Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей на уроках естественного цикла
статья по биологии (6 класс) на тему

На примере темы "Клетка" в 6 классе показываю использование технологии РИТС (развитие индивидуальных творческих способностей)  с подобранными мною  заданиями в соответствии деятельности обучающегося. Такое личностно - ориентированное построение процесса обучения рааматриваю  как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_trits_na_urokah_biologii_6_klass.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла.

Автор рассматривает личностно – ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей.

Этапы реализации технологии развития индивидуальных творческих способностей учащихся на уроках биологии в 6 классе по теме «Строение клетки» (УМК  Н.И.Сонин)

I этап.

                                                                                                 Таблица 1

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Тема урока «Строение клетки»

Цель: организация учащихся на репродуктивный способ деятельности

1 момент - представление обязательного программного материала.

А) Изучение вопроса « Формы жизни».

Задание1: Прочитайте два первых абзаца с.16 учебника.

Составьте схему «Формы жизни» по образцу схемы «Химический состав  клетки»

Проверяет, помогает.

Вызывает школьника у которого получилась правильная схема.

Б) Изучение вопроса «Строение клетки»

Использует  мультимедиопроектор, слайд с изображением внутреннего строения клетки, рассказывает про органоиды клетки,  общие для растительной и животной клеток.

Задание 2 Слушая рассказ, вы должны заполнить таблицу в тетради

2момент - Ознакомление с репродуктивным способом деятельности методом «копирования».

Показывает слайд с заполненной таблицей, предлагает сравнить со своей таблицей, исправить.

3 момент: Организация учащихся на отработку репродуктивного способа в совместной деятельности.

 Задание 3: В тексте учебника на с.16,18.

 Найти ключевые слова, характеризующие функцию органоидов. Например: аппарат Гольджи - накопление Б.Ж.У.

4 момент - самостоятельное освоение репродуктивного способа.

Использует мультимедиапроектор, слайды с изображением органоидов клетки, без подписи.

Задание 4: Определить органоид клетки, указать его значение, записать в последовательности  в тетрадь.

5 момент- стимулирующее-итоговый

Подводит итоги, даёт дифференцированные домашние задания:

А) для всех: Опорная схема «Формы жизни», таблица « Строение клетки»

Б) для желающих: Будет ли различаться растительная клетка от животной? Ответ обосновать.

1.Читают, пробуют составить схему в тетради.

Один из учащихся пишет на доске, озвучивая.

                  Формы жизни

       

Безъядерные                 Ядерные организмы

           организмы  

                                     

                                           растения      животные

бактерии   сине-зелёные                 грибы        

                      водоросли                                    

                                 

 2. Слушают, записывают в таблицу.

Органоиды клетки

Функции

Проверяют таблицу.

Органоиды клетки

Функции

1 Плазматическая

мембрана.

2.ЭПС

3.Аппарат Гольджи.

4.Лизосомы.

5.Рибосомы.

6.Митохондрии.

7.Ядро.

1.Защита, транспорт.

2.Связьи транспорт внутри клетки.

3.Накопление Б,Ж,У,

4.Переваривание пищи.

5.Сборка  белковой молекулы.

6.Накопление энергии

7.Наследственная информация.

3Объединяются в группы, получают задания, работают. Зачитывают вслух для всего класса.                                                                                      

4 Смотрят текст учебника, записывают.

По окончании выполнения задания, проверяют, просматривая слайды с ответами, оценивают себя.

Рефлексируют уровень приобретённых знаний и умений, способы деятельности.

II этап.

Таблица 2.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Тема урока «Сравнительная характеристика растительной и животной клеток»

Цель: организация учащихся на освоение   частично-поискового способа деятельности,  на  решение нестандартных задач  с применением мыслительных действий (мыслительные ОУУН).

1 момент.

Организация учащихся на повторение, задания предлагаются на выбор.

 Задание 1Написать  опорную схему «Формы жизни»  

 Задание 2 Написать связь органоидов клетки с их функциями ( митохондрии - накопление энергии).

 2 момент - общий переход к частично-поисковому способу деятельности на материале нестандартных заданий (использование  таких мыслительных операций,  как анализ, синтез, умозаключения (индуктивное, дедуктивное), абстрагирование, обобщение, причинное мышление (по рациональной линии «причина-следствие»).

Задание 3 Проблемный вопрос классу: «Растения и животные имеют некоторые различия в процессах жизнедеятельности. Будут ли отличаться по строению клетки растений и животных».

Используем  логическую  цепочку рассуждений:

Определить нестандартность задания---

увидеть элементы стандартного задания---

найти связь между ними---

осуществить преобразования---- выполнить задание.

Задание 4

Алгоритм работы.

 1.Рассмотрите рисунок на странице учебника 18-19.

2.Ответьте на вопрос, что изображено на рисунке.

3.Сопоставьте эти два объекта. Найдите основное сходство.

4.Рассмотрите органоиды цитоплазмы в растительной и животной клетках. Найдите сходство.

5.Выделите признаки по которым эти два объекта отличаются друг от друга.

6.Объясните причины сходства и различия объектов.

3 момент - ознакомление с частично-поисковым способом деятельности «по образцу»

Задание5:

Заполните таблицу, запишите вывод.

признаки

растительная

клетка

животная клетка

4 момент- отработка частично-поискового способа на уровне «сотворчества»

4 момент.Задание 6 Выполнить лабораторную работу

  - выпо  «Строение растительной и животной клетки». Вспомните алгоритм выполнения лабораторной работы.

Учащие    Предлагает объединиться в группы, руководителям групп получить задание.

Заслушиваем отчёт двух групп.

5-момент- освоение частично-поискового способа на уровне самостоятельного творчества.

Организация самостоятельной работы на двух уровнях:

А) стандартные задания

1) Выпишите из списка органоидов те, которые входят в состав только растительных клеток:

Комплкс Гольджи, эндоплазматическая сеть, вакуоль, митохондрии, хлоропласты.

2) Установите соответствие органоидов и их функций:

1. ядро     а) внутриклеточное  пищеварение;

                2. лизосома           б)  синтез белка;

                3.митохондрия в)наследственной информации;

           Нн4.рибосома.        г) накопление энергии;

 Б) нестандартные задания:          

3. О чём идёт речь, назовите одним словом:

А) Мембрана, цитоплазма, ядро.

Б) Ядрышко, хромосомы, нуклеиновые кислоты.

4.О ком идёт речь.

Обнаружен неизвестный науке вид живого существа. Оно образует плёнку из клеток размером от 0,5 до 2 см при росте на твёрдых поверхностях, органов и разнообразных  тканей не имеет.

Живёт и размножается только в присутствии органических веществ - на старых пнях, на деревяшках, на шляпках грибов. Способно к активному движению – ползёт в сторону света. При исследовании строения клеток обнаружено оформленное ядро. Сделайте предположение о принадлежности  этого существа к одному из известных царств – растений, животных, грибов или бактерий. Докажите своё мнение.

Выделяем, что дано в задаче ( условие)

1.живое вещество (объект).

2.живёт и размножается в присутствии орг. в-в.

3. активен в движении.

4. есть ядро.

Вопрос задачи ( требование):

Определить царство, обосновать свой ответ.

 6 момент – стимулирующее- итоговый.

Проверяет результаты самостоятельной

работы,  дифференцирует учащихся:

- не освоившие репродуктивный способ;

- освоившие репродуктивный способ;

- освоившие частично-поисковый способ.

Отмечает индивидуальное продвижение учащихся по уровням познавательного процесса.

Определяет домашние задания:

- не освоившие репродуктивный способ – строение клетки;

- всем- строение растительной и животной клеток.

-желающим - усложнённое:

Существуют ли в природе организмы, имеющие более простое строение, чем растительная или животная клетки? Если да, то кто они, и какое имеют строение?

Выбирают задания, выполняют письменно.

.Слушают задание, думают.

1.Рассмотривают рисунок учебника.

2.Отвечают на вопрос: на рисунке учебника стр.18-19 изображены животная и растительная клетки.

3.Рассматривают. Сопоставляют. Находят сходство.

а) в клетках есть ядро. Значит растения и животные – ядерные организмы,  б) цитоплазма, в)органоиды цитоплазмы;)

4.Рассматривают органоиды клетки.

Анализируют: находят сходство на уровне органоидов.

И в растительной и в животной клетках есть:

а) ЭПС; б) аппарат Гольджи; в) митохондрии; г) лизосомы.

5. Рассматривают, анализируют, сравнивают, выделяют различия:

В растительной клетке есть:

а) хлоропласты; б) вакуоль; в) толстая, плотная оболочка.

6.а) Сходство: растения и животные имеют общее происхождение.

б) Отличие связано с процессами жизнедеятельности:

            растения                                 животные

          автотрофы           питание       гетеротрофы

          неограничен        рост             ограничен

          относительное    движение    активны

Заполняют таблицу в тетради.

Признаки

Растительная клетка

Животная

клетка

I.Сходство

1)ядро

2) оболочка

3) цитоплазма

  а) плазматическая

     мембрана

  б) ЭПС      

  в аппарат

     Гольджи

  г) лизосомы

  д) митохондрии

II.Отличие

1)оболочка

2)вакуоль (клеточный сок)

3) хлоропласты

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

толстая (целлюлоза)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

тонкая

_

--

--

Вывод:1.клетки растений и животных имеют отличия в строении, так как они различаются по питанию, движению, росту.

         2. клетки растений и животных имеют сходство, т.к. у них общее происхождение.

6 Вспоминают, называют:

-сформулировать цель исследования;

-составить план исследования;

-выполнение исследования;

- формулирование вывода.

Объединяются в группы постоянного состава, получают задания:

« Рассмотреть клетки листа элодеи, выявить признаки растительной клетки»

«Рассмотреть клетки кожицы лука, что доказывает, что это растительная клетка»

«Рассмотреть микропрепарат инфузории – туфельки, выявить признаки животной клетки»

Рассмотреть микропрепарат амёбы, выявить признаки животной клетки»

Выполняют лабораторную работу.

Выступают с отчётом.

Осуществляют выбор заданий в соответствии с посильной степенью сложности

Выполняют «свои» задания, определяют уровень заданий и способы деятельности.

1Дают ответ, сравнивают с образцом:

1.вакуоль, 2 хлоропласты.

2 Дают ответ, сравнивают с образцом:

1в, 2а,3г,4б.

Дают ответ, сравнивают с образцом:

3. А) клетка, Б) ядро.

4.Определяет нестандартность задания, вспоминает ранее изученный материал, находит связь:

- питается готовыми органическими веществами;

-способен к движению;

- в клетке есть ядро.

Вывод: организм из царства животных.

 

Рефлексируют уровень приобретения знаний, умений и способы деятельности.

 III этап.

                                                                                                         Таблица 3

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Тема урока «Бактерии. Вирусы».

Цель: организации учащихся  на освоение

эвристического способа деятельности при выполнении усложнённых заданий.

1момент- общее повторение репродуктивного и частично-поискового способов на примерах выполнения стандартных и нестандартных заданий.

Задание1Открыть рабочую тетрадь на странице 9

 задание 11 (репродуктивный уровень)

 задание 12. (частично-поисковый уровень)

2момент - общий переход к эвристическому способу на материале усложнённого задания.

Используем логическую цепочку рассуждений:

Определить задание повышенной сложности---- увидеть элементы усвоенных знаний----- найти связь между ними---- осмыслить критерии, сужающих  «зону поиска»----выбрать вариант  действия.

Используется мультимедиапроектор, слайды представителей различных царств живой природы: вирус, бактериофаг, сине-зелёная водоросль,  хламидомонада, амёба.

 Задание2.: Сравнить, найти черты сходства  и различия. Определить царство, форму жизни.

У учащихся  возникает проблемная ситуация между имеющимися знаниями и необходимыми для  выполнения задания.

 

Задание3.: Прочитать текст учебника на стр. 20, определить форму жизни, строение вируса.

Задание4. Рассмотрите рисунок на стр. 21, прочитайте название рисунка,  назовите царство, форму жизни бактериофага

Задание5.Предложите новую классификацию живой природы.

Задание6: Найдите в тексте на с 20  ответ на вопрос: »Какую роль играют вирусы в жизни растений, животных, человека?»

3момент-ознакомление с эвристическим способом «по образцу».

Показывает слайд, используя мультимедиапроектор, где даны  представители живых объектов разных царств: аденовирус человека, вызывающий простуду и грипп,  спирогира, бацилла туберкулёза, дождевой червь, гриб-мухомор.

 Задание7: Определить местоположение данных живых объектов в схеме »Классификация живой природы. Обосновать свой выбор

4момент- отработка эвристического способа на уровне «сотворчества»

Задание8: В последнее время всё чаще появляются сообщения о возможном существовании жизни на Марсе. Если какие-то формы жизни там встречаются, то какими признаками они должны обладать?

Если жизнь на других планетах только зарождается, может ли она быть представлена исключительно вирусами- самой простой из известных форм жизни? Поясните свою точку зрения.

Определяем условие и прблему :

Условие:

1.Жизнь на Марсе (явление биологическое).

2.Вирусы на Марсе (объект)

Проблема:

Вопрос: Могут ли быть первыми на Марсе вирусы?

5момент- освоение эвристического способа на уровне самостоятельного творчества.

Задание9:  

Назвать одним словом:

А) ядро, оболочка, цитоплазма.

 ( эукариоты).( стандартный уровень)

Б) вакуоль, хлоропласты,  целлюлозная оболочка. (растительная клетка) (нестандартный уровень):

В) нуклеиновая кислота, белковая оболочка (вирусы)   (Усложнённый уровень:

Г) хлоропласты, хромопласты, лейкопласты (пластиды)

(Усложнённый уровень)

6 момент – стимулирующее- итоговый.

Проверяет результаты самостоятельной работы,  дифференцирует учащихся:

А) не освоившие репродуктивный способ-стандартные и нестандартные задания;

  Выполнить задание на странице учебника 23: какие органоиды клетки изображены на рисунке? Какие функции они выполняют?

Б) освоившие репродуктивный способ-нестандартные и усложнённые задания;

Выполнить задание на странице  учебника 23, какие клетки изображены на рисунках.

 В) освоившие частично-поисковый способ - усложнённые задания;

Задание:

Существование вирусов подтверждает или опровергает тот факт, что клетка – элементарная единица жизни? Ответ свой обоснуйте.

Г) освоившие эвристический  способ - усложнённые задания и для желающих- одно внепрограммное для отыскания способа его выполнения.

Задание:

В природе существуют одноклеточные организмы – амёба и многоклеточные организмы – собака. Что их объединяет, а что разъединяет? Ответ обосновать.

Отмечает индивидуальное продвижение учащихся по уровням познавательного процесса.

1. Определяют уровень задания, способ его выполнения, выбирают «своё» задание.

2.Смотрят, сравнивают,  предлагают ответы,обосновывают свои решения

(те учащиеся, кто выполняли усложнённое домашнее задание предлагают свои решения):

Сине-зелёная водоросль- царство бактерий,

жизненная форма – прокариоты (нет ядра в клетке).

Хламидомонада-царство растений (в клетке есть хлорофилл), жизненная форма – эукариоты (в клетке  есть ядро).

Амёба – царство животных, жизненная форма – эукариоты.

Вирус и бактериофаг – кто такие?

 

3.Читают, думают, отвечают:

Вирусы - неклеточная форма жизни,

живут в клетках растений, животных, человека.

Вирусы – просто устроены: молекула нуклеиновой кислоты, заключённая в защитную оболочку

4.Рассматривают, сравнивают, предлагают варианты: бактериофаг – это вирус, поражающий бактерии.

5.Думают, вспоминают старую классификацию, пробуют самостоятельно, предлагают.

              Живая природа

Неклеточная             Клеточная

 форма жизни          форма жизни

Вирусы               Безъядерные      Ядерные

              Бактерии   Сине-зелёные    Растения

                                 Водоросли          Грибы

                                                        Животные

6.Читают текст на стр. 20, абзац 1, отвечают на вопрос: Вирусы- внутриклеточные паразиты, вызывают заболевания у растений, животных, у человека- СПИД, грипп, корь, оспа.

7.Объединяются в постоянные группы,

смотрят, думают, сравнивают, предлагают, обсуждают, работают по алгоритму:

- выделить объект;

- найти его особенности в строении;

-  определить царство;

 -  начертить схему.

         Живая природа

 

Неклеточная                  Клеточная

                                       

                                   Безъядерные    Ядерные

Аденовирус

человека            Бацилла                   Гриб-

                                                            мухомор.

                         туберкулёза            спирогира

                                                          дождевой

                                                          Червь.

Спирогира – царство растений, т.к в клетках

её есть хлорофилл, автотрофное питание.

 Дождевой червь – царство животные, т.к. питается листьями, готовой пищей ( гетеротрофное питание), активно передвигается,

 гриб-мухомор – царство грибы, т.к. есть грибница, которой гриб поглощает питательные вещества (гетеротрофное питание).

 Спирогира, дождевой червь, гриб относятся  к ядерным организмам, т.к  в клетке есть ядро.

Бацилла туберкулёза – относится к безъядерным, в клетке нет ядра, наследственный материал находится в цитоплазме, относится к клеточной форме жизни, имеет оболочку клетки, цитоплазму.

Аденовирус человека -  царство вирусы, состоит из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки, неклеточная форма жизни.

8.Определяют уровень сложности задания и способ деятельности.

 1.Уточнение известных фактов, понятий из

условия задачи:

- признаки живого (называют)

- понятие вирусов ( вирусы-неклеточные формы жизни, проявляют свойства живого- размножение, обмен веществ и энергии, только в клетках других организмах.

2.Выявляют связь между данными фактами.

3. Делают вывод:

-первыми организмами вирусы быть не могут;

- Признаки первых организмов, которыми должны обладать: клеточное строение (наличие клетки с наследственным материалом),

и все свойства живого.

9.Определяют уровень сложности задания, способ его выполнения.

Самостоятельно выполняют «свои» задания.

Рефлексируют уровень приобретённых знаний и умений, способы деятельности.

        IV этап.

Таблица 4

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Урок 4  Тема «Клетка-единица строения и жизнедеятельности живых организмов.

Цель: организация учащихся на  комплексное освоение разноуровневых способов познавательной деятельности с выходом на исследовательский.

1 момент – дифференицированное  повторение  ранее освоенных способов.

Задания: 1.Рабочая тетрадь с.9  № 15. (репродуктивный уровень)

2.Рабочая тетрадь с.9  № 14. (частично-поисковый уровень)

3.Рабочая тетрадь с.9 № 13.(эвристический уровень):

2 момент – общий переход к исследовательскому способу   при выполнении внепрограммных заданий.

Используем логическую цепочку рассуждений:

Определить внепрограммное  задание ---- выделить проблему----- определить  связь проблемы с ранее изученным ----   выбрать критерии (связать тему, условия, требования)----выбрать вариант  действия.

Задание1: «Может ли живой организм состоять из одной клетки?»

 «Определите критерии (признаки) по которым мы будем определять существование одноклеточных организмов»

 Определите варианты  ваших действий

Задание2 Докажите, возможность существования одноклеточного организма.

  Выдаёт задания исследовательским группам,  подходит, помогает.

Цель исследования: доказать, что клетка не только единица строения, но и  единица жизнедеятельности.

План исследования:

1.Изучить строение объекта, рассмотреть его  под микроскопом.

2.Изучить биологическую литературу по предложенному объекту.

3.Связать данные, полученные из дополнительной литературы и практических действий.

4.Сделать вывод.

Показывает слайды мультимедиопроектора с изображением исследуемых организмов.

3 момент-ознакомление с исследовательским

способом «по образцу»

- выделение проблемы;

- определение связи проблемы с ранее познанным;

- выдвижение гипотезы решения проблемы;

- определение критериев избирательного поиска;

- определение вариантов действия;

Критерии избирательного поиска не задаются, определяются самими учащимися

Задание3 В сравнении с одноклеточными, клетки многоклеточных  выполняют определённую функцию. Рассмотрим на примере гидры кишечнополостных.

 Рассмотрите строение клеток гидры в соответствии с их функциями. Даёт задания группам

4 момент – дифференцированная работа  учащихся « в зоне ближайшего развития»

Для типичных групп учащихся подбираются задания:

А) для освоивших репродуктивный способ – задания нестандартные;

Б) для освоивших частично-поисковый способ – задания усложнённые;

В) для освоивших эвристический способ – внепрограммные задания.

Учитель, распределяя своё внимание между работающими группами, всё же основное внимание сосредотачивает на наиболее сильных учащихся, осваивая с ними исследовательский способ на уровне сотворчества. Применяются комбинации мыслительных действий в единстве с интуицией.

Предлагает систему заданий:

- задания  нестандартные: Какие факты свидетельствуют о единстве происхождения всех живых организмов?

Используют логическую цепочку рассуждений:

Определить нестандартность задания---

увидеть элементы стандартного задания---

найти связь между ними---

осуществить преобразования---- выполнить задание.

Условие (Дано):

1 Единство происхождения живых организмов (явление)

2.Что лежит в основе явления?

(строение, состав, жизнедеятельность.)

Требование (вопрос задачи).

Факты.

-задания усложнённые: Докажите, что клетка является целостной биологической системой.

Используем логическую цепочку рассуждений:

Определить задание повышенной сложности---- увидеть элементы усвоенных знаний----- найти связь между ними---- осмыслить критерии, сужающие  «зону поиска»----выбрать вариант  действия.

Условие:

1.Клетка (объект).

2.Целостная система

3.Биологическая система (явление)

внепрограммные задания:  прочитайте статью  «Фагоцитоз. Пиноцитоз», рассмотрите рисунки на стр.20 учебника.

Найти ответы на вопросы:

1.Дать определение фагоцитоза, пиноцитоза.

2 Какой органоид участвует  в  данных процессах?

3. Какое значение имеет фагоцитоз, пиноцитоз  для клетки и для организма в целом?

Выполнить задание:

1 Как вы думаете, почему у растений не обнаружен фагоцитоз?

Условие (Дано):

1.Фагоцитоз (явление биологическое)

2.Растения (объект)

Требование (вопрос).

5 момент-стимулирующее- итоговый.

Отмечает индивидуальные познавательные успехи. Даёт перечень домашних заданий всех уровней, предлагает осуществить рефлексию в домашних условиях в отношении всех четырёх способов познания.

А) Ответить на вопросы № 1,5,10 страницы 23 учебника.

Б) Ответить на вопросы № 3, 6, 7,8,9. страницы 23  учебника.

В)  Ответить на вопросы № 2, 4, 11,12. страницы 23  учебника.

В) Составить определения  слов на странице учебника 23.

Определяют уровень задания, способ деятельности.

Выбирают «свои» задания, выполняют их.

1.Работают по алгоритму:

А).Выделить проблему.

Б) Найти связь с ранее изученным материалом.

В) Выдвижение гипотезы

Г). Определение критерии

Д).Определение вариантов действий.

А) Проблема: какая клетка может выполнять все функции живого организма?

Б).Связь с ранее изученным материалом:

Клетка  должна иметь мембрану, цитоплазму, наследственный материал, ЭПС, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи.

В). Варианты гипотез:

- Это организм из царства животных, он должен обладать способностью к движению.

- Это может быть растительный организм, самый примитивный по строению, но способный осуществлять  фотосинтез.

- Это может быть и бактерия, имеющая самое простое строение, но выполняющая функции всего организма

Г).Определяют критерии:

- питание, дыхание, выделение, обмен веществ и энергии, рост, движение, размножение.

Д) Предлагают варианты действий:

- Изучить строение известного одноклеточного организма;

- связать строение с выполняемыми функциями.

Получают задания:

1 группа- хламидомонада.

2 группа – амёба.

3 группа – сенная палочка.

4 группа – дрожжи.

Учащиеся работают в группах, но

функции действий распределены:

кто-то готовит микроскоп к работе и рассматривают микропрепарат,

 кто-то просматривает биологическую литературу, делает выписки, затем обобщают материал и выступают перед классом.

Хламидомонада – одноклеточный организм  царства растений, существует самостоятельно в природе. В клетке происходят процессы питания  - автотрофно (наличие хлорофилла в хроматофоре, осуществляется процесс фотосинтеза) и гетеротрофно ( поглощая всей поверхностью тела вещества из внешней среды), организм дышит (газообмен происходит всей поверхностью тела, кислород поступает в митохондрии клетки.).

Хламидомонада движется (есть жгутики), клетка растёт и делится ( есть клеточный центр). Внутри клетки есть органоиды, которые осуществляют внутриклеточное переваривание пищи (лизосомы), дыхание и накопление энергии (митохондрии), транспорт веществ внутри клетки (ЭПС), запас питательных веществ ( комплекс Гольджи), происходит передача наследственных признаков  при делении (ядро)

Таким образом, хламидомонада как одноклеточный организм может существовать  самостоятельно.

Аналогично и с другими  организмами.

Получают задания,работают по алгоритму, используют микроскоп, биологическую литературу, находят связь строения и выполняемыми функциями, выступают.

1 гр.нервная клетка

2 гр. кожно-мускульная клетка

3  гр. стрекательная клетка

4гр. железистые клетки

Алгоритм работы:

1. Изучить строение объекта.

2 Рассмотреть объект под микроскопом.

3.Изучить биологическую литературу по предложенному объекту

4.Сделать вывод

Объединяются в группы, выбирают задания, работают, выступают.

Работают по алгоритму, находят ответы, самостоятельно выходят на открытие нового.

Решение:

1 Воспроизведение известной информации по теме, осмысление условия задачи, нахождение связи между ними.

2.Предполагаемый ответ учащихся:

факты, доказывающие  единство происхождения  всех живых организмов:

- все живые организмы имеют клеточное строение;

- клетка имеет общий план строения;

- у всех живых организмов сходный химический состав клетки.

Решение:

1 Воспроизведение известной информации по теме, осмысление условия задачи, нахождение связи между ними.

2 Осмысление критерий, выбор действий.

3 Предполагаемый ответ учащихся:

-клетка  является системой, т.к. имеет части клетки: мембрана, цитоплазма,  генетический аппарат.

 - клетка будет целостной, т.к. все её части взаимосвязаны;

  - клетка является биологической, т.к. питается, дышит, растёт,  размножается;                          

Читают, отвечают на вопросы.

 Определяют уровень задания, действуют по алгоритму исследователького способа познания.

Решение:

1.Выделение проблемы: почему у растений отсутствует фагоцитоз?

2.Нахождение связи проблемы с ранее изученным:

а)особенности строения растительной клетки.

б)определение фагоцитоза.

3. Выдвижение гипотезы решения проблемы:

Фагоцитоз осуществляется плазматической мембраной, у растительной клетки есть толстая оболочка, определяющая форму клетки. Будет ли оболочка растительной клетки препятствовать фагоцитозу?

4. Определение критериев:

- значение плазматической мембраны для клетки;

- значение  оболочки у растительной клетки.

5.Выбор действия.

Предполагаемый ответ:

Процессу фагоцитоза у растительной клетки препятствует оболочка.

Рефлексируют уровень приобретённых знаний и умений и способы деятельности.


V-VI-VII этапы.

Таблица 5

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

5 Урок обобщения.

V этап: распознавание уровней сложности задания и соотнесение с ним способа познавательной деятельности.

1,2 моменты- повторение названий и признаков уровней сложности заданий.

3 момент- распознавание уровней сложностей заданий.

Проверка домашних заданий по определению уровней сложности заданий.

 

4момент  соотнесение с уровнем задания способа его выполнения.

 Проверка домашнего задания по соотношению уровня задания со способом его выполнения.

 

5момент- выбор учеником максимально посильного для себя задания и его самостоятельное выполнение. Проверка выполненного домашнего задания, коррекция.

6момент- стимулирующе-итоговый.

Отмечает индивидуальные познавательные успехи.

VI этап: рефлексия и свободный выбор уровня сложности задания и способа его выполнения в самостоятельной работе

1 момент - повторение уровней сложности задания и способов их  выполнения.

 2 момент - рефлексивный тест на материале темы «Строение клетки» Разъясняет как выполнять, оказывает минимальную помощь детям, приучая к максимальной самостоятельности.

3 момент - самостоятельное выполнение заданий, лично выбранных из теста для подтверждения адекватности рефлексивной оценки.

 4 момент-стимулирующе-итоговый.

Комментирует результаты рефлексивного теста.

VII этап: Диагностика индивидуального развития творческих способностей учащихся (по результатам изучения темы)

1 момент-разъяснение задачи и особенности контрольно-диагностического теста

 Разъясняет.

2 момент- предъявление контрольно-диагностического теста

3 момент- выполнение контрольно-диагностического теста.

 4момент- проверка, оценка и гласное представление индивидуальных достижений учащихся  в проявлении творческих способностей.

 Выполнение

А) стандартные задания:

1,2,5, из них правильные утверждения-2,5.

Б) нестандартные задания: 6,7,9, из них правильные утверждения- отсутствуют

В) усложнённые задания: 4,10- правильные утверждения отсутствуют

Г) внепрограммные задания: 3,8- правильные утверждения отсутствуют.

Повторяют, называют.

Выполняют.

1 Я научился распознавать следующие уровни заданий по теме «Строение клетки»

(подчеркнуть)

- стандартные задания;

- нестандартные задания;

- усложнённые задания;

- внепрограммные задания.

2.Я смогу указать уровень сложности следующих нижеприведённых заданий (написать напротив задания):

стандартные задания – репродуктивный способ

нестандартные задания – частично – поисковый способ

усложнённые задания – эвристический способ

внепрограммные задания – исследовательский способ

№1.назвать основные части и органоиды

клетки.

№2. если сравнить клетку с заводом, то каким органоидам можно присвоить следующие названия:

- энергетическая станция;

- склад готовой продукции;

- цех переработки отходов;

- сборочный конвейер;

- информационный центр;

- фотохимическая лаборатория.

На чём основан ваш выбор?

№3 Существование вирусов подтверждает или опровергает тот факт, что клетка – элементарная единица жизни, все организмы состоят из клеток и их производных? Обоснуйте свой ответ.

№4. Сравните растительную и животную клетки.

№5 О чём свидетельствует наличие фагоцитоза у некоторых клеток многоклеточных организмов  и многих одноклеточных организмов.

№6 .Какие изменения произошли бы с животными, если бы их клетки имели оболочки, как у растительных клеток?

Выполняют выбранные задания

.Рефлексируют уровень приобретённых знаний, умений и способы деятельности.

Слушают.

Выполняют самостоятельно:

А) всё подряд;

Б) на выбор.

Контрольно-диагностический тест по теме «Строение клетки»

Выберите правильное и неправильное суждение, поставив знаки «+» или «-«.

1 Все клетки живых организмов имеют ядро.

2. Цитоплазма -внутренняя среда клетки.

3. Некоторые вирусы имеют клеточное строение.

4. Органоиды- это зелёные пластиды клетки.

5. Ядро обеспечивает наследственную информацию.

6. В митохондриях образуются белки.

7.Клеточный сок- содержимое живой клетки.

8.Пиноцитоз-это процесс поглощения плазматической мембраной твёрдых частиц вещества.

9.Все клетки живых организмов имеют пластиды.

10.Микропрепарат-это внутреннее строение клетки.


                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся в процессе подготовки и проведения внеклассного мероприятия "Литературная гостиная"

Содержание.1. ВведениеА) Обоснование и конкретизация выбора темы;Б) Описание целеполагания. Ожидаемый результат;В) Прогноз связи между целями, средствами и результатами;Г) Обоснование выбора методов, ...

«Развитие индивидуальных творческих способностей пятиклассников на уроках истории»

Главное, к чему я стремлюсь – привить ребятам глубокий интерес к исто рии, привить каждому школьнику навыки самостоятельной работы и мышле ния, умения анализа исторических фактов, поиска аргументов в ...

презентация "Intel club": Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством включения в социокультурное пространство

Идея клуба "Intel": Использование инновационных идей в расширении среды межкультурного общения  и  развитие социокультурной компетентности личности...

Формирование трудовых умений и навыков у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида посредством системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности

Данная система деятельности педагога может быть применена на уроках (занятиях) ручного труда и изодеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования для развития творчески...

РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Ученики одного и того же класса отличаются друг от друга по своим преимущественным интересам, способностям, типам мышления, складу характера, отношением к учению. Однако, обучая целый классный коллект...

«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла ».

Эффективность обучения может быть обеспечена только в том случае, если ученик является активным участником учебно-воспитательного процесса, если на уроке присутствует разумная смена деятельности, дающ...

«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла

laquo;Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла...