Курс по выбору учащихся «Юный изобретатель»
элективный курс по физике (8 класс) по теме

Быковская Татьяна Николаевна

 

 

Содержание программы курса направлены на освоение проектной и развитию творческой деятельности. Основной вид деятельности будет учебные практики.

По окончанию курса учащиеся приобретут умения и практические навыки в сфере освоения технологий проектирования и изготовления простейших технических моделей.

Содержание занятий предусматривает изучение технологий организации деятельности, работу с информацией, работу техническими средствами, приборами, получение опыта проведения эксперимента и публичных выступлений.

Сценарий учебных занятий должен включать выдвижение гипотезы, беседа, дискуссия, решение задач, обмен мнениями, работа в парах, в группах, индивидуальная работа, презентацию полученных результатов. Основными формами коммуникативной деятельности является самостоятельная работа, работа в группе (паре).

Данный курс разработан в соответствии с основными приоритетами школы, обозначенными в образовательной программе, и направлен на формирование базовых компетентностей.

Курс предназначен для учащихся 6-8 х классов, не зависимо от уровня подготовленности, рассчитан на 17 часов и представлен целостно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_8klass.rar16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углублённым изучением отдельных предметов

г. Назарово Красноярского края»

Курс

по выбору учащихся

«Юный изобретатель»

Возраст: 8 класс общеобразовательной школы

Составитель: Быковская Т.Н.

Учитель физики МБОУ «СОШ №8»

г.Назарово 2010год

Пояснительная записка.

От степени развитости в человеке творческого мышления зависит развитие науки, техники, производства. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и совершая ошибки на своем творческом пути, способен к их исправлению. Обучения в основной школе не дает учащемуся полностью выразить свои творческие способности. Данное же умение необходимо в части личностного развития, профессиональной ориентации.

Данный курс выходит за рамки традиционных учебных предметов, ведет к разрешению комплексных проблем и задач, требующих интеграции знаний в области математики, биологии и химии, трудового обучения.

Данный курс направлен на развитие творческих способностей и мышления ученика. В рамках данного курса учащиеся смогут освоить исследовательскую деятельность, изготовить простейшую техническую модель и привести аргументы в ее надобности.

Данный курс разработан в соответствии с основными приоритетами школы, обозначенными в образовательной программе, и направлен на формирование базовых компетентностей:

  1. Компетентность разрешения проблем:
  1. Целеполагание и планирование деятельности;
  2. Умение применять знания;
  3. Использование ресурсов (Умение использовать предложенные ресурсы)
  4. Рефлексия (оценка собственного продвижения). Умение оценки собственного действия
  1. Информационная компетентность:
  1. Обработка информации (Излагает (толкует, обосновывает) полученную информацию в контексте решаемой задачи).
  2. Делает вывод на основе полученной информации
  3. Извлечение первичной информации (Самостоятельно разрабатывает модель, планируя ход в соответствии с поставленной задачей)
  4. Извлечение вторичной информации (Выявляет и объясняет противоречия).
  5. Планирование и поиск информации
  1. Коммуникативная компетентность:
  1. Публичное выступление  (Соблюдает нормы публичной речи (согласно ГОС основного образования 2004) и регламент в заданной ситуации)
  2. Ведение диалог а (Высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках диалога.)
  3. Продуктивная групповая коммуникация (Согласно заданным рамкам обсуждения, высказывают и развивают собственные идеи и уточняют идеи других членов группы, аргументируют свои суждения).

Курс предназначен для учащихся 6-х классов, не зависимо от уровня подготовленности, рассчитан на 17 часов и представлен целостно.

Характеристика образовательного процесса

Тема

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа учащихся

Форма предъявления результатов

История цивилизации – история изобретений

1

Изобретательские приемы и ресурсы .

0,5

1

Таблица приемов

Список ресурсов

Физические, химические и геометрические эффекты, используемые при решении изобретательских задач

0,5

1

Устное выступление.

Моделирование маленькими человечками

1

1

2

Представят рисунок, схему модели по теме предложенной учителем

Мои идеи

2

Представление чертежа, рисунка технической модели.

Подготовка проектов

1

4

Представление проекта согласно требованиям городской научно практической конференции.

Итоговая конференция

2

Представят отчет своего эксперимента в соответствии с « Требованиями к устному выступлению».

ИТОГО

3

6

8

17

В основу взята программа дополнительного образования детей, автор –составитель А.В.Горский. Программа печатается по решению научно-методических советов Государственного исследовательского учреждения 2002год. Программа данного курса является модифицированной в части:

  1. усиления практической части;
  2. увеличения самостоятельной работы учащихся по изготовлению моделей;
  3. изменения форм предъявления и оценки результатов;

Цель: к концу реализации курса учащиеся смогут:

  1. Разработать не менее 2-х простейших технических моделей;
  2. Описать ход решения 3-х исследовательских задач, согласно требованиям к решению изобретательских задач;
  3. Представить отчет 1-й технической модели согласно требованиям к описанию модели на городской научно практической конференции в установленные сроки;
  4. Использовать технические средства для создания технической модели;
  5. Представить результаты созданной технической модели в виде презентации;
  6. Создать развернутое устное высказывание по защите созданной технической модели;
  7. Привести не менее 3-х аргументов подтверждающих нужность технической модели;

Задачи:

  1. Создать условия для выявления и развития личностных качеств школьник.
  2. Создать условия для создания технической модели.
  3. Организовать работу по созданию публичных выступлений и их защите.
  4. Организовать представление своих проектов.
  5. Создать условия и организовать работу по оформлению презентаций.
  6. Организовать обсуждение результатов изобретения в дискуссии или диспутах.

Содержание программы курса направлены на освоение проектной и развитию творческой деятельности. Основной вид деятельности будет учебные практики.

По окончанию курса учащиеся приобретут умения и практические навыки в сфере освоения технологий проектирования и изготовления простейших технических моделей.

Содержание занятий предусматривает изучение технологий организации деятельности, работу с информацией, работу техническими средствами, приборами, получение опыта проведения эксперимента и публичных выступлений.

Сценарий учебных занятий должен включать выдвижение гипотезы, беседа, дискуссия, решение задач, обмен мнениями, работа в парах, в группах, индивидуальная работа, презентацию полученных результатов. Основными формами коммуникативной деятельности является самостоятельная работа, работа в группе (паре).

Контроль и фиксация результатов

Продукт

Оформление представления

Инструмент оценивания

(приложение)

Техническая модель

Письменный отчет

Требования к оформлению отчета

Представление технической модели

Публичное выступление

Критерии публичного выступления

Результат

Оформление представления

Инструмент оценивания

(приложение)

Отчет создании технической модели

Письменный

Оценка оформления отчета

Представление результатов работы

Публичное выступление (презентация)

Оценка оформления презентации

По окончанию курса учащиеся получат грамоты, дипломы.

Литература:

  1. «Хочу стать Кулибиным»И.И.Эльшанский – 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008г
  2. Первое путешествие в царство машин. А.Ф.Крайнев.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2008.
  3. Организация и содержание работы технических кружков.М. Просвешение  1998.
  4. Подборка информации из Интернета: http://ratriz.ru/chil_konkurs.htm; http://www.altai.fio.ru/projects/group4/potok67/site/index.htm

Тематическое планирование.

К-во часов

Тема УЗ

Цели. После занятия учащиеся смогут

Задачи

Виды деятельности

Формы организации

Основные понятия, краткое содержание

УМК

1

История цивилизации – история изобретений

1.Рассказать историю развития ТРИЗ

2.Называть 2-х русских изобретателей

3.Привести примеры развития цивилизации и изобретение машин.

4. Получить представление о целях, объёмах и сроках выполнения предстоящей работы

1.Объяснить цели и задачи предстоящей работы,

2.Организовать работу по изучению истории естествознания и техники.

Фронтальная работа

Исследовательский, фундаментальный, занимательный, научный метод исследования.

1.ПК.

2.Презентация

3.№2

1,5

Изобретательские приемы и ресурсы

1.Перечислить изобретательские ресурсы как средство решения проблемы с наименьшими затратами

2.Назвать два основных приема используемых при решении изобретательской задачи.

3.Привести наиболее приемлемый изобретательский прием для конкретной изобретательской задачи, предложенной учителем.

1.Организовать работу по отличию вида экспериментальных  кривых.

2.Организовать работу по обработке результатов в виде графика, диаграммы, циклограммы. 3.Организовать работу по использованию изобретательского ресурса как средства решения проблемы с наименьшими затратами

Учебные практики

Лекция, фронтальная работа

Изобретательский прием, изобретательский ресурс, изобретательская задача

1.№1. 3

2.Презентация

1,5

Физические,химические и геометрии
ческие эф
фекты, испо
льзуемые при решен
изобретательских задач

1.Приводит по 1 –му примеру физических, химических и геометрических эффектов, используемых при решении изобретательских задач.

2. Решат 2 изобретательских задачи предложив наиболее рациональный способ.

3.Приведут не менее3-х доказательств правильности решения ИЗ.

4. Подготовят устную защиту своего решения ИЗ.

1.Организовать работу по изучению основных эффектов используемых при решении ИЗ.

2.Организовать  работу по решению ИЗ.

3.Организовать работу по представлению результата в виде устного выступления.

Учебные практики

Лекция

Самостоятельная работа

Физические, химические и геометрии
ческие эффекты,

 1.№4,2

4

Моделирование маленькими человечками

1.Назовут основные этапы метода моделирования.

2.Решт 2 ИЗ методом моделирования

3.Самостоятельно смоделируют одну ИЗ

4. Представят смоделированную ИЗ в виде схемы, рисунка.

5.Подготовят презентацию смоделированной ИЗ.

6.Представят  презентацию в виде публичного выступления.

1. Организовать работу по изучению метода моделирования для решения ИЗ.

2.Организовать  работу по решению ИЗ.

3.Оказать помощь в составлении изобретательской задачи (ИЗ)

4.Организовать работу по представлению результата .

Учебные практики

Лекция

Самостоятельная работа

Моделирование, этапы моделирование, проверка предположения

№1,4

2

Мои идеи

1.Предложить 2-3 простейших технических моделей, ИЗ

2.Провести 1 самостоятельное исследование предложенных идей.

3.Представить результат исследования в виде таблиц, схем, рисунков.

4.Привести не менее 3-х аргументов подтверждающих правильность и точность проведенного исследования.

5.Представить отчет работы в предложенной учителем форме и установленные сроки.

1.Организовать проведение исследования.

2.Организовать работу по обработке результатов исследования.

3.Организовать обсуждение проведенного исследования

Учебные практики

Самостоятельная работа

Техническая модель, защита модели. Противоречия, аргументы в защиту.

№1

5

Подготовка проектов

1.Оформить проекты ИЗ в соответствии с требованиями научно практической конференции.

2.Представить отчет работы в предложенной учителем форме и установленные сроки.

3.Соберут модель своего технического устройства.

4.Оформить паспорт технического устройства.

1.Организовать работу по обработке результатов исследования.

2. Организовать работу по оформлению документов к технической модели

Учебные практики

Самостоятельная работа

Презентация, модель, описание модели, паспорт модели.

2

Итоговая конференция

1.Представить свою работу в виде презентации, модели

2. Обсудить, высказать своё мнение на работы своих коллег.

3.Обозначить проблемы, возникавшие при работе.

4.Понять причину возникновения проблем и наметить путь дальнейшего их устранения при работе над будущими проектами.

1.Организует обсуждение проведенных исследований и их результатов, с обозначением наиболее больших проблем, встречающихся в ходе работы.

2.Создать условия и организовать работу по оформлению презентаций.

3.Организовать представление своих проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

программы элективных курсов ,курса по выбору и факультатива

1-Курс по выбору .Избранные вопросы математики,9 класс2-Элективный курс. Подводные рифы при подговке к ЕГЭ для учащихся 11 классов3-Элективный курс. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств...

Курс по выбору "Практический курс работы с тестами"

Курс по выбору "Практический курс работы с тестами" для 8 класса...

Особенности преподавания математики через курсы по выбору и элективные курсы

Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что курс, названный «элективным» должен выбираться.Выбор и посещение элективного курса по мате...

Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"

Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...