Архимедова сила (Физика, 7 класс)
презентация к уроку по физике (7 класс) по теме
Урок физики в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pafilova_ta_arhimedova_sila.rar | 603.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 7 классе.
Тема: Архимедова сила.
Задачи урока
1. Образовательная.
Сформировать знания учащихся о физическом смысле закона Архимеда через эксперимент, использование компьютера, исторический материал.
2. Развивающая.
Способствовать развитию логического мышления учащихся через анализ фрагментов из художественной литературы.
3. Воспитательная.
Способствовать формированию у учащихся любви к книге как источнику знаний, привитие интереса к физике.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ожидаемые результаты: освоение учащимся практических знаний, что на любое погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, не зависящая от плотности тела, а зависящая только от плотности жидкости.
Форма организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, динамометр демонстрационный; кирпич на резиново шнуре; пробка; болт на нитке; стаканчик с водой; мишень для игры «Снайпер».
Эпиграф: «О выталкивающей силе знали все, а чему она равна – понял один». Д.М. Балашов
Ход урока:
- Организационный этап. (2 мин)
Учитель: Ребята, вы видели телевизионный фильм «Капитан Немо»? Если внимательно просчитать книгу французского писателя Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой», по мотивам которой поставлен фильм, то вы убедитесь в научной справедливости некоторых эпизодов, изучив тему нашего урока сегодня. Видимо, автор хорошо понимал законы физических явлений. И он не одинок.
- Актуализация знаний учащихся (5 мин)
- Учитель. Русский писатель А.П. Чехов в повести «Степь» пишет: (цитаты зачитывать из книги – первоисточников для реализации 2 и 3 задачи урока)
«Егорушка … разбежался и полетел с полуторасаженной вершины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх ...»
Учитель. Какая же сила, подхватила Егорушку и понесла вверх? (Ответы учащихся)
Учитель. Правильно – выталкивающая сила. Давайте с вами повторим все, что мы о ней знаем, потому что она – именинница.
- Слайд2. Перед вами кроссворд. Заполните его, ответив на вопросы:
Вопросы к кроссворду:
- Имя, какого ученого носит закон, который утверждает: «Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа». (Паскаль)
- Прибор для измерения силы. (Динамометр)
- Как направлена выталкивающая сила? (Вверх)
- С погружением тела в жидкость давление увеличивается. Какая величина характеризует увеличение давление в жидкости? (Глубина)
- Математическая величина, которая характеризуется произведением длины, ширины и высоты. (Объем). Допишем формулу на доске, она нам пригодится)
- Сила, действующая на опору или подвес. (Вес)
- А ну-ка быстро посмотри,
И разреши сомненья
Скажи нам, как узнать внутри
У жидкости … (Давление)
- А сейчас я задам последний вопрос, а вы хором ответьте на него, (прочитав, что получилось по вертикали в выделенных клетка): Скажи, какой великий человек Прославил свой далекий, древний век Тем, что открыл для жидкости закон, Тем. Что навек был в физику влюблен. (Архимед)
- Объяснение темы урока. Исторический материал (8 мин)
1) Учитель. Тему урока, ребята, вы определил саами и она уже на доске, запишите ее в тетради: Закон Архимеда.
А вы знаете, почему, выталкивающая сила сегодня именинница? (Ответы учащихся)
Потому что у нее сегодня появилось имя. Имя великого мыслителя древности – Архимеда. А чем же он так знаменит?
- Слайд 3, 4, 5, 6 Об Архимеде
- Учитель. Теперь нам понятны слова Д.А.Балашова, которые написаны на доске и почему выталкивающую силу назвали силой Архимеда.
- Объяснение нового материала (12 мин)
- Учитель. Ребята, как опытным путем, можно определить выталкивающую силу Архимеда,
действующую на любое тело, погруженное в жидкость? (Ответы учащихся). [1]
В воде тело стало легче на 2 Н. Это и есть величина силы Архимеда.
- Учитель. Выталкивающую силу Архимеда можно определит экспериментально, используя прибор «ведерко Архимеда». [2]
- Учитель. Слайд 7 Опыт подтвердил, что выталкивающая сила или архимедова сила равна весу жидкости в объеме данного тела. [3]
- Учитель. Как же определить силу Архимеда, действующую на кирпич? Ведь динамометр не выдержит такой нагрузки? (Поднимаю кирпич, резиновый шнур растягивается. Опускаю в сосуд с водой и резиновый шнур заметно сокращается).
Определить силу Архимеда в данном случае нам поможет Закон Архимеда, но его еще надо вывести. [4]
- Решение задач (5 мин)
Учитель. Ребята, как найти силу Архимеда, действующую на кирпич, погруженный в воду? (Ответы учащихся)
Дано: Решение:
Ρж = 1000 кг/м3 FA = Ρж g Vт FA = 1000 ∙ 10 ∙ 0,25 ∙ 0,1 ∙ 0,05 = 12,5 Н
g = 9,8 Н/кг Vт = abc
Vт = FA = Ρж g abc Ответ: 12,5 Н
FА - ?
Учитель. Ребята, если бы кирпич погрузить в воду, то на него будет действовать сила Архимеда. Почему же тогда кирпич тонет? Может быть здесь физика кончается? (Ответы учащихся).
Учитель. FT > FA, поэтому тело тонет. Дома рассчитаете силу тяжести и сравните ее с силой Архимеда.
- Закрепление изученного материала (7 мин)
1)Учитель. Возвращаемся в читальный зал и попытаемся проанализировать эпизоды из литературных произведений, опираясь на Закон Архимеда.
- «Умная галка». Так называется небольшой рассказ Л.Н. Толстого.
«Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить».
Зачем галка кидала камни?
Почему вода поднималась? (Ответ: Vвытесненной жидкости = Vпогруженного тела) Слайд 8
- Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
« … Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
«Взял бы я вас – да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок …»
Почему Мазай зацепил бревно, а не посадил зайцев в лодку? (Ответ: FA > FT)
- К.Г. Паустовский, эпизод из повести «Кара – Бугаз»
« … Наш кок отпросился искупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал его ноги, и при всем тщании, кок погрузиться в воду не смог. Это повеселило команду и улучшило несколько ее дурное расположение. Кок к вечеру покрылся язвами и утверждал, что вода залива являет собой разбавленную «царскую водку, иначе – серную кислоту …»
Почему кок не смог искупаться в заливе Кара - Бугаз? (Ответ: FA < FT)
Слайд 9. Учитель. Ребята, можно сделать вывод, что если FТ > FА, то тело тонет. Если FТ < FА,
то тело всплывает
Т FА В FА
О С
Н П
Е Л
Т Ы
В
FТ А FТ
Е
Т
Учитель. Ребята, как говорят о человеке, который не умеет плавать? (Ответ: плавает, как
топор).
Учитель. Какая поговорка скрыта в опыте с пробкой? (Ответ: выскочил, как пробка из воды)
- Итог урока (2 мин)
Учитель. Ребята, когда говорят: «Что ты сидишь, как на именинах?», то имеют в виду, что ничего не делаешь. А мы сегодня хорошо поработали и совсем не устали, а с помощью фрагментов из художественной литературы узнали много нового, поэтому вдумчивое чтение книг не только увлекательно, но и полезно.
- Домашнее задание (1 мин)
Слайд 10 1) §§ 49, 50 выучить,
2) подготовить ответы на вопросы,
3) упр.24 (3)
- Проверка усвоения знаний (3 мин)
Игра «Снайпер». На каждый вопрос отметить крестиком столбик с правильным ответом. (Слайд 11)
I | II | III | ||
1. | Формула силы Архимеда | F=mg | F=ρж gVT | P=ρgh |
2. | Сила Архимеда больше в жидкости… | с большей плотностью ρж | с меньшей плотностью | не зависит от плотности |
3. | Сила Архимеда больше действует на тело, у которого… | меньше объем VT | больше объем | не зависит от объема |
4. | Тело тонет, если… | FА > FТ | FА = FТ | FА < FТ |
5. | Сила Архимеда направлена… | вниз | вверх | не знаю |
6. | Сила Архимеда равна… | весу вытесненной жидкости Рж | весу тела РТ | силе тяжести |
1 2 3 4 5 6 | Х Х | Х Х Х | Х |
1 2 3 4 5 6 |
Описание игры:
- Учащимся перед уроком раздаю листочки с отрезанным правым углом и нумерацией заданий. Отрезанный угол помогает их расположить в одном направлении. Прошу перегнуть листочек по вертикали два раза, получилось четыре столбика. «Мишень» готова.
- На экран через мультимедиа проектор высвечиваю задания с выбором правильного ответа.
- На каждый вопрос отметить крестиком столбик с правильным ответом. Подпиши фамилию, имя.
Проверка. Пройти по рядам и положить сверху листочек с правильными ответами. Объявить оценки. Эта игра способствует быстрой проверке качества усвоения знаний и результативности.
Учитель. Большое спасибо за совместную работу. Надеюсь на то, что мы с вами на последующих урока совершим еще много открытий.
Литература.
- Физика, 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
Интернет-ресурсы.
- 1 С: Образование 4. Школа. Физика 7 класс. Гл. V Давление. §5.11 Условия плавания тел. Интерактив «Измерение силы Архимеда».
- 1 С: Образование 4. Школа. Физика 7 класс. Гл. V Давление. §5.10 Архимедова сила. Видеоролик «Измерение архимедовой силы».
- 1 С: Образование 4. Школа. Физика 7 класс. Гл. V Давление. §5.10 Архимедова сила. Определение «Архимедова сила».
- 1 С: Образование 4. Школа. Физика 7 класс. Гл. V Давление. §5.11 Условия плавания тел. Рисунок «Вывод формулы силы Архимеда».
А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по физике на тему "Архимедова сила" (7 класс)
В конспекте урока «Архимедова сила» расписаны все этапы урока. Урок «Архимедова сила» опирается на материал, изученный на предыдущем уроке. Изучение нового материала на уроке опирается на эксперимент....
Презентация к разработке урока физики по теме "Архимедова сила" 7 класс
Презентация к уроку физики ( урок изучения новой темы0 по теме "Архимедова сила" 7 класс с. УМК ПЕрышкин А.В....
Разработка урока физики по теме "Архимедова сила" 7 класс
Конспект урока физики по теме Архимедова сила 7 класс. Урок изучения новой темы....
Конспект урока: "Архимедова сила" ( Физика, 7 класс )
Урок с использованием ЭОР...
Разработка урока по физике тема "Архимедова сила", 7 класс
Разработка урока в виде технологической карты с приложением для интерактивной доски....
Презентация "Архимедова сила" физика 7 класс
В презентации рассмотрен механихм возникновения архимедовой силы, от чего она зависит, а также задания на первичное закрепление знаний...