Программа элективного курса по математике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
"Программа элективного курса по математике "В мире модулей""
Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам именно этот вопрос является одним из наиболее трудных. Решению задач с модулями в школе уделяется очень мало внимания. Но они играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры школьников. Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с модулями, успешно справляются и с другими задачами.
Курс рассчитан на 34 часа. В него включены следующие темы: графики функций, уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств. Даются алгоритмы построения графиков функций, решения уравнений, неравенств, систем уравнений и систем неравенств содержащих переменную под знаком модуля. Показывается способ проверки правильности ответа с помощью графика функции. Приводятся задания для тематических зачётов. Итоговая зачетная работа имеет два уровня сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_elektivnogo_kursa_po_matematike_9_klass.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижнекамское управление образования
Программа
элективного курса по математике для 9 класса
в рамках предпрофильной подготовки
Название: В мире модулей
Автор: Сабанина Валентина Павловна
Учитель математики первой квалификационной категории
средней общеобразовательной школы №28
города Нижнекамска Республики Татарстан
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 34 часа.
Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам именно этот вопрос является одним из трудных. Решению задач с модулями в школе уделяется очень мало внимания. Но они играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры школьников. Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с модулями, успешно справляются и с другими задачами.
Данный курс систематизирует и углубляет ранее изученные знания и приобретенные умения и навыки. Его изучение в 9 классе объясняется сложностью материала. Кроме того, прежде чем приступить к решению подобных задач учащийся должен в совершенстве овладеть курсом математики основной школы.
Цель курса – создать целостное представление о теме и значительно расширить круг задач посильных для учащихся со средней математической подготовкой.
Знания и умения
Учащиеся должны знать, что решить уравнение (неравенство) с модулем – значит, используя определение и свойства модуля числа, освободиться от знака модуля, заменяя данное уравнение (неравенство) системой или совокупностью уравнений (неравенств).
Знать, что построить график функции у =│f(x)│ и у = f (│x│) значит, используя определение модуля задать функцию иначе тем самым сведя задачу к известным преобразованиям графиков.
Уметь выполнять
- преобразования графиков функций;
- сдвиги вдоль координатных осей;
- симметрию относительно осей;
- растяжение и сжатие вдоль осей координат.
Уметь применять полученные знания:
- для описания с помощью функций различных процессов;
- для решения уравнений и неравенств.
Учебно- тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Тип занятия | Коли-чество часов |
1. | Графики функций (6 часов) Вводная лекция Графики функций у =│f(x)│ Графики функций у = f (│x│) Обобщение темы «Графики функций у =│f(x)│ и у = f (│x│)» | Лекция Практикум Практикум Презентация | 1 2 2 1 |
2. | Уравнения (10 часов) Уравнения с переменной под знаком модуля │х-а│ = в, │f(x)│= в. │f(x)│=│g(x)│. │f(x)│= g(x). │f(x)│+│g(x)│= в. Обобщение темы «Уравнения с переменной под знаком модуля» | Лекция Практикум Практикум Практикум Практикум Зачет | 1 2 2 2 2 1 |
№п/п | Наименование разделов и тем | Тип занятия | Коли-чество часов |
3. | Неравенства (10 часов) Неравенства с переменной под знаком модуля │х-а│< в, │f(x)│< в. │х-а│> в, │f(x)│ >в. │f(x)│< │g(x)│, │f(x)│ >│g(x)│. │f(x)│< g(x), │f(x)│ > g(x). │f(x)│+│g(x)│< в, │f(x)│+│g(x)│ > в Обобщение темы «Неравенства с переменной под знаком модуля» | Лекция Практикум Практикум Практикум Практикум Зачет | 1 2 2 2 2 1 |
4. | Системы уравнений и неравенств с одной переменной (5 часов) Системы уравнений и неравенств с переменной под знаком модуля Решение систем уравнений Решение систем неравенств | Лекция Практикум Практикум | 1 2 2 |
5. | Обобщение темы «Модули» Зачетная работа | 2 1 |
Содержание программы
Тема 1.Графики функций.
Дается алгоритм построения графиков функций у =│f(x)│ и у = f(│x│). Рассматриваются линейные и квадратичные функции, обратная пропорциональность. Рассматриваются задания на нахождение области определения и области значений, нулей, промежутков возрастания и промежутков убывания функций у =│f(x)│ и у = f (│x│).
Тема 2. Уравнения
Дается алгоритм решения уравнений с переменной под знаком модуля. Рассматриваются приемы решения уравнений вида │ х-а │= в, │f(x)│= в, │f(x)│=│g(x)│, │f(x)│= g(x), │f(x)│+│g(x)│= в и с помощью графика функции у =│f(x)│ даётся иллюстрация ответа.
Тема 3. Неравенства
Дается алгоритм решения неравенств с переменной под знаком модуля. Рассматриваются приемы решения неравенств вида: │х-а│< в, │f(x)│< в, │f(x)│< │g(x)│, │f(x)│< g(x), │f(x)│+│g(x)│< в (или
│х-а│> в, │f(x)│>в, │f(x)│ >│g(x)│, │f(x)│ > g(x), │f(x)│+│g(x)│ > в).
Тема 4. Системы уравнений и неравенств
Рассматриваются системы двух уравнений и системы двух неравенств содержащих переменную под знаком модуля.
Зачёт №1
• 1. Решите уравнения:
а)│2х-2│ = 4; б)│3х-2│ = 0; в) │х+3│ = 3х-2; г) │х+3│ = -3х;
д) │х2-9│ = │8х│; е) │4-2х│-│х+7│= 0; ж) ││х│-7│ = 4.
2. Решите уравнение│4+2х│-│х+6│= 1, ответ проиллюстрируйте с помощью графика функции у=│4+2х│-│х+6│.
3. Докажите, что сумма корней уравнения│9+х│=18-│х-7│отрицательна.
Зачёт №2
• 1. Решите неравенства:
а)│2х│> 0; б)│2х+1│< 0; в)│х-1│ 9; г)│3х+1│> 7;
д)│х2+1│ 5; е)│2х│> 7х; ж)│4х│< -2х+1; з)│-3,6х+2│> 4х-1.
2. Назовите наименьшее положительное число, являющееся решением неравенства│х2-х││2х+10│.
Итоговая зачетная работа по курсу «Модули»
1 уровень
• 1. Решите уравнения
а)│3х-2│ = 4; б) │х-3│ = 3х+2; в) │х2+14│ = │9х│.
• 2.Решите неравенство │х+1│< 7.
3. Постройте график функции у =│0,5x+1│.
4. Найдите наименьшее натуральное решение неравенства │х-2│1.
2 уровень
• 1. Решите уравнения
а)│х-5│ = 2х+3; б) │х-5│+ │6+х│= 13; в) │х2-х│ = │2х+10│.
• 2.Решите неравенство │х2+2х│ │х+6│. В ответе укажите длину промежутка, являющегося решением неравенства.
3. Постройте график функции у =│х-2│+│2х-1│.
4. Укажите середину промежутка, являющегося множеством решения неравенства │х+1│ 0,5х+2.
Литература для учащихся
1.Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков. Алгебра. 9 класс: учебник для школ и классов с углубленным изучением математики.- 5-ое издание.- М: Мнемозина, 2006.- 439с.: ил.
2. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Алгебраический тренажер. Пособие для школьников и абитуриентов.- М: Илекса, 2005- 320с.
Литература для учителя
1.Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков. Алгебра. 9 класс: учебник для школ и классов с углубленным изучением математики.- 5-ое издание.- М: Мнемозина, 2006.- 439с.: ил.
2. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Алгебраический тренажер. Пособие для школьников и абитуриентов.- М6 Илекса, 2005- 320с.
3. Э.Н. Балаян. Математика. Сам себе репетитор. Задачи повышенной сложности. Серия «Абитуриент». Ростов на - Дону: Издательство «Феникс», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Автор учитель математики Белоногова Н.Л.
Курс «Симметрия вокруг нас» создан для учащихся 9 классов, в рамках предпрофильной подготовки. Главным основанием для создания данного» курса было изменить отношение учащихся к математике....
Программа элективного курса по английскому языку для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки "Страницы британской истории".
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизн...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....
ПРОГРАММА КУРСА «СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-го КЛАССА /В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ/
Программа элективного ориентационного курса «Слагаемые выбора профиля обучения» для обучающихся 9 класса составлена с целью обеспечения реализации предпрофильной подготовки ОУ, а именно, создани...
Элективный курс «Решение задач методом графов» (в рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса)
Предлагаемый курс носит интегративный характер, так как в нем представлена естественная реализация межпредметных связей математики с информатикой. Его цель – подготовить учащихся к осознанному в...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МОДУЛЬ» для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Предлагаемый курс «Модуль» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 9 классов, которым интересна математика. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, по...
Программа предметно – ориентированного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Экология и здоровье человека»
Данный курс расширяет базовые знания обучающихся по предмету....