Урок физики "Расчет сопротивления проводника"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Представлена технологическая карта урока физики в 8 классе, в ходе урока используются ИКТ - технологии, демонстрационные опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiziki_raschet_soprotivleniya_provodnika.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока 

«Расчет сопротивления проводника. Удельное электрическое сопротивление»

Уровень изучения 

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

Оборудование

проектор, компьютер, интерактивная доска, лабораторное оборудование, цифровые датчики силы тока и напряжения, учебник

Планируемые результаты

Личностные: осознание ценности физики как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности

Метапредметные:

 1) познавательные - анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления,  самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного опыта;  

2) коммуникативные – сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; 3) регулятивные – давать адекватную оценку ситуации

Предметные: формировать представления о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий формировать умения проводить наблюдения явлений и процессов, распознавать группы физических явлений

Краткое описание 

Урок по физике «Расчет сопротивления проводника. Удельное электрическое сопротивление», урок освоения новых знаний,

на уроке необходимо использование: демонстрационного и лабораторного оборудования для наблюдения зависимости сопротивления проводника от его материала, сечения и длины, тесты для проверки первичного усвоения знаний, интерактивный тест (проектор и экран)

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Сопротивление проводника можно рассчитать при помощи закона Ома, но для этого надо знать напряжение на концах проводника и текущую в нем силу тока. Необходимы измерительные приборы – амперметр и вольтметр. Но всегда ли они бывают доступны? Можно ли узнать сопротивление проводника как-то иначе? Влияет ли длина и площадь сечения проводника на его сопротивление? Зависит ли сопротивление проводника от его материала?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Итак, как показать, что сопротивление проводника зависит от его геометрических размеров и материала? Очевидно, что необходим опыт, показывающий данную зависимость. Что нужно взять для проведения эксперимента? Какие необходимо сделать измерения и в какой последовательности? Достаточно ли только эксперимента для выводов? Поможет ли нам закон Ома?

Этап 1.3. Целеполагание

Ты узнаешь:  о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий

Ты научишься: работать с справочной таблицей, рассчитывать сопротивление проводника

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

  1. Рассмотрим зависимость сопротивления проводника от его материала. Для этого соберем электрическую цепь, в которую будем поочередно включать проводники, состоящие из разных материалов, но с равной длиной и сечением. Измерив силу тока и напряжение с помощью цифровых датчиков, рассчитаем сопротивлением каждого проводника и сделаем необходимые выводы – сопротивление проводника прямо зависит от величины, являющейся характеристикой каждого вещества – удельного электрического сопротивления. Рассмотрим справочную таблицу в учебнике (таблицу вывести на экран!) в ней приведены значения удельного сопротивления разных  веществ. Учащимся необходимо пояснить смысл удельного сопротивления на нескольких примерах.
  2. Аналогичным образом покажем, что сопротивление проводника зависит от его длины и площади сечения. Для этого используем лабораторное оборудование, которое находится на столах учащихся. Сделаем выводы по произведенным измерениям. Запишем формулу для расчета сопротивления проводника, указав единицы измерения длины, площади и удельного сопротивления.

Планируемые результаты: формировать умения проводить наблюдения явлений и процессов, формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

На интерактивной доске задания теста в виде компьютерной презентации. Ответы на задания появятся после выполнения учащимися теста. С учетом заданных критериев  учащиеся должны сделать самооценку выполненной работы.

Проведение теста на проверку первичного усвоения нового материала

  1. Имеются два провода одинаковых размеров, алюминиевый и медный. У какого из них больше сопротивление?

А) у медного  Б) у алюминиевого    В) сопротивления равны

       2)  С уменьшением длины проводника его сопротивление

            А) растет   Б) уменьшается   В) не меняется

       3) У проводников из одинакового материала и равной длины сечения равны 3 мм2  и 6 мм2. Сравнить сопротивления проводников.

            А) у первого больше в 2 раза    Б) у второго больше в 2 раза    В) сопротивления равны   Г) у первого больше в 6 раз

       4) Используя таблицу из учебника, укажите вещества, имеющие наибольшее и наименьшее удельное сопротивление

       5) Какая из формул записана верно?

            А) R = ρL/S       Б) R = ρS/L       В)     R = SL/ρ        

Планируемые результаты: формировать умения проводить наблюдения явлений и процессов (предметные), самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования (метапредметные познавательные), осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира (личностные)

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях  

Используем презентацию, тексты задач – на слайдах

1) Решите расчетную задачу: найти силу тока в никелиновом проводнике длиной 5 м и сечением 2 мм2

2) Решите качественную задачу: как изменится сопротивление медного провода, если от него отрезать четверть его длины?

Планируемые результаты: самостоятельно формулировать обобщения и выводы, развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Необходимо выслушать возможные решения учащихся и показать решение с помощью небольшого, заранее снятого видеоролика, который нужно будет показать классу. При наличии времени опыт можно проверить практическим путем.

Вася захотел узнать массу мотка медной проволоки, но его домашние весы оказались неисправны. Иннокентий сказал, что это легко сделать без помощи весов и помог Васе. Как мальчики нашли массу этого мотка?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Задания представлены на слайдах презентации

1) Сопротивление никелинового проводника 6 Ом, его сечение 0,5 мм2. Какова длина провода?  Ответ:_________ м

2) Напряжение на медном проводе 0,3 В, сила тока 0,5 А. Каково сопротивление провода?           Ответ: _________ Ом

3) Нихромовую спираль плитки заменили на манганиновую такого же размера. Как изменилось сопротивление спирали и ее масса?

Ответ: увеличилось, уменьшилось, не изменилось

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Антон собрал электрическую цепь, в которой была лампочка, батарейка и провода из железа. Замкнув цепь, Антон увидел, что лампочка светит тускло. Почему лампа светила тускло? Укажите все возможные причины. Как сделать так, чтобы лампа светила ярче? Укажите все возможные подходы.

Планируемые результаты: самостоятельно формулировать обобщения и выводы, развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

1) Найти напряжение на проводе из стали длиной 100 км и сечением 2 см2, если сила тока в проводе 0,5 А

2) Сила тока в проводнике увеличилась в 2 раза. Как изменилось напряжение на проводнике и его сопротивление?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Проведение интерактивного теста по итогам урока с помощью проектора, учащиеся выполняют тест, далее взаимопроверка работ в парах. В тесте 6 – 7 заданий, критерии оценки: выполнено 6-7 заданий – «5», 4-5 – «4», 2-3 -«3»

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Использование цветных стикеров: зеленый – я все понял, желтый – были непонятные моменты, красный – часть материала была понята плохо.

Этап 5.2. Домашнее задание

Используя таблицу учебника и сеть Интернет, заполните таблицу.

Заполните  таблицу:

Вещества с низким удельным сопротивлением

Примеры использования веществ с низким удельным сопротивлением

Вещества с высоким удельным сопротивлением

Примеры использования веществ с высоким удельным сопротивлением

Указания к таблице: достаточно записать по 4 - 5  веществ в каждой колонке, используйте справочную таблицу из учебника.

Планируемые результаты: развитие техники и технологий,  находить и систематизировать информацию, публично представлять результаты выполненного задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление" для 8 класса.

Урок изучения новой темы с использованием поисково-исследовательского метода.Для усиления наглядности материала разработано мультимедийное приложение к уроку....

Презентация к уроку "Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление".

Мультимедийное сопровождение урока, созданного для усиления наглядности по теме: "Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление"...

Физика. 8 класс. Перышкин А.В. Урок "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление"

Урок физики в 8 классе (по учебнику Физика. 8 класс. Перышкин А.В.) по теме "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление" с применением ЦОР...

Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника»

Открытый урок в 8 кл по физике был показан при проведении семинара  РМО учителей физики. При проведении виртуаьной лабораторной работы использовались материалы ЦОР , программа "Лабораторные работ...

Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Предмет: физика       Класс: 8           Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....