Урок "Сообщающиеся сосуды"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Тема «Сообщающиеся сосуды» имеет важное значение в жизни каждого человека. Ежедневно в повседневной жизни всем приходиться сталкиваться с устройством сообщающихся сосудов (например, чайник). Форма урока позволяет развить интерес учащихся к изучению предмета. Класс разбивается на несколько групп, каждая изучает новую тему по собственному маршруту. Посредством нестандартных методов урока развиваются навыки самостоятельного и рационального изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_1.ppt | 1.89 МБ |
prezentaciya_2.ppt | 1.55 МБ |
urok.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сообщающимися называются сосуды, соединенные в нижней части.
Примеры Другие примеры: кофейник, лейка. Давление на дно в каждом из сосудов будет одинаковое, т.е. р1=р2.
Уровни жидкостей в сосудах Для однородной жидкости, например, в обеих сосудах налита вода.
Уровни жидкостей в сосудах Для разнородной жидкости. Например: в один сосуд налита вода, а в другой любая другая жидкость, имеющая другую плотность, и поэтому не смешивающаяся с водой (синим цветом – вода, желтым – масло). Плотность воды больше плотности масла, поэтому уровень масла выше уровня воды, а давление на дно - одинаковое.
Предварительный просмотр:
Какорина Марина Владимировна
Тема: Сообщающиеся сосуды.
Цели:
Образовательные: Ввести понятие сообщающих сосудов.
Рассмотреть примеры сообщающих сосудов.
Разобрать принцип действия таких сосудов.
Воспитательная: Способствовать формированию понятия о необходимости знаний материала по данной теме в повседневной жизни.
Развивающая: Посредством нестандартных методов урока развивать навыки самостоятельного и рационального изучения нового материала.
Оборудование: компьютерный класс, презентация 1 для учителя, презентация 2для учащихся
ХОД УРОКА
- Орг.момент. Презентация 1 – слайд 2.
- Проговаривается тема урока и пути ее изучения Презентация 1 – слайды 2,3. Класс разбивается на 3 -5 группы. Каждая группа получает задание.
ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЫ. Учащиеся этой группы изучают тему с использованием презентации 2 самостоятельно (это могут быть учащиеся разного уровня обучаемости, но умеющие работать в программе PowerPoint).
ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЫ. Учащиеся этой группы изучают тему посредством учебника [1] (параграф 39 ) (это могут быть учащиеся разного уровня обучаемости, но не умеющие работать в программе PowerPoint).
ЗАДАНИЕ 3 ГРУППЫ. Учащиеся этой группы работают под руководством учителя: изучают понятия, проводят опыты, приводят свои примеры, делают выводы (учащиеся с низким уровнем обучаемости, не умеющие работать самостоятельно).
ЗАДАНИЕ 4-5 ГРУППЫ. По любому из выше предложенных вариантов.
Все группы изучают материал по следующей схеме:
- Понятие
- Примеры
- Зависимость уровня жидкости в сосудах от её однородности (в одно колено залита одна жидкость, в другое – другая, они имеют разные плотности и не смешиваются)
- Проверка и закрепление изученного материала по вопросам:
- Какие сосуды называют сообщающимися (сосуды, соединенные в нижней части)
- Привести примеры (чайник, кофейник, лейка)
- Одинаковое ли давление оказывают жидкости на дно и стенки сосуда?
- В сосуды налито две жидкости. В одном – вода, а в другом - нефть. В каком сосуде уровень жидкости будет выше? (в том, где налита нефть, т.к. плотность нефти меньше плотности воды, а давление они должны оказывать одинаковое)
- Применение принципа сообщающихся сосудов:
- Шлюз. Прежде чем обсуждать принцип действия шлюза, необходимо предложить каждой группе подумать о назначении этого сооружения, т.е. о том, чем вызвана необходимость его применения. Если ученики не могут дать ответ, следует объяснить им, что шлюзы служат для беспрепятственного прохождения судами тех мест судоходных рек, в которых имеются плотины и пороги, а также , если отдельные участки канала лежат выше или ниже уровня рек, которые соединяет канал. Презентация 1 –слайд 4.
- Водомерная трубка. Вода в трубке стоит на том же уровне, что и в баке. Презентация 1 – слайд 5.
- Решение задачи (для закрепления).
Задание 9.3 [1]. В два сосуда налита вода. В каком сосуде давление на дно больше и на сколько, если h1= 40 см, а h2 = 10 см? В каком направлении до каких пор будет переливаться вода, если открыть кран (рисунок в учебнике[1] стр.96)?
Дано: h 1= 40 см h 2= 10 см g = 9,8 Н/кг ρ = 1000 кг/м3 | СИ 0,4 м 0,1 м | Решение: p = ρgh p 1 = 1000· 9,8 · 0,4 = 3920 (Па) р 2 = 1000 · 9,8 · 0,1 = 980 (Па) р 1 –р 2 = 3920 – 980 = 2940 (Па) 2940 Па = 2,94 кПа Ответ: в левом сосуде давление больше на 2,94 кПа; вода будет переливаться из левого сосуда в правый, пока уровень жидкости не станет равным. |
p 1 - ? p 2 - ? |
- Творческое практическое задание (дополнительное задание на уроке, если осталось время при выполнении всех запланированных этапов урока или задание на дом). Из подручных средств, имеющихся в классе (дома) изготовьте модель фонтана. Презентация 1 –слайд 7.
- Итог урока. Вопросы:
- Назовите те рисунки (презентация 1 –слайд 6), на которых изображены сообщающиеся сосуды? (на раздаточном материале или на слайдах показать несколько рисунков)
- Продемонстрировать электрический чайник с использование принципа сообщающихся сосудов. Покажите, где в этом чайнике имеются сообщающиеся сосуды?
- Перечислить сообщающиеся сосуды, с которыми ознакомились на уроке.
- Д/з § 39 [1], перечислить сообщающиеся сосуды, не рассмотренные на уроке.
Литература
1. А.В. Перышкин . Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2006, 190с.
2. С.А. Хорошавин. Физический эксперимент в средней школе. – М.: Просвещение, 1988,175с.
3. Под редакцией Г.С. Ландсберга . Элементарный учебник физики. Механика. Теплота. Молекулярная физика. Том 1. – М.:Наука, 1975, 655с.
4. Е.Г.Гутник, Е.В.Рыбакова. Физика 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина. _ М.:Дрофа, 2002, 95с.
5. http://s48.radikal.ru/i122/0905/ab/b4e2a5f244cf.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики по теме "Сообщающиеся сосуды", 7 класс
Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Демонстрация опыта с двумя трубками. 2. Демонстрация опыта с сосудами разной формы. 3. Определение сооб...
сообщающиеся сосуды
урок физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды", позволяющий доказать какие сосуды являются сообщающимися...
Презентация к уроку "Сообщающиеся сосуды"
Презентация к уроку физики 7класс по учебнику А.В. Перышкина по теме: "Сообщающиеся сосуды"...
Урок сообщающиеся сосуды по физике 7 класса
Разработка урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"...
Презентация Движение крови по сосудам
Презентация к уроку биологии 8 класса, тема "Движение крови по сосудам". Учебник Н.И. Сонина "Биология.Человек"...
Литературная гостиная «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» (о любимых женщинах в жизни и творчестве А.С.Пушкина)
Литературная гостиная - одна из форм урока, которая способствует решению одной из основных задач - обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Это празд...
Классный час «Сосуд она, в котором пустота,или огонь, мерцающий в сосуде?»
Классный час «Сосуд она, в котором пустота,или огонь, мерцающий в сосуде?»...