Альманах "Подвиг". Методическая разработка.
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Устный журнал о трудовом и ратном подвиге советских ученых, конструкторов, изобретателей в годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvig-zhurnal.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УСТНОГО ЖУРНАЛА О ТРУДОВОМ И РАТНОМ ПОДВИГЕ СОВЕТСКИХ УЧЕНЫХ, КОНСТРУКТОРОВ, ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Альманах "Подвиг"
Подготовили :
Яковлева Людмила Александровна,
преподаватель физики.
Кобенякова Татьяна Ермолаевна,
преподаватель истории
Альманах " ПОДВИГ"
Устный журнал о трудовом и ратном подвиге советских ученых, конструкторов, изобретателей в годы Великой Отечественной войны.
Цели проведения альманаха:
Методическая - использование методики деловой игры для осуществления межпредметных связей, развития познавательного интереса.
Образовательная ( дидактическая) - развитие навыков анализа и обобщения учебного материала и материала научно-популярной литературы, видеоматериалов, возможностей интернета и использование его на практике; расширение кругозора по изучаемым темам программы.
Воспитательная - патриотическое воспитание; формирование навыков общения с аудиторией; воспитание самодисциплины организованности в работе.
Организационный замысел: мероприятие провести как устный журнал, страницы которого расскажут о некоторых из множества эпизодов героического, равного подвигу труда советской интеллигенции - ученых, конструкторов, изобретателей и инженеров - в годы Великой Отечественной войны во имя Победы над фашизмом, намеревавшимся уничтожить наше государство, а его народы поработить.
Программа устного журнала
1.Страница первая - "Грозный 1941-й".
2.Страница вторая - " Танк Т-34".
3.Страница третья - "В осажденном Ленинграде".
4.Страница четвертая - " На голубых морских дорогах".
5.Страница пятая - " За рекою грянула "катюша" по врагу давиной огневой".
6.Страница шестая - " Парад Победы".
Конспект альманаха
Вступление учителя истории: 9 мая 2010 года исполнится 65 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм, освободив от него Украину, Белоруссию, Прибалтику, многие государства Восточной Европы. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы "приближали как могли" все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Сегодня мы посвящаем наш альманах Победе и вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом.
1ведущий: В тихий рассветный час 22 июня 1941 года немецко-фашистские полчища напали на нашу Родину.
Война - жестче нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
( А. Твардовский.)
2ведущий: Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука.
Уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны. Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем говорилось:"В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащие всему человечеству".
1ведущий: В конце сентября гитлеровцы развернули генеральное наступление на Москву. Враг стремился окружить наши войска, защищавшие столицу, разбить их, блокировать Москву.
У одного пленного офицера было обнаружено обращение немецкого командования к солдатам Восточного фронта. Вот что в нем говорилось:" Солдаты! Перед вами Москва! За два года войны все столицы континента склонились перед вами, вы прошагали по улицам лучших городов. Вам осталась Москва. Заставьте ее склониться, покажите ей силу своего оружия, пройдитесь по ее площадям. Москва - это конец войны. Москва - это отдых. Вперед!"
2ведущий: А Москва тем временем жила и готовилась к проведению традиционного парада, посвященного 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
С этого выдающегося исторического события мы начинаем наш "Аьманах".
(открывается страница №1 - демонстрируется видеозапись парада)
Парад состоялся 7 ноября 1941 года. Все понимали отсюда, с Красной площади, они пойдут прямо на фронт - враг был у ворот Москвы.
Красная площадь,
Порой лихолетья
Ты говорила:
Ни шагу назад!
И уходил прямо в бой
И в Бессмертье
С площади Красной
Российский солдат.
( Илья Резник).
1ведущий: (открываем вторую страницу)В сентябре 1943года танкисты получили новый тяжелый танк ИС, созданный под руководством Ж.Я. Котина. Этот танк превосходил по бронезащите немецкий "Тигр" в 1,5 раза. Кроме того, он был оснащен мощным вооружением. Также продолжалась и модернизация среднего танка Т-34, который считался лучшим танком Второй мировой войны, и даже немцы признавали его "самым мощным из всех существовавших тогда танков. Если бы мне было известно о таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну". На Уральском заводе под руководством академика Е.О.Патона ручная сварка бронекорпусов танка была заменена автосваркой. Впервые в мировой практике был применен метод отлива стальных деталей в металлических формах.
А поле боя держится на танках.
Взревут моторы, и сверкнет броня.
По грязи, по оврагам полустанков
Прорвут любую линию огня.
Уходят танки - стройные колонны,
Уходят танки в ковылях сухих.
И над землей от битвы раскаленной
Зарницы звонко провожают их.
А танк - он не за звезды на мундире
Под Прохоровкой ранен был в бою.
Спасибо тебе, Танк Т-34,
За боевую молодость твою.
Демонстрируется фрагмент видеофильма о танке Т-34, сообщение о музее танка Т-34.
И над землей от битвы раскаленной
Зарницы звонко провожающих.
А танк - он не за звезды на мундире
Под Прохоровкой ранен был в бою.
Спасибо тебе, танк Т-34,
За боевую молодость твою.
2 ведущий: ( открываем третью страницу альманаха).
Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У меня еще есть адреса,
По которым найду голоса.
Это слова подходят к людям, познавшим Блокаду Ленинграда.
Далее демонстрируется видеоматериал о блокаде Ленинграда, о Дороге "Жизни".
В осажденном Ленинграде
В сентябре 1941года враг подошел к городу и обрушил на него снаряды, бомбы (только за сутки на город падало более 6тыс. зажигательных бомб). Когда был захвачен Шлиссельбург, расположенный в устье Невы, Ленинград оказался блокирован с суши.
Жить и работать в осажденном городе на Неве становилось все труднее. По-прежнему происходили жестокие бомбежки, рвались снаряды, хуже стало с продовольствием: во второй половине ноября его скудные нормы были сокращены до 250 г хлеба рабочим и 125г - служащим. Вдумайтесь в эти числа! Ощутите весь ужас, что стоит за ними: голод, смерть…
А судьба посылала жителям героического города новое тяжкое испытание: ударили морозы; в начале января 1942 г. они доходили до -35С. Полностью замерз водопровод, вышла из строя канализация, не работало центральное отопление; подача электроэнергии была строго лимитирована, остановился городской транспорт. Но город жил, трудился! И все это - усилием воли! Моральный дух ленинградцев, людей науки был необычайно крепок. Жажда изобретательства, научное дерзание, смелая инициатива - вот что было характерно для них.
В истории обороны Ленинграда и деятельности ленинградских ученых есть героический эпизод, который связан с "Дорогой жизни"; он занимает одно из самых выдающихся мест в ее летописи.
По льду замершего Ладожского озера была проложена автотрасса, связавшая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь осажденного Ленинграда; она давала возможность эвакуировать из города больных и раненых, завести продовольствие, материалы, оружие.
(демонстрация схемы ленинградской ледовой "Дороги жизни").
Вскоре выяснилось обстоятельство, на первый взгляд совершенно необъяснимое: когда грузовики шли в Ленинград, максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути с больными и голодными людьми, т.е. со значительно меньшим грузом, часто машины проваливались под лед. Перед учеными встала задача: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности.
Исследования проходили в темноте, под обстрелом, на ветру в тридцатиградусную стужу; их вела группа сотрудников физтеха: П.П. Кобеко, Ф.И. Марей, Н.М. Рейнов, Н.С. Иванова, Н.И. Шишкин, Ю.Н. Неронов и другие. Они изучали пластическую деформацию и вязкость льда, его проломы и грузоподъемность, изменение амплитуды ветровых колебаний, динамические деформации под влиянием нагрузок, суточные естественные колебания ледяной толщи и др.
Исследования помогли установить ряд закономерностей. Степень деформации льда зависит от скорости движения транспорта - это был главный вывод. Критической оказалась скорость, близкая к 35км/час.
Особенно опасной становилась ситуация, когда транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны; в этом случае даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс.
Опыт: демонстрация явления механического резонанса.
На основе полученных результатов ученые выработали правила безопасного движения по ладожской трассе; составили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с разными грузами. Эти таблицы и правила были размножены и использовались неукоснительно на всем фронте. Ледовые аварии прекратились.
Академик А.Ф. Иоффе впоследствии писал, что этот цикл работ сыграл положительную роль и при прорыве блокады.
1ведущий: ( открываем четвертую страницу альманаха).
Еще Петр 1 говорил, что создание флота, тем более военного - дело сложное, требующее больших средств и времени, оно практически не возможно во время войны. Это прекрасно понимало и фашистское командование, поэтому один из жесточайших ударов обрушило именно на советский Военно - Морской флот.
Демонстрируется видеофрагмент о Балтийском военном флоте.
На голубых морских дорогах
Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом , а другую - "запереть" на морских базах с помощью различного типа мин и постепенно ликвидировать. Мины были секретным и грозным оружием. Однако удалось обнаружить, что мины - магнитные: они срабатывали под действием магнитного поля проходящего корабля. Вот один из эпизодов, который помог установить это:
"Ранним июньским утром 1941 года из Севастополя на боевое задание вышел эсминец "Быстрый". Не успел он отойти от порта, как мощный взрыв потряс его….. Эсминец подорвался, но, как вскоре выяснилось, до него по тому же форватеру благополучно прошли два транспорта и буксир. Это означало, что мины реагируют не на каждый корабль… Вскоре нашли невзорвавшуюся мину. С большими предосторожностями вытащили ее на берег. Разборка в любое мгновение могла окончиться взрывом… Оказалось, что в механизме три взрывателя. Один, инерционный, срабатывает при ударе о какую- либо твердую поверхность, например землю. Этот взрыватель уничтожал мину, тем самым не "позволяя" ей попасть в руки противника. Специальная мембрана второго взрывателя зорко "следила", чтобы мину не смогли поднять на поверхность моря: при подъеме она прогибалась, и взрыватель срабатывал. Третий, электрический, взрыватель управлял прибором, "улавливающим" магнитное поле проходящих кораблей".
Еще до войны в ЛФТИ под руководством профессора А.П. Александрова были начаты работы, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами. В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов.
Для понимания метода размагничивания, напомним Вам некоторые опыты по электромагнитной индукции.
- Явление электромагнитной индукции.
- Опыт-головоломка ( с бифилярной обмоткой).
С помощью положенной на палубу или подвешенной с наружной стороны бортов большой петли 1 из специального кабеля, пропускался электрический ток, вокруг корабля создавалось искусственное магнитное поле 2 противоположного направления по отношению к собстенному магнитному полю 3 корабля; в итоге результирующее магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины. 27июня 1941года был издан приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В их состав входили офицеры, ученые ленинградского физтеха, инженеры, монтажники. Научным руководителем работ был назначен А.П.Александров. В одну из бригад добровольно вошел физик профессор И.В.Курчатов. Был создан и безобмоточный метод размагничивания. Это была еще одна победа ученых. Страна оценила это: ведь были сохранены для Родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней. В апреле 1942 года группе сотрудников ЛФТИ - Анатолию Петровичу Александрову, Игорю Васильевичу Курчатову, Вадиму Робертовичу Регелю, Петру Григорьевичу Степанову, Владимиру Максимовичу Тучкевичу, военным морякам Борису Елизаровичу Годзевичу и Ивану Васильевичу Климову - была присуждена Государственная премия первой степени.
2 ведущий:) ( открываем пятую страницу альманаха.
А, вот славная страница из истории советской артиллерии минувшей войны.
Демонстрируется видеофрагмент о создании новых реактивных артиллеристских установок.
"За рекою грянула "Катюша" по врагу лавиной огневой".
Ученые вложили свои знания и труд в создание новых артиллерийских установок - реактивных, которые обеспечивали мощный маневренный огонь, массированные залпы и были любовно прозванные в народе "Катюшами". Реактивные снаряды имели ряд преимуществ перед обычными: заряд, сообщающий движение, находился внутри них, отсутствовала отдача при выстреле и поэтому не требовались дорогие орудийные стволы из высококачественной стали. По сравнению с тяжелыми орудиями эти установки были малогабаритны и монтировались на автомобилях.
Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941 года: батарея капитана И.А.Флерова произвела залп из семи пусковых установок по железнодорожной станции Орша. Генерал-лейтенант Г.Д. Плесков вспоминал: " Мы на наблюдательном пункте оцепенели, когда услышали первый залп. С оглушительным ревом, свистом и раскатистым скрежетом вслед за огромными клубами красно-черного дыма прочертили небо над нашими головами горящие кометы. И все это в какое-то мгновение. Я прильнул к стереотрубе. Уму не постижимо, что творилось километрах в четырех от нас. Не то что там танки и машины - горела даже земля! Сердце захватывала радость, гордость за Родину, за творцов грозного оружия. Перепуганные гитлеровцы назвали оружие "адской мясорубкой".
Враг не знал устройства и любой ценой хотел раскрыть тайну. Были назначены большие награды тем, кто захватит хотя бы одну установку, "метающую ракетообразные снаряды". Но советские воины свято хранили секрет. Когда батарея И.А. Флерова попала в окружение под Смоленском и не могла выйти из него, воины по приказу своего командира взорвали боевые установки, при этом погибли и они сами.
Для улучшения этого оружия, еще очень несовершенного из-за своей новизны, было создано Конструкторское бюро во главе с В.П. Барминым - крупным ученым в области механики и машиностроения. К работе, проводившейся в очень энергичном темпе, примкнул ряд научно-исследовательских институтов. Она велась в двух направлениях: модернизация ракеты и конструирование новых пусковых устройств. В результате в снаряды смогли закладывать вдвое больший заряд; была разработана группой ученых во главе с Ю.Э. Эндеком, причем за несколько дней, 36-зарядная пусковая установка на шасси автомашины ЗИС-6 с тремя рядами направляющих полозьев; она участвовала в боях под Москвой.
Говорит пехота:- Чистая работа!
Где ударит "Катя" - фрицу не пролезть.
Воевать охота, - говорит пехота,-
Раз у нас такая пушка есть!
Влево и направо бьет врагов на славу.
Впереди - горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву
Сыплет "Катя" щедрою рукой…
(С.Семин)
Во всех военных операциях с лета 1944 года реактивная артиллерия уже выступала как мощное средство подавления врага. И в этом - творческий подвиг создателей этого оружия.
1 ведущий: ( открываем шестую страницу альманаха).
За этот мир платили мы в боях
Ценой немалою, большой ценой:
Четыре страшных года на плечах
Пронес не кто- нибудь, а мы с тобой!
2 ведущий: Долгие 4 года по 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они это делали ради будущих поколений, ради нас. Давайте сохраним навсегда память об этой справедливой войне.
1 ведущий: В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись. 97 из 100! Вот она, война!
2 ведущий: Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
1 ведущий: Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
2 ведущий: Война - это 20 часов у станка в день. Э то урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девочек и мальчишек, как ты.
1 ведущий: Война…. От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600км. Итого: 2600км - это если считать по прямой. Кажется мало, да? Самолетом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года -1418 дней.
Демонстрируется видеозапись фрагмента "Парада Победы" 1945 года.
Заключение: звучит запись " День победы". Салютуем воздушными шарами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...