Открытый урок "Архимедова сила" 7 класс с использованием ИКТ
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Урок основан на исследовательской работе учащихся на уроке. Дети делятся на группы и выполняют эксперименты, подтверждающие или опровергающие данные факты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.zip | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 7 классе по теме: « Архимедова сила»
Выполнил учитель физики МБОУ СОШ №14 г. Армавира Федоренко Л. Е.
Тип урока: урок изучения нового материала, первичное закрепление новых знаний.
Планируемый результат: выяснить от чего зависит, архимедова сила; вывести формулу расчета архимедовой силы; научить учащихся применять формулу для вычисления архимедовой силы.
Цель урока: сформулировать понятие архимедовой силы
Задачи урока:
- Образовательная
- Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости;
- установить, от каких факторов зависит;
- изучить содержание закона Архимеда;
- вывести формулу, выражающую зависимость силы от плотности жидкости (газа) и объема тела на основе закона Паскаля;
- Развивающая
- продолжить формировать умение находить равнодействующую двух сил;
- развитие речевых навыков учащихся, умений анализировать, умений делать выводы по изученному материалу.
- Воспитательная
- совершенствование приемов логического мышления: приема сравнения, умения делать выводы, анализ, выделять главное в учебной информации;
- формирование познавательного интереса.
Оборудование : сосуд с водой, сосуд с соленой водой, динамометры, набор грузов, пластилин. компьютер, мультимедиа-проектор, наборы оборудования для групп, компьютерная презентация Power Point.
Методы: 1. Словесный(рассказ, сообщение);
2. Наглядный;
3. Практический;
4. Частично поисковый;
5. Проблемный.
Формы: фронтально-индивидуальная, работа в парах.
Ход урока:
Этап урока | Цель этапа урока | Ход этапа урока |
Организационный | включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока. | Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Прежде чем мы начнем урок, давайте вспомним наш девиз «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Слайд 1 Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем изучать механику. В ходе сегодняшнего урока вы будете находиться в составе той или иной группы, выполнять различные задания. |
Актуализация знаний. | Получить представления о качестве усвоения материала, определить опорные знания. | Учитель: Прежде чем изучить новую тему, давайте повторим пройденный материал, выполнив тест. Выполнение теста. |
Изучение нового материала. | организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; согласовать цель и тему урока. | Учитель: Есть два одинаковых по объему шарика: 1- пластмассовый, 2- металлический скажите, что произойдет, если я опущу их в воду? Ответ поясните? Ответ учащихся: Пластмассовый будет плавать, а металлический утонет т.к плотность металлического шарика будет больше чем у пластмассового, а значит и масса будет больше. Учитель: Тогда почему корабли плавают, а камень брошенный в воду тонет? Слайд 2 Ответ учащихся: На корабль действует какая – то сила, заставляющая его всплывать на поверхность. Учитель: Итак, давайте сформулируем цель нашего урока? ( Совместно с детьми формулируем цели) слайд 3 1) Исследовать действие жидкости на погруженное в нее тело. 2) Качественно описать силу, действующую на тело в жидкости (установить от чего зависит эта сила). 3) Количественно описать силу, действующую на тело в жидкости (формула). 4) Научиться применять полученные знания на практике. – Молодцы! Первая часть урока называется: “Выталкивающая сила. ” Оставьте место мы в конце урока сформулируем тему урока и допишем. Слайд 4 1) Проводиться фронтальный эксперимент: Задача: исследование действия жидкости на погруженное в них тело. Учитель: Попробуем решить первую задачу, которую мы поставили перед собой: Исследовать действие жидкости на погруженное в нее тело. В чем мы должны убедиться? (в воде тело легче, чем в воздухе). Как это сделать? (Могут быть разные ответы, все гипотезы записываются на доске). Слайд 5
Существует – архимедова сила, в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение. Слайд 6 Учитель: С первой поставленной задачей мы свами справились. Исследовали действие жидкости на погруженное в нее тело. Какая следующая задача стоит перед нами? Учащиеся: Попробуем установить, от чего зависит выталкивающая сила, и от чего не зависит. Учитель: для этого разбиваемся на группы и по плану выполняем задания. (раздается карточки с этапами эксперимента) Учитель: У вас на столах лежат разные тела и жидкости. Что вы можем предположить? (показываю задания на доске) Учащиеся 1 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит плотности тела. Учащиеся 2 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит от массы тела. Учащиеся 3 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит плотности жидкости Учащиеся 4 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит от глубины погружения. Учащиеся выполняют задания и делают выводы. Учитель: Какой вывод был сделан каждой группой? Зафиксируем каждый вывод. Результаты работы каждой группы записываем в тетрадь в виде таблицы. Учитель: Мы решили вторую поставленную задачу и получили качественную зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и объема тела. Учитель: Исходя из этих данных можем ли мы попробовать решить третью задачу нашего урока? Учащиеся: Да. Попробуем количественно описать силу, действующую на тело в жидкости (формула). Демонстрация опыта с ведерком Архимеда . Учитель: Итак, выталкивающая сила равна весу вытесненной жидкости, в объеме погруженного в нее тела. Учитель: По какой формуле мы находим вес тела? Учащиеся: , а т.к. масса определяется по формуле , то подставив эти формулы, получим, что архимедова сила равна Учитель: Мы получили количественную зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и объема тела (формулу). Каковы наши дальнейшие действия? Учащиеся: Попробуем научиться применять полученные знания на практике. |
Закрепление изученного материала | проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. | Проводится игра «Достань жемчужину». ( нужно нажать на название и появится экран с заданиями) Авторы: Архипова А. И., Золотарев Р. В. Направлять водолаза по пустым клеткам. При движении в правом верхнем углу появляются вопросы. Если дети отвечают правильно, то водолаз переходит дальше, если ошиблись, то он возвращается на корабль. |
Рефлексия. | зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание. | Учитель: Подведем итоги урока.
Учитель: Сегодня на уроке вы получили знания и умения, которые помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными, но не только в окружающем мире встречается данное явление, оно описывается в стихах. Вот, например Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. Объясните с точки зрения физики Тане, почему мячик не тонет? Домашнее задание: § 48-49 стр. 114-120 А историю открытия закона можно прочитать в § 8 стр. 183 Опыт: проверить, как ведет себя яйцо в воде и растворе соли. |
Раздаточный материал
1 ВАРИАНТ | 2 ВАРИАНТ |
1.Плотность вещества это- А.отношение массы тела к его объему Б.произведение массы тела к его объему В.отношению объема тела к массе 2. Единица измерения массы в СИ. А. г Б. кг В. тонна 3.Какой закон используется в устройстве гидравлических машин? А.Закон всемирного тяготения. Б.Закон Паскаля . В.Закон Торричелли. 4.Вес тела человека в равномерно опускающемся лифте А.равен силе тяжести Б.больше силы тяжести В. Меньше силы тяжести 5. Стальная, латунная и чугунная детали имеют одинаковые объемы. Какая из них имеет большую массу? ? А.стальная Б.латунная В. чугунная | 1.Масса тела- это физическая величина характеризующая . А.вес тела Б.размеры тела В.инертность тела 2. Единица измерения веса тела. А. Н Б. Па В. м2 3.Вес космонавта в ракете, стартующего с поверхности Земли, А.равен силе тяжести Б.больше силы тяжести В. Меньше силы тяжести 4.Давление ,производимоена жидкость или газ,передается по всем направлениям без изменения. А.Закон всемирного тяготения. Б.Закон Паскаля . В.Закон Торричелли. 5. Стальная, латунная и чугунная детали имеют одинаковую массу. Какая их них будет большего объема? А.стальная Б.латунная В. чугунная
|
Задание. Группа 1.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и железный цилиндры.
1. Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.
2. Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела. 3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела
Задание. Группа 2.
Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела разного объема, но одинаковой плотности
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объёма из пластилина.
1. Определить архимедову силу, действующую на каждое тело. 2. Сравнить эти силы.
3. Вывод.
Задание. Группа 3.
Архимедова сила в пресной и соленой воде, действующая на одно и тоже тело.
Оборудование: динамометр, сосуды с водой и маслом (соленой водой), алюминиевый цилиндр.
1. Определить архимедовы силы, действующие на тело в воде, масле. 2. Чем отличаются эти жидкости ?
3. Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях!
4. Вывод:
Задание. Группа 4. .
Архимедова сила в зависимости от глубины погружения всего тела
Оборудование: высокий сосуд с водой, динамометр, тело из пластилина.
1. Определить архимедову силу, действующую на тело на различной глубине. 2. Сравнить эти силы.
3. Вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 3 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Учитель второй квалификационной категории Ачилдиева Татьяна Александровна.
Тема: “Все времена года по-своему красивы” (All seasons are beautiful).Пояснительная записка.Данный урок предназначен для учащихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка на ба...
Открытый урок по математике в 3 классе с использованием Дальтон- плана: «Решение задач» Учитель Агеева В.Г.
ТЕМА: Закрепление по теме: «Решение задач»ЦЕЛЬ:Уровень 1 Получить возможность научиться Выполнять решение по предложенному алгоритмуУровень 2 Научиться уметь решать задачи изуч...
Конспект урока по географии в 7 классе с использованием ЭОР "Открытие и исследование Антарктиды. Органический мир материка".
Данная разработка содержит технологическую карту урокаи презентацию. Особенностью данного урока является формирование компетентностей школьника, с использованием системно-деятельностного подхода, прие...
"School is Fun!" Открытый урок в 8 классе с использованием сингапурской методики
Тема урока: Школа – это здорово!Цель урока: Активизация и закрепление лексического материала по теме «Школа».Задачи: - Развивать навыки общения в диалоге и полилоге; ...
Презентация к открытому уроку "Чёрная металлургия" 9 класс (с использованием этнокультурного компонента)
Как привлечь учащихся к изучению "скучной" темы:Чёрная металлургия ? Создать мотивацию к уроку.Все старшеклассники являются болельщиками любимой футбольной команды "Зенит".Спонсор команды-...
конспект и дополнительные материалы к открытому уроку по геометрии 8 класс с использованием интерактивной доски и компьютерного тестирования.
Место урока в учебном плане: урок в разделе «Площадь многоугольника».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: обобщение изученного материала по теме "Площадь многоугольника"...
Презентация открытого урока в классе синтезатора "Использование мультипадов в аранжировке музыкальных произведений"
Презентация открытого урока "Использование мультипадов в аранжировках музыкальных произведений" направлена на закрепление пройденных этапов в освоении техники применения мультипадов и на п...