Рабочая программа 9 класс
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) по теме
Рабочая программа к учебнику "Физика 9", автор Гуревич А.Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_fizika_gurevich_2_chasa.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение Пролетарская средняя общеобразовательная школа №4 имени Нисанова Хаима Давидовича города Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 9 КЛАССА
ПРОГРАММА ТИПОВАЯ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
АВТОР: А.Е. Гуревич
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
БЕРЕНЧИК ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА
г. Пролетарск
2012-2013 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г.,
- Примерные программы по физике. «Дрофа». 2008,
- Программы по физике для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебником физики Гуревич А.Е.«Физика – 9» (Авторы программы – Гуревич А.Е., Москва, «Просвещение».
-Базисного учебного плана ОУ.
- Учебного плана МБОУ СОШ№4 на 2012-2013 учебный год.
Данная рабочая программа полностью соответствует авторской учебной программе для общеобразовательных учреждений А.Е.Гуревич «Физика 7-9 классы».
Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно – технического прогресса.
Обучение физике в школе служит общим целям образования и воспитания личности: вооружить учащихся знаниями, необходимыми для их развития; готовить их к практической работе и продолжению образования; формировать научное мировоззрение, базовые и ключевые компетенции: информационно – технические и коммуникативные.
Данная программа ориентированна на усвоение обязательного минимума физического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Согласно базисному учебному плану на изучение физики в 9 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
В связи с тем, что согласно расписанию часть (2 часов) выпадают на праздничные, то произведено уплотнение учебного материала за счет часов резервного времени.
1. Цели и задачи курса.
1.1. Цель: Формирование у учащихся научного мировоззрения, основанного на знаниях и жизненном опыте. Развитие целеустремленности к самообразованию, саморазвитию; Воспитание экологической культуры учащихся. Формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
1.2. задачи:
- Формировать умения использовать для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- Формировать умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- Формировать умения выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
- Формировать монологическую и диалогическую речь, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- Умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.
- Умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- Умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов.
- Формировать способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием.
В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные направленные на:
- развитие интеллекта;
- использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
- формирование у учащихся физического образа окружающего мира.
- формирование здоровьесберегающих знаний и способов оказания первой медицинской (доврачебной) помощи.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, системности.
В целях эффективного преподавания физики предлагается внести изменения в последовательности изучения тем, определенных в программе для общеобразовательных учреждений «Физика 9 класс».
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, лабораторных, практических занятий, обобщающих уроков, контрольных работ, как в форме теста, так и в традиционной форме.
2. Требования к уровню содержания программы .
В результате изучения физики ученик должен
2.1. знать/понимать
- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: законов Ньютона
- 2.2. уметь
- описывать и объяснять физические явления: электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: динамометры.
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: скорость от времени, координата от времени, перемещение от времени, ускорение от времени;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях.
- решать задачи на применение изученных физических законов;
2.3. Обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для объяснения физических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- Для безопасной работы с веществами, оборудованием, электронной техникой в лаборатории, дома, школе.
- Рационального применения простых механизмов.
2.4.Обладать специальными компетенциями:
- давать сущностную характеристику изучаемым законам, явлениям.
- выявлять связи и зависимости между изучаемыми явлениями.
2.5.Обладать ключевыми компетенциями:
2.5.1. Информационно-технологические:
- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов.
- способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.
2.5.2. Коммуникативные:
- умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением, и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать ее в процессе коммуникации.
2.5.3.Учебно-познавательные:
- умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для ее достижения, выбирать оптимальные пути решения этих задач;
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, порядка и способов умственной деятельности;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решение задач;
- умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Особенность данной программы заключается и в том, что механика изучается в конце курса. Это вызвано необходимостью достаточно высокого уровня математической подготовки учащихся
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9 класс (68 [102] ч)
Для изучения курса в полном объеме потребуется 105 ч. Однако если, согласно учебному плану школы, на изучение физики отведено лишь 68 ч, то учителю придется перейти на работу по сокращенному варианту программы. В этом случае следует исключить из программы материал, помещенный в квадратных скобках.
1. Механическое движение и его характеристики (9 [9] ч)
Определение механического движения. Виды движения: поступательное, вращательное, колебательное. Характеристики механического движения: координаты, радиус-вектор, траектория, путь, перемещение, средняя и мгновенная скорости, ускорение. Определение равномерного и равноускоренного движения.
Система отсчета. Относительность механического движения как зависимость механического движения от выбора системы отсчета.
Фронтальное экспериментальное задание
1. Исследование относительности механического движения.
2. Законы динамики (8 [10] ч)
Роль взаимодействия в природе. Взаимодействие тел. Передача взаимодействия посредством полей. В чем проявляется взаимодействие.
Сила как величина, характеризующая взаимодействие. Различные виды взаимодействия и различные типы сил.
Сложение сил. Равнодействующая сила.
Первый закон Ньютона. Масса как мера инертности. Второй закон Ньютона. Единица силы. Третий закон Ньютона.
3. Силы в механике (8 [9] ч)
Сила упругости. Закон Гука.
Сила тяготения. Закон всемирного тяготения, его проявления в природе. Сила тяжести. Сопоставление силы тяжести, веса и массы.
Сила трения. Причины возникновения. Виды трения. Трение в природе и технике.
4. Законы сохранения (18 [18] ч)
Вторая формулировка второго закона Ньютона. Импульс тела и системы тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность.
Энергия. Виды механической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Простые механизмы. «Золотое правило» механики.
Коэффициент полезного действия механизмов.
5. Различные виды механического движения (27 [56] ч)
Способы задания механического движения: таблица, уравнение, график.
Равномерное прямолинейное движение. Зависимость скорости, перемещения и координаты от времени движения.
Равноускоренное движение. Зависимость ускорения, скорости, перемещения и координаты от времени движения. [Отношение путей, проходимых телом ,1м последовательные равные промежутки времени.]
Свободное падение. [Движение тела, брошенного вертикально вверх.]
| Вес тела, движущегося с ускорением. Движение вдоль наклонной плоскости. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного горизонтально. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.]
Равномерное движение тела по окружности. Характеристики движения: угол поворота радиуса-вектора, угловая скорость, период, частота. Линейная скорость, ее направление и соотношение с угловой скоростью. Ускорение, его направление и модуль. Движение планет и спутников. Первая космическая скорость.
Движение тел на поворотах. [Центробежные механизмы.]
[Вращательное движение. Вращательное действие силы. Плечо силы. Момент силы.
Условие равновесия тела, имеющего ось вращения.
Центр масс тела. Виды равновесия.]
Колебательное движение. Характеристики движения: амплитуда, период, частота. [Фаза, смещение по фазе.] Гармонические колебания. Зависимость координаты и скорости от времени при гармонических колебаниях тела.
Пружинный и математический маятники.
Период собственных колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс.
Механические волны. Механизм распространения колебаний в упругой среде. Длина волны. Поперечные и продольные волны.
Звук. Источники и приемники звука. Распространение звука в различных средах. Скорость звука. Характеристики звука: сила звука, громкость, высота тона, тембр. [Законы распространения звука (прямолинейность, дифракция, отражение, преломление).
Фронтальные экспериментальные задания
2. Определение характеристик равномерного движения.
3. [Изучение криволинейного движения.]
4. Измерение жесткости резинки.
5. Изучение силы трения.
6. Определение характеристик движения тела по окружности.
7. Изучение колебаний математического и пружинного маятников.
8. [Решение экспериментальных задач с применением правила моментов сил.]
9. (Определение центра масс тел.]
Резервное время ([1] ч)
Для работы, по данной авторской программе рекомендуются учебники А. Е. Гуревича: «Физика. Учебники для 7—9 классов составляют основную ступень базового курса физики. Предполагается, что учащиеся должны усваивать курс не на уровне запоминания, а на уровне понимания сути физических законов, их проявления в окружающем мире и использование в практической деятельности человека. Учащиеся выигрывают тем, что решению этой задачи способствует включение в них большого количества экспериментальных заданий и качественных вопросов. Одной из особенностей программы в 9 классах, является их многоуровневость. Учитель имеет возможность предложить разным классам, разным учащимся одного класса оптимальный для них объем и уровень усвоения материала в |зависимости от интересов и уровня подготовленности.
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ
9 класс (68 часов – 2 ч\н)
Программа составлена на основе программы Гуревича А.Е.
Дата | Раздел учебной программы | Тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
5.09 | Механическое движение и его характеристики (9часов) | Явления природы | 1 | Эвристическая беседа, интерактивная презентация |
6.09 | Характеристики механического движения | 1 | Изучение нового материала, мультимедиапрезентация | |
12.09 | Путь и перемещение | 1 | Изучение нового материала, решение задач под руководством учителя | |
13.09 | Скорость. Графическое представление движения | 1 | Решение графических задач. Работа по карточкам | |
19.09 | Ускорение | 1 | Изучение нового материала | |
20.09 | Относительность механического движения | 1 | Эвристическая беседа, интерактивная презентация | |
26.09 | Решение задач на относительность механического движения Экспериментальное задание № 1Наблюдение относительности движения | 1 | Решение задач, фронтальная лаб. работа | |
27.09 | Повторение Решение задач на механическое движение | 1 | Решение задач, подготовка к контрольной работе | |
3.10 | Контрольная работа «Механическое движение» | 1 | Контроль знаний учащихся | |
4.10 | Законы динамики (8часов) | Взаимодействие в природе. | 1 | Изучение нового материала, дем.эксперимент |
10.10 | Сила, инертность, масса | 1 | Эвристическая беседа, интерактивная презентация | |
11.10 | 1-й закон Ньютона | 1 | ||
17.10 | 2-й закон Ньютона | 1 | Изучение нового материала, дем.эксперимент | |
18.10 | 3-й закон Ньютона.Л.р.№3"Проверка условия равновесия" | 1 | Изучение нового материала, фронтальная лабораторная работа | |
24.10 | Л.р.№4"З-ны Ньютона в различных системах" | 1 | Экспериментальное задание | |
25.10 | Решение задач. | 1 | Решение задач под контролем учителя | |
7.11 | Проверочная работа по теме «Законы динамики» | 1 | Контроль знаний учащихся | |
8.11 | Силы в механике (8 ч) | Сила упругости. Л.р.№5"Исследование силы упругости" | 1 | Изучение нового материала, фронтальная лабораторная работа |
14.11 | Сила тяготения | 1 | Изучение нового материала, дем.эксперимент | |
15.11 | Решение задач.Л.р.№8"Измерение жесткости пружины" | 1 | Решение задач, фронтальная лабораторная работа | |
21.11 | Сила тяжести. Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорением | 1 | Изучение нового материала, дем.эксперимент | |
22.11 | Сила трения. Л.р.№6"Изучение силы трения покоя" | 1 | Изучение нового материала, фронтальная лабораторная работа | |
28.11 | Движение под действием силы трения. Л.р.№7"Исследование зависимости силы трения от силы давления" | 1 | Изучение нового материала, фронтальная лабораторная работа | |
29.11 | Л.р.№9"Расчет ускорения тела,движущегося под действием силы" | 1 | Экспериментальное задание | |
5.12 | Контрольная работа №2"Взаимодействия и силы" | 1 | Контроль знаний учащихся | |
6.12 | Законы сохранения (18 ч) | Другая формулировка 2-го закона Ньютона | 1 | Изучение нового материала, дем.эксперимент |
12.12 | Закон сохранения импульса | 1 | Эвристическая беседа, интерактивная презентация | |
13.12 | Реактивное движение | 1 | Изучение нового материала, мультимедиапрезентация | |
19.12 | Механическая работа. Мощность | 1 | Изучение нового материала, дем.эксперимент | |
20.12 | Работа силы тяжести | 1 | Изучение нового мтериала, решение задач под контролем учителя | |
26.12 | Работа силы трения | 1 | Изучение нового мтериала, дем.эксперимент | |
27.12 | Решение задач | 1 | Решение задач, самостоятельная работа оп карточкам | |
16.01 | Работа силы упругости. Л.р.№10"Определение работы сил тяжести, упругости, трения" | 1 | Изучение нового материала, фронтальная лабораторная работа | |
17.01 | Простые механизмы. КПД | 1 | Эвристическая беседа, интерактивная презентация | |
23.01 | Л.р. №11"Исследование свойств простых механизмов" | 1 | Экспериментальное задание | |
24.01 | Л.р.№12"Определение работы по подъему тела" | 1 | Фронтальная лабораторная работа | |
30.01 | Энергия. Виды энергии | 1 | Изучение нового материала, дем.эксперимент | |
31.01 | Решение задач | 1 | Решение задач под контролем учителя | |
6.02 | Решение задач | 1 | Самостоятельная работа по карточкам | |
7.02 | Закон сохранения энергии | 1 | Изучение нового материала, дем.эксперимент | |
13.02 | Решение задач | 1 | Решение задач, подготовка к контрольной работе | |
14.02 | Решение задач | 1 | Решение задач, подготовка к контрольной работе | |
20.02 | Контрольная работа №3"Законы сохранения" | 1 | Контроль знаний учащихся | |
21.02 | Прямолинейное движение ( 9 часов) | Задание механического движения Способы задания механического движения Равномерное прямолинейное движение | 1 | Эвристическая беседа, решение задач |
27.02 | Равноускоренное движение Определение равноускоренного движения. Уравнение и график скорости равноускоренного движения | 1 | Изучение нового материала, дем.эксперимент | |
28.02 | Перемещение тела при равноускоренном движении. | 1 | Изучение нового материала,решение задач | |
6.03 | Решение задач на равноускоренное движение | 1 | Работа по карточкам | |
7.03 | Свободное падение тел. Ускорение свободного падения Скорость, перемещение и координата при свободном падении | 1 | Эвристическая беседа, интерактивная презентация | |
13.03 | Движение тела, брошенного вертикально вверх | 1 | Изучение нового материала, решение задач | |
14.03 | Вес тела, движущегося с ускорением в вертикальной плоскости Перегрузка. Невесомость | 1 | Изучение нового материала, дем.эксперимент | |
20.03 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Решение задач, подготовка к контрольной работе | |
21.03 | Контрольная работа 4 по теме «Прямолинейное движение» | 1 | Контроль знаний учащихся | |
3.04 | Движение по окружности (5 часов) | Равномерное движение по окружности Характеристики движения | 1 | Изучение нового материала, дем.эксперимент |
4.04 | Ускорение при равноускоренном движении по окружности. | 1 | Эвристическая беседа, работа по тестам | |
10.04 | Динамика движения тела по окружности | 1 | Решение задач, сам.работа с учебником | |
11.04 | Примеры равномерного движения по окружности | 1 | Мультимедиапрезентация, работа с дидактическим материалом | |
17.04 | Движение спутников и планет | 1 | Эвристическая беседа, интерактивная презентация | |
18.04 | Колебания и волны (9 часов) | Колебательное движение. Характеристики колебательного движения. | 1 | Изучение нового материала |
24.04 | Фаза колебаний. | 1 | Изучение нового материала, решение задач | |
25.04 | Изменение смещения, скорости и энергии тела при гармонических колебаниях | 1 | Изучение нового материала, дем.эксперимент | |
2.05 | Уравнение и график зависимости смещения при гармонических колебаниях. | 1 | Самостоятельная работа с раздаточным материалом | |
8.05 | Виды колебаний. Свободные колебания | 1 | Изучение нового материала, решение задач | |
15.05 | Вынужденные колебания. Резонанс | 1 | Эвристическая беседа, интерактивная презентация | |
16.05 | Автоколебания. Маятниковые часы. | 1 | Самостоятельная работа с учебником, решение задач | |
22.05 | Повторение и подготовка к контрольной работе. | 1 | Решение задач, подготовка к контрольной работе | |
23.05 | Контрольная работа по теме5 «Механические колебания и волны» | 1 | Контроль знаний учащихся | |
Итого 66 часов |
УМК:
1) Физика-7кл. (А. Е. Гуревич.)
2) Физика-5-6кл. (А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтиак.)
3) Сборник задач по физике-7-9кл. (Лукашик.)
4) Тесты по физике для 7 классов («Просвещение», 2012 г.).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п/п | Наименование ТСО | Марка | Год выпуска |
Компьютер | Intel(R) Celeron(R) D CPU | 2008 | |
Проектор | EIKE EIP-X200 | 2008 | |
Интерактивная доска | 2012 | ||
МФУ | i-sesys MF-4018 | 2008 | |
Планшеты (3 шт.) | SMART Slate WS200 | 2008 |
Плакаты:
- Физические величины. Измерения физических величин.
- Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.
- Инерция. Взаимодействие тел.
- Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.
- Сила. Сила тяжести. Единицы силы. Сложение двух сил.
- Сила тяжести.
- Вес тела.
- Сила упругости. Закон Гука. Динамометр.
- Сила трения. Трение покоя.
- Механическая работа. Мощность.
- Рычаг. Момент силы.
- Подвижный и неподвижный блок.
- Равенство работ при использовании простейших механизмов. Коэффициент полезного действия.
- Потенциальная и кинетическая энергии
Оборудование для демонстрационных экспериментов и лабораторных работ
- Весы учебные с гирями
- Динамометры демонстрационные
- Измеритель давления и температуры
- Источник высокого напряжения
- Камертоны на резонирующих ящиках
- Источник постоянного напряжения
- Комплект вращения
- Комплект по механике поступательного прямолинейного движения (с комп.)
- Компьютерный измерительный блок
- Манометр жидкостный демонстрационный
- Машина волновая
- Набор датчиков
- Набор по механике
- Набор по электростатике
- Насос вакуумный с тарелкой, манометром и колпаком
- Осциллограф
- Секундомер
- Тележки легкоподвижные с принадлежностями
- Трубка Ньютона
- Штатив универсальный физический
- Цилиндр измерительный
- Динамометр лабораторный
- Набор полосовой резины
- Сосуд для воды с прямоугольными стенками
- Груз наборный (1кг)
- Ведерко Архимеда
- Набор тел равной массы и равного объема
- Рычаг демонстрационный
- Султаны электрические
Мультимедийное программное обеспечение
- Физика в школе: Молекулярная физика
- Физика в школе: Внутренняя энергия
- Физика в школе: Движение и взаимодействие тел.
- Физика в школе: Движение и силы.
- Физика в школе: Работа. Мощность. Энергия.
- Физика в школе: Гравитация. Закон сохранения
- Живая физика.
- Физика. Интерактивные творческие задания.
Утверждаю
Директор Школы
_________________________
Т.И. Перевозникова
Приказ № от
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на
заседании МО естественно-математического цикла
Протокол № __________
от «____» августа 20____г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...