урок по физике (8 класс) по теме: ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Кузин Сергей Александрович

 

Тема урока: Последовательное соединение проводников.

Форма урока: урок-исследование законов последовательного соединения проводников.

Цель урока: получить  законы последовательного соединения проводников

 

Задачи:

1) Вывести законы последовательного соединения проводников исследовательским (экспериментальным ) путем;

2) Разобрать  решение задач на эти законы;

3)Рассмотреть практическое применение последовательного соединения

Материально-техническое оснащение: компьютер, ММП

 презентация, источники питания, амперметры, вольтметры, ключи, спирали.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Исследовательская часть.
  4. Отчеты  групп.
  5. Закрепление полученных законов (задачи).
  6. Домашнее задание.
  7.   Итоги урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_posled_soed.zip564.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

округа Муром Владимирской области

Урок по физике в 8 классе

Тема: ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ

Учитель  – Кузин С.А.

2013

Тема урока: Последовательное соединение проводников.

Форма урока: урок-исследование законов последовательного соединения проводников.

Цель урока: получить  законы последовательного соединения проводников

Задачи:

1) Вывести законы последовательного соединения проводников исследовательским (экспериментальным ) путем;

2) Разобрать  решение задач на эти законы;

3)Рассмотреть практическое применение последовательного соединения

Материально-техническое оснащение: компьютер, ММП

 презентация, источники питания, амперметры, вольтметры, ключи, спирали.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Исследовательская часть.
  4. Отчеты  групп.
  5. Закрепление полученных законов (задачи).
  6. Домашнее задание.
  7.   Итоги урока

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  1. Изучая тему «Электрический ток», мы встретились с рядом физических величин. Назовите их и охарактеризуйте. (Сила тока – обозначается I, единица измерения 1А, прибор для измерения – амперметр, физический смысл – характеризует электрический ток. Напряжение – обозначается U, единица измерения 1В, прибор для измерения – вольтметр, физический смысл – характеризует электрическое поле. Сопротивление – обозначается R, единица измерения 1Ом, физический смысл – характеризует проводник.)
  2.  А что связывает эти три величины? (Закон Ома для участка цепи)
  3. А что же такое электрическая  цепь? (Цепь – это различные соединения источников и потребителей электрического тока.)
  4. Если мы говорим о соединениях, то какое соединение мы уже использовали? (Последовательное соединение.)
  5. Что такое последовательное соединение проводников? (Последовательное соединение – соединение, при котором конец одного проводника соединяется с началом другого.) Теперь мы попытаемся выяснить особенности последовательного соединения.

Главные особенности, главные выводы как по-другому называются? (законы). Значит, мы должны сегодня выяснить что?:

- какие законы соответствуют последовательному соединению?

- как используются эти законы?

- где применяется последовательное соединение?

III.   Исследовательская часть.

Учащиеся получают задания.

1 группа: измерение силы тока

 2 группа: измерения напряжения

3,4 группы: Определение сопротивления на разных участках электрической цепи.

  1. Отчеты  групп.

1 группа: При последовательном соединении проводников сила тока          в любых участках цепи одна и та же.  I1=I2=I

2 группа: Общее напряжение в Цепи при последовательном соединении проводников равно сумме напряжений на отдельных ее участках.

U=U1+U2

У 3 и 4 группы было задание более сложное: вывести закон сопротивления для последовательного соединения проводников. Но у 3 группы был дан четкий план действий, а 4 группа получила общую задачу, а план составили ребята сами. Поэтому давайте выслушаем отчет 4 группы.

3,4 группа: Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных участков.

 R=R1+R2

  1. Закрепление полученных законов (задачи).

А зачем нам нужны эти законы? (для решения задач). Давайте решим несколько ключевых задач.

Решение задач (устно):

  1. В первом проводнике сопротивлением 10 Ом сила тока 4 А. Какой будет сила тока во втором проводнике сопротивлением  30 Ом, если они соединены последовательно? 
  2. В цепь с напряжением 120 В последовательно включены 3 одинаковых лампы. Каково напряжение на каждой лампе? (40 В)
  3. В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 40 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление?

А эту задачу запишите  в тетрадях

  1. В первом проводнике сопротивлением 10 Ом сила тока 4 А. Какой будет сила тока во втором проводнике сопротивлением  30 Ом, если они соединены последовательно?
  2. Задача для самостоятельного решения

Дано:

R1=2Ом                                    

R2=5Ом

I=1А

--------------------

R-? U1-? U2-? U-?

                                  I1=I2=I=1А

R=R1+R2=2Ом +5Ом=7Ом

U1=I R1=1А*2Ом=2В

U2=I R2=1А*5Ом=5В

U=U1+U2=2В+5В=7В

А давайте вспомним, какая еще задача была поставлена в начале урока? (применение законов последовательного соединения)

 А где применяется последовательное соединение?

Применение последовательного соединения проводников:

- широко применяется в технике (например, электрический звонок и кнопка),

- электрический выключатель …..,

- лампы в электрической гирлянде.

Давайте попробуем выделить  преимущества и недостатки последовательного соединения

Преимущества последовательного соединения:

  1. Проводники, рассчитанные на небольшое напряжение, соединяя последовательно, можно включить в цепь с большим напряжением.
  2. Подбирая лампы с разным сопротивлением, можно создать разную освещенность.

Недостатки последовательного соединения:

  1. Выход из строя одного элемента отключает все.

  1. Домашнее задание. Закрепить эти выводы и применение их к решению задач вы сможете, выполнив домашнее задание:  
  2. Рефлексия (выводы)

*что узнали на сегодняшнем уроке?

*в результате каких действий вы получили эти знания (собирали цепь, снимали показания приборов, применяли закон Ома) да, для получения нового знания вы использовали имеющиеся у вас навыки

* а что пришлось выполнить 4 группе? (составить план действий для получения законов последовательного соединения)

* как бы вы оценили свою работу на уроке? 

Оценка учителя:

.

Приложение

Инструкции для учащихся

1 группа:

  1. Собрать цепь: источник тока, лампа, ключ, амперметр
  2. Измерить значение силы тока, помещая амперметр в различные места цепи
  3. Сделайте вывод

2 группа:

  1. Собрать цепь: источник тока, две спирали, ключ, вольтметр
  2. Измерить напряжение на первой спирали
  3. Измерить напряжение на второй спирали
  4. Измерить напряжение на участке, состоящем из  двух спиралей
  5. Вычислите сумму напряжений на первой и второй спиралях
  6. Сделайте вывод

3 группа

  1. Собрать цепь: источник тока, две спирали, ключ, вольтметр, амперметр
  2. Измерить силу тока в цепи
  3. Измерить напряжение на первой спирали
  4. Вычислите сопротивление первой спирали
  5. Измерить напряжение на второй спирали
  6. Вычислите сопротивление второй спирали
  7. Измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух спиралей
  8. Вычислить сопротивление участка цепи, состоящего из двух спиралей
  9. Вычислите сумму сопротивлений двух спиралей
  10. Сделайте вывод

4 группа

  1. Собрать цепь: источник тока, две спирали, ключ, вольтметр, амперметр
  2. Вычислите сопротивление первой спирали
  3. Вычислите сопротивление второй спирали
  4. Вычислите сопротивление участка из двух спиралей
  5. Сделайте вывод

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8 классе по теме "Смешанное соединение проводников"

Урок изучения нового материала. На каждого приготовила буклет "Смешанное соединение" : определение; алгоритм расчета сопротивления, силы тока и напряжения; самостоятельная работа по вариантам; домашня...

Методическая разработка урока физики по теме "Параллельное соединение проводников", 8 класс

План-конспект урока с применением технологической карты урока, решением задач различного уровня....

Педагогический проект урока по физике 8 класс по теме: «Параллельное и последовательное соединения проводников».

Тип урока: комплексное применение знаний. Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая парная, индивидуальная , фронтальная. Методы: частично –поисковый, исследовательск...

Урок элективного курса по физике в 9 классе "Последовательное и параллельное соединение проводников".

Разработка элективного занятия. Урок - комбинированный. Краткая структура урока: поторение материала 8 класса, исследовательская часть (сборка электрических цепей с послеующим выводам о напряжении на ...

Технологическая карта урока по физике "Постоянный ток: последовательное и параллельное соединение проводников. 8 класс".

Технологическая карта урока составлена для УМК "Физика. 8 класс" Л. Э. Генденштейн. Тип урока: урок изучения нового материала. На уроке решаются задачи разных типов: экспериментальные, качес...