху?
Подведем итоги.
Учитывая, что результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» - типу мыслителя.
Какой же тип мышления преобладает у вашего класса?
Несколько «художников», несколько «мыслителей», а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление. А теперь можно переходить к практической части нашего урока.
(Слайд 13)4. «Опыт, опыт…»
Практические работы выполняем по группам. На выполнение работы отводится 10 минут. После выполнения работы 1 или 2 учащихся представляют результаты работы. Командир группы внимательно следит за выполнением работы и оценивает работу каждого члена группы. При выполнении работы не забываем о правилах техники безопасности: подключить электрическую цепь в сеть вы имеете право только после проверки учителем. Вспомним еще раз амперметр подключается в цепь только – последовательно, вольтметр – параллельно.
1 группа: Практическая работа «Выяснить зависимость силы тока от напряжения и построить график зависимости».
2 группа: Практическая работа «Проверить формулу силы тока при последовательном соединении проводников».
3 группа: Практическая работа «Проверить формулу напряжения при последовательном соединении проводников».
Каждая группа представила результаты своей работы. С заданием справились. Очень хорошо!
(Слайд 14)5.Отгадаем кроссворд. (5 мин.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроссворд по теме "Электрические явления" |
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
| |||||
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Прибор для измерения напряжения. |
|
|
|
|
|
| |||||
2. Единица измерения мощности. |
|
|
|
|
|
| |||||
3. Единица измерения напряжения. |
|
|
|
|
|
| |||||
4. Металл, используемый в аккумуляторах. |
|
|
|
|
| ||||||
5. Устройство для замыкания и размыкания цепи. |
|
|
|
| |||||||
6. Величина, характеризующая способность тела совершать работу. |
| ||||||||||
7. Единица измерения работы. |
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Слайд 15) Ответы: |
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в | о | л | ь | т | м | е | т | р |
|
| в | а | т | т |
|
|
|
|
|
|
|
| в | о | л | ь | т |
|
|
|
|
|
|
| с | в | и | н | е | ц |
|
|
|
|
|
к | л | ю | ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| э | н | е | р | г | и | я |
|
|
|
| д | ж | о | у | л | ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Слайд 16) 6. Итог урока. Рефлексия. (3 мин.) Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас в чём-то проявил себя. Каждый получит оценку. Сдайте ваши карточки физического диктанта.
Давайте подведём итог урока, ответив на следующие вопросы:
1.Какие главные законы электричества вы знаете?
2.Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
3.Что дает нам знание электрических законов в жизни?
4.Где нам это пригодиться?
Молодцы ребята! Сегодня все хорошо работали. Запишите домашнее задание. Спасибо за урок!
(Слайд 17) 7. Домашнее задание
- Повторить § 37- 53
- Подготовиться к контрольной работе
- Упр.25 (2;4)
Приложение 1
ФИ учащегося:______________________________________________________
Физический диктант
А.Буквы обозначения:________________________________________________
Б.Единицы измерения:_________________________________________________
В.Формулы:_________________________________________________________
Г.Приборы:__________________________________________________________
Кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Прибор для измерения напряжения. |
|
|
|
|
| |||||
2. Единица измерения мощности. |
|
|
|
|
| |||||
3. Единица измерения напряжения. |
|
|
|
|
| |||||
4. Металл, используемый в аккумуляторах. |
|
|
|
| ||||||
5. Устройство для замыкания и размыкания цепи. |
|
|
| |||||||
6. Величина, характеризующая способность тела совершать работу. | ||||||||||
7. Единица измерения работы. |
|
|
|
|
|
|
Оценочный лист
ФИ учащегося:________________________________________________________
№ | Название этапа | Количество баллов |
1 | Физический диктант | |
А. | Буквы обозначения:( 6 баллов) | |
Б. | Единицы измерения: (4 балла) | |
В. | Формулы:(3 балла) | |
Г. | Приборы:(2 балла) | |
Д. | Формулы последовательного и параллельного соединения проводников: (6 баллов) | |
2. | «Задачи, задачи…» | |
А. | Групповое решение задач | |
Б. | Фронтальное решение задач-схем | |
3. | «Опыт, опыт…» | |
4. | Кроссворд | |
ИТОГО |
Оценочный лист
ФИ учащегося:________________________________________________________
№ | Название этапа | Количество баллов |
1 | Физический диктант | |
А. | Буквы обозначения:( 6 баллов) | |
Б. | Единицы измерения: (4 балла) | |
В. | Формулы:(3 балла) | |
Г. | Приборы:(2 балла) | |
Д. | Формулы последовательного и параллельного соединения проводников: (6 баллов) | |
2. | «Задачи, задачи…» | |
А. | Групповое решение задач | |
Б. | Фронтальное решение задач-схем | |
3. | «Опыт, опыт…» | |
4. | Кроссворд | |
ИТОГО |
Приложение 2.
«Задачи, задачи…»
1 группа
- Какой заряд протекает в катушке гальванометра, включенного в цепь на 2 мин, если сила тока в цепи 12 м А?
ДАНО: СИ: РЕШЕНИЕ:
2. В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью накрученного сечения 0,1мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А. Какова длина проволоки?
ДАНО: СИ: РЕШЕНИЕ:
Приложение 2.
«Задачи, задачи…»
2 группа
- При напряжении 1,2 кВ сила тока в одной из секций телевизора 50мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции?
ДАНО: СИ: РЕШЕНИЕ:
2. Электрическая плитка при силе тока 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки.
ДАНО: СИ: РЕШЕНИЕ:
Приложение 2.
«Задачи, задачи…»
3 группа
- Определить напряжение на концах проводника, сопротивление которого 20 Ом, если сила тока в проводнике 0,4 А.
ДАНО: СИ: РЕШЕНИЕ:
2. Определите количество теплоты, которое выделится в двух лампочках сопротивлением по 100 Ом, включенных в цепь параллельно. Сила тока 40 мА, время работы 10 минут.
ДАНО: СИ: РЕШЕНИЕ:
Приложение 2.
«Опыт, опыт…»
1 группа: Практическая работа «Выяснить зависимость силы тока от напряжения и построить график зависимости».
Приборы: источник питания, реостат, амперметр, вольтметр, соединительные провода, ключ
1.Составить схему электрической цепи
2.Собрать электрическую цепь.
3.Снять показания приборов:
№ | Сила тока I, А | Напряжение U,В |
1 | ||
2 | ||
3 |
4.Построить график зависимости силы тока от напряжения
5.Сделать вывод.
Приложение 2.
«Опыт, опыт…»
2 группа: Практическая работа «Проверить формулу силы тока при последовательном соединении проводников».
Приборы: источник питания, 2 резистора, амперметры 2 шт., соединительные провода, ключ
1.Составить схему электрической цепи
2.Собрать электрическую цепь.
3.Снять показания приборов:
№ | Сила тока I, А |
1 | I1= |
2 | I2= |
3 | Iобщ= |
4.Сделать вывод.
Приложение 2.
«Опыт, опыт…»
3 группа: Практическая работа «Проверить формулу напряжения при последовательном соединении проводников».
Приборы: источник питания, 2 резистора, амперметр, вольтметр, соединительные провода, ключ
1.Составить схему электрической цепи
2.Собрать электрическую цепь.
3.Снять показания приборов:
№ | Напряжение U,В |
1 | U1= |
2 | U2= |
3 | Uобщ= |
4.Сделать вывод.
Опорный конспект
Опорный конспект позволяет учащимся видеть наглядно весь полученный теоретический материал.
Электрический ток
+ -
тепловое
+ + действие химическое
+ магнитное
Закон Ома
Для участка цепи Для полной цепи
I=U/R I= ﻉ /(R+r)
ﻉ=Aст/q
[I]=A последовательно
[U]=B параллельно
[R]=Ом
Типы соединений
Последовательное Параллельное
R1
R3
R2
R
R2
I=I1=I2=I3 I=I1+I2+I3
U=U1+U2+U3 U=U1=U2=U3
R=R1+R2+R3 1/R=1/R1+1/R2+1/R3
R3
P=A/t=IU
А=IUt
Q=I2Rt
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»
Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и преданного друга Муму.Задачи урока: ...
Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.
Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества обученности по остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»
Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...
Открытый урок в 8 «А» классе Тема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)
Открытый урок в 8 «А» классеТема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)...