Творческие исследовательские задания, экспериментальные задачи по физике с профнаправленностью
учебно-методический материал по физике по теме
Для привития учащимся стойкого интереса к предмету и своей будущей профессии, как на уроках, так и в качестве домашнего задания, можно использовать творческие исследовательские задания, экспериментальные задачи, связанные с профессией повара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_issledovatelskie_zadaniya.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ С ПРОФНАПРАВЛЕННОСТЬЮ.
- При изучении темы «Влажность», если есть психрометрический гигрометр – можно определить влажность муки, сахара и т.п.
- При изучении темы «Изопроцессы», в частности рассмотрения изохорного процесса, можно дать такое задание: «Как сварить яйцо, чтобы оно не лопнуло?»
Решение: Кастрюлю с холодной водой поставим на огонь, положим в него яйцо и понаблюдаем за его тупым концом.
Мы увидим, цепочку пузырьков, поднимающихся вверх. Это воздух из воздушного мешочка (пуги) проходит сквозь поры в скорлупе.
Теперь проколем иглой отверстие в тупом конце яйца – вместо маленьких пузырьков можно увидеть струю воздуха, бьющую из отверстия.
Когда яйцо нагревается, воздух внутри воздушного мешка (пуги) расширяется, начинает давить на скорлупу, угрожая сломать ее. Хотя в скорлупе имеются поры, обеспечивающие газообмен, при быстром нагревании эти «предохранительные» клапаны могут не выдержать. Прежде чем варить яйцо, в его тупом конце делают прокол тонкой иглой.
- При изучении темы «Масса тела. Инертность» можно провести такой эксперимент: всем известно, как можно без труда отличить вареное яйцо от сырого их нужно закружить на столе. Вареное яйцо будет вращаться «стоя», сырое – нет. Почему? Есть и другой способ различить вареное яйцо от сырого? Нужно запустить волчком, потом притормозить его пальцем и снова отпустить. Вареное яйцо остановится, а сырое продолжит вращение. Почему?
Решение: Поскольку сырое яйцо ассиметрично, оно не устойчиво и не будет становиться на конец, как волчок-перевертыш. Если во время вращения сырое яйцо на мгновение притормозить, то жидкость внутри него будет продолжать вращаться, и как только вы опустите палец, яйцо вновь начнет крутиться.
- При изучении тем «Плотность», «Условие плавания тел» можно задать такой вопрос: «Как с помощью подсоленной воды определить свежесть яйца?»
Решение: Свежее яйцо в подсоленной воде тонет – это знает каждый. Желая убедиться, свежи ли яйца, каждая хозяйка испытывает их именно таким образом, яйцо свежее – оно тонет, если всплывет – не пригодно для еды. Физик выводит из этого наблюдения то, что свежее яйцо весит больше, чем такой же объем чистой воды.
- При изучении темы «Электромагнитные волны» можно рассмотреть такую ситуацию: Как известно, чтобы приготовить пищу, надо подержать ее на огне, т. е. за счет теплопроводности подвести к ней тепло извне. А можно ли приготовить пищу, например мясо, без передачи ей тепла?
Решение: Можно, если применять особые виды облучения. Тогда тепло будет генерироваться внутри самого пищевого материала. Такой эффект наблюдается при прохождении через пищу коротких радиоволн в сантиметровом диапазоне. Такое излучение может проходить через большинство составных частей нашей пищи и в считанные секунды нагревать ее. Установлено, что вода является сильным поглотителем волн высокой частоты, и поэтому продукты, содержащие воду, можно нагревать чрезвычайно быстро. На принципе поглощения волн устроены микроволновые печи, в которых блюдо можно приготовить в считанные секунды. В печь поместили несколько сосисок и чашку холодного кофе – через 15 секунд получают горячие сосиски и чашку горячего кофе.
Пищу можно приготовить с помощью микроволн.
- При рассмотрении темы «Механические свойства твердых тел» целесообразно предложить следующую ситуацию: Какие стаканы пригодны для горячего чая, тонкостенные или толстостенные?
Решение: Стаканы часто трескаются от горячей воды. Причина – неравномерное расширение стекла. Горячая вода, налитая в стакан, прогревает его стенки не сразу. Сначала прогревается внутренний слой стенок, в то время, как наружный слой не успел прогреться. Нагретый слой стекла начинает расширяться и давить изнутри на менее прогретые слои. Происходит разрыв – стекло лопается. И чем толще такая стенка, тем более неравномерно прогревается, значит и расширяются ее слои. Поэтому, толстые стаканы являются самыми непрочными. Они лопаются чаще, чем тонкие. А вот тонкая стенка стакана прогревается быстрее. Надо только помнить, что тонкими у стакана должны быть не только стенки но и дно. Для горячего чая пригодны тонкостенные стаканы.
- Инструменты делают человека сильным, однако из этого не следует, что инструменты позволяют потратить мало энергии и получить много работы. Закон сохранения энергии убеждает, что выигрыш в работе, то есть создание работы из ничего есть вещь невозможная. Правильно заточенный нож – это наклонная плоскость, поварские ножницы – это рычаги, которые применяются в практике на производстве в поварских цехах. Здесь уместна задача на расчет выигрыша в силе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»
Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...
Экспериментальные задачи по физике
Работа содержит 14 вариантов экспериментальных задач,и варианты решения....
Элективный курс "Экспериментальные задачи по физике"
Содержание программы нацелено на формирование творческой личности, расширения представления учащихся о методах физического познания природы, формирования познавательного интереса к физике.Изучен...
«Решение экспериментальных задач по физике по теме «Атмосферное давление»
Урок является пополняющим и обобщающим знания учащихся по теме «Атмосферное давление», разработанный в редко практикуемой форме, по причине своей сложности, – решения экспериментальных нестандартных з...
презентация к уроку «Решение экспериментальных задач по физике по теме «Атмосферное давление»
Презентация разработана к обобщающему уроку по теме «Решение экспериментальных задач по физике по теме «Атмосферное давление». Содержит 11 красочных слайдов, иллюстрирующих опыты, предусмотренные на у...
Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 8 класс
Факультативный курс для 8 класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике. Курс рассчитан на ...
Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 9 класс
Факультативный курс по физике для 9-го класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике, подго...