Игровые технологии как объединяющий фактор в учебно-воспитательном процессе в условиях инклюзивного образования
статья на тему
Обобщение опыта по теме "Инклюзивное образование". Работа рассказывает об игровых технологиях, которые можно использовать на уроках литературы в классах с инклюзией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuziya.docx | 44.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Игровые технологии как объединяющий фактор в учебно-воспитательном процессе в условиях инклюзивного образования
Инклюзивное образование – это совершенно новая система, где ученики и учителя работают идут к общей цели – доступному и качественному образованию для всех без исключения детей. В классах, где дети с ОВЗ (VII и VIII вида) обучаются по отдельной программе и отдельным учебникам, зачастую еще одна немаловажная цель инклюзивного образования – интеграция ребенка в общий образовательный процесс – не достигается в полной мере. Большая часть класса работает по одной программе, а ребенок с ОВЗ работает отдельно по своей теме, не взаимодействуя с остальными. Вроде бы вместе, а по сути – врозь. Преодолеть эту пропасть помогут игровые технологии, которые можно вписать в любой урок. Игры интересны всем детям без исключения, поэтому могут выступать не только как образовательные технологии, но и как объединяющий фактор в классах с инклюзией.
Актуальность темы заключается в необходимости разработать средства и технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих социализации ребенка в классе и школьном сообществе.
Дидактическая игра - одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она помогает в доступной форме обобщить изученное, закрепить, повторить, а также помогает более глубокому усвоению пройденного материала. Ребенок прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности.
Викторина как вид интеллектуальной игры может быть использована на различных этапах урока литературы. Викторины – отличные помощники учителя на уроках повторения тематического блока, так как позволяют охватить большой объем пройденного материала. Викторина как игровая технология на уроках литературы повышает интерес к предмету, так как поднимает у учащихся соревновательный дух, помогает закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения. В викторину, рассчитанную на часть класса, обучающуюся по обычной программе, можно включить вопросы по коррекционной программе. Так, ребенок с ОВЗ будет участвовать в общей работе и не чувствовать себя обделенным.
Пример викторины по произведениям «Бежин луг» Тургенева и «Кузнечик Денди» Дональда Бисетта.
1. Как звали собаку рассказчика в произведении «Бежин луг»?
2. Что учитель говорил кузнечику в произведении «Кузнечик Денди», когда он прыгал выше всех?
3. Как рассказчик в произведении «Бежин луг» познакомился с крестьянскими мальчишками?
4. Как кузнечик в произведении «Кузнечик Денди» повстречался с улиткой?
5. Кто из мальчиков в произведении «Бежин луг» был из обеспеченной семьи?
6. Почему улитке из произведения «Кузнечик Денди» нравилось быть улиткой?
7. Кто из мальчишек в произведении «Бежин луг» рассказывал историю про русалку?
8. Почему кузнечик Денди не мог попасть домой на обед?
9. Кто из мальчишек в произведении «Бежин луг» был самым младшим?
10. Как кузнечик Денди попал домой?
Игру как объединяющий фактор можно применять во время динамической паузы. Пример такой игры - игра «Расшифруй слово». На интерактивной доске изображена таблица. Ребятам необходимо написать слово, связанное с литературой (название произведения, автора, термин и т.п.) на каждую букву этого слова и вписать в таблицу. Такие задания также можно проводить, разделив класс на команды.
С – К – А – З – К – А - |
Игра «Найди пару» может содержать в себе любую литературную информацию. На интерактивной доске можно поместить названия произведения и их авторов, отчество, имя писателя и его фамилию и т.д. Учащимся в этой игре необходимо соединить пункты столбцов, найдя правильную «пару». Эту игру также можно использовать в качестве разминки.
Иван Тургенев | «Дубровский» |
Николай Некрасов | «Муму» |
Василий Жуковский | «Заячьи лапы» |
Константин Паустовский | «Черная курица, или подземные жители» |
Дональд Бисетт | «Спящая царевна» |
Александр Пушкин | «Кузнечик Денди» |
Антоний Погорельский | «Железная дорога» |
Игра «Найди лишний элемент» отлично подойдет в качестве повторения на этапе актуализации знаний. Ребятам необходимо выходить к доске и обводить маркером свой ответ.
Задание: найти лишний элемент в цепочке.
красивый – деревянный – синева – красный
маленький – мизерный – крохотный – небольшой – пушистый
бежать – лететь – плавание – прыгает
Еще одна игра для интерактивной доски – «Собери цепочку», которая будет интересна любому ученику. Ее достоинство в том, что играть ребята могут как у доски, так и на распечатанных карточках. На экране (или на карточках) – звенья цепи, каждое из которых – это момент из произведения. Ребятам нужно соединить звенья, восстановив сюжет произведения, собрав таким образом цепочку.
Использование игровых технологий как объединяющего фактора в классе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования помогает:
успешно адаптировать ребенка к новой ситуации развития;
развивать школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
сохранить и укрепить его нравственное, психическое и физическое здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Благоприятный климат как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса
Автор статьи рассказывает о своем опыте работы формирования классного коллектива. В основе работы по созданию коллектива лежат толерантность, взаимопонимание, уважение к личности ребенка. Дети составл...
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"
Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...
Психологические факторы риска у детей с особыми потребностями развития и методические рекомендации по их предупреждению в условиях инклюзивного образования
Данная статья описывает психологические факторы риска у детей с ограниченными возможностями в условиях обучения в общеобразовательной школе и способы их предотвращения...
Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования»
Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования»...
Коррекционно-педагогические технологии в сопровождении обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
В статье говорится о что нужны специальные условия для инклюзивного образования, включающие в себя: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми с ОВЗ, соответствующих в...
«Методика применения информационно-коммуникационных технологий как фактора интенсификации учебно-воспитательного процесса на уроках и внеурочных занятиях гуманитарного цикла»
В данной статье представлены особенности использования учителями русского языка и литературы информационно-коммуникационных технологий на уроках и внеурочных занятиях. Цель статьи - оказание методичес...