Методическая разработка «Электризация тел»
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Главные принципы построения этого урока заключаются в активной
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом
Вид урока: беседа в сочетании с практической деятельностью учащихся.
Цель: изучение и объяснение простейших электростатических явлений.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформулировать понятие электризации тел;
- установить наличие в природе двух типов электрических зарядов;
- изучить виды взаимодействия зарядов.
Развивающие:
- формирование абстрактного и аналитического мышления при наблюдении и описании физических явлений;
- формирование самостоятельной учебной активности при выполнении практического задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_v_8_klasse.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №538
с углублённым изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга
Разработка урока по физике
в 8 классе
Тема: «Электризация тел»
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом
Автор-составитель:
Учитель физики Арделян О.Н.
Санкт-Петербург
2013г
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом
Вид урока: беседа в сочетании с практической деятельностью учащихся.
Цель: изучение и объяснение простейших электростатических явлений.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформулировать понятие электризации тел;
- установить наличие в природе двух типов электрических зарядов;
- изучить виды взаимодействия зарядов.
Развивающие:
- формирование абстрактного и аналитического мышления при наблюдении и описании физических явлений;
- формирование самостоятельной учебной активности при выполнении практического задания.
Воспитывающие:
- формирование познавательной активности учащихся;
- мотивирование учащихся на дальнейшее изучение предмета.
ТСО, оборудование и материал, используемые на уроке: проектор; компьютер; штатив; гильза, изготовленная из металлической фольги; стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк. полоски из бумаги (для учащихся)
Ход урока
1. Организационный момент
Учащиеся по заданию учителя проводят эксперимент (на столах у учащихся мелко нарезанные листочки бумаги, стеклянная палочка, лист бумаги):
- Подносят стеклянную палочку к мелко нарезанным листочкам бумаги.
Наблюдения: ничего не происходит.
- Потерев стеклянную палочку о лист бумаги, повторяют эксперимент.
Наблюдения: листочки бумаги притягиваются к стеклянной палочке.
Учитель проводит опыт с помощью гильзы, изготовленной из металлической фольги, и эбонитовой палочки (без прикосновения гильзы к эбонитовой палочке).
- Эбонитовую палочку подносят к гильзе
Наблюдения: гильза не притягивается.
- К гильзе подносят эбонитовую палочку, предварительно потертую о мех.
Наблюдения: гильза притягивается к палочке.
Учащиеся делают вывод: «После трения стеклянная и эбонитовая палочки находятся в «необычном» состоянии».
Учитель озвучивает тему урока, которая непосредственно связана с рассмотренными явлениями. Тема на экране (слайд 1).
2. Изучение нового материала
- Историческая справка (слайд 2)
Учитель:
С давних времен людям была известна способность янтаря электризоваться.
Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ древности Фалес Милетский. Согласно легенде дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено.
Янтарь, в переводе с греческого, «электрон». Греческий ученый Фалес Милетский ввел понятие «электрическое явление».
- Взаимодействие заряженных тел
Учитель:
Тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела – наэлектризовано (ему сообщен электрический заряд).
В электризации участвуют два тела (слайд 3).
Учитель проводит опыты по взаимодействию наэлектризованных эбонитовых и стеклянных палочек.
Наблюдения:
- наэлектризованные эбонитовые палочки отталкиваются;
- наэлектризованные стеклянные палочки отталкиваются;
- наэлектризованные эбонитовая и стеклянная палочки притягиваются.
Учащиеся делают вывод: Наэлектризованные тела либо притягиваются, либо отталкиваются.
- Два рода зарядов
Учитель: Эбонитовая и стеклянная палочки обладают разными зарядами, появившимися при электризации (слайды 4, 5).
Существует два рода зарядов – положительные «+» и отрицательные «-» (слайд 6).
Положительные образуются на стеклянной палочке, потертой о шелк, а отрицательные на эбонитовой палочке, потертой о шерсть.
Эти заряды по-разному взаимодействуют друг с другом.
Одноименные заряды – два одинаковых заряда.
Разноименные заряды – два разных заряда.
Учитель:
- Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды одинакового знака?
- Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды противоположного знака?
Учащиеся:
Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются.
Тела, имеющие электрические заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.
Одноименные заряды отталкиваются, разноименные притягиваются (слайды 7, 8).
- Когда электризация полезна и когда вредна.
- Кожаные и прорезиненные ремни, наэлектризовавшись на вращающихся шкивах, могут стать источником искрового разряда. Если в воздухе висит мелкая горючая пыль, проскочившая от наэлектризованного тела искра может вызвать взрыв и пожар (слайд 9).
- Движущиеся на конвейере окрашиваемые детали (корпус автомобиля) заряжают положительно, а частицам краски придают отрицательный заряд, и они устремляются к положительно заряженной детали. Слой краски на ней получается тонкий, равномерный и плотный. Расход краски снижается, так как она осаждается только на детали (слайд 9).
- На хлебозаводе заряженные положительно крупинки муки воздушным потоком подаются в камеру, где они встречаются с отрицательно заряженными капельками воды, содержащей дрожжи. Крупинки муки и капельки воды, притягиваясь друг к другу, образуют однородное тесто (слайд 9).
- Закрепление
Вопросы (слайды 10 - 15).
- Домашнее задание § 25, § 26 ТЕСТ
(слайд 16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"
В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....
Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""
"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические доклад, методическое пособие, методическая разработка,план-конспект урока
Рекомендации для работы концертмейстеров ДШИ....