Урок "Что изучает физика?" 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Первый урок физики в 7 классе - урок знакомства с предметом,поэтому он должен пройти интересно, оставить хорошее впечатление.В материале описаны демонстрации опытов,игровые моменты(подбор фрагментов из известных сказок, загадки итд).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnyy_urok_7_klass_avtosohranennyy.docx | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок "Что изучает физика?" 7 класс
Ивлюшина Ирина Анатольевна учитель физики
Статья отнесена к разделу: Преподавание физики
Цель: Создать представление о первичных понятиях в физике ( тело,вещество,явление); определить круг изучаемых явлений; методах науки – наблюдениях и опытах; заинтересовать ребят для дальнейшего изучения предмета
Демонстрации;
- скатывание шарика с наклонной плоскости;
- электрическая искра;
- кипение воды;
- взаимодействие магнитов;
- притяжение металлических опилок к магниту;
- звучание камертона;
- колебание груза на пружине;
- получение различных по размеру изображений свечи на экране;
- картины магнитных линий постоянного магнита;
- электризация султанов и их взаимодействие;
- плавление свечи при ее нагревании.
ребята комментируют их и объясняют, почему они относят явление к тому или иному виду
Ход урока
I. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем. Организационный момент
Что необходимо иметь.
1.Учебник
2.Рабочая тетрадь – 48 листов
3Тетрадь для контрольных работ
4Тетрадь для лабораторных работ
II. Изучение нового теоретического материала (лекция учителя)
Садясь в поезд, такси, трамвай нажимая на кнопку электрического звонка, включая электролампу и телевизор или компьютер, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих достижений техники. А ведь не очень давно люди ездили в тарантасах, запряжённых лошадьми, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о разных волшебствах…
В сказке А.С. Пушкина звездочёт и мудрец, подаривший царю Дадону чудесного петушка, заверял его:
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной, -
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся.
Скажите мне какие, современные установки заменяют золотого петушка? (Ответ: радиолокационные установки, позволяющие мгновенно и точно обнаружить в небе самолёты, ракеты и другие объекты.)
А вот в сказке Ершова «Конёк – горбунок» о каком чуде говориться?
Огонёк горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнём.
Светит поле словно днём.
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
Диву дался тут Иван,
«Что, - сказал он, - за шайтан!
Шапок с пять найдётся свету,
А тепла и дыма нету.
Эко чудо – огонёк…»
Ответ: лампы дневного света.
Гусли – самогуды (патефон, магнитофон), топор – саморуб (электропила),ковёр – самолёт (самолеты, космические корабли)
Всё это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки. Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку является физика
Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию простых явлений окружающего мира методами физической науки. Желаю успеха в постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики!
Откройте тетради, запишите тему урока : “Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты”.
Далее по ходу лекции учителя, учащиеся составляют опорный конспект
Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа.
Далее обращаем внимание на то, что нас окружает большое разнообразие предметов
Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.
Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.
Физическое тело – это каждый окружающий нас предмет. (Показ физических тел: ручка, книга, парта)
Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела. (Показ физических тел, состоящих из разных веществ)
Тела могут состоять из одного вещества, иметь одинаковую форму, но разный объём (набор гирь), одинаковый объём, но разную форму (пластилиновые шарики)
Предлагаем учащимся найти в учебнике ответ на вопрос, что такое материя.
А теперь подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания?
Ответы учеников: из наблюдений, экспериментов.
Правильно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Архимед, Птолемей – вели наблюдения.
Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью.
И этим мы тоже будем заниматься с помощью, представленных на ваших столах приборах (рассказать о некоторых)
Со всеми физическими телами происходят изменения. Подобные изменения называются физическими явлениями. Среди большого разнообразия явлений в природе, физические явления занимают особое место. К ним относятся:
- Механические явления
- Электрические явления
- Магнитные явления
- Световые явления
- Тепловые явления
Проводятся демонстрации различных явлений.
Подумайте, о каком явлении идет речь?
Ночь была безлунная, звездная, морозная и ясная. Темно, только на юго-востоке небо внизу слабо освещено, будто за холмом горят огни. Я любовался этим слабым светом, который вдруг превратился в сходящиеся снопы лучей, протянувшихся кверху. От их прикосновения на юго-востоке зажглась медленно колеблющая занавеса, свисающая складками с неба. Быть может, это было вознесенное в небеса покрывало Изольды, и там, где его касалось дыхание ее желания, оно становилось горячим и светлым. Дыхание Изольды пробегало по нему, оно трепетало и волновалось.(Из книги Р. Кента “Саламина”.)
Ответ: “Северное сияние”
По библейской легенде, бог Яхва после Всемирного потопа повесил на небе знак означающий, что он больше не станет так жестко карать людей: “Я полагаю знак мой в облаке, чтобы он был знамением вечного согласия между мною и землею”.
С давних времен у людей существует поверье, будто в том месте, где этот божественный знак как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откапать горшок с золотом. А чтобы до окончании жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под этим знаком босиком. Это удивительное “мимолетное виденье” буквально тает на ваших глазах, оставляя чувство светлой грусти.
Ответ: “Радуга”
“Отгадай загадку”.
Сначала - блеск.
За блеском – треск,
За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)
Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка кричит. (Эхо)
Что с земли не поднимешь? (Тень)
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Туча.)
Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб.
Застучал в ворота.
Эй, откройте!
Кто там?
(Ветер.)
Летит – молчит.
Лежит – молчит.
Когда умрет, тогда заревет.
(Снег.)
И в огне не горит,
И в воде не тонет.
(Лед.)
Что за звездочки чудные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.
(Снежинки.)
III. Проверка усвоения изученного материала
1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.
2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.
4. Какие из приведенных явлений являются механическими, а какие тепловыми: движется автобус, плывет лодка, кипит вода, ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.
: 5 Укажите, что относится к понятию “физическое тело”, а что к понятию “вещество”: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.
6. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.
7. В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?
IV. Итоговое повторение
Закрепление изученного учебного материала по вопросам:
- Что такое физика?
- Что изучает физика?
- Почему физику считают одной из основных наук о природе?
- Какие физические термины вам известны?
V. Домашнее задание § 1-3 читать, ответить на вопросы в конце параграфов учебника (Перышкин А.В. Физика. 7 кл. –М.: Дрофа, 2002). VI. Рефлексия
|
- Какие методы и способы позволяют нам получить знания о явлениях природы?
Литература.
1.Кирик ЛА.Физика7. Методические материалы. М.Илекса 2005
2.Предметная неделя физики в школе /Н.П. Наволокова (и др.); под общ. ред. И.Ю. Ненашева.-2- е изд.– Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
3.Я иду на урок физики: 7 класс. Часть 1: Книга для учителя.– М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
4.Учебник: Физика. Химия.5–6 класс. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак, М.: Дрофа, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе « Люби, цени и изучай великий русский язык»
Урок- обобщение по теме: « Односоставные предложения»...
Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс
В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...
Урок по ИКТ для 6 класса "Изучаем графический редактор Paint"
На уроке используются основные графические фигуры. Построения пирамиды осуществляются с помощью вспомогательных построений....
План-конспект урока "Какой язык ты хотел бы изучать?" 7 класс
План-конспект урока разработан к УМК "Enjoy English-7"...
Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".
Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена по учебнику А.И.Алексеева "География. Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...
Методическая разработка по Географии "Что изучает география материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю".
География материков и океанов....