Русская идея - идея сердца. Россия - территория толерантности, школа - место социализации
статья по теме

Сультеев Джордж Викторович

В статье отражается опыт работы по формированию толерантности...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_russkaya_ideya_-_ideya_serdtsa.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКАЯ ИДЕЯ – ИДЕЯ СЕРДЦА.

Русская душа…гений народа русского, может быть, наиболее способны из всех народов вместить в себя идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия.

Ф.М. Достоевский

В глубине русского народа заложена свобода духа большая, чем у более свободных и просвещённых народов Запада…Огромность свободы есть одно из полярных начал в русском народе, и с ней связана «русская идея».

Н.А. Бердяев

Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца…Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа.

И.А. Ильин

В последнее время снова много и на всех уровнях обсуждается вопрос о русской или российской (поскольку мы живём в многонациональном государстве) национальной идее. Предлагаются различные варианты, связанные с какой-либо сферой жизнедеятельности общества, но всё чаще с политической, экономической, реже – с социальной или духовной. Однако мало кто при этом обращается к великому и мудрому наследию нашей отечественной философии и литературы – жемчужинам мировой культуры, в которых уже содержится великий дух, высокие нравственные принципы, устремлённость к высшей духовности, удивительные прозрения относительно смысла нашего бытия и чувство ответственности за судьбы мироздания, чтобы спасти мир, спасти жизнь от атомного апокалипсиса и совершить прорыв в высшие сферы бытия.

Стало быть, миссия России, россиян – в объединении сил человечества вокруг высших общечеловеческих ценностей ради спасения самой жизни, мира на Земле, в преодолении насилия, национализма и взаимного истребления, вражды и ненависти между людьми и войны – между народами.

Но что именно спасёт мир и каким образом, каким путём это может произойти? Ответ можно почерпнуть из отечественной литературы и философии и сделать вывод, что это две триады общечеловеческих ценностей: Вера, Надежда, Любовь и Добро, Истина, Красота – через Толерантность, как жизнь в условиях многообразия.

Знаменитое выражение, приписываемое Ф.М.Достоевскому: «Красота спасёт мир», – самим же им в романе «Идиот» дополняется от лица главного героя князя Мышкина, который, увидев портрет красавицы Настасьи Филипповны, восклицает: «Это гордое лицо, ужасно гордое, а вот не знаю, добра ли она? Ах, как бы добра! Всё было бы спасено!» Следовательно, спасает доброта. Гордыня же во всех религиях – страшный грех, приводящий ко злу, разрушающий внутреннюю целостность личности и гармонию с внешним миром.

Любовь – это бодрствующая, добивающаяся своих целей мораль. Для Достоевского и других носителей русской идеи мир спасается Любовью, открывающей Истину, творящей Добро, формирующей Красоту.

«Бог есть любовь» – читаем в Книге книг Библии и понимаем эту Любовь как космическое чувство, как сверхжизнь, вечную, лишённую бренной телесности. Любовь как принцип бытия, преобразующая мир и побеждающая ненависть и смерть – это любовь духовная, которую нам заповедовал Иисус Христос:  «Сие есть заповедь моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.» (Евангелие от Иоанна, XV,12).

Такая любовь способна преодолеть любые проявления нетерпимости между людьми, национальную ненависть и ксенофобию, приводящие к национальным конфликтам и войнам.

Ещё один признак русской национальной идеи – знание (Истина) сливается с Верой. К сожалению, мы воспитаны были в неверии, но нам сызмальства прививали любовь к родной культуре, к народным промыслам : матрёшкам, расписным коням-качалкам, городецкой и жостовской росписи в игрушках и подносах, хохломской деревянной посуде, сияющей золотыми узорами. А ещё своей сказочной красотой манили золотые купола церквей, их волшебный колокольный звон. Со временем стало понятно: основа любой народной культуры – и русской, и любой другой – религиозна, суть её – поиски Бога, обретение Его и Вера. Без Веры нельзя, это кредо любого ищущего смысла человека, кредо верящего в благополучное завершение истории человечества, в его объединение и моральное очищение. Мы верим в Добро, верим , что нас (человечество) ждёт победа над злом и смертью и вечная жизнь Добра. И мы надеемся на это, а Надежда, как известно, умирает последней.

Великий мыслитель К.Э. Циолковский ( 1857-1935) понимал, что на пути к совершенству предстоит преодолеть опасный рубеж, чреватый возможностью самоуничтожения цивилизации – ядерную катастрофу. Спастись и пройти этот рубеж человечество сможет, только изменив свою нравственную природу, сделав этику Любви всеобщим принципом поведения, превратив её в онтологию человеческого бытия. А затем, возможно, изменится не только нравственная, но и физическая природа человека, преодоление гордыни и эгоизма перерастёт в преодоление болезней  и других страданий людей.

Философ Н.А. Бердяев ( 1874 – 1948) продолжает данную мысль и настаивает, что пассивное ожидание страшного конца недостойно человека. Под космическим аспектом человеческого существования он имеет в виду так же противодействие атомному апокалипсису и прорыв в высшие сферы бытия.

Один из основоположников русского космизма Н.Ф. Фёдоров ( 1828 – 1903) также выдвигал идею преодоления смерти средствами современной науки и конец мира представлял не как разрушение мира и суд, но также и просветление, и преображение мира, как бы продолжение Творения.

Русский космизм имеет не только теоретическое обоснование межпланетных путешествий, но и другой, более важный аспект – ответственность за Космос, за созданную культуру, за грядущую ноосферу – сферу Разума, которой суждено стать новым фактором развития Вселенной.  Разработанная В.И. Вернадским ( 1863 – 1945) теория ноосферы вводит представление о мире, который всё время доопределяется человеком, который оставляет людям свободу для планирования своих действий. Ноосфера – не видимый предмет, а условие видения в природе того, что своим существованием зависит от человека. Она может представляться в форме «духовного компонента социума», «космического эффекта социальной деятельности или в качестве природно – социального образования, управляемого логикой разума и деятельностью человека.

Биосфера, по словам Вернадского, переходит в ноосферу и нужно сохранять её, чтобы не разрушилась цивилизация. Он развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса.

Вся русская философия конца XIX – начала   XX века космична, пронизана идеей всеединства, взаимосвязи микро –, макро – и мегакосмоса.

Современный философ Арсений Гулыга ( 1921 – 1996) в своей книге «Творцы русской идеи» отмечает: «Русский космизм – последнее слово философии. Больше ей сказать нечего. Мудрецы выполнили свою задачу. Теперь дело за политиками ( чтобы государства не угрожали друг другу и всему человечеству), за военными ( чтобы исчезло смертоносное оружие), за аграриями и промышленниками ( чтобы накормить людей, дать им одежду и кров), за всеми людьми ( чтобы почувствовать себя единой семьёй).»

Только силою национального единства и соборного согласия Россия сможет выздороветь и стать могучей державой. Наша история это не раз уже подтверждала в особо переломные моменты – в смуту XVII века, Отечественную войну 1812 года, Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Так должно быть и теперь, в эпоху вызовов XXI века, всеохватывающей модернизации, постиндустриального информационного общества массового производства и потребления, грозящего нам периодическими экономическими и финансовыми кризисами и крахами не только систем государств, но и человеческих судеб.

Именно так понимал русскую идею философ и духовный писатель И.А. Ильин ( 1883 – 1954), указавший на актуальный патриотический её смысл в современных условиях, пытаясь ответить на вопросы, которые ставит жизнь перед каждым из нас. До космического преображения человечества ещё далеко, а спасать Россию, да и всё человечество, особенно в лице безбожного Запада, нужно сейчас.

Гражданином России является каждый, кто связал себя с судьбой Родины, кто считает себя россиянином независимо от национальности, родного языка и вероисповедания, кто, достигнув совершеннолетия, назвал себя россиянином. Наши соотечественники за рубежом при их желании обладают всеми правами граждан России.

Век XX оказался губительным и трагическим для России, но если верить немецкому философу Освальду Шпенглеру (1880–1936),  предрекавшему «Закат Европы» (его главное сочинение), XXI век принадлежит христианству Достоевского. Таков путь нашей Надежды – надежды на возвращение к духовным истокам, к возрождению России.

В это же верил отечественный философ А. Гулыга, когда писал о середине 90-х годов своей Родины: « Сегодня говорят, что Россия проиграла мир. Народ обнищал, и «средний европеец» представляется многим образцом для подражания. Но среди мерзостей запустения, смахивающих на оккупационный режим, пробивается свет духовности, стремление к традиционным ценностям усилилось, возрождение православия с его идеалами сострадания, отзывчивости и всеобщей любви обретает всё более зримые черты. Люди сострадают друг другу в бедности, ищут утешения в семье и вере. И нигилистическая накипь рыночного беспредела не способна отравить родники народной душевности».

Не случайно и культурные люди Запада в последнее время всё более устремлены к России, к её богатому культурному, духовному наследию, проявляют живой интерес к русскому духовному опыту. Они читают и чтят Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова, наслаждаются высочайшим искусством П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, других композиторов и художников России. Они верят в то, что те видели Истину и хотят приобщиться к ней.

Таким образом, культура, духовность, общечеловеческие ценности Любви, Веры, Надежды и Добра, Истины, Красоты – объединяют всех людей мира и способны сплотить человечество в преодолении зла и всех тёмных сторон жизни.

Россия – территория толерантности,

школа – место социализации.

В главном – едины,

в спорном – свободны,

И во всём – любовь.

Блаженный Аврелий Августин

Следовательно, актуальной задачей и одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе должна быть социализация , приобщение к социуму и развитие  и укрепление толерантности, как пути и средства к вышеописанным традиционным общечеловеческим ценностям и к культуре мира. Закладывая и развивая в юных гражданах страны данные идеи общечеловеческих ценностей, российской национальной идеи патриотизма, возможно будет сформировать поликультурное, толерантное межнациональное государство. Патриотизм и толерантность – близкие понятия-синонимы. Человек-патриот уважает своих сограждан вне зависимости от их религиозной или этнической самоидентификации. Если он ощущает себя представителем великой российской культуры, то он не боится мигрантов и относится к приезжим как уверенный в себе радушный хозяин.  

Но, к сожалению, даже в повседневной жизни у нас до сих пор не любят :

пожилых людей ( устроиться на работу – до 40 лет, после – все возможности закрыты, т.к. у нас в стране культ молодых, здоровых, сильных и «пробивных» или амбициозных людей);

приезжих ( они постоянно в роли изгоев – им не дают работу, им установлены всякие препоны и они воспринимаются людьми второго сорта);

этнических меньшинств ( тоже как недостойных нашего внимания и уважения, а тем более помощи, людей: «И чего это они понаехали тут?»);

инвалидов и больных ( эти люди испытывают наибольшую социальную изоляцию и отчуждение от жизни общества и вообще обречены на одиночество);

ярких индивидуальностей, личностей, в чём-либо проявляющих себя и свою индивидуальность ( просто потому, что они не как все, а «белые вороны»).

Формами этой нелюбви и нетерпимости могут быть самые различные проявления неэтичности, невоспитанности, хамства и агрессии – это пренебрежительная речь, негативные стереотипы и суждения, насмешки и запугивание, оскорбления или просто игнорирование существования, присутствия других.

Поэтому воспитание толерантности, важнейшая цель которой состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности личности, – начало, первая ступень в длительном процессе развития мировой культуры, минимальное требование к социальным отношениям не допускать насилия и принуждения. В толерантности нуждается всё наше общество, так как только в этих условиях может быть осуществлено полное раскрытие потенциальных возможностей человека и общества, развитие дружественных сообществ, принимающих эволюцию культуры мира.

Чрезвычайно важна роль школы в достижении идей толерантности. Школа является самым прямым способом приобщения к социальным ценностям, тем институтом, который принял на себя большую часть ответственности за воспитание граждан страны. Именно в школе происходит прогнозирование и планирование будущего всего общества.

В связи с этим огромна роль педагога, учителя в формировании толерантности. Через определённый подход в преподавании школьных предметов можно избежать проявлений нетерпимости, закрепления вредных стереотипов и создать почву для утверждения культуры мира. Диапазон возможностей воспитания толерантности на уроках и во внеурочной деятельности в школе огромен. Многое, конечно, зависит от личности учителя, который является примером и для детей, и для родителей. Поэтому учитель, педагог ( так же, как и священник) в силу своей выбранной профессии обязан быть толерантным. Это аксиоматично : любое проявление нетерпимости исключает возможность работы в школе.

Как и общество в целом, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. А в Международный день толерантности – 16 ноября – провести классный час, посвящённый изучению и обсуждению проблем толерантности. Как лучше и эффективнее раскрыть само это понятие?

Среди множества определений толерантности хотелось бы остановиться на самом существенном, на тех выражениях, которые можно доступно передать детям при объяснении этого понятия.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, подписанной 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая Россию, – толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

Кроме того, в государственном масштабе толерантность – это политкорректность, универсальный механизм для построения демократического правового государства и гражданского общества. А в повседневной жизни толерантность – это комплекс базовых гуманистических общечеловеческих ценностей, позволяющих жить человечеству в условиях многообразия. Это не просто терпение, а более высокая ступень понимания того, что мы должны любить друг друга не потому, что мы одинаковые, а потому, что мы разные. Это очень «трудная» любовь, это, может быть, самая «трудная» любовь из всех её разновидностей, так как она требует труда души, сострадания и милосердия к людям. Но её необходимо найти и открыть в себе, в своей душе. Достичь успеха можно только путём настойчивого самопознания, самовоспитания и самообразования. И в любой ситуации нас будут выручать сдержанность и разумность, открытость и искренность, улыбка на лице и добрый взгляд. Это – инструменты и ключики толерантности, которые помогут открыть любовь, научат понимать, принимать и любить людей.

Мы все рождаемся разными, живём и воспитываемся в разных социально - бытовых условиях и должны научиться жить в многообразном обществе среди самых разных людей, противоречивых идей и культур. А для этого нужно учиться жить в социуме и учить детей с раннего возраста умению сотрудничать, взаимодействовать и общаться, приобщаться к социуму. И что немаловажно – разносторонне развивать свой интеллект и мышление, расширять свой кругозор, так как в основном ограниченное и обеднённое мышление людей приводит к авторитарности, агрессии и интолерантному поведению.

Поэтому толерантность – это и полное или частичное отсутствие реактивности на раздражения и агрессию, так как имеются более сильные и действенные средства воздействия и взаимодействия между людьми.

Толерантность для слабого – форма защиты, для сильного – черта и качество характера.  В ней нуждаются все и всё наше общество.

На других классных часах, а также по анализу итогов проведения предметной тематической недели толерантности полезно провести разминку и психологические игры – тренинги ( смотреть газету «После уроков» № 20 (281) – 24.10.2006 г. и № 20 (305) – 23.10.2007 г.), анкету по методике «Незаконченные предложения» ( Приложение № 1) и разобрать и обсудить творческое задание: «Оценка своего сообщества и нашего общества в целом с позиции толерантности.» ( Приложение № 2).

А в  заключении первого классного часа можно привести христианское понимание толерантности, которое сформулировал ещё в V веке Блаженный Аврелий Августин ( 354 – 430) о том , какими должны быть мы и наш мир:

«В главном – едины,

в спорном – свободны,

И во всём – Любовь.»

Джордж Сультеев,

директор МОУ СОШ № 29

г.Ульяновска

24.10.2008 г.

Приложение № 1

Методика «Незаконченные предложения»

по теме: «Общая коммуникативная толерантность».

Закончи начатые предложения собственным текстом :

  1. Медлительные люди обычно на меня действуют…
  2. Несообразительный собеседник меня…
  3. Человек с низким уровнем интеллекта меня…
  4. Если человек показывает отталкивающие, неприятные черты своего характера, я …
  5. Пытаясь переделать, воспитать кого-то, я …
  6. Когда мне возражают, я …
  7. Бестактные шутки в свой адрес я …
  8. Если будет задето моё самолюбие, я …
  9. Если кто-то мне начинает жаловаться на свою жизнь, я…
  10. Идти на уступки людям мне…

Приложение № 2

Творческое задание для классного часа

по анализу итогов тематической недели:

«Оценка своего сообщества и нашего общества

в целом с позиции толерантности»

Наверное, каждое общество сегодня демонстрирует как симптомы нетерпимости, так и признаки надежды. Обсудите в своём классе следующие темы и вопросы, чтобы определить, как далеко на пути к толерантности продвинулось ваше сообщество.

  1. Какие признаки толерантности вы наблюдаете в вашей школе, классе и в вашем сообществе? Какие преимущества они дают?
  2. Что может быть сделано для расширения и укрепления признаков толерантности? Можете ли вы, ваш класс и ваше сообщество что-либо сделать для этого?
  3. Какие конкретные симптомы нетерпимости вы наблюдали сами или испытали на себе? При каких обстоятельствах это было? Какая была реакция людей вокруг, а также тех, кто пострадал от нетерпимости и тех, кто проявлял нетерпимость ? Считаете ли вы, что эти реакции «исцеляли» от проблемы или, наоборот, усугубляли её негативные последствия?
  4. Какие реакции можно предложить  в качестве альтернативы агрессии нетолерантных людей ?

(Для сведения: Самые нетолерантные – слабые люди, не способные самостоятельно и позитивно преодолевать стрессы, тяжёлые жизненные ситуации. Мышление этих людей не позволяет им найти иной выход, кроме проявления агрессии, раздражения на других людей. Получается, что агрессия людей – это реакция на свою неблагополучную жизнь, которая отражается, переносится на других – как правило, более слабых, т.к. агрессия наступает именно против тех, кто не может сам отреагировать, ответить агрессией, возвратить эту агрессию.)

  1. Каковы могут быть последствия у альтернативных реакций? Могут ли они разрешить проблему?
  2. Как бы вы охарактеризовали культуру толерантности? Какие признаки должны войти в это понятие?
  3. С 2004 года в нашей школе действует программа «Толерантность» с целью развития культуры толерантности у участников образовательного процесса, рассчитанная на пять лет – до 2009 г.

Что могли бы предложить вы, ваш класс или ваше сообщество в решение целей и задач данной программы? Есть ли в вашем классе положительные результаты, примеры по реализации программы «Толерантность»?

  1. Как вы считаете, насколько толерантно общество в нашей стране, в области, в городе и в школе? Чем отличается уровень толерантности в каждом из них и почему?
  2. Какие шаги могут быть сделаны с целью ослабления нетерпимости в нашей школе и в вашем сообществе?
  3. Участники заседания экспертной группы ЮНЕСКО «Вклад женщин в культуру миролюбия» сформулировали своё понимание культуры мира. Оно очень объёмное, но приведём выдержку: «В условиях культуры мира конфликты не приводят к насилию, разногласия преодолеваются в духе взаимопонимания, а споры решаются с помощью таких средств, которые обеспечивают выявление противоречия, поиск путей его разрешения и примирения сторон конфликта, что ведёт к укреплению сообщества.»

А как бы вы описали культуру мира?

Какие ценности должны войти в неё?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система школы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Из школы в жизнь"

Воспитательная система включает основные разделы:системообразующая деятельность-деятельностный подход и интеграция обучения, воспитания и дополнительного образования детей;основные субЪекты воспитател...

Дидактическое пособие для самоподготовки учащихся к ЕГЭ по теме "Географическое положение России: территория и акватория, морские и сухопутные границы"

Данное  пособие  создано  для  подготовки  учащихся  к  ЕГЭ  по  географии.  В  предложенном  мною  пособии  содержится  теор...

Доклад "Библиотека-центр диалога культур и территория толерантности"

Доклад "Библиотека-центр диалога культур и территория толерантности"...

Классный час " Школа - территория толерантности?"

Целью классного часа является определение условий, при которых школу можно назвать "территорией толерантности"....

"Поделись своим сердцем!" (Поэтическое путешествие по родным местам)

Конспект урока внеклассного чтения в старших классах....

Границы России. Территория и часовые пояса.

Презентация к уроку на одноименную тему....