Методические рекомендации по физике (7 класс) по теме:Презентация и конспект урока "Давление",А.В.Перышкин с использованием технологии "Мастерская"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Сорокина Татьяна Анатольевна

Методическая разработка по физике (7 класс) по теме:

Презентация и конспект урока "Давление", А.В.Перышкин с использованием технологии "Мастерская"

Урок предназначен для обучающихся 7 класса, обучающихся по учебнику А.В.Перышкин

Цель работы: передать способы работы обучающимся, а не сообщать и осваивать информацию

Урок сопровождается демонстрацией презентации "Давление". Данная презентация помогает легко усвоить тему.Прилагается раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель физики МБОУ «СОШ № 20» Сорокина Т.А. г.Новомосковск Тульская область

Класс 7, УМК А.В.Перышкин

Тема урока: «Давление. Единицы давления»

Домашнее задание  (П.33, упр.12,  или составить свои задачи на тему «Давление», вопросы-задачи (5 шт.))

Цели урока:

- обучающая:   введение  новой физической  величины  «давление», определить способ его нахождения,  выяснение зависимости давления от силы, действующей на тело и от площади опоры;

- развивающая:   формирование умений и навыков применять знания о взаимодействиях тел  в конкретных ситуациях,   развитие умений и навыков анализировать данные знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;

- воспитательная:    воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры логического мышления и активности мышления.

Вид урока: урок систематизации знаний

Тип урока: комбинированный

Технология: Мастерская

Метод: словесный, наглядно-иллюстративный

Оборудование : 

компьютер,

мультимедийный проектор,

интерактивная доска

Оборудование  для демонстрации:   дощечка с гвоздями, вбитыми шляпками наружу и остриями наружу; набор грузов(1 шт.); динамометры (7 шт.),

Демонстрации: зависимость давления от действующей силы и от площади опоры.

  1. Индуктор – предъявление объекта изучения
  2. Самоконструкция -  индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской
  3. Социоконструкция - озвучивание вопросов в группе
  4. Социализация - фиксация всех вопросов на общем листочке
  5. Деконструкция - обмен листочками между группами
  6. Реконструкция - экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов
  7. Разрыв - озарение
  8. Рефлексия - самоанализ
  9. Афиширование - выступление экспертов групп

Ход урока.

 Объявление темы урока.

Несколько советов:

  1. Попробуйте не закрывать рот своими мыслями.
  2. Доверьтесь своей руке, когда пишите.
  3. Когда обсуждение проходит в парах  или в четверках важно слышать, что говорит ваш сосед.
  4. Будьте доброжелательны друг к другу.

Тема урока «Давление. Единицы давления».

Цель урока: открыть для себя физическую величину «давление», единицу измерения этой величины,  от каких величин давление  зависит.

 Фрагмент 1.

  1. Индуктор. (прием,  обеспечивающий  «наведение на проблему»,предъявление объекта изучения)

Эпиграфом к нашей работе можно выбрать строчку:

«Я познание сделал своим ремеслом…».   (Слайд № 2)

--- Сегодня урок проходит у нас в форме мастерской. Вы будете работать в группе. Групп всего три. На столе лежат листки с заданиями, которые вы будете выполнять, в первый момент индивидуально,  далее с соседом, далее в группе.

Самоконструкция. (диалог ученика самим с собой)

В полученных листочках,  используя слово «давление» составьте как можно больше новых слов. (Слайд №3)- Что это за слово?

Итак, что получилось:

-- Это была небольшая разминка, переходим к следующему этапу работы: повторение пройденного материала.

Вспомните, какие понятия, и определения вы изучали раньше.

Учащиеся, изучают список  ключевых слов темы  ( площадь, сила, давление) и индивидуально заполняют колонки  таблицы № 1.

Социоконструкция. (выполнение задания в группе)

Учащиеся показывают таблицы своим соседям по парте, затем, если необходимо, дополняют записи в таблице.

Какие величины вы знаете , назовите их?

Слайд №4        Таблица № 1

Ключевые слова

Знаю

Хочу узнать

Площадь

Сила

Давление

Какие вопросы возникли , обсудите, заполните попарно, далее в группе.

Социализация. (защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем окончательного результата своей работы).

Деконструкция .(превращение материала в хаос)

Что получилось, озвучьте, от группы один человек

Несколько учеников озвучивают в классе записи в своих таблицах.

Слово давление - назовите однокоренные слова к этому слову:(давить, давит, сдавливает и т.д.)

Демонстрации:  (Слайд 5) Введем некую физическую величину   р-давление.

Реконструкция.(поиск и создание новых вариантов ответов, текста, правила, определения)                                                      

 Следы-    От каких величин зависит давление?

 Постарайтесь понять, от чего зависит результат действия силы на поверхность

На вспаханной пограничной полосе обнаружен след сапог нарушителя границы. Можно ли по следу определить, что прошел только один человек или, что он нес еще на себе другого или какой-то тяжелый груз?

Разрыв. (кульминация творческого поиска, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления)

Слайд №6  Подумайте и попробуйте выбрать ответы, правильный один из трех.

Работа в группах. Ответ на слайд «Следы» далее в вопросах:

Рефлексия. (самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской)

Афиширование.  (представление работ на общее обсуждение).

Итак что получилось:

  1. Результат действия силы зависит от модуля силы и площади поверхности,   перпендикулярно к которой  она действует.  
  2. Давлением называют величину, равную отношению силы,   действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности

Слайд №7- Выберите правильный ответ:

                             

Фрагмент 2.

Индуктор. (прием, обеспечивающий  «наведение на проблему»)

Демонстрация: опыт со стульчиками (Слайд №8)

Наводящие вопросы: От чего зависит результат действия силы на площадь?

Что увидели? Какие величины участвуют в проведенном опыте? Что происходит со стульчиками?

Самоконструкция. (диалог ученика самим с собой)

Работа в группах

Реконструкция.(поиск и создание новых вариантов ответов, текста, правила, определения)

Опыт

Что увидели?

Сила

Площадь

Р- давление

Стульчики, ножками вниз

Стульчики, сиденьем вниз

Ваши наблюдения:

Слайд №9 Что происходит когда стульчики погружаются ножками вниз, сиденьем вниз?

Слайд №10

Опыт

Что увидели?

Сила

Площадь

Р- давление

Стульчики, ножками вниз

Ножки проваливаются сильно

Равная

Меньшая

Большое

Стульчики, сиденьем вниз

Сиденье практически не  проваливается,

проваливается меньше

Равная

Большая

Маленькое

                                                                       

Разрыв. (кульминация творческого поиска, озарение как новое видение предмета, переход

к новому осознанию явления)

 Слайд № 11  Перед вами бруски, каждая группа определит давления на разные грани бруска, первый рисунок для 1-го ряда, второй - для 2-го , третий- для 3-го ряда

 В каком случае давление больше?

                       

Рефлексия. (самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской.

Афиширование (представление работ на общее обсуждение).

  1. Глубина погружения зависит от величины действующей силы – чем больше сила, тем погружение больше.  
  2. Глубина погружения зависит не только от силы, но и от площади опоры. 

Фрагмент 3.

I. Индуктор. (прием , обеспечивающий  «наведение на проблему»)

В каких единицах измеряется давление? Слайд №12

   

 Самоконструкция. (диалог ученика самим с собой)

Прочитайте историческую справку.

Историческая справка

Паскаль, Блез (19 июня 1623-19 августа1662) – выдающийся французский математик и физик, философ.  Родился в  г.Клермон-Ферране в семье математика.

В физике Паскаль занимался изучением барометрического давления и вопросами гидростатики. В 1648 году под его руководством был проведен опыт, который подтвердил существование атмосферного давления.

В каких единицах измеряется давление?

Единица давления  названа в честь французского физика и математика Блеза Паскаля

Паскаль Блез

Blaise Pascal

Блез Паскаль (автор Филипп де Шампень)

Род деятельности:

математик, философ, литератор, физик

Дата рождения:

19 июня 1623

Место рождения:

Клермон-Ферран, Овернь, Франция

Дата смерти:

19 августа 1662 (39 лет)

Место смерти:

Париж, Франция

Социоконструкция. (выполнение задания в группе)

В каких единицах измеряется давление? Слайд №13

Социализация. (защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем окончательного результата своей работы).

Слайд № 14     Какие это единицы ?

:

Высказывание своего мнения каждого представителя  от группы.

Деконструкция .(превращение материала в хаос)

Разрыв.(кульминация творческого поиска, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления)

Рефлексия. (самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской) Слайд №15- Вы сделали познание мастерством?

- Сегодня на уроке я узнал _____________________, научился___________________.

Мне запомнилось больше всего_________________________.

Какие задания заинтересовали__________________________?

Какие чувства.,  вызвал урок

Афиширование.  (представление работ на общее обсуждение)

Подведение итогов. Слайд №16)

(Цель урока: открыть для себя физическую величину «давление», единицу измерения этой величины,  от каких величин давление  зависит. )

Домашнее задание  Слайд № 17-

Параграф 33

  1. упр.12,
  2.  или составить свои задачи на тему «Давление»,
  3. или придумать свои вопросы-задачи

(5 шт.)

(Слайд №25)  Спасибо всем за прекрасную работу. Вы хорошо потрудились, и мне очень приятно было вместе с вами учиться.

Слайд № 18

- Мне бы хотелось, чтобы вы «познание сделали ремеслом!» Решите  данные задачи

Давайте ответим

Слайд № 19

Слайд № 20

Слайд № 21

Слайд № 22

Спасибо всем за прекрасную работу. Вы хорошо потрудились, и мне очень приятно было вместе с вами учиться.

Слайд № Слайд № 23   Качественные задачи (М.Е.Тульчинский)

96. На вспаханной пограничной полосе обнаружен след сапог нарушителя границы. Можно ли по следу определить, что прошел только один человек или что он нес еще на себе другого или какой-то тяжелый груз?
97. Если тяжелую покупку нести за веревку, то ощущается сильная боль (режет пальцы), а если под веревку подложить сложенный в несколько раз лист бумаги, то боль уменьшается. Объясните, почему.
98. Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иголкой.
99. Почему класть голову на подушку приятнее, чем на наклонную деревянную дощечку?
100. Можно ли приготовить такое каменное ложе, чтобы лежать на нем можно было с таким же ощущением, как мягком диване?

Слайд №  24   Давление в природе и технике
102. Почему буря, которая летом налит живые деревья, часто не может с
валить стоящее рядом сухое дерево без листьев, если оно не подгнило?
103. Зависит ли давление колесного трактора на дорогу от давления внутри баллона колеса?
104. Небольшие по весу ледоколы не могут сломать многометровый лед. Почему же это удается сделать тяжелым ледоколам?
105. Почему задние оси грузовых автомашин часто имеют колеса с двойными баллонами?
106. Зачем под гайку подкладывают широкое металлическое кольцо, называемое шайбой?
107. К человеку, под которым провалился лед, подходить нельзя. Для
спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Объясните, почему таким способом можно спасти провалившегося.
108. Почему при постройке дома все его стены выводятся одновременно до примерно одинаковой высоты?
109. Почему плотину строят так, что ее профиль расширяется книзу?
110. Для чего точат (заостряют) стамески, пилы и другие режущие инструменты?
111. При работе новым напильником приходится прикладывать большие усилия, чем старым. Почему же предпочитают пользоваться новым напильником?
112. Объясните, как наждачная бумага шлифует металлические предметы.

Источники информации:

http://lori.ru/2202892

http://ru.123rf.com/photo_1796061_traces-of-legs-on-sand-on-seacoast.html

http://sovet.blocknote.info/tag/эфирное-масло/

http://luxormebel.ru/stul/opn446.html        

https://vibiri.wordpress.com/2012/03/02/15604/

http://obzorstroyu-u.ru/instrument

http://otzovik.com/review_51240.html

http://otambove.ru/?p=3080

http://forums.ag.ru/?action=viewprofile&username=Portyanich

http://7kilometr.comnwww.7kilometr.com/rus/article/metallorezhuschiy-izmeritelniy-slesarniy-instrument

Тульчинский Е.М., Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.:Просвещение,1971. – 200с.

Лукашик В.И., Иванова Е.В., Сборник задач по физике 7-9 класс. М.Просвещение,2010. – 289с.



Подписи к слайдам:

Урок по теме: Давление. Единицы давления.
Выполнила: учитель физики Сорокина Т.А. МБОУ«СОШ № 20» г.Новомосковск Тульская область
«Я познание сделал своим ремеслом…».
Первый этап - работает каждый сам( 30 секунд); Второй этап – работаем попарно (30 секунд); Третий этап – группа выписывает все полученные слова (30 секунд) Далее первая группа, зачитывает получившие слова, потом вторая и т. д. Итак, все группы по - очереди.
ДавлениеЧто это за слово?
Какие величины вы знаете, назовите их?
Ключевые слова
Знаю
Хочу узнать
Площадь
Сила
Давление
Введем некую физическую величину р - давление. От каких величин зависит давление?
Выберите ответы
По какой формуле определяется давление?
Что увидели? Какие величины участвуют в проведенном опыте? Что происходит со стульчиками?
Что происходит когда стульчики погружается ножками вниз, сиденьем вниз?
Опыт
Что увидели?
Сила
Площадь
Р-давление
Стульчики, ножками вниз
Стульчики, сиденьем вниз
Что происходит когда стульчики погружается ножками вниз, сиденьем вниз?
Опыт
Что увидели?
Сила
Площадь
Р- давление
Стульчики, ножками вниз
Ножки проваливаются сильно
равная
маленькая
большая
Стульчики, сиденьем вниз
Сиденье практически не проваливается
равная
большая
маленькая
В каком случае давление больше?
В каком случае давление больше?
В каких единицах измеряется давление?
Род деятельности:
математик, философ, литератор, физик
Дата рождения:
19 июня 1623)
Место рождения:
Клермон-Ферран, Овернь, Франция
Дата смерти:
19 августа 1662) (39 лет)
Место смерти:
Париж, Франция
Паскаль Блез
Blaise Pascal
В каких единицах измеряется давление?
Какие это единицы?
Вы сделали познание ремеслом?
-Сегодня на уроке я узнал _____, научился ________.Мне запомнилось больше всего _________.Какие задания заинтересовали ___?Какие чувства вызвал урок?
Домашнее задание
Параграф 33упр.12, или составить свои задачи на тему «Давление»,или придумать свои вопросы-задачи (5 шт.)
или составить свои
Давайте «познание сделаем ремеслом!»Решите данные задачи
Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иголкой.Для чего делают острыми иголки? При работе новым напильником приходится прикладывать большие усилия, чем старым. Почему же предпочитают пользоваться новым напильником? Для чего точат (заостряют) стамески, пилы и другие режущие инструменты? Качественные задачи (М.Е.Тульчинский )
Давление97. Если тяжелую покупку нести за веревку, то ощущается сильная боль (режет пальцы), а если под веревку подложить сложенный в несколько раз лист бумаги, то боль уменьшается. Объясните, почему. 99. Почему класть голову на подушку приятнее, чем на наклонную деревянную дощечку? 100. Можно ли приготовить такое каменное ложе, чтобы лежать на нем можно было с таким же ощущением, как мягком диване?
Давление в природе и технике
104. Небольшие по весу ледоколы не могут сломать многометровый лед. Почему же это удается сделать тяжелым ледоколам? 105. Почему задние оси грузовых автомашин часто имеют колеса с двойными баллонами? 106. Зачем под гайку подкладывают широкое металлическое кольцо, называемое шайбой? 107. К человеку, под которым провалился лед, подходить нельзя. Для спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Объясните, почему таким способом можно спасти провалившегося. 108. Почему при постройке дома все его стены выводятся одновременно до примерно одинаковой высоты?
Спасибо всем за прекрасную работу. Вы хорошо потрудились, и мне очень приятно было вместе с вами учиться.
Источники информации: http://lori.ru/2202892http://ru.123rf.com/photo_1796061_traces-of-legs-on-sand-on-seacoast.htmlhttp://sovet.blocknote.info/tag/эфирное-масло/http://luxormebel.ru/stul/opn446.htmlhttps://vibiri.wordpress.com/2012/03/02/15604/http://obzorstroyu-u.ru/instrumenthttp://otzovik.com/review_51240.htmlhttp://otambove.ru/?p=3080http://forums.ag.ru/?action=viewprofile&username=Portyanichhttp://7kilometr.comnwww.7kilometr.com/rus/article/metallorezhuschiy-izmeritelniy-slesarniy-instrumentТульчинский Е.М., Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.:Просвещение,1971. – 200с.Лукашик В.И., Иванова Е.В., Сборник задач по физике 7-9 класс. М.Просвещение,2010. – 289с.


Предварительный просмотр:

Учитель физики МБОУ «СОШ № 20» Сорокина Т.А. г.Новомосковск Тульская область

Класс 7, УМК А.В.Перышкин

Тема урока: «Давление. Единицы давления»

(П.33,упр.12,или составить свои задачи на тему «Давление», вопросы-задачи (5 шт.))

Фрагмент 1.

Давление –

Какие величины вы знаете, назовите их?        Таблица №1

Ключевые слова

Знаю

Хочу узнать

Площадь






Сила






Давление








От каких величин зависит давление?

Итак:        

Фрагмент 2.        

Что увидели? Какие величины участвуют в проведенном опыте? Что происходит со стульчиками?Что происходит когда стульчики погружаются ножками вниз, сиденьем вниз?                                                                                                         Таблица №2

Опыт

Что увидели?

Сила

Площадь

Стульчики, ножками вниз

Стульчики, сиденьем вниз

В каком случае давление больше?

                             

Итак:

Фрагмент  3.  

  В каких единицах измеряется давление?

Историческая справка

Паскаль, Блез (19 июня 1623-19 августа1662) – выдающийся французский математик и физик, философ.  Родился в  г.Клермон-Ферране в семье математика.

В физике Паскаль занимался изучением барометрического давления и вопросами гидростатики. В 1648 году под его руководством был проведен опыт, который подтвердил существование атмосферного давления.

- Сегодня на уроке я узнал _____________________, научился___________________.

Мне запомнилось больше всего_________________________.

Какие задания заинтересовали__________________________?

Какие чувства.,  вызвал урок?__________________________________________________.

Мои(ваши) результаты:

Спасибо всем за прекрасную работу. Вы хорошо потрудились, и мне очень приятно было вместе с вами учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Элективный курс "Эксперимент в физике"

Пояснительная записка  Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного прогр...

Методические рекомендации по физике

Методические рекомендации КОС...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)

Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике « Юные мудрецы»

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике« Юные мудрецы»...

Методические рекомендации_Интересная физика или как научиться любить и понимать физику

Физику можно назвать основной наукой об изучении природы. Все закономерности её существования изучает данная отрасль знаний. При всей её сложности, найти способ как легко выучить физику, не составляет...

Методические рекомендации для учителей инклюзивного класса "Особенности урока в инклюзивном классе"

Успешность включения детей с отклонениями в развитии  в учебный процесс зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений. Но и от эффективности учитыва...