Курс по выбору учащихся «Юный изобретатель»
элективный курс по физике (8 класс) по теме
Содержание программы курса направлены на освоение проектной и развитию творческой деятельности. Основной вид деятельности будет учебные практики.
По окончанию курса учащиеся приобретут умения и практические навыки в сфере освоения технологий проектирования и изготовления простейших технических моделей.
Содержание занятий предусматривает изучение технологий организации деятельности, работу с информацией, работу техническими средствами, приборами, получение опыта проведения эксперимента и публичных выступлений.
Сценарий учебных занятий должен включать выдвижение гипотезы, беседа, дискуссия, решение задач, обмен мнениями, работа в парах, в группах, индивидуальная работа, презентацию полученных результатов. Основными формами коммуникативной деятельности является самостоятельная работа, работа в группе (паре).
Данный курс разработан в соответствии с основными приоритетами школы, обозначенными в образовательной программе, и направлен на формирование базовых компетентностей.
Курс предназначен для учащихся 6-8 х классов, не зависимо от уровня подготовленности, рассчитан на 17 часов и представлен целостно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_8klass.rar | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углублённым изучением отдельных предметов
г. Назарово Красноярского края»
Курс
по выбору учащихся
«Юный изобретатель»
Возраст: 8 класс общеобразовательной школы
Составитель: Быковская Т.Н.
Учитель физики МБОУ «СОШ №8»
г.Назарово 2010год
Пояснительная записка.
От степени развитости в человеке творческого мышления зависит развитие науки, техники, производства. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и совершая ошибки на своем творческом пути, способен к их исправлению. Обучения в основной школе не дает учащемуся полностью выразить свои творческие способности. Данное же умение необходимо в части личностного развития, профессиональной ориентации.
Данный курс выходит за рамки традиционных учебных предметов, ведет к разрешению комплексных проблем и задач, требующих интеграции знаний в области математики, биологии и химии, трудового обучения.
Данный курс направлен на развитие творческих способностей и мышления ученика. В рамках данного курса учащиеся смогут освоить исследовательскую деятельность, изготовить простейшую техническую модель и привести аргументы в ее надобности.
Данный курс разработан в соответствии с основными приоритетами школы, обозначенными в образовательной программе, и направлен на формирование базовых компетентностей:
- Компетентность разрешения проблем:
- Целеполагание и планирование деятельности;
- Умение применять знания;
- Использование ресурсов (Умение использовать предложенные ресурсы)
- Рефлексия (оценка собственного продвижения). Умение оценки собственного действия
- Информационная компетентность:
- Обработка информации (Излагает (толкует, обосновывает) полученную информацию в контексте решаемой задачи).
- Делает вывод на основе полученной информации
- Извлечение первичной информации (Самостоятельно разрабатывает модель, планируя ход в соответствии с поставленной задачей)
- Извлечение вторичной информации (Выявляет и объясняет противоречия).
- Планирование и поиск информации
- Коммуникативная компетентность:
- Публичное выступление (Соблюдает нормы публичной речи (согласно ГОС основного образования 2004) и регламент в заданной ситуации)
- Ведение диалог а (Высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках диалога.)
- Продуктивная групповая коммуникация (Согласно заданным рамкам обсуждения, высказывают и развивают собственные идеи и уточняют идеи других членов группы, аргументируют свои суждения).
Курс предназначен для учащихся 6-х классов, не зависимо от уровня подготовленности, рассчитан на 17 часов и представлен целостно.
Характеристика образовательного процесса | ||||
Тема | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа учащихся | Форма предъявления результатов |
История цивилизации – история изобретений | 1 | |||
Изобретательские приемы и ресурсы . | 0,5 | 1 | Таблица приемов Список ресурсов | |
Физические, химические и геометрические эффекты, используемые при решении изобретательских задач | 0,5 | 1 | Устное выступление. | |
Моделирование маленькими человечками | 1 | 1 | 2 | Представят рисунок, схему модели по теме предложенной учителем |
Мои идеи | 2 | Представление чертежа, рисунка технической модели. | ||
Подготовка проектов | 1 | 4 | Представление проекта согласно требованиям городской научно практической конференции. | |
Итоговая конференция | 2 | Представят отчет своего эксперимента в соответствии с « Требованиями к устному выступлению». | ||
ИТОГО | 3 | 6 | 8 | 17 |
В основу взята программа дополнительного образования детей, автор –составитель А.В.Горский. Программа печатается по решению научно-методических советов Государственного исследовательского учреждения 2002год. Программа данного курса является модифицированной в части:
- усиления практической части;
- увеличения самостоятельной работы учащихся по изготовлению моделей;
- изменения форм предъявления и оценки результатов;
Цель: к концу реализации курса учащиеся смогут:
- Разработать не менее 2-х простейших технических моделей;
- Описать ход решения 3-х исследовательских задач, согласно требованиям к решению изобретательских задач;
- Представить отчет 1-й технической модели согласно требованиям к описанию модели на городской научно практической конференции в установленные сроки;
- Использовать технические средства для создания технической модели;
- Представить результаты созданной технической модели в виде презентации;
- Создать развернутое устное высказывание по защите созданной технической модели;
- Привести не менее 3-х аргументов подтверждающих нужность технической модели;
Задачи:
- Создать условия для выявления и развития личностных качеств школьник.
- Создать условия для создания технической модели.
- Организовать работу по созданию публичных выступлений и их защите.
- Организовать представление своих проектов.
- Создать условия и организовать работу по оформлению презентаций.
- Организовать обсуждение результатов изобретения в дискуссии или диспутах.
Содержание программы курса направлены на освоение проектной и развитию творческой деятельности. Основной вид деятельности будет учебные практики.
По окончанию курса учащиеся приобретут умения и практические навыки в сфере освоения технологий проектирования и изготовления простейших технических моделей.
Содержание занятий предусматривает изучение технологий организации деятельности, работу с информацией, работу техническими средствами, приборами, получение опыта проведения эксперимента и публичных выступлений.
Сценарий учебных занятий должен включать выдвижение гипотезы, беседа, дискуссия, решение задач, обмен мнениями, работа в парах, в группах, индивидуальная работа, презентацию полученных результатов. Основными формами коммуникативной деятельности является самостоятельная работа, работа в группе (паре).
Контроль и фиксация результатов
Продукт | Оформление представления | Инструмент оценивания (приложение) |
Техническая модель | Письменный отчет | Требования к оформлению отчета |
Представление технической модели | Публичное выступление | Критерии публичного выступления |
Результат | Оформление представления | Инструмент оценивания (приложение) |
Отчет создании технической модели | Письменный | Оценка оформления отчета |
Представление результатов работы | Публичное выступление (презентация) | Оценка оформления презентации |
По окончанию курса учащиеся получат грамоты, дипломы.
Литература:
- «Хочу стать Кулибиным»И.И.Эльшанский – 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008г
- Первое путешествие в царство машин. А.Ф.Крайнев.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2008.
- Организация и содержание работы технических кружков.М. Просвешение 1998.
- Подборка информации из Интернета: http://ratriz.ru/chil_konkurs.htm; http://www.altai.fio.ru/projects/group4/potok67/site/index.htm
Тематическое планирование.
К-во часов | Тема УЗ | Цели. После занятия учащиеся смогут | Задачи | Виды деятельности | Формы организации | Основные понятия, краткое содержание | УМК |
1 | История цивилизации – история изобретений | 1.Рассказать историю развития ТРИЗ 2.Называть 2-х русских изобретателей 3.Привести примеры развития цивилизации и изобретение машин. 4. Получить представление о целях, объёмах и сроках выполнения предстоящей работы | 1.Объяснить цели и задачи предстоящей работы, 2.Организовать работу по изучению истории естествознания и техники. | Фронтальная работа | Исследовательский, фундаментальный, занимательный, научный метод исследования. | 1.ПК. 2.Презентация 3.№2 | |
1,5 | Изобретательские приемы и ресурсы | 1.Перечислить изобретательские ресурсы как средство решения проблемы с наименьшими затратами 2.Назвать два основных приема используемых при решении изобретательской задачи. 3.Привести наиболее приемлемый изобретательский прием для конкретной изобретательской задачи, предложенной учителем. | 1.Организовать работу по отличию вида экспериментальных кривых. 2.Организовать работу по обработке результатов в виде графика, диаграммы, циклограммы. 3.Организовать работу по использованию изобретательского ресурса как средства решения проблемы с наименьшими затратами | Учебные практики | Лекция, фронтальная работа | Изобретательский прием, изобретательский ресурс, изобретательская задача | 1.№1. 3 2.Презентация |
1,5 | Физические,химические и геометрии | 1.Приводит по 1 –му примеру физических, химических и геометрических эффектов, используемых при решении изобретательских задач. 2. Решат 2 изобретательских задачи предложив наиболее рациональный способ. 3.Приведут не менее3-х доказательств правильности решения ИЗ. 4. Подготовят устную защиту своего решения ИЗ. | 1.Организовать работу по изучению основных эффектов используемых при решении ИЗ. 2.Организовать работу по решению ИЗ. 3.Организовать работу по представлению результата в виде устного выступления. | Учебные практики | Лекция Самостоятельная работа | Физические, химические и геометрии | 1.№4,2 |
4 | Моделирование маленькими человечками | 1.Назовут основные этапы метода моделирования. 2.Решт 2 ИЗ методом моделирования 3.Самостоятельно смоделируют одну ИЗ 4. Представят смоделированную ИЗ в виде схемы, рисунка. 5.Подготовят презентацию смоделированной ИЗ. 6.Представят презентацию в виде публичного выступления. | 1. Организовать работу по изучению метода моделирования для решения ИЗ. 2.Организовать работу по решению ИЗ. 3.Оказать помощь в составлении изобретательской задачи (ИЗ) 4.Организовать работу по представлению результата . | Учебные практики | Лекция Самостоятельная работа | Моделирование, этапы моделирование, проверка предположения | №1,4 |
2 | Мои идеи | 1.Предложить 2-3 простейших технических моделей, ИЗ 2.Провести 1 самостоятельное исследование предложенных идей. 3.Представить результат исследования в виде таблиц, схем, рисунков. 4.Привести не менее 3-х аргументов подтверждающих правильность и точность проведенного исследования. 5.Представить отчет работы в предложенной учителем форме и установленные сроки. | 1.Организовать проведение исследования. 2.Организовать работу по обработке результатов исследования. 3.Организовать обсуждение проведенного исследования | Учебные практики | Самостоятельная работа | Техническая модель, защита модели. Противоречия, аргументы в защиту. | №1 |
5 | Подготовка проектов | 1.Оформить проекты ИЗ в соответствии с требованиями научно практической конференции. 2.Представить отчет работы в предложенной учителем форме и установленные сроки. 3.Соберут модель своего технического устройства. 4.Оформить паспорт технического устройства. | 1.Организовать работу по обработке результатов исследования. 2. Организовать работу по оформлению документов к технической модели | Учебные практики | Самостоятельная работа | Презентация, модель, описание модели, паспорт модели. | |
2 | Итоговая конференция | 1.Представить свою работу в виде презентации, модели 2. Обсудить, высказать своё мнение на работы своих коллег. 3.Обозначить проблемы, возникавшие при работе. 4.Понять причину возникновения проблем и наметить путь дальнейшего их устранения при работе над будущими проектами. | 1.Организует обсуждение проведенных исследований и их результатов, с обозначением наиболее больших проблем, встречающихся в ходе работы. 2.Создать условия и организовать работу по оформлению презентаций. 3.Организовать представление своих проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В ра...
Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"
Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
программы элективных курсов ,курса по выбору и факультатива
1-Курс по выбору .Избранные вопросы математики,9 класс2-Элективный курс. Подводные рифы при подговке к ЕГЭ для учащихся 11 классов3-Элективный курс. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств...
Курс по выбору "Практический курс работы с тестами"
Курс по выбору "Практический курс работы с тестами" для 8 класса...
Особенности преподавания математики через курсы по выбору и элективные курсы
Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что курс, названный «элективным» должен выбираться.Выбор и посещение элективного курса по мате...
Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"
Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...