Сообщающиеся сосуды
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Подробный план-конспект урока и презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды". Когда урок сопровождается презентацией, то он становится более эффективным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 43.5 КБ |
презентация | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель физики МОУ Уральская СОШ Сырова Ирина Васильевна
урок физики 7 класс
(авт. уч. А.В. Пёрышкин , Москва, Дрофа 2010 год)
Тема: Сообщающиеся сосуды.
Цель урока: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах; формировать умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе; уметь решать задачи на расчёт давления жидкости.
Оборудование: стеклянные трубки, соединённые резиновой трубкой с зажимом, штативы, сообщающиеся сосуды разной формы, бытовые приборы (чайник, кофейник, лейка), таблицы «Водопровод», «Шлюзы» и др.
План урока: I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала: исследование зависимости уровня жидкости в сообщающихся сосудах.
III. Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.
IV. Решение задач.
V. Итоги урока. Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
I.Орг. момент. Раздаются тетради с итогами самостоятельной работы. Запись темы урока. Сообщение о целях уроках.
II. Обращается внимание на отличительную особенность всех подготовленных к демонстрации приборов: они соединены в нижней части.
Определение: сосуды, соединённые друг с другом в нижней части, называются сообщающимися (напр.лейка, чайник, кофейник) /запись в тетрадь/.
Первая учебная проблема: как поведёт себя жидкость, если один из сосудов заполнить и открыть зажим? (рис 107 (а) учеб.)
Жидкость по соединительной трубке частично перейдёт во вторую трубку (рис 107(б)). Обращается внимание на то, что как только жидкость успокоится, её уровни в обоих сосудах становятся одинаковыми. Далее опыт видоизменяется: одну трубку поднимают (рис 107(в)), опускают, наклоняют. На основании опыта делается вывод: однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. /запись в тетрадь/
Вторая учебная проблема: Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от формы сосуда? (рис 109 учеб.)
Продемонстрировать опыт с сосудами разной формы и сделать вывод: в сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне. /запись в тетрадь/
Третья учебная проблема: как устанавливаются в сообщающихся сосудах жидкости разной плотности?
Один сосуд заполняется водой, другой (аккуратно) керосином или бензином (рис 110).
Почему жидкости в сообщающихся сосудах установились не на одном уровне?
(необходимо обратиться к таблице 3 «Плотности некоторых жидкостей» стр. 51)
Мы знаем, что давление жидкости на дно сосуда прямо пропорционально высоте столба и плотности жидкости. А в этом случае плотности жидкости различны, поэтому и высоты столбов этих жидкостей будут различны. Приходим к выводу: высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. /запись в тетрадь/
III. Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах.
а) водопровода с водонапорной башней (сл 6)
б) фонтанов; (сл 7)
в) шлюзов; (сл 8)
г) водомерного стекла;
д) артезианских колодцев;
е) гидравлического пресса.
IV. Решение задач:
1. Площадь дна кастрюли равна 0,13м2. Вычислите, на сколько увеличилось давление кастрюли на стол, если в неё налили воду объёмом 4 л.
Дано: «СИ» Решение:
S=0,13 м2
V=4 л 0,004 м3 р== ; m=pV p=
р-?
P==307,7 Па
Ответ: р=307,7 Па.
2.В аквариум высотой 32 см, длиной 50 см и шириной 20 см налита вода, уровень которой ниже края на 2 см. Рассчитайте вес воды.
Дано: «СИ» Решение:
h1=32 см 0,32 м Р=mg т.к. m=pV V=abh h=h1-h2 ,
a=50 см 0,5 м
b=20 см 0,2 м P=pab(h1-h2)g
h2=2 см 0,02 м
P=1000кг/м3*0,5м*0,2м*(0,32м-0,02м)*9,8Н/кг=300 Н.
P-?
Ответ: Р=300 Н
3. На какой глубине находится станция метро, если барометр на платформе станции показывает 763 мм.рт.ст., а при входе в метро -760 мм.рт. ст.
Дано: Решение:
р1=763 мм.рт.ст. 1 мм.рт.ст. – 12 м
р2=760 мм.рт.ст. (763-760)мм.рт.ст. – h м
Пользуясь основным свойством пропорции найдём h:
h-?
h==36 м
Ответ: h=36 м.
4. Какое значение атмосферного давления больше: а) 100 кПа или 700мм.рт.ст.;
б) 1000мм.рт.ст. или 1000 Па
а) 100 кПа=100000 Па, т.к. 1 кПа=1000 Па
700мм.рт.ст.=93310 Па, т.к. 1мм.рт.ст.=133,3 Па
100000 Па>93310 Па, значит 100кПа>700мм.рт.ст.
б) 1000мм.рт.ст.=133300 Па, т.к. 1мм.рт.ст.=133,3 Па
133300 Па>1000 Па, значит 1000мм.рт.ст.>1000 Па
V. Фронтальный опрос:
1. Определение сообщающихся сосудов
2. Примеры сообщающихся сосудов
3. Упр 16 (4) (ответ: нет, от формы сосуда положение жидкости не зависит)
Домашнее задание:
§ 39, Упр.16(3п), Задание 9(у).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение : сосуды, соединённые друг с другом в нижней части, называются сообщающимися
однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. Вывод 1 :
Вывод 2: в сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне .
Вывод 3: высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности.
Применение Устройство водопровода. На башне устанавливается большой бак с водой (водонапорная башня). От бака идут трубы с целым рядом ответвлений, вводимых в дома. Концы труб закрываются кранами. У крана давление воды, заполняющей трубы, равно давлению столба воды, имеющего высоту, равную разности высот между краном и свободной поверхностью воды в баке. Так как бак устанавливается на высоте десятков метров, то давление у крана может достигать нескольких атмосфер. Очевидно, что давление воды на верхних этажах меньше давления на нижних этажах. Вода в бак водонапорной башни подается насосами
Применение Фонтаны Петергоф - великолепный ансамбль парков, дворцов и фонтанов. Это единственный ансамбль в мире, фонтаны которого работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. В этих фонтанах используется принцип сообщающихся сосудов - учтены уровни фонтанов и прудов-хранилищ.
Применение Шлюзы. Шлюзы рек и каналов также работают по принципу сообщающихся сосудов. В смежных шлюзовых камерах, отделенных друг от друга шлюзовыми воротами, вода стоит на одном уровне. Под воротами проходит подводный канал, соединяющий обе камеры; его можно открывать и закрывать. При открывании подводного канала обе камеры превращаются в сообщающиеся сосуды, и вода, перетекая из камеры с более высоким уровнем в камеру с с более низким уровнем устанавливается на одном уровне. Тогда и открываются шлюзовые ворота и судно переводится из одной камеры в другую. В случае большой разницы в уровнях устанавливают целый ряд шлюзовых камер.
Задача 1: Площадь дна кастрюли равна 0,13м . Вычислите, на сколько увеличилось давление кастрюли на стол, если в неё налили воду объёмом 4 л.
Задача 2: В аквариум высотой 32 см, длиной 50 см и шириной 20 см налита вода, уровень которой ниже края на 2 см. Рассчитайте вес воды.
Задача 3: На какой глубине находится станция метро, если барометр на платформе станции показывает 763 мм.рт.ст., а при входе в метро -760 мм.рт. ст.
Задача 4: Какое значение атмосферного давления больше ? а) 100 кПа или 700мм.рт.ст.; б) 1000мм.рт.ст. или 1000 Па
Домашнее задание: § 39 Упр.16(3 письменно), Задание 9(устно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики по теме "Сообщающиеся сосуды", 7 класс
Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Демонстрация опыта с двумя трубками. 2. Демонстрация опыта с сосудами разной формы. 3. Определение сооб...
сообщающиеся сосуды
урок физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды", позволяющий доказать какие сосуды являются сообщающимися...
Презентация к уроку "Сообщающиеся сосуды"
Презентация к уроку физики 7класс по учебнику А.В. Перышкина по теме: "Сообщающиеся сосуды"...
Урок сообщающиеся сосуды по физике 7 класса
Разработка урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"...
Урок "Сообщающиеся сосуды"
Тема «Сообщающиеся сосуды» имеет важное значение в жизни каждого человека. Ежедневно в повседневной жизни всем приходиться сталкиваться с устройством сообщающихся сосудов (например, чайник). Фор...
сообщающиеся сосуды
Тема:Сообщающиеся сосудыЦели:Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.Зад...
Сообщающиеся сосуды
Цель урока: -понятие сообщающихся сосудов-законов сообщающихся сосудов-развитие мышления-умения делать выводы и обобщать Ход урока::На демонстрационном столе представлены чайник, лейка, сооб...
Комментарии
Удачи!
Удачи!
Спасибо!
Спасибо!
Ирина Васильевна!Отличная
Ирина Васильевна!Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/499316
Отличная работа! Голосую с
Отличная работа! Голосую с удовольствием! +5 баллов. Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020