открытый урок 7 класс "Архимедова сила"
презентация к уроку по физике (7 класс) по теме

джанджиева  людмила сергеевна

Всякая педагогическая деятельность определяется целью, поэтому готовясь к уроку, определяю чего нужно достичь и при обучении выделяю 4 цели: первая  из них -  мотивационная ; ученик должен знать, зачем нужно решать проблему, нужно-ли ему; второй этап- определительный; ученик должен понять,какие действия и после каких нужно выполнить.Третий этап - деятельный; ученик, поняв проблему и пути её решения, может заняться намеченными действиями.Четвертый этап - коррекционный

проконтролиров работу учащихся, учитель указывает на ошибки, помогает их преодалить и внести уточнения.Важно, чтобы на каждом уроке учащиеся решали несколько проблем: одни теоретически и письменно, другие практически и устно.

Научить физике можно лишь тогда, когда у учеников пробужден интерес к процессу познания, когда учение происходитне попринуждению, а по увлеченности и творчески.Ведь через интересы к уроку пробуждается интерес к предмету, а затем к самообразованию, к творчеству.Проведенное интересно для ученика занятие может быть средством, позволяющимся добиться не только обучающего эффекта, но и воспитательного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока25.24 КБ
Office presentation icon презентация для урока711.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование

Физика, 7 класс

Тема: Архимедова сила

Цели урока

- Продолжить формировать знания учащихся об Архимедовой силе, обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в неё тело, выяснить от каких величин зависит значение выталкивающей силы.

- Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике.

- Продолжить формирование познавательного интереса к предмету; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике и для повышения интереса к изучаемому материалу, осветить роль Архимеда в физике.

Дидактический тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-беседа с элементами исследования

План урока

I. Актуализация знаний

II. Изучение нового материала

1. Введение в тему урока.

2. Сообщение темы урока.

3. Историческая справка.

4. Вывод формулы

5. Подготовка к исследовательской работе.

6. Исследовательская работа

7. Работа по группам

8 Выводы по результатам исследовательской работы

III. Закрепление изученного материала

IV. Домашнее задание. Проблемный вопрос для следующего урока

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Оборудование

1. Компьютерная презентация

2. Интерактивная доска, проектор

3. Демонстрационные опыты

4. Фронтальные эксперименты

5. Рабочие листы для оформления результатов исследования

Ход урока Сопровождение урока

I. Актуализация знаний

Ребята, сегодня у нас урок физики, а мы отправимся в историческое

путешествие в Древнюю Грецию в III век до нашей эры. Именно

в это время в Сиракузах, на острове Сицилия проживал величайший

математик и физик древности - Архимед. Он прославился

многочисленными научными трудами, главным образом в области

геометрии и механики. В это время Сиракузами правил царь

Гиерон. Он поручил Архимеду проверить честность мастера,

изготовившего золотую корону. Хотя корона весила столько,

сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил,

что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми

металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть

ли в ней примесь. Достоверно неизвестно каким методом

пользовался Архимед, но задачу, поставленную царём Гиероном

учёный решил. Сегодня мы с вами тоже будем решать эту задачу,

следуя за рассуждениями Архимеда. Начинаем рассуждать!

II. Изучение нового материала.

1. Введение в тему урока.

- Почему тело всплывает?

Предполагаемые ответы:

- Вода оказывает выталкивающее действие, на погруженное в неё тело,

т.е. со стороны воды на тело действует сила

Учитель. Верно. Будем называть ее выталкивающей силой.

- Действует ли выталкивающая сила в этом случае?

Предполагаемые ответы:

-На любое тело, погруженное в жидкость, действует сила.

- Так как тело утонуло, то выталкивающая сила на него не действует.

Уч-ся анализируют данный опыт и делают вывод.

Вывод: На любое тело, погруженное в жидкость, действует сила,

выталкивающая тело из жидкости.

2. Сообщение темы урока.

Учитель обобщает: Эта сила называется, Архимедовой, т.к. впервые

выталкивающую силу рассчитал Архимед.

Тема нашего урока «Архимедова сила».

3. Историческая справка.

Именно с помощью данной силы Архимед решил задачу царя.

Опыт № 1

Погрузить пластмассовый

шарик в воду. Тело

«выпрыгивает» из воды.

Опыт № 2

Погрузить железный гвоздик в воду. Тело тонет в воде.

Опыт № 3

Тело подвешено на пружине

со стрелкой указателем.

При опускании тела в воду

пружина сокращается.

Такое же сокращение

пружины получается,

если действовать на тело

снизу вверх с некоторой

силой.

Слайд 1

- Эпиграф « Знания дети удивления и любопытства» Луи де Броил

Идея решения пришла к ученому внезапно, когда он, находясь в бане,

погрузился в наполненную водой ванну, его осенила мысль, давшая

решение задачи. Ликующий и возбужденный своим открытием,

Архимед воскликнул: «Эврика! Эврика!», что значит: «Нашел! Нашел!»

- Какая мысль пришла в голову учёному, при погружении в ванну?

Предполагаемый ответ: тело, находящееся в жидкости (или газе),

вытесняет столько жидкости ( газа), сколько весит жидкость (или газ)

в объеме, вытесненном телом

4. Вывод формулы для Архимедовой силы

Учитель предлагает уч-ся:

- самостоятельно сформулировать закон Архимеда

- сверить свою формулировку с образцом

- сделать вывод

Вывод: Сила, выталкивающая целиком, погруженное в жидкость тело,

равна весу жидкости в объеме этого тела.

Вывод формулы:

- Как найти вес жидкости?

- Как найти массу жидкости?

- Как найти объём вытесненной жидкости?

- Как найти Архимедову силу?

Анализ формулы:

- От каких факторов зависит значение Архимедовой силы?

- Как направлена архимедова сила?

Предполагаемый ответ: Сила, действующая на тело, находящееся

в жидкости, направлена вверх.

5. Подготовка к исследовательской работе.

- Как на опыте, можно измерить значение Архимедовой силы?

Вопросы к в/фрагменту:

1) Какой прибор используют для измерения архимедовой

силы?

2) Определите цену деления прибора.

3) Чему равен вес тела в воздухе? (0,4 Н)

4) Чему равен вес тела в жидкости? (0,25 Н)

5) Чему равна Архимедова сила? (FА = Р Р1= 0,15 Н)

Вывод: Архимедова сила равна разности веса тела в воздухе и веса тела

в жидкости

- портрет Архимеда.

Слайд 2

Формулировка закона

Архимеда

Слайд 3

Эксперимент,

подтверждающий закон

Архимеда ( в/фрагмент

«Архимедова сила» опыт

с ведёрком Архимеда)

Слайд 4

FА = Рж

Рж = mж g

mж = ρж Vж

Vж = Vт

FА = ρж g Vт

Слайд 5

в/фрагмент «Измерение

выталкивающей силы»

6. Исследовательская работа

Проблемный вопрос: Предположите, какие факторы будут влиять

на значение выталкивающей силы.

Возможные предположения:

- объём тела

- форма тела

- глубина погружения тела

- плотность тела

- плотность жидкости

Давайте проверим Ваши предположения.

6. Работа по группам

(Группам выдается соответствующее оборудование)

Задание первой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной

бруски одинакового объема, нить.

Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.

Сравните плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы

от плотности тела.

Задание второй группе

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел.

Сравните эти силы.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы

от объема тела.

Задание третьей группе

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, спиртом,

алюминиевый цилиндр.

Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, спирте.

Чем отличаются эти жидкости?

Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело

в различных жидкостях?

Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.

Задание четвертой группе

Оборудование: тела одинакового объёма и разной формы сосуд с водой,

нить, динамометр.

Слайд 6

FА = Р Р1

Слайд 7

Цели исследования

- обнаружить выталкивающее

действие жидкости

- выяснить, от каких факторов

зависит архимедова сила,

- выяснить, от каких факторов

не зависит архимедова сила.

Работа в группах.

Выступления представителей

групп (защита результатов

проведенного исследования)

Вывод: Архимедова сила

не зависит от плотности

вещества, из которого

изготовлено тело

Вывод: Архимедова сила

зависит от объема тела,

чем больше объем тела

погруженного в жидкость,

тем больше архимедова сила.

Вывод: Архимедова сила

зависит от плотности

жидкости, чем больше

плотность жидкости,

тем больше архимедова сила.

Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра

определите Архимедову силу, действующую на нее.

Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости)

Архимедовой силы от формы тела.

Задание пятой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый брусок, нить,

измерительная линейка

Определите Архимедову силу, действующую на тело, при погружении

на разную глубину

Сравните Архимедову силу, действующую на тело при погружении

на разную глубину

Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы

от глубины погружения тела.

Вывод: Архимедова сила

не зависит от формы тела,

погруженного в жидкость.

Вывод: Архимедова сила

не зависит от глубины

погружения тела.

8. Оформление результатов исследовательской работы в сводной таблице на рабочих листах

(таблица выводится на интерактивную доску)

Факторы Тела для

исследования

Вес тела

в

воздухе

Р,Н

Вес тела в

жидкости

Р1

Выталкива

ющая сила

FА, Н

Зависит Не

зависит

плотность

тела

алюминиевый

стальной

цилиндр

род

жидкости

вода

спирт

объем тела 1 тело

2 тело

форма тела 1 тело

2 тело

глубина

погружения

5 см

10 см

9. Выводы по результатам исследовательской работы.

- Обратитесь к целям исследования и укажите, от каких факторов

выталкивающая сила, действующая на тело, целиком погруженное

в жидкость, зависит и от каких не зависит.

III. Закрепление изученного

1. Где в жизни вы встречаетесь с Архимедовой силой?

Зачем нужно знать закон Архимеда?

2. Решение задач.

- Сборник задач, В.И.Лукашик

1 вариант № 605

Слайд 8

Проверьте свой вывод

2 вариант № 606

3. Решение задачи, которую поставил перед Архимедом царь Гиерон.

(объяснение решения сопровождается записями на интерактивной доске)

Алгоритм решения:

Вопрос 1. Как Архимед нашёл выталкивающую силу?

Вопрос 2. Как Архимед определил объем короны?

Вопрос 3. Как Архимед определил плотность короны?

Объяснение: зная объем короны, он смог определить плотность короны,

а по плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых

металлов.

4. Вывод: Мы с вами решили задачу Архимеда.

Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше

плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане,

а наука обогатилась замечательным открытием.

Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда

заняться вопросом о плавании тел. Результатом этого было появление

замечательного сочинения «О плавающих телах», которое дошло до нас.

IV. Обобщение изученного

- Какая информация на уроке была для Вас новой?

- Какие открытия сделали?

- Какие факты вызвали наибольший интерес?

- Какие опыты вызвали наибольший интерес?

Предполагаемые ответы:

- мы продолжили знакомство с темой «Архимедова сила»

- решили задачу, поставленную перед Архимедом

- подтвердили закон Архимеда

- вывели формулу для Архимедовой силы

- провели опыты по определению Архимедовой силы

V. Домашнее задание

1) §49, упр. 24 (1,2)

2) Проблемный вопрос: Почему небольшой металлический гвоздь

при погружении в воду тонет, а огромное судно, выполненное

из металла, держится на плаву?

VI. Итог урока. Рефлексия

Закончите фразу:

1) Сегодня на уроке я научился….

2) Было интересно узнать …

3) Было трудно

FА = Р Р1

Слайд 8

физика в весёлых

картинках

Слайд 9

вопросы__


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Архимедова сила «Знания – дети удивления и любопытства» Луи де Бройль

Слайд 5

А р х и м е д «Мы обязаны Архимеду фундаментом учения о равновесии жидкостей» Ж.Лагранж

Слайд 6

Закон Архимеда На тело, погруженное в жидкость действует сила равная весу жидкости взятому в объёме данного тела.

Слайд 7

Актуализация знаний 1. Формула давления твёрдого тела. 2.Обозначение плотности вещества. 3.Формула давления жидкости на дно сосуда. 4.Давление на одном уровне больше в керосине или в воде, если плотность воды больше плотности керосина? 5.Вес тела действует на ………. 6. В сосуд с водой опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда? 7. Изменяется ли давление в жидкости при погру- жении? 8.Одинаковы ли силы давления, которые действу- ют снизу и сверху на тело, погруженное в жидкость? А на боковые грани? Чем это можно объяснить? 9. Куда направлена равнодействующая сил, действ- ующих на верхнюю и нижнюю грани?

Слайд 8

1. Формула давления твёрдого тела. (Р =F/S ) 2.Обозначение плотности вещества. (ρ) 3.Формула давления жидкости на дно сосуда. (Р=ρ· g · h ) 4.Давление на одном уровне больше в керосине или в воде, если плотность воды больше плотности керосина? (больше в воде) 5.Вес тела действует на (опору или подвес) 6. В сосуд с водой опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда? (не изменилось) 7. Изменяется ли давление в жидкости при погружении? (изменяется) 8.Одинаковы ли силы давления, которые действуют снизу и сверху на тело, погруженное в жидкость? (нет) А на боковые грани? (да) Чем это можно объяснить? 9. Куда направлена равнодействующая сил, действующих на верхнюю и нижнюю грани?

Слайд 9

Фронтальный эксперимент : Определите вес данного тела в воздухе. Определите вес этого тела в воде. Сравните результаты и сделайте вывод Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе. Почему вес тела в воде меньше веса в воздухе? «Открытие» нового знания Задача: исследование действия жидкости или газа на погруженное в них тело. "Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта." (И. Кант)

Слайд 11

Постановка темы, цели и задач урока «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». М. В. Ломоносов

Слайд 12

1. На любые тела, погруженные в воду, действует выталкивающая сила. 2. Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх. Значит, на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила, и на те, которые плавают, и на те, которые тонут. Выясним, почему возникает выталкивающая сила. Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?

Слайд 14

На погруженное в жидкость (или газ) тело действует выталкива - ющая сила, численно равная весу жидкости (газа), вытесненной телом, и приложенная к центру тяжести вытесненного телом объема жидкости (газа) . Закон Архимеда :

Слайд 15

1. Что сделала пружина, когда мы к ней подвесили ведёрко Архимеда? 2. Что произошло с пружиной, когда мы опустили ведёрко в сосуд с водой? 3. Что произошло с пружиной, когда мы вылили воду в ведёрко? Итак, выталкивающая сила сжала пружину на несколько делений, а вес вытесненной воды растянул пружину на те же деления. Что можно сказать об этих силах? Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что выталкивающая сила равна весу жидкости, вытесненной телом. ВЫВОД: сила Архимеда зависит от Vт и от ρж. Демонстрируется опыт с ведёрком Архимеда

Слайд 17

Архимедова сила Не зависит от: Зависит от: 1) плотности тела 1) плотности жидкости 2) положения тела 2) объема тела, погруженного в жидкость 3) формы тела 4) от глубины погружения Выводы

Слайд 18

На этом прервалась беседа... Немало воды утекло с той поры, Но помнят закон Архимеда!

Слайд 19

Первичное закрепление Как можно определить выталкивающую силу? Чему равна выталкивающая сила?

Слайд 20

Самостоятельная работа I В воду опущен медный кубик массой 100 г и тонкая медная пластина массой 10 г. Одинакова ли выталкивающая сила в обоих случаях? Кусок мрамора весит столько, сколько весит медная тара. Что из них легче удержать в воде? К чашкам весов подвешены две гири равного веса: фарфоровая и железная. Нарушится ли равновесие весов, если гири опустить в сосуд с водой? Какое заключение можно сделать о величине архимедовой силы, проводя соответствующие опыты на Луне, где сила тяжести в шесть раз меньше, чем на Земле? Действует ли на искусственном спутнике Земли закон Паскаля и архимедова сила? Из какого материала надо сделать гири, чтобы при точном взвешивании можно было не вводить поправки на потерю веса в воздухе?

Слайд 21

Повторение Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал «чудовищ- ной» силой. Стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1 тонну. Правда только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть эти рассказы правдой? 2.Существует «Мертвое озеро» в Палестине. Утонуть в нем нельзя. Может ли быть такое? Тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг. Может ли быть такое?

Слайд 22

Легенда об Архимеде Сиракузский царь Гиерон захотел выяснить из чистого ли золота его корона и поручил эту задачу Архимеду. Трудность состояла в том, чтобы определить объём короны, которая имела очень сложную форму. Как-то Архимед принимал ванну, и тут ему в голову пришла блестящая идея: погружая корону в воду можно определить её объём, измерив, объём вытесненной ею воды. Согласно легенде Архимед выскочил на улицу с криком «эврика», то есть «нашел». Так был открыт Закон Архимеда.

Слайд 23

Итог урока Что вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились ? Домашнее задание: § 48, 49, упр. 32 зад. № 1, 2 (устно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике в 7 классе по теме: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

План- конспект урока физики в 7 классе по теме: Сила. Явление тяготения сила тяжести....

Методическая разработка открытого урока "Чудодейственная сила книги"

В данной разработке представлен план-конспект открытого занятия с обучающимися 1 года обучения студии "Английский язык"...

Открытый урок "Архимедова сила" 7 класс с использованием ИКТ

Урок основан на исследовательской работе учащихся на уроке. Дети делятся на группы и выполняют эксперименты, подтверждающие или опровергающие данные факты....

Разработка открытого урока "Сила.Явление тяготения.Сила тяжести."

Урок с презентацией.Позволяетсформировать понятия силы, силы тяжести.Рассмотреть явление тяготения....

Открытый урок "Архимедова сила. Плавание тел"

Человек  издавна  пытался  объяснить  необъяснимое.  Оглядываясь  вокруг  себя,  он  размышлял  о  природе  и  пытался  реши...

Открытый урок "Архимедова сила"

Открытый урок по теме "Архимедова сила" был проведен на городском семинаре-практикуме "Современный урок физики: подготовка и проведение в условиях ФГОС" в декабре 2017 года...

Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс

Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс...