Рабочая программа по физике 9 класс
учебно-методический материал по физике (9 класс) по теме

Ломиворотова Людмила Николаевна

Рабочая программа разработана на основе авторской программы к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутника Физика 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprogramma_f-9.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

               «ПРИНЯТО»

     Руководитель МО

     __________ Никифорова М.А.

     Протокол N  ___   от

    «_____»  ___________2011г

                       «УТВЕРЖДАЮ» 

                        Директор

                        ________Желонкина В.В.

                        Приказ N  ___   от

                        «_____»  ___________2011г

                                                                                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  (9 КЛАСС)

на период 2011 - 2012 учебный год    

с. 10 лет Октября       

Рабочая программа составлена на основе  примерной программы  по физике 7 – 9 классы. Москва «Просвещение» 2010г.

Рабочей программы по УМК для 7 – 11 классов: А.В. Перышкина; Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской; Г.Я. Мякишева; В.А. Касьянова; Л.Э. Генденштейна, Ю.А. Дика, Л.А. Кирика. Москва. Издательство «Глобус».

 

                                                                                                          Составитель: Ломиворотова Людмила Людмила

                                                                                       учитель физики, I квалификационная категория

                                                                                                                                     

МОУ Октябрьская СОШ – 2012г.

 Пояснительная  записка

Правовыми основаниями проектировнаия содержания рабочей программы  являются:

- Закон РФ от 10.07. 1992г Nед от 10.11.2009) «Об образовании;

- федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден 05. 03. 2004г)

- учебно – методические комплекты, авторские программы по предмету, примерная программа учебного предмета;

- действующие санитарно – гигиенические нормы;

- инструктивно – методические рекомендации «Разработка и утверждение основных общеобразовательных программ образовательных учреждений». Барнаул 2011г.

- школьное положение о текущем контроле успеваемости  и итоговой аттестации обучающихся от 30.08.2011г.

Цели изучения физики

  1. освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  4. воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.     Согласно базисному учебному плану на изучение физики в нашей школе в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

   Форма промежуточной и итоговой аттестации- контрольные работы-5 (в 9классе)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  Количество лабораторных работ -5(в 9 классе)

  Содержание учебного занятия соответствует указанному параграфу учебника.

 Отличительные особенности  рабочей программы по сравнению с авторской  в  том что:

-  рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта;

- последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей;

- детально раскрыто содержание изучаемого материала, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся;

- определен минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, тематическое поурочное  планирование курса.

 - традиционно на уроке используется мел и доска. Мультимедийный проектор и компьютер дают большие преимущества по сравнению с доской. Во-первых,  можно подобрать огромное количество материала и разместить его на ограниченном пространстве. Во-вторых, наглядность материала позволяет поднять интерес учащихся к предмету.

     Ведущими формами обучения на уроке являются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в парах, фронтальная, коллективная, самостоятельная и индивидуальная работа, организационно – деятельностные игры, качественные задачи, проверочные задания с выбором ответа, здоровьесберегающие технологии,  широко использую уроки – презентации, поисковая деятельность, дифференцированный подход.

     Основными методами являются методы  учебной деятельности: словесные,  наглядные, объяснительно – иллюстративные,  проблемные, частично – поисковые, исследовательские,  подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала, аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий  и др.

    Средства обучения: учебник, дополнительная литература, мультимедийный проектор, компьютер, учебное оборудование, видиофрагменты, плакаты, информация с DVD дисков, ресурсы интернета, лабораторная работа – как дидактическое средство обучения.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, средств, методов обучения.

   С целью проверки и оценки образовательных результатов учащихся используется: устный опрос, письменные и лабораторные работы.   К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты.

Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

  В учебно – методический комплекс, используемый для реализации программы,  входят: учебники  - авторы А.В. Перышкин, Е.М.Гутник, сборник задач по физике для 7-9 классов. 2001.   Лукашик В.И., Иванова Е.В., рабочая программа по физике 7 – 9 классы,

конспект урока, мультимедийные презентации, видеофрагменты, движение сюжета, источники дополнительной литературы, демонстрации, практические и лабораторные работы, тесты, плакаты, физические приборы, оборудование, демонстрации физических явлений, кроссворды,

Формы и средства контроля

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и практические работы. К практическим относятся лабораторные работы, выполнение демонстраций, работа с оборудованием.

К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, дидактические карточки, тесты.

   Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования (примерную программу):

  1. «Законы взаимодействия и движения тел»: Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение. Свободное падение. Импульс тела. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Второй закон Ньютона. Сила тяготения, закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Третий закон Ньютона. Закон сохранения импульса. Ракеты.  Движение по окружности.
  2.  «Механические колебания и волны. Звук.»: Механические колебания амплитуда, период, частота колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук.
  3.  «Электромагнитное поле»: Магнитное поле. Взаимодействие проводников с током. Действие магнитного поля на электрические заряды. Электромагнитная индукция. преобразование энергии в электрогенераторах. Электромагнитные волны. Свет-электромагнитные волны.
  4. «Строение атома и атомного ядра»: Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Радиоактивность. Альфа-бета- гамма-излучения. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое число. Изотопы. Ядерные реакции. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике

Примерный  тематический поурочный  план по физике  9 класс

   

(2х34= 68 часов)

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

 Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

 План

 дата

 Факт

дата

Законы взаимодействия и движения тел

25

1

Материальная точка. Система отсчета

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать основные понятия кинематики, Материальная точка, система отсчета перемещение. Уметь решать задачи

 решение расчетных и граф. задач.  В конце урока можно провести небольшую проверочную работу

2

Перемещение

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать Формулы перемещения, изображение его значения на графике зависимости скорости от времени

 групповая работа   при решении задач

2

Определение координаты движущегося тела

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать Формулы перемещения, изображение его значения на графике зависимости скорости от времени, понятие прямолинейного равномерного движения. Формулы координаты

 Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать Формулы перемещения, изображение его значения на графике зависимости скорости от времени

 эвристическая беседа,  Экранно-иллюстрирующие пособия

5

Прямолинейное равноускоренное движение

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать понятие прямолинейного равномерного движения. Формулы координаты

 Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос

6

Ускорение

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать Мгновенная скорость, ускорение, графическое представление движения

 Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос

7

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать Мгновенная скорость, ускорение, графическое представление движения

 Физический диктант, беседа, теоретический опрос

8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать Мгновенная скорость, ускорение, графическое представление движения Уметь решать задачи

 беседа, теоретический опрос, решение задач

9

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

групповая работа  

Знать расчет скорости и ускорения  

 .  можно выбрать любой из вариантов ЛР, приведенных в учебнике комплексное применение знаний

10

Решение задач

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать основные понятия кинематики Уметь решать задачи

 беседа, теоретический опрос решение задач

11

Контрольная работа № 1 по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

1

Индивидуальная работа

Знать основные формулы: скорости и ускорения  

 решение задач

12

Относительность движения

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать относительность скорости, перемещения, координаты, траектории

 Анализ к/р

беседа, теоретический опрос

13

Первый закон Ньютона

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать первый закон Ньютона, понятие о системах мира, Учащиеся  должны  осознать, что все ИСО  равнозначны

 Включить  решение задач на применение закона

14

Второй  закон Ньютона

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать второй закон Ньютона

 Включить  решение задач на применение закона

15

Третий  закон Ньютона

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать третий закон Ньютона

 Включить  решение задач на применение закона

16

Свободное падение тел

Движение тела, брошенного вертикально вверх

1

Фронтальная и индивидуальная работа

 Знать свободное падение тел , движение тела, брошенного вертикально вверх  -движение под действием силы тяжести Обратить внимание на  аналогию между формулами   для  равноускоренного движения по горизонтали и   формулами, изучаемыми на уроке

 В начале урока можно провести физ. диктант по законам Ньютона,         затем  начать изучение нового материала

17

Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»

1

Групповая работа

комплексное применение знаний выполняется по  описанию в учебнике

 В ходе работы   уч-ся  должны получить  значение  ускорения свободного падения

18

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать формулировка закона,   зависимость между величинами, входящими в формулу формула для расчета ускорения свободного падения на поверхности, на некоторой высоте от поверхности небесного тела

 Включить  решение задач на применение закона

 

19

Прямолинейное и криволинейное движение, движение по окружности

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать Равномерное движение по окружности – движение с ускорением. Период, частота, скорость

 беседа, теоретический опрос решение задач

20

Решение задач

1

групповая работа   при решении задач

Знать основные понятия , формулы. Уметь решать задачи

 беседа, теоретический опрос решение задач

21

Искусственные спутники Земли

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать искусственные спутники., первая космическая скорость, ее значение

 беседа, теоретический опрос решение задач

22

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать импульс тела, замкнутая система, закон сохранения импульса Уметь решать задачи

 эвристическая беседа, , Экранно-иллюстрирующие пособия

23

Решение задач

1

групповая работа   при решении задач

Знать основные понятия , формулы. Уметь решать задачи

 беседа, теоретический опрос решение задач

24

Контрольная работа № 2 «Законы Ньютона»

1

Индивидуальная работа

комплексное применение знаний Уметь решать задачи

 решение задач

25

Резерв времени. Повторение проблемных тем

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать основные понятия , формулы. Уметь решать задачи

 Анализ к/р

эвристическая беседа,  Экранно-иллюстрирующие пособия решение задач

№ урока

Тема урока

К-во час

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Дата

План

Факт

Тема      Механические колебания и волны. Звук  - 10ч

26-1

Колебательное движение. Колебательные системы

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать определение колебательного движения, системы, условия существования свободных колебаний. Уметь привести примеры.

Физический диктант, эвристическая беседа, физ. оборудование

 

27-2

Величины, характеризующие колебательное движение

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать величины  характеризующие колебательное движение:длина волны, период, частота, фаза, амплитуда

Фронтальный опрос, физ. Оборудование, решение задач

 

28-3

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний»

1

Лабораторная работа

Уметь применить полученные знания в практической деятельности

Самостоятельная работа  физ. оборудование

 

29-4

Затухающие и вынужденные колебания

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать определение  затухающих и вынужденных колебаний, уметь привести примеры

Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос

 

30-5

Волны. Продольные и поперечные волны.

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать определения волны. продольные и поперечные волны, основное свойство волны

решение задач Фронтальный опрос

 

31-6

Длина волны

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать определение волны, основные величины , характеризующие волну

Лекция , решение задач, Фронтальный опрос

 

32-7

Источники звука. Высота, тембр и громкость звука

1

Фронтальная и индивидуальная

Уметь привести примеры источников звука, знать характеристики звука

Лекция Фронтальный опрос физ. оборудование

 

33-8

Распространение звука, звуковые волны. Отражение звука

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать понятие « звуковые волны», привести примеры

Фронтальный опрос

34-9


Решение задач

1

Фронтальная и индивидуальная

Уметь решать задачи по теме  Механические колебания и волны. Звук 

Фронтальный опрос решение задач

35-10

Контрольная работа № 3

1

Индивидуальная работа

Уметь применить полученные знания при  решении задач

Карточки

Тема    Электромагнитное поле  - 12ч

36-1

Магнитное поле и его графическое изображение

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать определение магнитного поля, уметь изображать линии м.п.

эвристическая беседа, , Экранно-иллюстрирующие пособия

37-2

Направление тока

1

Фронтальная и индивидуальная

Уметь определять направление тока

Лекция Фронтальный опрос

38-3

Правило левой руки

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать  Правило левой руки

Уметь применить при решении задач

Лекция Фронтальный опрос решение задач

39-4

Индукция магнитного поля

Магнитный поток

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать определение магнитного потока, Уметь применить при решении задач

, Экранно-иллюстрирующие пособия Фронтальный опрос

40-5

Явление электромагнитной индукции

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать понятие Явление электромагнитной индукции

Уметь демонстрировать явление и объяснять

физ. Оборудование, Лекция Фронтальный опрос

41-6

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции

1

Групповая, практическая

Уметь применить полученные знания в практической деятельности

физ. Оборудование, беседа

42-7

Получение переменного эл. тока

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать способы получения эл. тока, уметь объяснить

Экранно-иллюстрирующие пособия, работа с учебником, ответы на вопросы

43-8

Электромагнитное поле

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать понятие

«Электромагнитное поле» и условия его существования

эвристическая беседа, Фронтальный опрос , Экранно-иллюстрирующие пособия

44-9

Электромагнитные волны

1

Фронтальная и индивидуальная

Понимать механизм возникновения эл.маг. волн

Лекция,  работа с учебником, ответы на вопросы

45-10

Электромагнитная природа света

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать историческое развитие взглядов на природу света

Беседа по вопросам параграфа (шкала электромагнитных волн), , Экранно-иллюстрирующие пособия

46-11

Контрольная работа №4

1

индивидуальная

Уметь применить полученные знания при  решении задач

Карточки

47-12

Резерв времени

1

Фронтальная и индивидуальная

Повторении проблемных тем,  

беседа, консультация, Экранно-иллюстрирующие пособия


Тема   Строение атома и атомного ядра – 16ч

48-1

Радиоактивность

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать альфа=, бета-, гамма- лучи(природа лучей)

Беседа по вопросам, Экранно-иллюстрирующие пособия

49-2

Модели атомов

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать строение атома по Резерфорду, уметь показать на моделях

Лекция Экранно-иллюстрирующие пособия

50-3

Радиоактивные превращения атомных ядер

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать природу радиоактивного распада и его закономерности

Лекция Физический диктант  Экранно-иллюстрирующие пособия

51-4

Методы исследования частиц.

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных преврвщений

Работа с учебником, составление опорного конспекта

52-5

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

Групповая работа

Уметь применить полученные знания в практической деятельности

Работа с фотографиями, учебник, беседа

53-6

Открытие протона и нейтрона

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать историю открытия протона и нейтрона

Беседа по вопросам, составление опорного конспекта

54-7

Состав атомного ядра. Ядерные силы

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать строение атомного ядра, модели

Экранно-иллюстрирующие пособия, решение задач

55-8

Энергия связи. Дефект масс

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать понятие «прочность атомных ядер»

Лекция,  решение задач Фронтальный опрос

56-9

Деление ядер урана. Цепная реакция

1

Фронтальная и индивидуальная

Понимать механизм деления ядер урана

Лекция  Фронтальный опрос Физический диктант

57-10

Ядерный реактор. Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии трека»

1

Групповая работа

Знать устройство ядерного реактора, Уметь применить полученные знания в практической деятельности

Работа с фотографиями, учебник, беседа

58-11

Атомная энергетика

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать преимущества и недостатки атомных электростанций

Беседа, презентация

59-12

Биологическое действие радиации

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать правила защиты от радиоактивных излучений

Беседа, Экранно-иллюстрирующие пособия

60-13

Термоядерная реакция

1

Фронтальная и индивидуальная

Знать условия протекания, применения термоядерной реакции

Беседа, Фронтальный опрос

61-14

Решение задач

1

Фронтальная и индивидуальная

Уметь применить полученные знания при  решении задач

Тест, Фронтальный опрос решение задач

62-15

Решение задач

1

Фронтальная и индивидуальная

Уметь применить полученные знания при  решении задач

решение задач Фронтальный опрос Самостоятельная работа

63-16

Контрольная работа №5 по теме  «Строение атома и атомного ядра»

1

Самостоятельная работа

Уметь применить полученные знания при  решении задач

Карточки

64

Итоговый урок по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

Фронтальная и индивидуальная

Уметь применить полученные знания при решении задач, в практической деятельности

Беседа, Фронтальный опрос, защита презентаций

65

Обобщающее повторение.  Механические колебания и волны. Звук  

1

Фронтальная и индивидуальная

Уметь применить полученные знания при решении задач, в практической деятельности

Беседа, Фронтальный опрос, защита презентаций, решение задач

66

Обобщающее повторение. Электромагнитное поле  

1

Фронтальная и индивидуальная

Уметь применить полученные знания при решении задач, в практической деятельности

Беседа, Фронтальный опрос, защита презентаций, решение задач

67

Обобщающее повторение. Электромагнитное поле  

1

Фронтальная и индивидуальная

Уметь применить полученные знания при решении задач, в практической деятельности

Беседа, Фронтальный опрос, защита презентаций, решение задач

68


Обобщающее повторение.

1

Фронтальная и индивидуальная

Уметь применить полученные знания при решении задач, в практической деятельности

Беседа, Фронтальный опрос, защита презентаций, решение задач

Всего часов : 68

Из них:

Контрольных работ – 5

Лабораторных работ - 6

                                                                                               Планируемые образовательные результаты обучающихся

В результате изучения физики выпускник должен

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  2. смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  3. смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  2. контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  3. рационального применения простых механизмов;
  4. оценки безопасности радиационногофона.

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Оценка устных и письменных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

1. Обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий.

2. Дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

3.Технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений.

4. При ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность

суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов.

5. Умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами.

6. Умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отвечаемому  вопросу.

7.Умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

   Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправит самостоятельно, или при помощи небольшой помощи учителя.

б) не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

    Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

в) отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные важные положения, в этом тексте.

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

  Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

б) имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов.

в) при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

     Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

        Оценка лабораторных и практических работ по физике

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил всю работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

б) самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

в) соблюдал требования безопасности труда;

г) в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

д) правильно выполнил анализ погрешностей (9 – 11 классы).

       Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые

     ошибки.

       Оценка «3» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения

      опыта и измерений были допущены ошибки.

       Оценка «2» ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения

      производились неправильно

       Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса по учебному курсу.

1) Литература:

Александрова З.В. Уроки физики с использованием информационных технологий. 7 – 11 класс. Издательство «Глобус», 2010 год.

Волков В.А. поурочные разработки по физике  М., «ВАКО» 2005.

Браверманн Э.М. Советы изучающим и преподающим физику и не только. Москва. 2009г.

Браверманн Э.М. Уроки физики в современной школе. Творческий поиск учителей. М.Просвещение.1993г.

Браверманн Э.М.Преподавание физики развивающее ученика. Пособие для учителей и методистов. Книги -1, 4.

Журнал «Физика в школе» - издательский дом первое сентября.

Журнал «Физика. Все для учителя»- издательская группа «Основа»

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-9 кл. сред. шк.

Лукашик В.И. сборник задач по физике 7-9 классы       М.,Просвещение      2003.

Перышкин А.В.,Гутник Е.М. Физика 9 класс учебник для общеобразовательных учебных заведений  «Дрофа», 2010.

Рабочие программы по физике 7 – 11 классы по УМК   А.В. Перышкина.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.   Дрофа, 2006г

Сборник «Методические разработки уроков» - А.В.Перышкин.

Учебник А.В. Перышкина 7,8,9 классы – 10  е издание 2006 год.

2) Дидактический материал: карточки по темам, тесты, листы с дополнительным материалом.

3) Демонстрационный материал: портреты ученых физиков, физические приборы; тела разной формы, но одинаковой массы, разной массы, но одинаковой формы; измерительный цилиндр, весы с разновесами, штатив, динамометр, наклонная плоскость, емкости, муляжи молекул, примеры диффузии; сжимаемость газов, Теплопроводность различных материалов и др

4) Оборудование и приборы для практической и лабораторной работы.

5) Видеоматериал:

DVD Уроки физики в школе 7,8, класс (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия)

DVD Уроки физики, издательство  «Глобус».

DVD Мультимедийный репетитор.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...