Рабочая программа 9 класс
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) по теме

Беренчик Елена Евгеньевна

Рабочая программа к учебнику "Физика 9", автор Гуревич А.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_fizika_gurevich_2_chasa.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение Пролетарская средняя общеобразовательная школа №4 имени Нисанова Хаима Давидовича города Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ФИЗИКЕ

ДЛЯ      9    КЛАССА

ПРОГРАММА ТИПОВАЯ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

АВТОР: А.Е. Гуревич

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

БЕРЕНЧИК  ЕЛЕНА  ЕВГЕНЬЕВНА

 

г. Пролетарск

2012-2013 уч.год

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основе:

 - Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г.,

 - Примерные программы по физике. «Дрофа». 2008,

 - Программы по физике для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебником  физики  Гуревич А.Е.«Физика – 9» (Авторы программы – Гуревич А.Е., Москва, «Просвещение».

 -Базисного учебного плана ОУ.

 - Учебного плана МБОУ СОШ№4 на 2012-2013 учебный год.

Данная рабочая программа полностью соответствует авторской учебной программе для общеобразовательных учреждений А.Е.Гуревич «Физика 7-9 классы».

  Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно – технического прогресса.

Обучение физике в школе служит общим целям образования и воспитания личности: вооружить учащихся знаниями, необходимыми для их развития; готовить их к практической работе и продолжению образования; формировать научное мировоззрение, базовые и ключевые  компетенции: информационно – технические и коммуникативные. 

 Данная программа ориентированна на усвоение обязательного минимума физического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике.   Согласно базисному учебному плану на изучение физики в 9 классе отводится 68 часов (2 часа  в неделю).

В связи с тем, что согласно расписанию часть (2 часов) выпадают на праздничные, то произведено уплотнение учебного материала за счет часов резервного времени.

1. Цели  и задачи  курса.               

 

1.1. Цель: Формирование  у  учащихся научного мировоззрения, основанного на знаниях и жизненном опыте. Развитие целеустремленности к самообразованию, саморазвитию; Воспитание экологической культуры учащихся. Формирование  у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

1.2. задачи:

  1. Формировать умения использовать для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; 
  2. Формировать  умения  различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  3. Формировать умения выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
  4. Формировать  монологическую и диалогическую речь, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  5. Умение использовать  для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.
  6. Умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
  7. Умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов.
  8. Формировать  способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием.

В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные направленные на:

  1. развитие интеллекта;
  2. использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
  3. формирование у учащихся физического образа окружающего мира.
  4. формирование здоровьесберегающих знаний и способов оказания первой медицинской (доврачебной) помощи.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, системности.

В целях эффективного преподавания физики предлагается внести изменения в последовательности изучения тем, определенных в программе для общеобразовательных учреждений «Физика 9 класс».

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, лабораторных, практических занятий,  обобщающих уроков, контрольных работ, как в форме теста, так и в традиционной форме. 

 

 

2. Требования к уровню  содержания программы .

В результате изучения физики ученик должен

2.1. знать/понимать

  1. смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  2. смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  3. смысл физических законов: законов Ньютона
  4. 2.2. уметь
  5. описывать и объяснять физические явления: электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
  6. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: динамометры.
  7. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: скорость от времени, координата от времени, перемещение от времени, ускорение от времени;
  8. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  9. приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях.
  10. решать задачи на применение изученных физических законов;

2.3. Обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для объяснения физических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  2. Для безопасной работы с веществами, оборудованием, электронной техникой в лаборатории, дома, школе.
  3. Рационального применения простых механизмов.

2.4.Обладать специальными компетенциями:

 

  1. давать сущностную характеристику изучаемым  законам, явлениям.

 

  1. выявлять  связи и зависимости между изучаемыми явлениями.

 

2.5.Обладать  ключевыми компетенциями:

 

     2.5.1. Информационно-технологические:

  1. умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
  2. умение представлять материал с помощью средств  презентации, проектов.
  3. способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.

 

2.5.2. Коммуникативные:

  1. умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с  чужим мнением, и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
  2. умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать ее в процессе коммуникации.

 

2.5.3.Учебно-познавательные:

  1. умения и навыки планирования учебной деятельности:  самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для ее достижения, выбирать оптимальные пути решения этих задач;
  2. умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего  места, режима работы, порядка и способов умственной деятельности;
  3. умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решение задач;
  4. умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Особенность данной программы заключается и в том, что механика изучается в конце курса. Это вызвано необходимостью достаточно высокого уровня математической подготовки учащихся

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс (68 [102] ч)

Для изучения курса в полном объеме потребуется 105 ч. Однако если, согласно учебному плану школы, на изучение физики отведено лишь 68 ч, то учителю придется перейти на работу по сокращенному варианту программы. В этом случае следует исключить из программы материал, помещенный в квадратных скобках.

1. Механическое движение и его характеристики (9 [9] ч)

Определение механического движения. Виды движения: поступательное, вращательное, колебательное. Характеристики механического движения: координаты, радиус-вектор, траектория, путь, перемещение, средняя и мгновенная скорости, ускорение. Определение равномерного и равноускоренного движения.

Система отсчета. Относительность механического движения как зависимость механического движения от выбора системы отсчета.

 

Фронтальное  экспериментальное задание

1. Исследование относительности механического движения.

2.  Законы динамики (8 [10] ч)

Роль взаимодействия в природе. Взаимодействие тел. Передача взаимодействия посредством полей. В чем проявляется взаимодействие.

Сила как величина, характеризующая взаимодействие. Различные виды взаимодействия и различные типы сил.

Сложение сил. Равнодействующая сила.

Первый закон Ньютона. Масса как мера инертности. Второй закон Ньютона. Единица силы. Третий закон Ньютона.

3.  Силы в механике (8 [9] ч)

Сила упругости. Закон Гука.

Сила тяготения. Закон всемирного тяготения, его проявления в природе. Сила тяжести. Сопоставление силы тяжести, веса и массы.

Сила трения. Причины возникновения. Виды трения. Трение в природе и технике.

4.  Законы сохранения (18 [18] ч) 

Вторая формулировка второго закона Ньютона. Импульс тела и системы тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Механическая работа и мощность.

Энергия. Виды механической энергии. Закон сохранения механической энергии.

Простые механизмы. «Золотое правило» механики.

Коэффициент полезного действия механизмов.

5.  Различные виды механического движения (27 [56] ч)

Способы задания механического движения: таблица, уравнение, график.

Равномерное  прямолинейное движение.  Зависимость скорости, перемещения и координаты от времени движения.

Равноускоренное движение. Зависимость ускорения, скорости, перемещения и координаты от времени движения. [Отношение путей, проходимых телом ,1м последовательные равные промежутки времени.]

Свободное падение. [Движение тела, брошенного вертикально вверх.]

| Вес тела, движущегося с ускорением. Движение вдоль наклонной плоскости. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного горизонтально. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.]

Равномерное движение тела по окружности. Характеристики движения: угол поворота радиуса-вектора, угловая скорость, период, частота. Линейная скорость, ее направление и соотношение с угловой скоростью. Ускорение, его направление и модуль. Движение планет и спутников. Первая космическая скорость.

Движение тел на поворотах. [Центробежные механизмы.]

[Вращательное движение. Вращательное действие силы. Плечо силы. Момент силы.

Условие равновесия тела, имеющего ось вращения.

Центр масс тела. Виды равновесия.]

Колебательное движение. Характеристики движения: амплитуда, период, частота. [Фаза, смещение по фазе.] Гармонические колебания. Зависимость координаты и скорости от времени при гармонических колебаниях тела.

Пружинный и математический маятники.

Период собственных колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс.

Механические волны. Механизм распространения колебаний в упругой среде. Длина волны. Поперечные и продольные волны.

Звук. Источники и приемники звука. Распространение звука в различных средах. Скорость звука. Характеристики звука: сила звука, громкость, высота тона, тембр. [Законы распространения звука (прямолинейность, дифракция, отражение, преломление).

Фронтальные  экспериментальные задания

2. Определение характеристик равномерного движения.

3.  [Изучение криволинейного движения.]

4. Измерение жесткости резинки.

5. Изучение силы трения.

6. Определение характеристик движения тела по окружности.

7. Изучение колебаний математического и пружинного маятников.

8.  [Решение экспериментальных задач с применением правила моментов сил.]

9.  (Определение центра масс тел.]

Резервное время ([1] ч)

Для работы, по данной авторской программе рекомендуются учебники А. Е. Гуревича: «Физика. Учебники для 7—9 классов составляют основную ступень базового курса физики. Предполагается, что учащиеся должны усваивать курс не на уровне запоминания, а на уровне понимания сути физических законов, их проявления в окружающем мире и использование в практической деятельности человека. Учащиеся выигрывают   тем,   что   решению   этой   задачи способствует включение в них большого количества экспериментальных заданий и качественных вопросов. Одной из особенностей программы  в 9 классах, является их многоуровневость. Учитель имеет возможность предложить разным классам, разным учащимся одного класса оптимальный для них объем и уровень усвоения материала в |зависимости от интересов и уровня подготовленности.

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ФИЗИКЕ

9 класс (68 часов – 2 ч\н)

Программа составлена на основе программы Гуревича А.Е.

Дата

Раздел учебной программы

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

5.09

Механическое движение и его характеристики  (9часов)

Явления природы

1

Эвристическая  беседа, интерактивная презентация

6.09

Характеристики механического движения

1

Изучение нового материала, мультимедиапрезентация

12.09

Путь и перемещение

1

Изучение нового материала, решение задач под руководством учителя

13.09

Скорость.  Графическое представление движения

1

Решение графических задач. Работа по карточкам

19.09

Ускорение

1

Изучение нового материала

20.09

Относительность механического движения

1

Эвристическая  беседа, интерактивная презентация

26.09

Решение задач на относительность механического движения Экспериментальное задание  № 1Наблюдение относительности движения

1

Решение задач, фронтальная лаб. работа

27.09

Повторение Решение задач на механическое движение

1

Решение задач, подготовка к контрольной работе

3.10

Контрольная работа «Механическое движение»

1

Контроль знаний учащихся

4.10

Законы динамики (8часов)

Взаимодействие в природе.

1

Изучение нового материала, дем.эксперимент

10.10

Сила, инертность, масса

1

Эвристическая  беседа, интерактивная презентация

11.10

1-й закон Ньютона

1

17.10

2-й закон Ньютона

1

Изучение нового материала, дем.эксперимент

18.10

3-й закон Ньютона.Л.р.№3"Проверка условия равновесия"

1

Изучение нового материала,  фронтальная лабораторная работа

24.10

Л.р.№4"З-ны Ньютона в различных системах"

1

Экспериментальное задание

25.10

Решение задач.

1

Решение задач под контролем учителя

7.11

Проверочная работа по теме «Законы динамики»

1

Контроль знаний учащихся

8.11

Силы в механике  (8 ч)

Сила упругости. Л.р.№5"Исследование силы упругости"

1

Изучение нового материала,  фронтальная лабораторная работа

14.11

Сила тяготения

1

Изучение нового материала, дем.эксперимент

15.11

Решение задач.Л.р.№8"Измерение жесткости пружины"

1

Решение задач, фронтальная лабораторная работа

21.11

Сила тяжести. Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорением

1

Изучение нового материала, дем.эксперимент

22.11

Сила трения. Л.р.№6"Изучение силы трения покоя"

1

Изучение нового материала,  фронтальная лабораторная работа

28.11

Движение под действием силы трения. Л.р.№7"Исследование зависимости силы трения от силы давления"

1

Изучение нового материала,  фронтальная лабораторная работа

29.11

Л.р.№9"Расчет ускорения тела,движущегося под действием силы"

1

Экспериментальное задание

5.12

Контрольная работа №2"Взаимодействия и силы"

1

Контроль знаний учащихся

6.12

Законы сохранения (18 ч) 

Другая формулировка 2-го закона Ньютона

1

Изучение нового материала, дем.эксперимент

12.12

Закон сохранения импульса

1

Эвристическая  беседа, интерактивная презентация

13.12

Реактивное движение

1

Изучение нового материала, мультимедиапрезентация

19.12

Механическая работа. Мощность

1

Изучение нового материала, дем.эксперимент

20.12

Работа силы тяжести

1

Изучение нового мтериала, решение задач под контролем учителя

26.12

Работа силы трения

1

Изучение нового мтериала, дем.эксперимент

27.12

Решение задач

1

Решение задач, самостоятельная работа оп карточкам

16.01

Работа силы упругости. Л.р.№10"Определение работы сил тяжести, упругости, трения"

1

Изучение нового материала,  фронтальная лабораторная работа

17.01

Простые механизмы. КПД

1

Эвристическая  беседа, интерактивная презентация

23.01

Л.р. №11"Исследование свойств простых механизмов"

1

Экспериментальное задание

24.01

Л.р.№12"Определение работы по подъему тела"

1

Фронтальная лабораторная работа

30.01

Энергия. Виды энергии

1

Изучение нового материала, дем.эксперимент

31.01

Решение задач

1

Решение задач под контролем учителя

6.02

Решение задач

1

Самостоятельная работа по карточкам

7.02

Закон сохранения энергии

1

Изучение нового материала, дем.эксперимент

13.02

Решение задач

1

Решение задач, подготовка к контрольной работе

14.02

Решение задач

1

Решение задач, подготовка к контрольной работе

20.02

Контрольная работа №3"Законы сохранения"

1

Контроль знаний учащихся

21.02

Прямолинейное движение ( 9 часов)

Задание механического движения    

Способы задания механического движения

Равномерное прямолинейное движение

1

Эвристическая беседа, решение задач

27.02

Равноускоренное движение

Определение равноускоренного движения.  Уравнение и график скорости равноускоренного движения

1

Изучение нового материала, дем.эксперимент

28.02

Перемещение тела при равноускоренном движении.  

1

Изучение нового материала,решение задач

6.03

Решение задач на  равноускоренное движение

1

Работа по карточкам

7.03

Свободное падение тел. Ускорение свободного падения

Скорость, перемещение и координата при свободном падении

1

Эвристическая  беседа, интерактивная презентация

13.03

Движение тела, брошенного вертикально вверх

1

Изучение нового материала, решение задач

14.03

Вес тела, движущегося с ускорением

в вертикальной плоскости Перегрузка. Невесомость

1

Изучение нового материала, дем.эксперимент

20.03

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

Решение задач, подготовка к контрольной работе

21.03

Контрольная работа 4 по теме «Прямолинейное движение»

1

Контроль знаний учащихся

3.04

Движение по окружности (5 часов)

Равномерное движение по окружности

Характеристики движения

1

Изучение нового материала, дем.эксперимент

4.04

Ускорение при равноускоренном движении по окружности.

1

Эвристическая беседа, работа по тестам

10.04

Динамика движения тела по окружности

1

Решение задач, сам.работа с учебником

11.04

Примеры равномерного движения по окружности  

1

Мультимедиапрезентация, работа с дидактическим материалом

17.04

Движение спутников и планет

1

Эвристическая  беседа, интерактивная презентация

18.04

Колебания и волны (9 часов)

Колебательное движение. Характеристики колебательного движения.

1

Изучение нового материала

24.04

Фаза колебаний.

1

Изучение нового материала, решение задач

25.04

Изменение смещения, скорости и энергии тела

при гармонических колебаниях

1

Изучение нового материала, дем.эксперимент

2.05

Уравнение и график зависимости смещения при гармонических колебаниях.

1

Самостоятельная работа с раздаточным материалом

8.05

Виды колебаний. Свободные колебания

1

Изучение нового материала, решение задач

15.05

Вынужденные колебания. Резонанс  

1

Эвристическая  беседа, интерактивная презентация

16.05

Автоколебания. Маятниковые часы.

1

Самостоятельная работа с учебником, решение задач

22.05

Повторение и подготовка к контрольной работе.

1

Решение задач, подготовка к контрольной работе

23.05

Контрольная работа по теме5 «Механические колебания и волны»

1

Контроль знаний учащихся

Итого 66 часов

УМК:

1) Физика-7кл. (А. Е. Гуревич.)

2) Физика-5-6кл. (А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтиак.)

3) Сборник задач по физике-7-9кл. (Лукашик.)

4) Тесты по физике для 7 классов («Просвещение», 2012 г.).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

№ п/п

Наименование ТСО

Марка

Год выпуска

Компьютер

Intel(R) Celeron(R) D CPU

2008

Проектор

EIKE EIP-X200

2008

Интерактивная доска

2012

МФУ

i-sesys MF-4018

2008

Планшеты (3 шт.)

SMART Slate WS200

2008

Плакаты:

  1. Физические величины. Измерения физических величин.
  2. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.
  3. Инерция. Взаимодействие тел.
  4.  Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.
  5. Сила. Сила тяжести. Единицы силы. Сложение двух сил.
  6. Сила тяжести.
  7.  Вес тела.
  8.  Сила упругости. Закон Гука. Динамометр.
  9. Сила трения. Трение покоя.
  10. Механическая работа. Мощность.
  11. Рычаг. Момент силы.
  12. Подвижный и неподвижный блок.
  13. Равенство работ при использовании простейших механизмов. Коэффициент полезного действия.
  14. Потенциальная и кинетическая энергии

Оборудование для демонстрационных экспериментов и лабораторных работ

  1.  Весы учебные с гирями
  2. Динамометры демонстрационные
  3. Измеритель давления и температуры
  4. Источник высокого напряжения
  5. Камертоны на резонирующих ящиках
  6. Источник постоянного напряжения
  7. Комплект вращения
  8. Комплект по механике поступательного прямолинейного движения (с комп.)
  9. Компьютерный измерительный блок
  10. Манометр жидкостный демонстрационный
  11. Машина волновая
  12. Набор датчиков
  13. Набор по механике
  14. Набор по электростатике
  15. Насос вакуумный с тарелкой, манометром и колпаком
  16. Осциллограф
  17. Секундомер
  18. Тележки легкоподвижные с принадлежностями
  19. Трубка Ньютона
  20. Штатив универсальный физический
  21. Цилиндр измерительный
  22. Динамометр лабораторный
  23. Набор полосовой резины
  24. Сосуд для воды с прямоугольными стенками
  25. Груз наборный (1кг)
  26. Ведерко Архимеда
  27. Набор тел равной массы и равного объема
  28. Рычаг демонстрационный
  29. Султаны электрические

Мультимедийное программное обеспечение

  1. Физика в школе: Молекулярная физика
  2. Физика в школе: Внутренняя энергия
  3. Физика в школе: Движение и взаимодействие тел.
  4. Физика в школе: Движение и силы.
  5. Физика в школе: Работа. Мощность. Энергия.
  6. Физика в школе: Гравитация. Закон сохранения
  7. Живая физика.
  8. Физика. Интерактивные творческие задания.

Утверждаю

Директор Школы

_________________________

                                                                       Т.И. Перевозникова

Приказ №         от  

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на

заседании МО естественно-математического цикла

Протокол №  __________

от «____» августа 20____г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...