Элективный курс «Познакомимся с невидимкой» (физика) 9 класс
элективный курс по физике (9 класс) по теме
Данный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов включает вопросы таких школьных дисциплин, как физика, астрономия, география, биология, математика, а также фотография и информатика.
Предложенный вариант рассчитан на 17 часов
Цель курса – расширить знания учащихся по теме «Магнитное поле» и облегчить выбор профильного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_fizike.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
«Познакомимся с невидимкой»
(физика)
9 класс
Составитель:
Плотникова О.В.
Пояснительная записка
Данный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов включает вопросы таких школьных дисциплин, как физика, астрономия, география, биология, математика, а также фотография и информатика.
Предложенный вариант рассчитан на 17 часов
Цель курса – расширить знания учащихся по теме «Магнитное поле» и облегчить выбор профильного обучения.
Задачи:
- расширение знаний учащихся;
- развитие интересов и способностей к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, активности и самостоятельности, умение вести диалог;
- создание условий для развития творческого потенциала каждого ученика;
- воспитание потребности к продолжению обучения при любом выборе жизненного пути.
Для этого нужно знакомить учащихся с особенностями системы обучения в профильной школе; т.е. проводить занятия в форме лекций, семинарских занятий, уроков-конференций, уделять больше внимания демонстрационному фронтальному эксперименту, лабораторному практикуму, учить детей делать открытия и быть успешными в творческой деятельности.
Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала. Необходимо создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Показать, что получение принципиально важных физических результатов не обязательно требует сложного оборудования. Развить интерес к практической деятельности на материале простых и увлекательных опытов.
Поскольку наблюдение и опыты являются источниками знаний о природе, ученики выступают в роли физиков- исследователей. Выполнение самостоятельных практических работ обеспечивает связь физического эксперимента с изучаемым теоретическим материалом, что позволяет детям самостоятельно делать обобщения и выводы, на основании чего заполняются таблицы, приведенные в приложении.
Предлагаемые опыты рассчитаны на школьное оборудование или простые самодельные приборы, которые легко сделать в домашних условиях.
Содержание курса основано на имеющихся знаниях по данной теме и приближено к содержанию учебнику. Для того, чтобы помочь осознать склонности и способности ребятам, расширить их знания по интересующим проблемам, используя нестандартные педагогические методики.
Расширение содержания учебного предмета происходит в следующих направлениях:
- более полное, всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы;
- выполнение заданий, способствующих развитию интеллектуальных умений (сравнения, классификации, определение закономерностей, области применимости и т.п.), формированию внепредметных умений и навыков (планирование деятельности, соотнесение результатов с целью и т.д.);
- включение в процесс обучения нестандартных, творческих, экспериментальных задач и заданий;
- расширение кругозора учеников в процессе работы с дополнительной информацией.
Курс состоит из 4-х этапов:
- Теория.
- Лабораторный практикум.
- Решение задач.
- Презентация проектов по выбранным темам.
Содержание программы
- Магнитное поле. Электромагнитные явления. Электромагнитная индукция.
- Вводное занятие. Понятие о магнитном поле. Магнитное поле прямого тока. Силовые линии магнитного поля. Направление силовых линий.
- Магнитное поле кругового тока и катушки с током.
- Электромагниты. Электромагнитное реле.
- Электрический телеграф и телефон.
- Магнитное поле постоянных магнитов.
- Направление силы, с которой магнитное поле действует на проводник с током.
- Электродвигатель постоянного тока.
- Явление электромагнитной индукции.
- Генератор электрического тока.
2. Решение экспериментальных задач
(лабораторный практикум)
10-12. Лабораторный практикум № 1
13-15. Лабораторный практикум № 2
3. Магнитное поле Земли
16. Магнитное поле Земли.
17. Конференция «Магнитное поле Земли и других планет»
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока |
1. | Понятие о магнитном поле. Магнитное поле прямого тока. Силовые линии магнитного поля. Направление силовых линий. |
2. | Магнитное поле кругового тока и катушки с током. |
3. | Электромагниты. Электромагнитное реле. |
4. | Электрический телеграф и телефон. |
5. | Магнитное поле постоянных магнитов. |
6. | Магнитное поле Земли |
7. | Направление силы, с которой магнитное поле действует на проводник с током. |
8. | Электродвигатель. |
9. | Явление электромагнитной индукции. |
10. | Генератор электрического тока. |
11-13 | Решение экспериментальных задач Лабораторный практикум № 1 |
14-16 | Лабораторный практикум № 2 |
17. | Интегрированный урок-конференция «Магнитное поле Земли и других планет» |
Литература
- Гуревич А.Е. Физика, 8. Электромагнитные явления.- М.: Дрофа, 2001.
- Демонстрационные опыты по физике в 6-8 классах средней школы. Под редакцией А.А. Покровского. – М.: Просвещение, 1970.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике.- М.: Просвещение, 1985.
- Журнал «Физика», №19 – 1996.
- Энциклопедия для детей. Т.8Астрономия. – М.: Аванта+,2002, с.507-570
- Космонавтика: Энциклопедия. - М.: ,1985.
- Журнал «Физика в школе», № 6 – 1999 – с. 14.
- А.В. Перышкин. Физика 8 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа,2000.
- А.В. Перышкин Е.М. Гутник Физика 9 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа,2000.
- В.И. Извеков и др. Механизм живого интереса. – Ж. «Директор школы» № 2, 2004, стр.38.
- Гальперин Ю.И. Полярные сияния в магнитосфере. – М.: Знание, 1975. – с 58.
- Дубинин Э.М., Подгорный И.М. Магнитное поле небесных тел. – М.: Знание, 1980
Содержание программы
Тема 1. Магнитные взаимодействия.
Индукция магнитного поля. Магнитные действия (на ток, на магнитную стрелку). Понятие о магнитном поле. Магнитные действия токов. Магнитная индукция – силовая характеристика магнитного поля. Использование элемента тока и магнитной стрелки для изучения магнитных полей. Определение направления магнитной стрелки.
Понятие о силовых линиях магнитной индукции. Примеры и общие закономерности силовых линий различных магнитных полей, их отличие от силовых линий электрического поля.
Определение модуля вектора магнитной индукции по действию магнитного поля на элемент тока. Единица магнитной индукции. Зависимость магнитной индукции в точке от источника поля, расположения точки в поле и от свойств среды.
Демонстрация магнитных свойств различных веществ.
Действие магнитного поля на прямой проводник с током. Использование действия магнитного поля на движущиеся заряды.
Демонстрационный практикум
- Опыт Эрстеда.
- Обнаружение магнитных действий тока.
- Исследование линий магнитной индукции различных магнитных полей.
- Исследование действия магнитного поля на рамку с током.
- Наблюдение за поведением ферромагнитных веществ в магнитном поле. Магнитное поле постоянных магнитов.
Тема 2. Магнитное поле Земли и других планет Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли. Земной магнетизм. Происхождение, распределение в пространстве и изменение во времени магнитного поля Земли.
Палеомагнетизм – регистрация вековых вариаций геомагнитного поля Земли. Происхождение магнитного поля Земли. Особенности магнитных полей планет Солнечной системы.
Источники. Виды изменений. Обнаружение. Действия.
Тема 3. Магнитное поле Солнца и космоса.
Особенности общего магнитного поля Солнца. Магнитное поле солнечных пятен (цикличность, полярность и причины возникновения солнечных пятен).
Тема 4. Человек и магнитное поле.
Влияние магнитных полей Земли, Солнца, космоса на человека и животных.
Тема 5. Магнетизм и жизнь.
Использование свойств электромагнитного поля.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- выдвигать гипотезу на основе фактов, наблюдений и экспериментов;
- обосновывать свою точку зрения;
- высказывать собственные суждения, проводить анализ, оценку и самооценку;
- знать источники магнитных полей и способы их обнаружения;
- описывать взаимодействия различного вида магнитов;
- представлять результаты в виде таблиц;
- использовать информацию по теме из различных источников;
- экономно использовать свое и чужое время;
- делать чертежи, рисунки, фотографии;
- обобщать материал для создания тематической газеты;
- овладевать умением слушать и слышать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
"Программа элективного курса по математике "В мире модулей""Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам ...
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Программа элективного курса по химии для 10 класса "Классы органических соединений"
Программа элективного курса по химии «Классы органических соединений» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, авторской программы О.С...
Элективный курс "Компьютерная графика", 10-11 классы (Л.А.Залогова). Начало изучения курса.
Материалы для организации и проведения первых уроков в рамках изучения курса....
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...