Конспект урока по физике в 8 классе
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Конспект крока в 8 классе "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_uchitel_goda_2012.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики администрации

Яльчикского района Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Шемалаковская ООШ  Яльчикского района Чувашской Республики»

Районный  этап конкурса «Учитель года Чувашии  – 2012»

Конспект урока по физике в 8 классе

"Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

 с использованием мультимедийной технологии

                                             Автор:  учитель физики

                                                                                МБОУ«Шемалаковская ООШ  Яльчикского        

                                                             района Чувашской Республики»

                                                                   Яковлева Светлана Владимировна

 Шемалаково – 2012 год

Конспект урока

Тема «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли»

Урок-исследование

Цели.  

Образовательные: дать понятие постоянного магнита, магнитного поля Земли; исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться со свойствами магнитного поля; формировать умение применять полученные знания для решения задач и выполнения практических заданий, расширить кругозор учащихся в области магнитных явлений.

Воспитательные: научить работать в паре и в группах, выработать умение выслушать собеседника, прийти к общему мнению; воспитывать аккуратность и ответственность за порученное дело сознательную трудовую дисциплину.

Развивающие:  развивать  любознательность и смекалку, творческие способности и  мышление (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения.); формировать познавательный  интерес к предмету.

Тип урок: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: 

  1. фронтальная (фронтальная беседа на всех этапах урока);
  2. парная  и групповая (проведение исследовательских опытов);
  3. индивидуальная (выполнение теста).

Приемы реализации методов:

  1. интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
  2. ответы на поставленные вопросы;
  3. демонстрация видеофрагментов с помощью мультимедийного оборудования; рисунков; фронтального опыта:
  4. исследовательская  работа учащихся;
  5. составление опорных конспектов;
  6. задание учащимся на осмысление изученных знаний.

Средства обучения: учебник Физика -8 А.В. Перышкин, компьютер, мультимедийный проектор, диск из серии “Электронные уроки и тесты” по физике под названием “Магнитное поле”.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, на столах у учащихся 2 полосовых магнита, баночка с металлическими опилками и мелкими железными  предметами; образцы дерева, стекла, алюминия, стали, чугуна, меди; набор керамических магнитов; компас.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие (1 мин).

-Здравствуйте! Девочки, садитесь. Мальчики, садись. Сегодняшний урок физики буду вести у вас я. Меня зовут Светлана Владимировна.  А с вами поближе  я познакомлюсь в ходе  этого совместного занятия. Надеюсь, у всех настроение хорошее  и все готовы к уроку.

2.Подготовка учащихся к работе на основном этапе (4 мин)

1. Мотивация учащихся.

-В стакане с водой  находится цепочка из стальных скрепок. Как достать цепочку,  не замочив руку? Ребята предлагают свои варианты. Надо взять магнит, поднести его к той части, где находится цепочка и медленно перемещать магнит вверх, цепочка поднимется за ним. Итак, для выполнения этого задания нам потребовался магнит. Это слово для вас не является новым. Каждый из нас  с раннего детства слышал что-нибудь о магните. Я уверена, что вы играли с магнитами, поднося их  к скрепкам, гвоздикам, кнопкам. Играли? Поднимите,  пожалуйста, руки, у кого были игрушки, в которых использовались магниты?  И о компасе знаете не понаслышке.

 2. Объявление темы и цели урока.

      Что же такое магнит?

       Какими свойствами он обладает?

       Где применяется магнит? Что собой представляет магнитное поле Земли?

Кто–нибудь сможет ответить на эти вопросы прямо сейчас? Мы с вами постараемся найти ответы на них на сегодняшнем уроке. Открываем тетради и записываем тему урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли».

-Как будет построена наша работа? Мы с вами посмотрим презентацию, входе которой вам придется выполнять экспериментальные исследования в мини-группах по 4-5 человек.  

Давайте сразу же разделимся на группы. Для каждой группы приготовлено оборудование. На каждом столе находится подробная  инструкция для выполнения опытов. Всего получилось ____ групп.

3.Оновная часть. Изучение нового материала.

Историческая справка. (Заранее готовят несколько учащихся небольшие сообщения).

1.Из Древней Греции дошли легенды о горе, притягивающей железные предметы, настолько мощной, что вражеские корабли не могли близко подойти к ней ---она выдергивала гвозди из досок и корабли рассыпались в море.

2.Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он однажды обнаружил, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть камнем «Магнуса» или просто «магнит».

3. Но известно и другое предание, которое гласит о том, что слово «магнит» произошло от названия местности, где добывали железную руду – холмы Магнезии в Малой Азии. Об этом упоминал философ и физик Фалес в VI веке до н.э.

4.Действительно, первые сведения о магнитах теряются в глубокой древности. В старинных летописях сохранилось упоминание о том, что 3000 лет назад (в 1110 г. до нашей эры) в Китае были устройства, показывающие направление с севера на юг- на китайском языке «чи-нан».

-Как мы видим за много веков до н. э. было известно, что некоторые породы обладают свойством притягивать куски железа. Первые магниты были естественного происхождения.

Показ слайдов, сопровождается с рассказом учителя. Выполнение исследовательских работ учащимися.

4. Физкультминутка.( Можно провести во время  объяснения материала).

Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера,

Если правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

Делай влево поворот,

Воздух обладает массой

Мы попрыгаем по классу.

Найдем давление,

На месте быстро шагом марш!

Чем выше вверх, тем воздух реже,

Друг другу улыбнулись нежно!

5. Закрепление. Работа с учебником. Нарисовать магнитные линии постоянных магнитов.

Если останется время, то можно загадать загадку.

Подсказки:

  1. Сначала он плавал, потом стал и летать.
  2. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.
  3. Он не любит большую жару и сильную тряску.
  4. Он всегда целенаправлен.
  5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.

                                                   (Ответ: Компас.)

 

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Что ж, наш урок подходит к завершению. А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке.   Учащимся предлагается выполнить физический диктант.

Оцените свою работу на уроке.

  1. Если вы поняли материал, можете его рассказать и объяснить, то поставьте себе «5».          (9-10 правильных ответа)
  2. Если материал поняли, но есть некоторые сомнения в том, что вы сможете его воспроизвести, то «4».          (6-8 правильных ответа).
  3. Если материал усвоен слабо, то «3». (Меньше 6 правильных ответа)

Кто поставил себе»5»?

  1. Ответы для физического диктанта:

1)Магниты, 2)электронов, 3)притягиваются, 4)отталкиваются, 5)вдоль, 6)северный, 7)южный,8) не совпадает, 9)солнечная активность, 10)залежи магнитного железняка

7. Подведение итогов урока. Задание на дом. 

Задание на дом.

1.Читать  § 59, 60

2.Творческое задание.
Создать рекламу на тему «Я выбираю Компас!» или написать мини сочинение «Если исчезнет магнитное поле Земли…»  (задание по выбору). 

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

-Мне очень понравилось с вами работать. Ребята, спасибо вам за урок!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка конспекта урока по физике 7 класс на тему "Механическое движение"

Разработка  конспекта урока по физике для 7 класс на тему " Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". А так жетуда  входят приложение1 с тестом, и презентация к теме урок...

разработка конспекта урока по физике 7 класс на тему "Механическое движение"

Разработка  конспекта урока по физике для 7 класс на тему " Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". Куда  входитят приложение1 (с тестом)....

Конспект урока по физике 7 класс "Расчет массы и объема тела по его плотности"

Конспект урока  по физике  7 класс "Расчет массы и объема тела по его плотности"...

Конспект урока по физике 8 класса на тему: "Закрепление знаний по теме "Тепловые явления"

Тема: “Җылылык күренешләре” темасын кабатлау.         Максат: “Җылылык күренешләре” бүлегендә алган белемнәрне...

Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.

Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлек...

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....