Образовательная программа по физике
рабочая программа по физике (10 класс) по теме
Настоящая программа создана для работы с разновозрастной группо 10 - 11 классо на базовом уровне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr1011b.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2.»
Образовательная учебная программа по изучению физики в учебной группе учащихся возраста 9 – 10 классов. (второй год обучения)
Уровень: базовый
Вид: авторский
Составил: Будаев Ц.Ж.
Разряд: 12
Стаж: 26 лет.
п. Могойтуй 2009 год.
Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена для повторного изучения физики в группе учащихся возраста 9 – 10 классов нашей школы, (в дальнейшем – разновозрастная группа – РВГ) на базовом уровне, так как данная группа является группой гуманитарного профиля.
Цели изучения физики.
Изучение физики в данной РВГ направлено на достижение целей указанных в стандарте полного общего среднего образования, а именно:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Содержание образования.
Наибольшие изменения произошли в содержании образования. Это обусловлено тем, что обучение в РВГ предусматривает изучение за учебный год материала, на изучение которого отводится 2 – 3 года в обычных условиях. В нашем случае, учащиеся данной РВГ за один год должны изучить курс физики 9,10 и 11 классов. Учащиеся 10 класса повторяют материал 9,10 классов и помогают учащимся 9 класса. В то же время все учащиеся изучают материал 11 класса. В следующем учебном году учащиеся возраста 10 класса перейдут в 11 класс и повторят весь материал в одновозрастной группе. Учащиеся 9 классов будут повторять этот материал в составе обновленной группы в качестве наставников.
При разработке содержания образования программы в нашей РВГ я придерживался следующих требований:
- соответствие стандарту полного общего среднего образования по физике на базовом уровне
- годовой курс должен быть концентрированным, т.е. в сжатом виде содержать материал 9,10 и 11 классов;
- оно должно быть «концентрическим», пригодным для работы в РВГ, ежегодно обновляющегося состава
- программа должна быть рассчитана на самостоятельную учебную деятельность детей, организацию взаимообучения.
В качестве основных учебников приняты учебники «Физика 10,11» Мякишева Г.Я. и «Физика 9» Перышкина А.В. и Гутник Е.А.
Физика изучает строение материального мира, законы его развития и движения. Поэтому наш курс разбит на два модуля. Первый модуль предусматривает изучение строения материи и связанных с этим физических явлений. Второй модуль предполагает изучение законов взаимодействия и движения материи – законов механики. Каждый модуль делится на блоки. Материал одного блока изучается в течение времени отведенного на один день погружения. После изучения материала каждого блока проводятся обязательные лабораторные, контрольные работы и зачеты. Содержания всех блоков связаны единой логической нитью. Каждый блок является логическим продолжением предыдущего и служит опорой для изучения следующего блока.
Модуль №1
Строение вещества. Электрические и тепловые явления.
Блок №1
Строение ядра. Нуклоны. Модели атомов. Опыт Резерфорда. Радиоактивность. Ядерные реакции. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Элементарные частицы. Строение атома. Модель Резерфорда. Постулаты Бора. Теория излучения.
тела.
Блок №2.
Основы электростатики.
Электростатика. Строение вещества. Положительно и отрицательно заряженные частицы. Ионизация и электризация. Заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность и потенциал электрического поля. Работа сил электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора и электрического поля.
Блок №3.
Законы постоянного тока. Электрический ток. Сила тока. Условия существования тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. ЭДС. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в различных средах. Фронтальные лабораторные работы.
Измерение сопротивления. Изучение свойств параллельного и последовательного соединения проводников. Измерение работы и мощности тока. Измерение ЭДС источника тока и внутреннего сопротивления. Решение задач. Контрольная работа.
Блок №4
Электромагнитное поле.
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного тока. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
Блок №5.
Оптика.
Законы распространения, отражения, преломления света. Линзы и зеркала. Оптические приборы. Свет как электромагнитные волны. Интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация света. Законы теплового излучения. Световые кванты. Фотоэффект. Корпускулярно – волновой дуализм. Основы квантовой механики.
Блок №6
Строение молекул. Строение вещества. Тепловое движение. Тепловые явления. Температура. Основные положения молекулярно – кинетической теории. Основное уравнение МКТ. Уравнение состояния. Изопроцессы.
Взаимные превращения жидкостей и газов. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Твердые тела. Кристаллические тела. Аморфные
Блок №7.
Основы термодинамики. Внутренняя энергия. Работа в термодинамики. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики. Принципы действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя.
.
Модуль № 2
Основы механики.
Блок №1
Основы кинематики.
Движение – неотъемлемое свойство материи. Материальная точка. Положение материальной точки в пространстве. Система отсчета. Механическое движение. Перемещение, путь, траектория. Относительность механического движения. Закон движения. Скорость. Прямолинейное равномерное движение и его графики. Прямолинейное равноускоренное движение и его графики. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Криволинейное движение. Движение по окружности с постоянной скоростью. Центростремительное ускорение.
Блок №2.
Фронтальные лабораторные работы. Решение задач
Измерение ускорения. Измерение ускорения свободного падения. Решение задач на применение законов движения. Контрольная работа.
Блок №3.
Основы динамики.
Сила и масса. Сила – причина ускорения. Законы Ньютона. Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Закон Гука. Сила реакции опоры. Сила трения. Сложение сил. Равнодействующая всех сил. Движение в поле силы тяжести. Движение ИСЗ и планет.
Блок №4
Фронтальные лабораторные работы. Решение задач
Измерение масс и ускорений. Измерение сил тяжести, упругости, веса, трения, реакции опоры. Измерение коэффициента трения. Исследование движения конического маятника. Проверка 2 закона Ньютона. Расчет ускорения, массы, сил. Контрольная работа.
Блок №5
Законы сохранения.
Импульс силы. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа и энергия. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Превращения энергии одного вида в другой. Полная механическая энергия. Закон изменения сохранения полной механической энергии.
Блок №6
Механические колебания и волны. Звук.
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. График колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Скорость распространения и длина волны. Звук. Высота, тембр и громкость звука.
Блок №7
Фронтальные лабораторные работы и решение задач.
Измерение периода и частоты колебаний. Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины. Измерение ускорения свободного падения. Решение задач. Контрольная работа.
Фронтальные лабораторные работы
- Измерение ускорения.
- Измерение ускорения свободного падения.
- Исследование зависимости периода колебаний от длины маятника.
- Измерение периода и частоты колебаний.
- Изучение конического маятника.
- Проверка 2 закона Ньютона.
- Измерение коэффициента трения.
- Измерение сопротивления.
- Измерение работы и мощности тока.
- Изучение свойств параллельного и последовательного соединения проводников.
- Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
- Изучение явления электромагнитной индукции.
Требования к уровню подготовки выпускника РВГ
В результате изучения физики в данной РВГ ученик должен
Знать/понимать:
- смысл понятий: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, механическая энергия, работа, мощность, КПД, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, Электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, работа и мощность тока, фокусное расстояние линзы.
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения заряда, Ома, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения, отражения и преломления света.
Уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения, угла отражения и преломления света от угла падения;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественно – научного содержания с использованием различных источников;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля исправности электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.
Примерное календарно – тематическое планирование занятий в РВГ
Модуль | блок | Содержание | Материал учебника | Кол-во часов |
Строение материи. | №1 | Строение ядра. Нуклоны. Превращения ядер. вещества Радиоактивность. Модель атома. Опыт Резерфорда. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Ядерная энергетика. Элементарные частицы. Элементы квантовой механики | Физика 11 Глава 7,8 | 5 |
№2 | Строение вещества. Заряженные частицы. Ионизация и электризация. Заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Потенциал электрического поля. Работа сил электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Конденсатор. Электроемкость. Энергия конденсатора и электрического поля. | Физика 10 Глава 14 | 5 | |
№3 | Законы постоянного поля. Условия существования тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Последовательное и параллельное соединение. Работа и мощность тока. ЭДС. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в различных средах. Лабораторные работы №3,4,5,6 за 10 класс | Физика 10 Главы 15,16 Физика 10 Стр. 319 | 5 | |
№4. | Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного тока. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | Физика 11 Глава 1,2,3 | 5 | |
№5 | Оптика. Законы распространения, отражения, преломления света. Оптические приборы. Интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация света. Световые кванты. Тепловое излучение. Фотоэффект. | Физика 11 Глава 4,5,6 | 5 | |
№6 | Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение. Температура. Основные положения МКТ. Основное уравнение МКТ. Изопроцессы. Взаимные превращения жидкостей и газов. Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. | Физика 10 Главы 8,9,10,11,12 | 5 | |
№7 | Основы термодинамики. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. 1 закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. | Физика 10 Глава 13 | 5 | |
Движение материи | №1 | Материальная точка. Нахождение положения материальной точки в пространстве. Траектория, путь, перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Законы и графики равномерного движения. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Законы и графики прямолинейного движения. Свободное падение. Движение по окружности. | Физика 10 Глава 1 | 5 |
№2 | Лабораторные работы №1,2 за 10 класс. Решение задач | Физика 10 Стр. 319 | 5 | |
№3 | Сила – причина ускорения. Зависимость ускорения от силы и массы. Законы Ньютона. Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Мила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Сила реакции опоры. Сила трения. Равнодействующая всех сил. | Физика 10 Глава 3,4 | 5 | |
№4 | Лабораторные работы №3, 4 за 10 класс. Решение задач. | Физика 10 Стр. 319 | 5 | |
№5 | Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа и мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Превращения одного вида энергии в другой. Закон изменения и сохранения энергии. | Физика 10 Главы 5,6 | 5 | |
№6 | Механические колебания. Период и частота колебаний. Амплитуда колебаний. Уравнение и графики колебаний. Вынужденные и затухающие колебания. Резонанс. Волны. Длина волны. Скорость волны. Звук | Физика 9 Глава 2 | 5 | |
№7 | Лабораторные работы № 5,6за 10 класс. Решение задач | Физика 10 Стр. 319 | 5 |
Изучение курса физики в данной РВГ рассчитано на 14 погружений по 5 часов. Всего 70 часов, что соответствует традиционной двухчасовой программе. Но при традиционной форме обучения учащиеся изучают этот материал за 2 года без повторения. При работе в РВГ у детей появляется возможность двукратного повторения всего курса. При недельном погружении потребуется три недели. При однодневном погружении потребуется 14 погружений. При однодневном погружении потребуется 14 недель. При недельном погружении потребуется 3 погружения.
Литература для учителя.
1.Стандарт полного среднего образования по физике. Физика №34 2004 г.
2.Сборник «Методические рекомендации. Разновозрастное обучение в Усть – Илимском экспериментальном лицее». Братск, 2001 г.
3. Сборник «Авторские программы в Усть – Илимском экспериментальном лицее». Братск. 2001 г.
4. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10, М. Просвещение, 2006
5.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Физика 11», М. «Просвещение», 2006 г.
6.Рымкевич П.А Сборник задач по физике М. Дрофа. 2006
6. Волков В.А. Поурочные разработки по физике в 10 кл. М. Вако, 2003 г.
7. Волков В.А. «Поурочные разработки по физике в 11 классе», М. «Вако», 2003 г.
8.Хижнякова Л.С. Самостоятельные работы по физике в 10 – 11 классах». М. Просвещение, 2004 г.
9. Перышкин А.В.,Гутник Е.А. Физика 9 М. Просвещение, 2007 г.
Литература для ученика
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н,Н. Физика 10 М. Просвещение, 2006 г.
2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Физика 11», М. «Просвещение», 2006 г.
3.Хижнякова Л.С. Самостоятельные работы по физике в 9 классе М. Просвещение, 2004 г.
4. Рымкевич П.А. «Сборник задач по физике для 10 – 11 классов», М. «Дрофа», 2006 г.
5. Перышкин А.В., Гутник Е.А. Физика 9 М. Просвещение, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по физике в РВГ естест - научного профиля
Настоящая программа создана для работы в разновозрастной группе 10 - 11 классов по физике на профильном уровне...
Образовательная программа по физике в разновозрастной группе 7 - 9 классов
В данной работе представлена образовательная программа по физике в разновозрастной группе 7 - 9 классов на 3 года....
Дополнительная образовательная программа по физике «Физика в живой природе»
Дополнительная образовательная программа « Физика в живой природе» предназначена для учащихся 9, 10 или 11 классов общеобразовательного учреждения. Разработана на основе авторской программ...
Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»
Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...
Дополнительная образовательная программа по физике «Решение задач повышенной сложности»
Программа дополнительного образования «Решение задач повышенной сложности» рассчитана на учащихся 11 классов. Курс согласован с базовым курсом физики и предполагает изучение предмета в несколько...
Презентация к разделу образовательной программы по физике
презентация к разделу образовательной программы по физике, 7 класс, Перышкин...
Методическая разработка раздела образовательной программы по физике «Электрические явления»
Методическая разработка раздела образовательной программы по физике «Электрические явления» с использование технологии модульного обучения в условиях работы с переменным контингентом обучающихся....