Урок "Сообщающиеся сосуды"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Какорина Марина Владимировна

Тема «Сообщающиеся сосуды» имеет важное значение в жизни каждого человека. Ежедневно в повседневной жизни всем приходиться сталкиваться  с устройством сообщающихся сосудов (например, чайник). Форма урока позволяет развить интерес учащихся к изучению предмета. Класс разбивается на несколько групп, каждая изучает новую тему по собственному маршруту. Посредством нестандартных методов урока развиваются навыки самостоятельного и рационального изучения нового материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_1.ppt1.89 МБ
Office presentation icon prezentaciya_2.ppt1.55 МБ
Microsoft Office document icon urok.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сообщающиеся сосуды 7 класс Презентация для учащихся

Слайд 2

Сообщающимися называются сосуды, соединенные в нижней части.

Слайд 3

Примеры Другие примеры: кофейник, лейка. Давление на дно в каждом из сосудов будет одинаковое, т.е. р1=р2.

Слайд 4

Уровни жидкостей в сосудах Для однородной жидкости, например, в обеих сосудах налита вода.

Слайд 5

Уровни жидкостей в сосудах Для разнородной жидкости. Например: в один сосуд налита вода, а в другой любая другая жидкость, имеющая другую плотность, и поэтому не смешивающаяся с водой (синим цветом – вода, желтым – масло). Плотность воды больше плотности масла, поэтому уровень масла выше уровня воды, а давление на дно - одинаковое.



Предварительный просмотр:

Какорина Марина Владимировна

Тема: Сообщающиеся сосуды.

Цели:

Образовательные: Ввести понятие сообщающих сосудов.

                         Рассмотреть примеры сообщающих сосудов.

                        Разобрать принцип действия  таких сосудов. 

Воспитательная: Способствовать формированию  понятия о необходимости знаний материала по  данной теме в повседневной  жизни.

Развивающая: Посредством нестандартных методов урока  развивать навыки самостоятельного и рационального изучения нового материала.

Оборудование: компьютерный класс, презентация 1 для учителя, презентация 2для учащихся

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент. Презентация 1 – слайд 2.
  2. Проговаривается тема урока  и пути ее изучения Презентация 1 – слайды 2,3. Класс разбивается на 3 -5 группы. Каждая группа получает задание.

ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЫ. Учащиеся этой группы изучают тему с использованием презентации 2  самостоятельно (это могут быть учащиеся разного уровня обучаемости, но умеющие работать в программе PowerPoint).

ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЫ. Учащиеся этой группы изучают тему посредством учебника [1] (параграф 39 ) (это могут быть учащиеся разного уровня обучаемости, но не умеющие работать в программе PowerPoint).

ЗАДАНИЕ 3 ГРУППЫ. Учащиеся этой группы работают под руководством учителя: изучают понятия,  проводят опыты,  приводят свои примеры, делают выводы (учащиеся с низким уровнем обучаемости, не умеющие работать самостоятельно).

ЗАДАНИЕ 4-5 ГРУППЫ. По любому из выше предложенных вариантов.

Все группы  изучают материал по следующей схеме:

  1. Понятие
  2. Примеры
  3. Зависимость уровня жидкости в сосудах от её однородности  (в одно колено залита одна жидкость, в другое – другая, они имеют разные плотности и не смешиваются)

  1. Проверка и закрепление изученного материала по вопросам:
  1. Какие сосуды называют сообщающимися (сосуды, соединенные в нижней части)
  2. Привести примеры (чайник, кофейник, лейка)
  3. Одинаковое ли давление оказывают жидкости на дно и стенки сосуда?
  4. В сосуды налито  две жидкости. В одном – вода, а в другом  - нефть. В каком сосуде уровень жидкости будет выше? (в том, где налита нефть, т.к. плотность нефти меньше плотности воды, а давление они должны оказывать одинаковое)

  1. Применение принципа сообщающихся сосудов:
  1. Шлюз. Прежде чем обсуждать принцип действия шлюза, необходимо предложить каждой группе подумать о назначении этого сооружения, т.е. о том, чем вызвана необходимость его применения. Если ученики не могут дать ответ, следует объяснить им, что шлюзы служат для беспрепятственного прохождения судами тех мест судоходных рек, в которых имеются плотины и пороги, а также , если  отдельные участки канала лежат выше или ниже  уровня рек,  которые соединяет  канал. Презентация 1 –слайд 4.
  2. Водомерная трубка. Вода в трубке стоит на том же уровне, что и в баке.  Презентация 1 – слайд 5.

  1. Решение задачи (для закрепления).

Задание 9.3  [1].  В два сосуда налита вода. В каком сосуде давление на дно больше и на сколько, если h1= 40 см, а h2 = 10 см? В каком направлении до каких пор будет переливаться вода, если открыть кран (рисунок  в учебнике[1] стр.96)?

Дано:

h 1= 40 см

h 2= 10 см

g = 9,8  Н/кг

ρ = 1000 кг/м3

СИ

0,4 м

0,1 м

Решение:

p = ρgh

p 1 = 1000· 9,8 · 0,4 = 3920 (Па)

р 2 =  1000 · 9,8 · 0,1 = 980 (Па)

р 1 –р 2 = 3920 – 980 = 2940 (Па)

2940 Па = 2,94 кПа

Ответ: в левом сосуде давление больше на 2,94 кПа; вода будет переливаться из левого сосуда в правый, пока уровень жидкости не станет равным.

p 1 - ?

p 2 - ?

  1. Творческое практическое задание (дополнительное задание на уроке, если осталось время при выполнении всех запланированных этапов урока или задание на  дом).  Из подручных средств, имеющихся в классе (дома) изготовьте модель фонтана. Презентация 1 –слайд 7.
  2. Итог урока. Вопросы:  
  1. Назовите те рисунки (презентация 1 –слайд 6), на которых изображены сообщающиеся сосуды? (на раздаточном материале  или на слайдах показать несколько рисунков)
  2. Продемонстрировать электрический чайник с использование принципа сообщающихся сосудов. Покажите, где в этом чайнике имеются сообщающиеся сосуды?
  3. Перечислить сообщающиеся сосуды, с которыми ознакомились на уроке.
  1. Д/з  § 39 [1],  перечислить сообщающиеся сосуды, не рассмотренные на уроке.  

Литература

1. А.В. Перышкин . Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2006, 190с.

2. С.А. Хорошавин. Физический эксперимент в средней школе. – М.: Просвещение, 1988,175с.

3.  Под редакцией Г.С. Ландсберга . Элементарный учебник физики.  Механика. Теплота. Молекулярная физика. Том 1.  – М.:Наука, 1975, 655с.

4. Е.Г.Гутник, Е.В.Рыбакова. Физика 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина. _ М.:Дрофа, 2002, 95с.

5. http://s48.radikal.ru/i122/0905/ab/b4e2a5f244cf.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики по теме "Сообщающиеся сосуды", 7 класс

Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Демонстрация опыта с двумя трубками. 2. Демонстрация опыта с сосудами разной формы. 3. Определение сооб...

сообщающиеся сосуды

урок физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды", позволяющий доказать какие сосуды являются сообщающимися...

Презентация к уроку "Сообщающиеся сосуды"

Презентация к уроку физики 7класс  по учебнику А.В. Перышкина по теме: "Сообщающиеся сосуды"...

Урок сообщающиеся сосуды по физике 7 класса

Разработка урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"...

Презентация Движение крови по сосудам

Презентация к уроку биологии 8 класса, тема "Движение крови по сосудам". Учебник Н.И. Сонина "Биология.Человек"...

Литературная гостиная «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» (о любимых женщинах в жизни и творчестве А.С.Пушкина)

Литературная гостиная - одна из форм урока, которая   способствует  решению одной из основных задач - обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Это празд...

Классный час «Сосуд она, в котором пустота,или огонь, мерцающий в сосуде?»

Классный час «Сосуд  она, в котором  пустота,или огонь, мерцающий в сосуде?»...