Методическая разработка демонстрационного эксперимента «Количество теплоты и теплоемкость»
опыты и эксперименты по физике (8 класс) на тему

Фролова Т.Н.

 При изучении естественных наук в современной школе огромное значение имеет наглядность учебного материала. Наглядность дает возможность быстрее и глубже усваивать изучаемую тему, помогает разобраться в трудных для восприятия вопросах, и повышает интерес к предмету. Цифровые лаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественнонаучного направления. С их помощью можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования. Применение лабораторий значительно повышает наглядность, как в ходе самой работы, так и при обработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории физики (датчики силы, расстояния, давления, температуры, тока, напряжения, освещенности, звука, магнитного поля и пр.). Оборудование цифровой лаборатории универсально, может быть включено в разнообразные экспериментальные установки, экономить время учеников и учителя, побуждает учеников к творчеству, давая возможность легко менять параметры измерений. Кроме того, программа для видеоанализа позволяет получать данные из видеофрагментов, что позволяет использовать в качестве примеров и количественно исследовать реальные жизненные ситуации, отснятые на видео самими учащимися и фрагменты учебных и популярных видеофильмов.

 Данную разработку можно использовать при объяснении нового материала, во время проведения лабораторной работы, для проведения занятия во внеурочное время. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Единственный путь, ведущий к знаниям-это деятельность. Бернард Шоу.

Слайд 2

Методическая разработка демонстрационного эксперимента по предмету физика «Количество теплоты и теплоемкость» Автор: Фролова Татьяна Николаевна МБОУ СОШ №7

Слайд 3

Цель данной разработки: показать возможности применения «Цифровой лаборатории» в учебном процессе. Показать возможность измерения удельной теплоемкости вещества

Слайд 4

Данную разработку можно использовать при объяснении нового материала, во время проведения лабораторной работы, для проведения занятия во внеурочное время.

Слайд 5

Состав цифровой лаборатории Измерительный интерфейс TriLink Цифровые датчики по физике

Слайд 6

Техническое обеспечение экран и мультимедийный проектор штативы (2 шт.) пробирки (2 шт.) вода, спирт датчик температуры 0- 100°C (2 шт.) цилиндры металлические (2 шт.) спиртовки (2 шт.) мензурка калориметр горячая вода

Слайд 7

Опыт: Различие теплоемкости воды и спирта Нагрев два цилиндра в кипятке, один цилиндр опускают при помощи ложечки для плавления в пробирку с водой, а второй в пробирку со спиртом при комнатной температуре. После опускания цилиндров в пробирки требуется, придерживая пробирку за верхнюю часть, быстро вставить датчик, укрепить корпус датчика на стальном листе и начать перемешивать жидкость в пробирке за счет вращения пробирки вокруг датчика.

Слайд 8

Мы в работе

Слайд 10

График

Слайд 11

Использование цифровой лаборатории на уроках физики

Слайд 12

Спасибо за внимание !!!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7  г. ПОРОНАЙСКА

Методическая разработка демонстрационного эксперимента

по предмету физика

«Количество теплоты и теплоемкость»

Для учащихся 8 класса

                                                                                        Автор: Фролова Татьяна Николаевна

                                                                                        МБОУ СОШ №7 г. Поронайск

Поронайск

2014

Содержание:

1.Введение

2.Основная часть

3.Заключение

4.Техническое обеспечение

5.Список используемой литературы

1.Введение

Я преподаю физику в 7-11 классах Поронайской средней школы с 1994 года. Чтобы  привить интерес к своему предмету, я считаю, что необходим  демонстрационный эксперимент, который является неотъемлемой органической частью физики средней школы.

Демонстрационные опыты формируют накопленные ранее предварительные представления, которые к началу изучения физики не у всех бывают правильными. На протяжении всего курса физики эти опыты пополняют и расширяют кругозор  учащихся. Они зарождают правильные начальные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности, знакомят с методами исследования, показывают устройство и действие новых приборов и установок. Демонстрационный эксперимент служит источником знаний, развивает умения и навыки учащихся.

Особое значение имеет эксперимент на первых порах обучения, т.е в 7-8 классах, когда учащиеся впервые приступают к изучению физики. Я считаю, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

2.Основная часть

    Цель данной разработки:  показать возможности применения «Цифровой лаборатории» в учебном процессе. Рассмотрим использование лаборатории «Архимед» при изучении темы «Тепловые явления» в 8 классе:

Демонстрация. Количество теплоты и теплоемкость

Цель демонстрации показать возможность измерения удельной теплоемкости вещества

В ходе демонстрации вводятся элементы знаний «количество теплоты», «удельная теплоемкость вещества». Для формирования представлений об удельной теплоемкости как о физической величине, которую можно измерить, предполагается провести ряд простых опытов.

Перед проведением серии опытов, посвященных понятию теплоемкости, ученикам рекомендуется рассказать об истории введения понятия «теплоемкость тела» во времена, когда «количество теплоты» воспринималось как количество невидимой и невесомой жидкости «теплорода», а температура – как мера уровня жидкости в теле. «Теплоемкость тела»   считалась коэффициентом пропорциональности между температурой и количеством «теплорода», протекающего в теле. Больше емкость сосуда, меньше изменения налитой жидкости в нем, больше теплоемкость тела - меньше изменения уровня температуры в нем.

   Однако оказалось, что при одинаковой массе тел из разных веществ, при одинаковом количестве теплоты, полученной от другого тела, их температура меняется по разному. Поэтому было ведено понятие удельная теплоемкость вещества, а «теплоемкость тела» рассчитывалась как произведение массы тела на удельную теплоемкость вещества, из которого оно сделано.

  Согласно современным представлениям количество теплоты Q- это изменение внутренней энергии тела в условиях когда тело не совершает работы. Теплоемкость С- коэффициент пропорциональности между количеством теплоты , полученной или отданной телом, и изменением его температуры.

  Чтобы оценить теплоемкость некоторого вещества по  сравнению с другим(водой), одной и той же массе вещества (вода и спирт) сообщают одинаковое количества энергии и регистрируют изменение температуры, которое было вызвано добавлением этой энергии.

Опыт: Различие теплоемкости воды и спирта

  Вывод о том , что теплоемкость воды больше , чем теплоемкость спирта, можно сделать показав, что получение одного и того же количества теплоты нагревается спирт на большее число градусов.  

    Нагрев два цилиндра в кипятке, один брусок опускают с помощи ложечки для плавления в пробирку с водой, а второй – в пробирку со спиртом при комнатной температуре.

  После пускания цилиндров в пробирки требуется, придерживая пробирку за верхнюю часть быстро вставить датчик, укрепить корпус датчика на стальном листе и начать перемешивать жидкость в пробирке за счет вращения пробирки вокруг датчика. На графике наблюдается спад температуры датчика ниже комнатной за счет испарения жидкости на кончике датчика, затем всплеск до максимальной величины, за счет прогрева воды и чувствительного элемента датчика  вблизи горячего цилиндра, а затем выход на стационарное значение за счет перемешивания жидкости в пробирке. Как видно      Наблюдаемое изменение температуры не дотягивает до требуемого различия, соответствующего разнице теплоемкостей( примерно в 2 раза).

   Для приближения к требуемым величинам, рекомендуется проводить эксперимент с цилиндрами, нагреваемыми до температуры не выше 80 0  С, поскольку спирт кипит при 870 С. Точное числовое значение начальной температуры цилиндров несущественно, лишь бы оно было примерно одинаковым.

3.Заключение

  • Повышение уровня знаний за счёт активной деятельности учащихся в ходе экспериментальной исследовательской работы
  • Автоматический сбор данных на протяжении всего эксперимента       позволяет  сэкономить время на записи
  • Результаты эксперимента – наглядны: данные отображаются в виде графика, таблицы, аналогового табло и в цифровом виде
  • Обладают портативностью
  • Удобная обработка результатов позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах

4.Техническое обеспечение

экран и мультимедийный проектор

  • штативы (2 шт.)
  • спиртовки (2 шт.)
  • пробирки (2 шт.)
  • вода, спирт
  • датчик температуры 0- 100°C (2 шт.)

 

5.Список используемой литературы

  • Перышкин А. В. «Физика - 8»
  • Волков В. А. «Поурочные разработки по физике 8 кл»
  •  «Уроки физики с применением информационных технологий» Москва, Глобус, 2009г.
  • Разумовский В. Г. «Уроки физики в современной школе»
  • А.Н. Болгар и др. «Цифровая лаборатория» Методическое руководство по работе с комплектом оборудования и программным обеспечением фирмы 2НАУЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ» м.,2011,89с.
  • URL: http://www.int-edu.ru
  •  URL: http://mytest.klyaksa.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка демонстрационного эксперимента по физике «Исследование сопротивления проводника» 8 класс

Из года в год при ответе на простой вопрос, что будет с сопротивлением проводника, если силу тока (напряжение) увеличить в 2 раза, достаточно большое число учащихся пытаются применить закон Ома для уч...

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты. 8 класс

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплотыЦели урока:Обучающая:ввести понятие количества теплоты, удельной теплоемкости.обосновать зависимос...

Презентация 8 класс. Количество теплоты. Едельная теплоемкость

Ввести понятие количества теплоты, удельной теплоемкости. Обосновать зависимость количества теплоты от рода вещества, массы тела и от изменения его температуры....

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Открытый  урок по ФГОС. Тема : "  Количество теплоты. Удельная теплоемкость. "  С презентацией дя 8 класса. физика....

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость 8 класс

Ввести понятие количества теплоты, удельной теплоемкости. обосновать зависимость количества теплоты от рода вещества, массы тела и от изменения его температуры....