Методическая разработка демонстрационного эксперимента по физике «Исследование сопротивления проводника» 8 класс
учебно-методический материал по физике (8 класс) по теме
Из года в год при ответе на простой вопрос, что будет с сопротивлением проводника, если силу тока (напряжение) увеличить в 2 раза, достаточно большое число учащихся пытаются применить закон Ома для участка цепи и отвечают, что оно увеличится (уменьшится) в 2 раза. Демонстрационный эксперимент позволяет наглядно доказать, что сопротивление проводника не зависит ни от силы тока, ни от напряжения. Оно зависит от материала, длины проводника и площади поперечного сечения.
При выполнении демонстрационного эксперимента используется следующее оборудование: Программно-аппаратный цифровой измерительный комплекс учителя НР: демонстрационный измерительный прибор универсальный – 2 шт, набор демонстрационный "Постоянный ток", источник питания 12 В регулируемый, магнитную панель «ρ, l, S» (из набора ГИА-лаборатория).
Эксперимент состоит из трех опытов: измерение сопротивления лампы при изменении силы тока с помощью набора резисторов; измерение сопротивлений проводников на панели «ρ, l, S», измерение сопротивления реостата. Для каждого опыта составлена таблица на рабочем листе и есть место для выводов: сопротивление не зависит от силы тока и напряжения, а зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и материала проводника. Сопротивление реостата может меняться, так как меняется длина проводника, по которому протекает электрический ток. Из второго опыта можно сделать вывод, что сопротивление проводника прямо пропорционально удельному сопротивлению и длине проводника и обратно пропорционально площади поперечного сечения, что позволяет записать формулу для расчета сопротивления. С помощью реостата можно менять силу тока в цепи, так как меняется его сопротивление.
К методической разработке прилагается кратковременный тест.
С помощью данного демонстрационного эксперимента проводиться качественная подготовка учащихся к ГИА, так как оборудование L-micro является базовым при сдаче ГИА и ЕГЭ, оно изображено на фотографиях в КИМах и легко узнаваемо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_de.docx | 21.81 КБ |
rabochiy_list.docx | 14.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 230
с углубленным изучением химии и биологии
Фрунзенского района Санкт-Петербурга.. 192238. г. Санкт-Петербург. ул .Пражская д.25.
телефон-факс 269-89-02. 268-84-66, 268-01-66
e-mail: school230@gmail.com
сайт школы: school230.ru
Методическая разработка демонстрационного эксперимента по физике
«Исследование сопротивления проводника»
8 класс
Учитель физики:
Романова Елена Борисовна
Санкт-Петербург
2013
Введение: из года в год при ответе на простой вопрос, что будет с сопротивлением проводника, если силу тока (напряжение) увеличить в 2 раза, достаточно большое число учащихся пытаются применить закон Ома для участка цепи и отвечают, что оно увеличится (уменьшится) в 2 раза. Демонстрационный эксперимент позволяет наглядно доказать, что сопротивление проводника не зависит ни от силы тока, ни от напряжения. Оно зависит от материала, длины проводника и площади поперечного сечения.
Теоретические основы: Сила тока равна отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения. Сила тока измеряется с помощью амперметра, включенного в цепь последовательно. При последовательном соединении элементов электрической цепи сила тока во всех участках одинакова.
Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую. Для измерения напряжения используют вольтметр, который включается в цепь параллельно с тем элементом, напряжение на котором требуется измерить.
При протекании электрического тока через проводник электроны взаимодействуют с ионами кристаллической решетки металла. При этом происходит замедление упорядоченного движения электронов через поперечное сечение проводника. Каждый проводник противодействует электрическому току, оказывая ему сопротивление. Разные проводники обладают разным сопротивлением из-за различия в строении их кристаллической решетки, из-за разной длины и площади поперечного сечения.
Сила тока, напряжение и сопротивление связаны между собой законом Ома для участка цепи.
Цель эксперимента: овладение умениями проводить наблюдения электрических явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: вывод формулы для расчета сопротивления проводника.
Задачи эксперимента: подготовить учащихся к выполнению обязательных лабораторных работ по программе «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра», «Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление», «Регулирование силы тока реостатом»
Оборудование: Программно-аппаратный цифровой измерительный комплекс учителя НР: демонстрационный измерительный прибор универсальный – 2 шт, набор демонстрационный "Постоянный ток", источник питания 12 В регулируемый, панель «ρ, l, S»
Опыт №1. Измерение сопротивления лампы. Из демонстрационного набора «Постоянный ток» потребуются ключ, лампа, резисторы, соединительные провода; источник питания 12 В регулируемый; демонстрационный измерительный прибор универсальный – 2 шт. На магнитной доске учеником – тьютером собирается электрическая схема. Последовательно с источником тока, лампой и ключом располагается демонстрационный измерительный прибор универсальный, работающий в режиме амперметра (нажать один раз на кнопку стоп). Параллельно лампе подключается демонстрационный измерительный прибор универсальный, работающий в режиме вольтметра (нажать три раза на кнопку стоп). Для изменения силы тока в цепи последовательно амперметру подключаются резисторы 1 Ом, 2 Ом и 3 Ом.
Измерение силы тока, напряжения и расчет сопротивления.
Данные заносятся в таблицу:
№ опыта | Сила тока I, А | Напряжение U, В | Сопротивление лампы R,Ом |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Следует обратить внимание на округление результатов измерений и расчетов.
Опыт №2. Используя магнитную панель «ρ, l, S», источник питания 12 В регулируемый, демонстрационный измерительный прибор универсальный – 2 шт, ключ и сопротивление 2 Ом собирается схема для измерения силы тока и напряжения.
1.Два одинаковых проводника из нихрома, но разной длины (на панели «ρ, l, S» клеммы 3 и 4; 3 и 5)
Длина проводника | Сила тока I, А | Напряжение U на лампе, В | Сопротивление проводника R,Ом | Во сколько раз сопротивление второго проводника больше, чем первого |
l | ||||
2l |
2.Два проводника из нихрома, одинаковой длины, но с разным диаметром проволоки (на панели «ρ, l, S» клеммы 3 и 5; 6 и 7)
Диаметр проводника, мм | Площадь поперечного сечения, мм2 | Сила тока I, А | Напряжение U, В | Сопротивление проводника R,Ом | Во сколько раз сопротивление первого проводника больше, чем второго |
0,25 | 0,05 | ||||
0,36 | 0,01 |
3.Два проводника одинаковой длины и диаметра, один из константана, другой из нихрома (на панели «ρ, l, S» клеммы 1 и 2; 3 и 5)
Материал проводника | Удельное сопротивление ρ, Ом мм2/м | Сила тока I, А | Напряжение U, В | Сопротивление проводника R,Ом | Во сколько раз сопротивление второго проводника больше, чем первого |
константан | 0.5 | ||||
нихром | 1.1 |
Опыт №3. Используя реостат, источник питания 12 В регулируемый, демонстрационный измерительный прибор универсальный – 2 шт, ключ и лампу собирается схема для измерения силы тока и напряжения на реостате. Перемещая ползунок реостата, производят замеры, данные заносятся в таблицу.
№ опыта | Сила тока I, А | Напряжение U, В | Сопротивление реостата R,Ом |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Выводы из опытов: сопротивление не зависит от силы тока и напряжения, а зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и материала проводника. Сопротивление реостата может меняться, т к меняется длина проводника по которому протекает электрический ток.
Список литературы:
Перышкин А.В., Физика. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2010.
Приложение1
Тест
1. Реостат применяют для регулирования в цепи …
А) напряжения
Б) силы тока
В) напряжения и силы тока
2. При увеличении длины проводника его электрическое сопротивление…
А) уменьшится
Б) увеличится
В) не изменится
3. Сила тока в электрической цепи 2 А при напряжении на его концах 5 В. Найдите сопротивление проводника.
А) 10 Ом
Б) 0,4 Ом
В) 2,5 Ом
Г) 4 Ом
4. Какая величина равна отношению работы электрического поля при перемещении единичного положительного заряда к этому заряду?
А) сила тока
Б) напряжение
В) сопротивление
Г) работа тока
5. Сила тока в проводнике…
А) прямо пропорциональна напряжению на концах проводника и его сопротивлению
Б) обратно пропорциональна напряжению на концах проводника и его сопротивлению
В) прямо пропорциональна напряжению на концах проводника и обратно пропорциональна его сопротивлению
Г) прямо пропорциональна сопротивлению проводника и обратно пропорциональна напряжению
6. При увеличении поперечного сечения проводника его электрическое сопротивление…
А) уменьшится
Б) увеличится
В) не изменится
7. Найдите верное соотношение:
А) 1 В = 1 А * 1 Ом
Б) 1 Кл = 1 А * 1 с
В) 1 Ом = 1 А * 1 В
Г) 1 Кл = 1 А / 1 с
8. Укажите верную формулу:
А) l = R * ρ / S
Б) l = R * S / ρ
В) l = ρ * S / R
Г) l = ρ / (R * S)
Предварительный просмотр:
Исследование сопротивления проводников
Фамилия, Имя_____________________________________ Класс 8 ___
Дата проведения эксперимента________________________________
Опыт №1
№ опыта | Сила тока I, А | Напряжение U, В | Сопротивление лампы R,Ом |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Схема:
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2
1.Два одинаковых проводника из нихрома, но разной длины.
Длина проводника | Сила тока I, А | Напряжение U на лампе, В | Сопротивление проводника R,Ом | Во сколько раз сопротивление второго проводника больше, чем первого |
l | ||||
2l |
2.Два проводника из нихрома, одинаковой длины, но с разным диаметром проволоки
Диаметр проводника, мм | Площадь поперечного сечения, мм2 | Сила тока I, А | Напряжение U, В | Сопротивление проводника R,Ом | Во сколько раз сопротивление первого проводника больше, чем второго |
0,25 | 0,05 | ||||
0,36 | 0,01 |
3.Два проводника одинаковой длины и диаметра, один из константана, другой из нихрома.
Материал проводника | Удельное сопротивление ρ, Ом мм2/м | Сила тока I, А | Напряжение U, В | Сопротивление проводника R,Ом | Во сколько раз сопротивление второго проводника больше, чем первого |
константан | 0.5 | ||||
нихром | 1.1 |
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №3
№ опыта | Сила тока I, А | Напряжение U, В | Сопротивление реостатаR,Ом |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по физике "Расчет сопротивления проводника"
Данный материал использовани при объяснении нового материала...
Презентация. Демонстрационный эксперимент по физике на тему "Механика"
Набор "Механика" из серии оборудования L- микро предназначен для проведения демонстрационных экспериментов при изучении механики. В набор входит программное обеспечение. Программа L...
Демонстрационный эксперимент по физике
Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа, это одна из основных наук о природе, об окружающих нас разнообразных явлениях в мире. Предмет физика немыслим без экспериме...
Методическая разработка открытого урока по физике в 7-м классе, по теме "Мощность".
Методическая разработка открытого урока по физике в 7-м классе, по теме "Мощность"....
Методическая разработка демонстрационного эксперимента «Количество теплоты и теплоемкость»
При изучении естественных наук в современной школе огромное значение имеет наглядность учебного материала. Наглядность дает возможность быстрее и глубже усваивать изучаемую тему, помогает разобр...
Виртуальная лабораторная работа по физике «Определение сопротивления проводников методом амперметров» - https://efizika.ru/html5/140/index.html
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26960493","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Виртуальная лабораторная работа по физике «Определение сопротивления проводников мето...
Урок физики "Расчет сопротивления проводника"
Представлена технологическая карта урока физики в 8 классе, в ходе урока используются ИКТ - технологии, демонстрационные опыты....