Конкурс учителей "Есть идея!"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Конкурс учителей ЮЗАО, очный тур которого состоялся 24 января.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_est_ideya-13otredaktirovannyy_i_szhatyy.pptx | 1.34 МБ |
est_ideya_kazulina_o.v._nov.ppt | 1.94 МБ |
vystuplenie.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Казулина Ольга Васильевна ГБОУ СОШ №1273
Тема: “ Эвристический дневник как один из способов повышения познавательной активности учащихся к изучаемому предмету ” Казулина Ольга Васильевна Учитель физики ГБОУ СОШ №1273 Номинация: Лучшая методическая идея
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Содержание образования… ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации…» Цель работы - разработать дополнительные методы для повышения познавательного интереса и мотивации к обучению физики в 7,8-х классах . Гипотеза : использование данной методической разработки позволит учащимся лучше усваивать материал и будет позитивно влиять на развитие способностей детей, повысит интерес к изучению предмета. «Содержание образования должно обеспечивать: …формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира; … удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей…» Закон об образовании. Статья 17
В работе поставлены задачи : 1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике школьного обучения. 2. Разработать способ повышения мотивации к изучению физики и проверить на практике. 3. Проанализировать влияние методики на обучаемость учащихся. Объект исследования - процесс активизации познавательной деятельности учащихся при изучении физики в 8 классе. Предмет исследования - способ активизации познавательной деятельности. Научная новизна - авторская методика . Практическая значимость – личностный подход к обучению, самоанализ полученных знаний.
Формирование мотивации учения. Роль познавательного интереса в мотивации обучения и этапы его развития. Мотивация от лат. moveo — двигаю мотивы социальные познавательные Широкие узкие социального сотрудничества общие самообразовательные предметные мотивы внешние внутренние мотивы осознанные неосознанные
Каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте? Какие особенности мотивации учения надо сформировать к концу этого школьного возраста. индивидуальный подход к учащимся формировать мотивацию не только у неуспевающих учеников, но и у благополучных детей быть полезным обществу В ФГОС-2 ставятся новые задачи перед учителями
любопытство любознательность эпизодический интерес устойчивый познавательный интерес познавательный интерес
Эвристический дневник как один из способов повышения познавательной активности учащихся к изучаемому предмету Э В Р И С Т И Ч Е С К И Й Д Н Е В Н И К Ученика(цы) 8 класса____ Ф.И.__________________ Школы №1273 с углубленным изучением английского языка Часть 1. МОСКВА.2012/2013 уч.год Урок 1. Тепловое движение. Температура. Как повлияло изучение физики в 7 классе на мое представление об устройстве мира?_________________________________________________________________________________________Что для меня явилось настоящим открытием Перечислить._________________________________________________________________________________Какие открытия в области физики я подтвердил(а) на практике?__________________________________________________________________________________________________________________________________В каких литературных произведениях (интернетсайтах, новостях ТВ) я встречал(а) физические термины, описание физических явлений и, событий?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В каких вопросах я хотел бы разобраться?____________________________________________________________________________________________________________ Эвристический балл_______ Урок 6 Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. Что нового я узнал(а) на уроке?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какой вопрос хочу изучить более подробно (сделать сообщение или доклад)?_____________________________________________________________________________________________________________________________С какими понятиями (законами, терминами) сталкивал(а)с(ь)я в повседневной жизни?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что нового из урока изменило мое представление об устройстве мира?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эвристический балл_______
Экспериментальное подтверждение В эксперименте принимало участие 73 учащихся 8-х классов школы №1273 Сравнительный анализ аттестации учащихся 8-х классов за прошлый учебный год с итогами 1-ой четверти нынешнего учебного года. (соотношение учащихся, повысивших оценочные показатели)
Сравнительный анализ повышения познавательной активности и мотивации на основе анкетирования Положительное отношение к предмету у учащихся В прошлом учебном году, % В нынешнем учебном году, % 8 «А» 49,8 81,3 8 «Б» 31,6 57,9 8 «В» 56,5 73,9 8 «Г» 26 39 средний показатель 41 63
Срез формирования мотивации и познавательного интереса на основе заданий 3-х уровней сложности Количественное и качественное соотношение презентаций, докладов и сообщений Данный эксперимент способствовал развитию творческой активности учащихся, развитию познавательных интересов и повышению качества знаний, помог им в самообразовании и выборе профессии, обеспечил индивидуальный подход.
Цель работы - разработать дополнительные методы для повышения познавательного интереса и мотивации к обучению физики в 7,8-х классах . Гипотеза : использование данной методической разработки позволит учащимся лучше усваивать материал и будет позитивно влиять на развитие способностей детей, повысит интерес к изучению предмета. В работе поставлены задачи : 1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике школьного обучения. 2. Разработать способ повышения мотивации к изучению физики и проверить на практике. 3. Проанализировать влияние методики на обучаемость учащихся. Объект исследования - процесс активизации познавательной деятельности учащихся при изучении физики в 8 классе. Предмет исследования - способ активизации познавательной деятельности. Научная новизна - авторская методика . Практическая значимость – личностный подход к обучению, самоанализ полученных знаний.
Тема: «Эвристический дневник как один из способов повышения познавательной активности учащихся к изучаемому предмету». Учитель физики ГБОУ СОШ №1273 Казулина Ольга Васильевна Благодарю за внимание
Предварительный просмотр:
1-ый слайд: Казулина Ольга Васильевна, учитель физики.
Тема работы: «Эвристический дневник как один из способов повышения познавательной активности и мотивации к изучению физики»
2-ый слайд: каждый учитель, который любит свой предмет и старается передать знания, накопленные им, в первую очередь ставит цель – заинтересовать, увлечь в пучину науки учащегося.
Цель данной работы – разработать дополнительный метод для повышения мотивации к обучению.
3-ий слайд: Задачи, поставленные в работе: изучить данную проблему, опробировать новый метод на практике и проанализировать его внедрение.
4-ый слайд: не одно поколение учителей пыталось разрабатывать и внедрять новые методы для повышения мотивации и познавательной активности к изучаемому предмету у учащихся.
В настоящее время наблюдается большое разнообразие мотивов, но, несмотря на это, можно проследить тенденцию на снижение мотивации к отдельным предметам, изучаемым в школе у учащихся.
5-ый слайд: Логичнее всего формировать мотивацию и познавательный интерес к обучению любого предмета необходимо на начальной стадии, у физиков – это 7, 8 классы.
Этот возраст выбран не случайно, по мнению психологов, дети в этом возрасте активно участвуют в творческом процессе, спрашивают, спорят, стараются найти ответы на свои вопросы.
6-ой слайд: На начальной стадии изучения предмета основная задача учителя развить и укрепить интерес учащихся для получения ими устойчивых знаний.
7-ой слайд: В целях повышения познавательной активности и закрепления пройденного материала можно использовать «Эвристический дневник». Он раздается каждому ученику на 1-ом уроке в начале учебного года и разбит на темы, согласно поурочному планированию. Содержание вопросов учитель может корректировать в зависимости от уровня мотивации класса и содержании программы. Дневник может быть составлен для любого предмета, или, даже, объединить в нем несколько предметов, например естественно-научного цикла.
В конце каждого урока целесообразно выделять 2-3 минуты для его заполнения, а также обсуждать записи.
8-ой слайд: «Эвристический дневник» отличается от рабочей тетради и других пособий вопросами, которые акцентируют внимание учащегося на открытиях, сделанных им на уроке, к нему нет шпаргалок и готовых дз.
Учащиеся сами находят применение темы урока в жизни и выделяют главное и интересное для себя. Это очень важный момент, т.к. физика формирует мировоззрение, дает знания об окружающем мире.
Этот метод помогает организовать рефлексию урока, формирует личностную мотивацию.
9-ый слайд После внедрения дневника в учебный процесс ребята с большим удовольствием посетили Политехнический музей, запланированы экскурсии с показом опытов в музей П.Капицы, Паноптикум, организовались группы учащихся для участия в физическом КВНе (2 февраля)
10-ый слайд: Эксперимент по внедрению новой методики впервые состоялся 3 года назад в 7-х классах и принес положительный результат. В 2012-2013 уч.году в эксперименте участвовали 8-е классы. По окончании 1-ой уч.четверти были подведены итоги эксперимента и проанализированы результаты.
На слайде можно увидеть сравнительный анализ аттестации уч-ся за прошлый уч.год и 1-ой уч.четверти нынешнего.
Было выявлено повышение оценочных показателей в 8 а, б, в, г классах на 11; 16,7; 7,4; 16,7% соответственно, что указывает на улучшение усвоения материала.
11-ый слайд: Анкетирование позволило провести глубокий анализ мотивации учащихся. Каждый из них заполнил 4 анкеты, целями которых были: выяснить мотивацию к обучению в общем, к физике в частности и определить причины низкой мотивации у отдельных учащихся. Анкетирование проводилось дважды: по итогам прошлого учебного года и по итогам 1 четверти нынешнего.
На слайде в таблице представлены результаты 1-ой анкеты, в которой ставилась цель выявить отношение к предмету. Из приведенных данных видно, что физика в числе любимых предметов в нынешнем уч.году записана в среднем по всем классам у 63%, в прошлом у 41%.
По результатам 2 и 3 анкет по итогам прошлого года выявилась средняя мотивация.
4-я анкета была составлена с целью выявления причин низкой мотивации у отдельных учащихся. Диаграмма анализа представлена на слайде. При повторном анкетировании после работы учащихся с «Эвристическим дневником» прослеживается увеличение положительных ответов, кроме последнего, что также говорит о том, что интерес учащихся повышается.
12-ый слайд: Кроме этого в конце 1-ой четверти проводился срез мотивации в виде заданий 3-х уровней. Из диаграммы видно, что низким уровнем заданий заинтересовалось меньшее количество учащихся.
На следующей диаграмме представлено в количественном соотношении выполнение учащимися презентаций, докладов, сообщений.
После применения «Эвристического дневника» анализ показал повышение интереса к изучаемому предмету.
13-ый слайд: В процессе проведенного исследования можно сказать, гипотеза подтвердилась, поставленные задачи выполнены.
Уч-ся больше самостоятельно анализировать, углубляться в интересующие их вопросы, делиться своими знаниями с одноклассниками.
Эксперимент может быть затруднен по ряду причин:
- наличие копировальной техники и бумажных носителей информации;
- низкая сознательность и ответственность отдельных учащихся
Этот метод становится более доступным с внедрением ФГОС, уч-ся смогут заполнять дневники на компьютере, учителю будет удобно анализировать и корректировать сам дневник.
Данная методика не только повышает познавательную активность и мотивацию, но и повышает самооценку уч-ся, порождает веру в свои силы.
14-ый слайд: Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Идеал Человека в религиях мира
Буддизм, индуизм, христианство, ислам. Каков идеал Человека в этих религиях?...
Русская идея - идея сердца. Россия - территория толерантности, школа - место социализации
В статье отражается опыт работы по формированию толерантности......
Республиканский конкурс "Воспитатель года-2015" . "Педагогическая идея"
Педагогическая идея«Арт – терапия как средство познавательно – речевого и личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»...
Мастер-класс "Аппликация из ткани" ("Практик - 2016" в рамках конкурса "Идея +")
Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народно...
Школьный конкурс методических материалов "Есть идея"
Материал содержит методическую разработку и презентацию к школьному конкурсу методических материалов "Есть идея". Разработка материала по физической культуре по теме "Тимбилдинг"....
Конспект классного часа "Идея. Опыт. Воплощение" (Конкурс "Самый классный классный")
Тема: «2017 год - Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии» (Цикл классных часов)....