Комбинированный урок-практикум решения задач в 9 классе. Подготовка к ГИА.
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Цель урока: Повторить закон Архимеда, разобрать примеры решения задач в соответствии с кодификатором ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovke_k_gia_zakon_arhimeda.rar | 624.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Комбинированный урок-практикум решения задач в 9 классе.
Подготовка к ГИА.
Тема урока: Архимедова сила
Цель урока: Повторить закон Архимеда, разобрать примеры решения задач в соответствии с кодификатором ГИА.
Образовательная: организация активной деятельности учащихся, основанной на применении знаний об архимедовой силе, при выполнении заданий формата ГИА в соответствии с кодификатором.
Развивающая: развитие навыков самоконтроля, самостоятельности в приобретении знаний при решении физических задач.
Воспитательная: воспитывать умения работать в группе, адекватно оценивать свои знания, воспитывать потребность и значимость приобретения новых знаний для дальнейшего саморазвития.
Прогнозируемый результат: знать в полном объёме теоретический материал по данной теме, уметь классифицировать полученные знания в единую систему, осознанно применять полученные знания на практике.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учительская презентация PowerPoint, видео фильм. Штатив, ведёрком Архимеда, стакан отливной. Комплект лабораторного оборудования №2 (динамометр с пределом измерения 4 Н, стакан с водой, цилиндр №1 стальной, цилиндр № 2 латунный, весы ученические с разновесами) – на каждый ученический стол.
Конспект урока
1 этап урока: мотивация учащихся
- метод самодиагностики
(обучение анализу своих индивидуальных возможностей)
- метод самопрогнозирования
(построение перспектив своего дальнейшего обучения)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель представляет для визуального восприятия на слайде №1 информацию о структуре контрольно-измерительных материалов новой формы государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по физике в виде таблицы. Напоминает о дифференцированном отборе учащихся в профильный физико-математический классы и предлагает учащимся, проанализировав информацию, ответить на вопросы:
| Учащиеся, уже имеющие на тот момент представление о структуре работы, обращают внимание еще раз на части работы, число заданий, тип заданий, уровень сложности, максимальный первичный балл, что способствует повышению стрессоустойчивости учащихся при подготовке к экзамену. Рассказывают о том, что части 3 задания 24,26 и 27- высокого уровня. Экспериментальное задание задания(№24), расчетные задачи (№26-27), качественная задача (№25). |
2 этап урока: актуализация опорных знаний
- метод проблемного обучения
- наглядный метод
- метод взаимоконтроля
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Проверка домашнее задания: 1.Демострация видео фрагмента «Закон Архимеда». 2.Демострпция опытов, иллюстрирующих действие архимедовой силы, закон Архимеда. 3. Устный контроль знаний, организуя работу учащихся в парах, используя презентацию PowerPoint в заданном временном режиме показа слайдов по теме: «Архимедова сила». Навигация слайдов позволяет провести его наглядно и оперативно. 1 вариант. 1.Запишите формулу для архимедовой силы. 2.Запишите условия плавания тел. 3.В стакане с водой плавает кусок льда. Как будет меняться уровень воды в сосуде по мере таянья льда? 4.Металлический брусок погрузили в воду один раз полностью. Второй раз - наполовину. Одинаковая ли выталкивающая сила действует на брусок в этих случаях? 2 вариант. 1.Запишите формулу гидростатического давлення. 2.Запишите формулу определяющую силу давления на дно сосуда. 3.Вы опускаете палец в стакан с водой (стакан заполнен доверху), не касаясь дна стакана. Изменяется ли при этом сила давления воды на дно? 4.Чему равна архимедова сила, если тело плотно прижато ко дну? Учитель совместно с учащимися проверяет правильные ответы. При этом происходит ликвидация пробелов в знаниях. | Учащиеся в парах отвечают устно на вопросы, появляющиеся на слайдах: для лучшего восприятия информации вопросы разных вариантов выделены разным цветом. При этом ученики привлекают свой личный опыт для объяснения явлений, анализируют проблемные ситуации, используют логические умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. |
3 этап урока: комплексное применение знаний
- метод практического занятия
- метод дифференцированного подхода
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель развивает класс на группы по 2 человека, формируя их по уровню обученности с учетом личного выбора учащихся. Знакомит с требованиями к структуре отчета в бланке ответов экспериментального задания № 24 части 3 ГИА Задание № 1 Используя динамометр школьный с пределом измерения 4Н (с=0,1Н), стакан с водой, цилиндр № 1или 2 соберите установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы; 3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде; 4) запишите численное значение выталкивающей силы. | Учащиеся каждой группы выполняют экспериментальное задание. Обсуждение полученных результатов. |
4 этап урока: физкультминутка: блиц -опрос
- метод самореабилитации (смена видов деятельности)
- метод самоконтроля
- метод педагогической поддержки здоровья
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель проводит блиц – опрос по вопросам слайда №7. В зависимости от эмоционального климата в классе он предлагает учащимся выбрать их действия при ответах «да» или «нет» ( встать ,поднять руку, и т.д.) Изменится ли архимедова сила, если:
| Учащиеся выбирают свои действия при ответах «да» или «нет»: вставать – садиться; поднимать правую руку – поднимать левую руку и т.д. Ученики участвуют в блиц - опросе, извлекая информацию из графического объекта, , анализируют её, переводят в словесную форму и выражают действием. Затем осуществляют самоконтроль уровня усвоения данного учебного материала, заполняя лист оценки ЗУН: строка «самоконтроль» |
5 этап урока: комплексное применение знаний
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности:
- метод практического занятия
- метод дифференцированного подхода
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель предлагает решить задачи части 1,2.3. демоверсии ГИА по теме «Архимедова сила». 1.Задание части 1 Вариант 1 Вариант 2 Задание части 2 Вариант 1 Вариант 2 Задания части 3 Вариант 1 Вариант 2 | Учащиеся выбирают индивидуальную траекторию выполнения заданий в зависимости от уровня обученности и способностей. № 1 (обязательный минимум) № 1,2 (повышенный уровень) № 1,2,3 (высокий уровень) |
6 этап урока: рефлексия
- метод коллективного анализа деятельности
- метод рефлексии
- интерактивный метод
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мобилизует учащихся на рефлексию их деятельности. ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ – по кругу высказываемся одним предложением, используя начало фразы из рефлексивного экрана:
я приобрел | Учащиеся дают оценку успешности достижения целей урока, называют основные трудности в работе и в ходе совместного обсуждения способы для их преодоления, затем анализируя свою деятельность, они поднимают руки, выбирая наиболее трудный этап выполнения экспериментальных «задач роста» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум по решению задач
Методические разработки урока по решению задач...
Методическая разработка для урока-практикума по решению задач по химии «Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей»
Задачи на вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей,- традиционный компонент самостоятельных, контрольных работ по химии в 8-11-х ...
Урок – практикум по решению задач части «Геометрия» ОГЭ по математике.
Открытый урок по геометрии в 9 классе по подготовке к ОГЭ....
Урок- практикум по решению задач (10 класс) Тема : Энергия. Закон сохранения энергии.
Урок- практикум по решению задач 10 класс "Энергия.Закон сохранения энергиии"...
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....
Урок-практикум по решению задач по теме: "Статика".
В презентации подобраны основные типы задач по теме: "Статика". Цель урока-практикума - совершенствование навыков решения задач по теме:Статика". Данный материал можно использовать при ...
Технологическая карта урока "Практикум по решению задач при подготовки к ОГЭ"
Подготовка к ОГЭ, 9 класс...