урок по теме "Дисперсия"
презентация к уроку (физика) по теме

Гаврилова Светлана Владимировна

история открытия явления, ход монохроматических лучей в линзе, объяснение явления дисперсии, определение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.v.gavrilova_dispersiya_2_variant.rar2.72 МБ

Подписи к слайдам:

Чудный дар природы вечнойДар бесценный и святойВ нём источник бесконечныйНаслажденья красотой.Солнце, небо, звёзд сиянье,…Море в блеске голубом,Всю природу и созданияМы лишь в познаём.
свете


09. 04. 13 г
Как? Почему?Откуда?
Дисперсия – звучит прекрасно слово,Прекрасно и явление самоОно нам с детства близко и знакомо,Мы наблюдали сотни раз его! Гром отгремел, стих летний ливень быстрый,И над умытой свежею землейМостом бесплотным радуга повислаПленяя нас своею красотой.Дисперсия здесь «руку приложила»Обычный белый лучик световойОна как будто в призме разложила Во встреченной им капле дождевой.
« рад» – старославянский корень, означает «радость, веселье». В Украине радугу называют весёлкой.
Как неожиданно и яркоНа влажной неба синеве Воздушная воздвиглась аркаВ своем минутном торжестве!Один конец в леса вонзила,Другим за облака ушла,Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла.
Цвет – одно из очевидных свойств света. Очевидное, но непонятное. Какое физическое свойство света создает столь прекрасные ощущения? Теорий было много, но только Ньютон провел систематические исследования и получил ответ на свой вопрос.
Исаак Ньютон
Над его могилой высится памятник с бюстом и эпитафией «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин… Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал ... Пусть смертные радуются, что существует такое украшение рода человеческого».
1643 - 1727

Дисперсия 1666 год
Падая на стеклянную призму, луч преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с радужным чередованием цветов.
красный
оранжевый
желтый
зеленый
голубой
синий
фиолетовый
spectrum (лат.) - видение.
Каждому цвету соответствует своя частота (длина волны). Световой луч одного цвета называется монохроматическим.
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Кот-Обормот Жевал Зефир, Громко, Сердито ФыркаяКак Однажды Жак Звонарь Головой Сломал ФонарьКроме Основных Жизненных Задач, Главное - Сдать Физику.
Закрыв отверстие красным стеклом, Ньютон наблюдал на стене только красное пятно.
Закрыв отверстие синим стеклом, Ньютон наблюдал на стене только синее пятно.
Почему белый свет, проходя сквозь призму, разлагается в цветной спектр?
Преломление – явление …Преломление объясняется …Показатель преломления …
А
В
О
Световые пучки различных цветов различаются по степени преломляемости.Световой луч красного цвета имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и разлагает белый свет.
В 1802г. английский физик Томас Юнг первым измерилдлины волн световых лучейразного цвета.
цвет
Длина волны, нм
Частота, ТГц
красный
760-620
385-487
оранжевый
620-585
484-508
жёлтый
585-575
508-536
зелёный
575-510
536-600
голубой
510-480
600-625
синий
480-450
625-667
фиолетовый
450-380
667-789
ОБЪЯСНЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ДИСПЕРСИИ
dispersion (лат.) – рассеяние, развеиваниеЗависимость показателя преломления вещества и скорости света в нём от частоты колебаний (или длины волны).
Что такое дисперсия? Попытайтесь самостоятельно сформулировать определение.
Если с помощью второй призмы, перевернутой на 180 градусов относительно первой, собрать все пучки спектра, то опять получится белый цвет.
Выводы:
Дисперсия – явление разложения белого света в спектр;Призма не изменяет свет, а лишь раскладывает его на составные части;Белый свет – сложный, состоит из монохроматических цветов; Показатель преломления света в среде зависит от его частоты;Цвет светового луча зависит от его частоты колебаний;Фиолетовые лучи преломляются сильнее красных; Красный свет, который меньше преломляется, имеет наибольшую скорость, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и раскладывает свет;Частота – величина постоянная, скорость и длина волны изменяются при переходе луча из одной среды в другую.
Повторим
Что называют дисперсией света?Какой свет называют монохроматическим?Какой свет будет распространяться в веществе призмы (из стекла) с большей скоростью?Что произойдет при соединении световых лучей спектра?Чем объяснить белый цвет снега, черный цвет сажи, зеленый цвет листьев, красный цвет флага?
Подумай
1.На листке написано красным цветом «отлично» и зеленым «хорошо». Имеются два стекла красное и зеленое, через какое надо смотреть, чтобы увидеть оценку «отлично»?2.На сером фоне сцены находится фигура в красном. Каким светом её надо осветить, чтобы создать видимость исчезновения?
Время эксперимента.
1. Какие из этих явлений объясняются дисперсией?
Призма не изменяет свет, а лишь Белый свет – это совокупность Красный свет преломляется, т. к. имеет скорость в среде, а фиолетовый – скорость.Дисперсия -
раскладывает его на составные части.
монохроматических волн различных частот.
меньше
наибольшую
наименьшую
зависимость показателя преломления света от частоты колебаний
Д.з. §60Спасибо за внимание и работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...