План- конспект урока в 10 классе "Газовые законы"
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Дана разработка плана урока с применением электронных ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План- конспект урока в 10 классе по теме "Газовые законы" | 37.34 КБ |
Презентация к уроку | 248.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
в 10 классе
ФИО (полностью) | Добродумова Надежда Петровна | |
Место работы | МБОУ «Гимназия №7» г. Торжка | |
Должность | Учитель | |
Предмет | Физика | |
Класс | 10 | |
Тема и номер урока в теме | Газовые законы, урок № 87/19 | |
Базовый учебник | «Физика 10 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. Г.А. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н., Москва «Просвещение» ,2009г.. |
Цель урока: Обеспечить усвоение обучающимися газовых законов через исследование процессов, отражающих зависимость между двумя параметрами при постоянном третьим, характеризующих состояние газа (P,V, T).
- Задачи:
обучающие:
- изучить газовые законы; формировать умение объяснять законы с молекулярной точки зрения;
- изображать графики процессов;
- начать обучение учащихся решать графические и аналитические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы;
-развивающие:
- развивать приемы исследовательской работы, умения анализировать, делать выводы.
- вырабатывать умения объяснять газовые законы на основе положений МКТ;
- описывать состояние и изопроцессы идеального газа,
- объяснять графическое изображение процессов.
- -воспитательные:
- продолжить воспитание личностных качеств: самостоятельности, ответственности, толерантности;
- формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы;
- умение выслушать других при работе в классе, в группах;
- формировать навыки безопасной работы.
Тип урока: урок - изучения нового материала и первичного закрепления знаний по теме «Газовые законы» с использованием ЭОР
- Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая.
- Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска, мобильный класс.
Структура и ход урока
№ п/п | Этап урока | Название используемых ЭОР, слайды | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время, мин |
1. | Организационный момент | Учитель приветствует учащихся | Обучающиеся приветствуют учителя. Подготовка к работе. | 1 | |
2. | Постановка цели урока. Мотивация |
| Эвристическая беседа с учениками. Совместный анализ рассуждений учеников. Цель: подвести обучающихся к необходимости установить зависимость между двумя параметрами при постоянном третьем | Формулируют тему урока, познавательную задачу урока, определяют план действий.
| 3 |
3. | Актуализация знаний. Фронтальный опрос | Авторская презентация Газовые законы.pptx (Слайды 1-6) | Фронтальная беседа с учениками, в ходе которой учитель с учениками определяют план действий | Обучающиеся отвечают на вопросы.
| 5 |
4. | Изучение нового материала. Первичное усвоение | http://www.fcior.edu.ru/card/7051/izotermicheskiy-process.html http://www.fcior.edu.ru/card/9936/izobarnyy-process.html | Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. Изучение изопроцессов , используя компьютеры. | Обучающиеся самостоятельно работают за компьютерами, используя ЭОР. | 15 |
5. | Осознание и осмысление учебной информации | Авторская презентация Газовые законы. pptx (Слайды 7- 13) | Учитель организует работу в парах. Учитель консультирует, помогает, тем, кто испытывает затруднения, организует обсуждение ответов.
| Обучающиеся работают в парах. | 7 |
Физминутка | 2 | ||||
6. | Первичное закрепление учебного материала | http://fcior.edu.ru/card/18265/zakony-idealnogo-gaza.html
| Обучающиеся работают самостоятельно на компьютерах. Выполняют тестовое задание. | 8 | |
7. | Рефлексия |
| Учитель вместе с обучающимися подводят итоги урока, выставляют отметки за урок. - | 2 | |
8. | Информация о домашнем задании | Записывают задание на дом. | 2 |
Тема урока «Газовые законы»
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предоставления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | «Изотермический процесс» | Информационный модуль.
| Интерактивные анимации и модели. | http://www.fcior.edu.ru/card/7051/izotermicheskiy-process.html |
2. | «Изобарный процесс» | Информационный модуль. | Интерактивные анимации и модели | |
3 | «Изохорный процесс» | Информационный модуль.
| Компьютерная модель процесса, происходящего с идеальным газом при постоянном объеме |
|
4 | Тестовые задания. | Проверка знаний о законах идеального газа, уравнениях состояния, процессах в идеальном газе. | Тестовые задания | http://fcior.edu.ru/card/18265/zakony-idealnogo-gaza.html
|
5. | Авторская презентация | Авторская презентация «Графики изопроцессов», тип И | Презентация в формате ppt |
Тема урока: «Газовые законы»
Цель: Обеспечить усвоение обучающимися газовых законов через исследование процессов, отражающих зависимость между двумя параметрами при постоянном третьим, характеризующих состояние газа (P,V, T).
Задачи:
- образовательные:
- изучить газовые законы; формировать умение объяснять законы с молекулярной точки зрения;
- изображать графики процессов;
- начать обучение учащихся решать графические и аналитические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы;
-развивающие:
- развивать приемы исследовательской работы, умения анализировать, делать выводы.
- вырабатывать умения объяснять газовые законы на основе положений МКТ;
- описывать состояние и изопроцессы идеального газа,
- объяснять графическое изображение процессов.
- -воспитательные:
- продолжить воспитание личностных качеств: самостоятельности, ответственности, толерантности;
- формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы;
- умение выслушать других при работе в классе, в группах;
- формировать навыки безопасной работы.
Тип урока – Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ЭОР
Используемые учебники и учебные пособия:
«Физика 10 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. Г.А. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Москва «Просвещение», 2010.
Используемое оборудование:
мультимедийная установка: компьютер, проектор, презентация к уроку, (Сопровождение - презентация к уроку) Программное обеспечение : пакет Microsoft Office-2003, операционная система Windows-95/98/2000/XP
Используемые ЦОР:
ЭОР Федерального центра информационно-образовательных ресурсов
- Законы идеального газа Проверка знаний о законах идеального газа, уравнениях состояния, процессах в идеальном газе. идеальный газ закон идеального газа уравнение состояния 1.0.0.5 Санкт-Петербург Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена РГПУ postmaster@herzen.spb.ru
- http://bakhtinairina.narod2.ru/ege_po_fizike/
Метод обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Формы контроля: проверка самостоятельно выполненного теста.
Оборудование:
Мобильный класс, мультимедийная установка: компьютер, проектор, презентация к уроку,
Сопровождение - презентация к уроку, программное обеспечение : пакет Microsoft Office-2003, операционная система Windows-95/98/2000/XP
Структура урока:
- Организационный момент.
- Целеполагание и мотивация.
- Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
- Первичное усвоение материала.
- Осознание и осмысление учебной информации.
- Первичное закрепление учебного материала.
- Рефлексия (подведение итогов урока)
- Информация о домашнем задании.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
Проблемная ситуация 1.
Учитель : Демонстрирует баллон (дезедорант).
В каком состоянии вещество содержится в баллоне? Какой параметр здесь постоянен?
Ученики: В газообразном, объем не изменяется.
Учитель: А если мы деформируем его и объем изменим, но внешних условий менять не будем?
Ученики: при деформации объем уменьшится, давление внутри возрастет, а температура останется постоянной.
Учитель: А если стенки сосуда сделать настолько тонкими, чтобы они могли растягиваться, и рассмотреть процесс при повышении температуры?
Ученики: объем растет с повышением температуры, а давление внутри сосуда равно внешнему давлению и постоянно.
Учитель: Теперь мы знаем, что существуют процессы, при которых отдельные макроскопические параметры сохраняются. Возникает вопрос. Как связаны параметры газа между собой количественно при постоянном третьем?
Количественные зависимости между двумя параметрами при фиксированном значении третьего называют газовыми законами.
Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров, называются изопроцессами.
Учитель: Итак, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Ученики: Тема урока: Газовые законы.
Учитель: Какова основная познавательная задача урока?
Ученики: Изучить зависимость между двумя параметрами состояния газа при постоянном третьем.
Учитель: Составим план наших действий. Урок мы начали с рассмотрения различных ситуаций состояния газа в баллоне, предположив, что газ – идеальный. А каким уравнением можно описать состояние газа?
Ученики: Можно вспомнить уравнение состояния идеального газа и вывести зависимости между двумя параметрами газа при постоянном третьем.
3. Актуализация знаний.
Фронтальная беседа по изученному материалу. (Газовые законы. pptx слайды с 1 по 6).
1.Какие макровеличины характеризуют состояние газа? (Макропараметры
Р, V, T)
2. Какой физический закон устанавливает зависимость между тремя макроскопическими параметрами — Р, V, T идеального газа?
3.Чем отличается уравнение состояния идеального газа от уравнения Менделеева - Клапейрона? Какое из них полнее по содержанию? Почему? (Уравнение состояния идеального газа - для постоянной массы газа. Уравнение Менделеева – Клапейрона - для переменной массы газа).
4.Каким уравнением удобно воспользоваться для установления количественной зависимости между параметрами одного и того же состояния газа при фиксированном третьем?
Ученики: Уравнением Менделеева-Клайперона, рассмотрев различные состояния газа данной массы при постоянном третьем.
4. Изучение нового материала. Первичное усвоение
Цель:
Создать условия для усвоения нового материала.
Учебная задача 1. Установить связь между параметрами 2-х состояний данной массы газа. (Информационный ресурс)
http://www.fcior.edu.ru/card/7051/izotermicheskiy-process.html
http://www.fcior.edu.ru/card/9936/izobarnyy-process.html
http://www.fcior.edu.ru/card/13811/izohornyy-process.html
Обсуждение .
5. Осознание и осмысление учебной информации
Газовые законы.pptx ( Презентация с 7 по 13 слайды)
Физминутка
Учебные инструкции:
• Держите голову прямо, чтобы подбородку было удобно.
• Упражнение повторяют трижды или более раз.
- Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз.
- Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.
- Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
- Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5с. Повторить 6-8 раз.
6. Первичное закрепление учебного материала (практический ресурс)
Работа с ЭОР. (http://fcior.edu.ru/card/18265/zakony-idealnogo-gaza.html)
Самооценка по журналу успеваемости ОМС
7. Рефлексия
1. Какие понятия вы сегодня повторили?
- С какими новыми понятиями вы познакомились?
- Достигнута ли была поставленная цель?
- Какой этап урока вам был наиболее интересен?
Оцените ваше настроение в конце урока.
Выставление отметок за урок.
8. Домашнее задание
§ 71. Стр.194, примеры решения задач (конспект), упр. 13 (1, 5), заполнить таблицу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение 1.Какие макропараметры характеризуют состояние газа?
Повторение 2. Какой физический закон устанавливает зависимость между тремя макроскопическими параметрами — Р, V, T идеального газа?
Повторение 3.Чем отличается уравнение состояния идеального газа от уравнения Менделеева - Клапейрона ? Какое из них полнее по содержанию? Почему?
Повторение 4.Каким уравнением удобно воспользоваться для установления количественной зависимости между параметрами одного и того же состояния газа при фиксированном третьем?
m M pV = RT p 1 V 1 T 1 m M R = Запишем уравнение состояния в виде pV T m M R = p 2 V 2 T 2 m M R = Выберем газ с молярной массой М и рассмотрим два его состояния в закрытом сосуде ( m = const) pV T m M R = p 1 V 1 T 1 = p 2 V 2 T 2 получил Б. Клапейрон уравнение Менделеева - Клапейрона уравнение Клапейрона получил Д.И.Менделеев pV T = const p 1 V 1 T 1 = p 2 V 2 T 2 m M pV = RT
ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Процесс изменения состояния газа при постоянной температуре называют ИЗО ТЕР МИЧЕСКИМ pV T = const при Т = const pV = const V р Пример : медленное расширение (сжатие) воздуха под поршнем в сосуде Закон Бойля – Мариотта : для газа данной массы произведение давления на объем постоянно, если температура не меняется p V 2 2 1 1/4 1/4 1 1/2 1/2 р 1 V 1 = р 2 V 2 изотермическое расширение изотермическое сжатие
процесс закон графики Т = const m = const изотерми- ческий Бойля - Мариотта V T T р T 1 ИЗОБАРНЫЙ ПРОЦЕСС Процесс изменения состояния газа при постоянном давлении называют ИЗО БАР НЫМ pV T = const при р = const V T = const Закон Гей-Люссака : для газа данной массы отношение объема к температуре постоянно, если давление газа не меняется V 1 T 1 = V 2 T 2 V Т Пример : расширение газа при нагревании в сосуде с подвижным поршнем при р атм = const V T V 1 V 2 T 2 T 1 T 3 V 3 изобарное нагревание изобарное охлаждение ИЗОПРОЦЕССЫ В ГАЗАХ процесс закон графики m = const р V V T T р р 2 р 1 изобары ВАЖНО : из двух изобар в координатах V Т выше расположена та, на которой давление меньше. Из графиков видно, что при фиксированном значении Т V 1 < V 2 , что возможно лишь при p 1 > p 2 V 1 V 2 T p 2 < p 1 изобарный Гей - Люссака V 1 T 1 = V 2 T 2 р = const ИЗОХОРНЫЙ ПРОЦЕСС Процесс изменения состояния газа при постоянном объеме называют ИЗО ХОР НЫМ pV T = const при V = const p T = const Закон Шарля : для газа данной массы отношение давления к температуре постоянно, если объем газа не меняется р 1 T 1 = р 2 T 2 р T р 1 р 2 T 2 T 1 T 3 р 3 Пример : нагревание газа в лампочке накаливания при ее включении V= const р Т изохорное охлаждение изохорное нагревание ИЗОПРОЦЕССЫ В ГАЗАХ m = const процесс закон графики р V T V V 2 V 1 Изохоры T V 2 < V 1 р T ВАЖНО : из двух изохор в координатах p Т выше расположена та, на которой объем меньше. Из графиков видно, что при фиксированном значении Т р 1 < р 2 , что возможно лишь при V 2 < V 1 . p 1 p 2 V = const p 1 T 1 = p 2 T 2 изохорный Шарля С помощью уравнения состояния можно исследовать процессы, в которых масса газа постоянна: m = const Количественные зависимости между двумя параметрами газа при неизменном значении третьего параметра называют газовыми законами . Процессы , протекающие при неизменном значении одного из параметров: p , V , T - называют изопроцессами . процесс закон графики m = const V T V T V T V T V T V T V р V р V р V р V р V р р T р T р T р T р T р T 1 3 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Расположите номера процессов в соответствующие колонки таблицы : изохорное изобарное изотермическое расширение сжатие нагревание нагревание охлаждение охлаждение 13, 14, 15 3, 5, 8 4, 6, 7 11, 12, 18 1, 2, 9 10, 16, 17 На рисунке показан график зависимости объема одноатомного идеального газа от температуры. Найти отношение давлений газа р 2 /р 1 5 2 V Т V р На рисунке представлены графики процессов, проводимых с постоянной массой идеального газа . Какой из процессов изображен на графике 1? адиабатный изотермический изохорный изобарный 2 1 3 4 V р 1 2 1 2 V 0 Т 0 2 5 5 2 Т 2 = 4 Т 1 Т 2 = ¾ Т 1 Т 2 = 4/3 Т 1 Т 2 = ¼ Т 1 В сосуде находится некоторое количество идеального газа. Как изменится температура газа, если он перейдет из состояния 1 в состояние 2 ? 1 0 баллов 1 балл 2 3 4 1 4 3 2 0 баллов 1 балл 1 балл 0 баллов 1 3 2 4 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов Использованная литература Физика : Учеб. для 10 кл . общеобразоват . учреждений / Г.Я.Мякишев , Б.Б. Буховцев , Н.Н.Сотский . – 12-е изд. – М. : Просвещение, 2009. ЕГЭ 2011. Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М. : Интеллект – Центр. 2011. Самое полное издание типовых вариантов ЕГЭ: 2011, 2012 : Физика / авт. – сост. А.В.Берков , В.А.Грибов . – М.: АСТ: Астрель , 2011, 2012. Портреты ученых – страницы свободного доступа сети интернет Рекомендации по использованию триггеров в тестовых заданиях даны Г.Ф.Кузнецовым . Материалы сайта http ://bakhtinairina.narod2.ru/ege_po_fizike/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по физике "Закон Ома"
План-конспект урока по физке "Закон Ома"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с использованием ЭОР Третий закон Ньютона
Урок -конспект на тему " Третий закон Ньютона" с использованием ЭОР....
План конспект урока с использованием ЭОР "Закон Ома для участка цепи."
Урок - исследование с использованием электронных образовательных ресурсов....
План- конспект урока по теме "Плоское зеркало. Закон отражения света"
План - конспект урока для 8 класса по теме "Плоское зеркало. Закон отражения" поможет учителю в подготовке к уроку. ЭОР, содержащиеся в конспекте позволят сделать обяснение материала нагля...
План-конспект урока "Закон Ома для участка цепи".
План-конспект урока физики с использованием ЭОР. Базовый учебник Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук.Физика 8 класс....
План-конспект урока по экологии (9 класс) по теме: Законы организации экосистем.
В ходе урока учащиеся решают проблемный вопрос: в хозяйстве вырыли котлован и заполнили его водой. Можно ли сразу же поселить в нем рыб и без подкормки ждать роста их численности? Выводы по уроку (зак...