Архимедова сила (Физика, 7 класс)
презентация к уроку по физике (7 класс) по теме

Панфилова Татьяна Александровна

Урок физики в 7 классе.

Тема: Архимедова сила
В архиве: сценарий медиаурока и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pafilova_ta_arhimedova_sila.rar603.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе.

Тема: Архимедова сила.

Задачи урока

1. Образовательная. 

Сформировать знания учащихся о физическом смысле закона Архимеда через эксперимент, использование компьютера, исторический материал.

2. Развивающая.

Способствовать  развитию логического мышления учащихся через анализ фрагментов из художественной литературы.

3. Воспитательная.

Способствовать формированию у  учащихся  любви к книге как источнику знаний, привитие интереса к физике.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ожидаемые результаты: освоение учащимся практических знаний, что на любое погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, не зависящая от плотности тела, а зависящая только от плотности жидкости.

Форма организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, динамометр демонстрационный; кирпич на резиново шнуре; пробка; болт на нитке; стаканчик с водой; мишень для игры «Снайпер».

Эпиграф: «О выталкивающей силе знали все, а чему она равна – понял один».  Д.М. Балашов

Ход урока:

  1. Организационный этап. (2 мин)

Учитель: Ребята, вы видели телевизионный фильм «Капитан Немо»? Если внимательно просчитать книгу французского писателя Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой», по мотивам которой поставлен фильм, то вы убедитесь в научной справедливости некоторых эпизодов, изучив тему нашего урока сегодня. Видимо, автор хорошо понимал законы физических явлений. И он не одинок.

  1. Актуализация знаний учащихся (5 мин)
  1. Учитель. Русский писатель А.П. Чехов  в повести «Степь» пишет: (цитаты зачитывать из книги – первоисточников для реализации 2 и 3 задачи урока)

«Егорушка … разбежался и полетел с полуторасаженной вершины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх ...»

Учитель. Какая же сила,  подхватила Егорушку и понесла вверх? (Ответы учащихся)

Учитель. Правильно – выталкивающая сила. Давайте с вами повторим все, что мы о ней знаем, потому что она – именинница.

  1. Слайд2. Перед вами  кроссворд. Заполните его, ответив на вопросы:

Вопросы к кроссворду:

  1. Имя, какого ученого носит закон, который утверждает: «Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа». (Паскаль)
  2. Прибор для измерения силы. (Динамометр)
  3. Как направлена выталкивающая сила? (Вверх)
  4. С погружением тела в жидкость давление увеличивается. Какая величина характеризует увеличение давление в жидкости? (Глубина)
  5. Математическая величина, которая характеризуется произведением длины, ширины и высоты. (Объем). Допишем формулу на доске, она нам пригодится)
  6. Сила, действующая на опору или подвес. (Вес)
  7. А ну-ка быстро посмотри,

И разреши сомненья

Скажи нам, как узнать внутри

У жидкости … (Давление)

  1. А сейчас я задам последний вопрос, а вы хором ответьте на него, (прочитав, что получилось по вертикали в выделенных клетка): Скажи, какой великий человек Прославил свой далекий, древний век Тем, что открыл для жидкости закон, Тем. Что навек был в физику влюблен. (Архимед)

  1.  Объяснение темы урока. Исторический материал  (8 мин)

1) Учитель. Тему урока, ребята, вы определил саами и она уже на доске, запишите ее в тетради: Закон Архимеда.

А вы знаете, почему,  выталкивающая сила сегодня именинница? (Ответы учащихся)

Потому что у нее сегодня появилось имя. Имя великого мыслителя древности – Архимеда. А чем же он так знаменит?

  1. Слайд 3, 4, 5, 6 Об Архимеде
  2. Учитель. Теперь нам понятны слова Д.А.Балашова, которые написаны на доске и почему выталкивающую силу назвали силой Архимеда.

  1.  Объяснение нового материала (12 мин)
  1. Учитель. Ребята, как опытным путем,  можно определить выталкивающую силу Архимеда,  

     действующую на любое тело, погруженное в жидкость? (Ответы учащихся). [1]

            В воде тело стало легче на 2 Н. Это и есть величина силы Архимеда.

  1. Учитель. Выталкивающую силу Архимеда можно определит экспериментально, используя прибор «ведерко Архимеда». [2]
  2. Учитель. Слайд 7 Опыт подтвердил, что выталкивающая сила  или архимедова сила равна весу жидкости в объеме данного тела. [3] 
  3. Учитель. Как же определить силу Архимеда, действующую на кирпич? Ведь динамометр не выдержит такой нагрузки? (Поднимаю кирпич, резиновый шнур растягивается. Опускаю в сосуд с водой и резиновый шнур заметно сокращается).

Определить силу Архимеда в данном случае нам поможет Закон Архимеда, но его еще надо вывести. [4]

  1. Решение задач (5 мин)

Учитель. Ребята, как найти силу Архимеда, действующую на кирпич, погруженный в воду? (Ответы учащихся)

Дано:        Решение:

Ρж = 1000 кг/м3     FA = Ρж g Vт        FA = 1000 ∙ 10 ∙ 0,25 ∙ 0,1 ∙ 0,05 = 12,5 Н

g = 9,8 Н/кг           Vт = abc

Vт =                      FA = Ρж g abc                                               Ответ: 12,5 Н

     FА - ?

Учитель. Ребята, если бы кирпич погрузить в воду, то на него будет действовать сила Архимеда. Почему же тогда кирпич тонет? Может быть здесь физика кончается? (Ответы учащихся).

Учитель. FT > FA, поэтому тело тонет. Дома рассчитаете силу тяжести и сравните ее с силой Архимеда.

  1.  Закрепление изученного материала (7 мин)

1)Учитель. Возвращаемся в читальный зал и попытаемся проанализировать эпизоды из литературных произведений, опираясь на Закон Архимеда.

  1. «Умная галка». Так называется небольшой рассказ Л.Н. Толстого.

«Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить».

Зачем галка кидала камни?

Почему вода поднималась? (Ответ: Vвытесненной жидкости = Vпогруженного тела) Слайд 8

  1. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

« … Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя, и стоя, и лежа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

«Взял бы я вас – да потопите лодку!»

Жаль их, однако, да жаль и находку –

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок …»

               Почему Мазай зацепил бревно, а не посадил зайцев в лодку? (Ответ: FA > FT)

  1. К.Г. Паустовский, эпизод из повести «Кара – Бугаз»

« … Наш кок отпросился искупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал его ноги, и при всем тщании, кок погрузиться в воду не смог. Это повеселило команду и улучшило несколько ее дурное расположение. Кок к вечеру покрылся язвами и утверждал, что вода залива являет собой разбавленную «царскую водку, иначе – серную кислоту …»

Почему кок не смог искупаться в заливе Кара - Бугаз? (Ответ: FA <  FT)

      Слайд 9. Учитель. Ребята, можно сделать вывод, что если FТ > FА, то тело тонет. Если FТ <  FА,

      то тело всплывает

                             Т          FА        В          FА

                             О        С

                             Н                П

                             Е        Л

                             Т        Ы

В

                                        FТ        А        FТ

Е

Т

        Учитель. Ребята, как говорят о человеке, который не умеет плавать? (Ответ: плавает, как  

          топор).

        Учитель. Какая поговорка скрыта в опыте с пробкой? (Ответ: выскочил, как пробка из воды)

  1. Итог урока (2 мин)

Учитель. Ребята, когда говорят: «Что ты сидишь, как на именинах?», то имеют в виду, что ничего не делаешь. А мы сегодня хорошо поработали и совсем не устали, а с помощью фрагментов из художественной литературы узнали много нового, поэтому вдумчивое чтение книг не только увлекательно, но и полезно.

  1. Домашнее задание (1 мин)

Слайд 10  1) §§ 49, 50 выучить,

                 2) подготовить ответы на вопросы,

                 3) упр.24 (3)

  1. Проверка усвоения знаний (3 мин)

Игра «Снайпер». На каждый вопрос отметить крестиком столбик с правильным ответом. (Слайд 11)

I

II

III

1.

Формула силы Архимеда

F=mg

F=ρж gVT

P=ρgh

2.

Сила Архимеда больше в жидкости…

с большей плотностью ρж

с меньшей плотностью

не зависит от плотности

3.

Сила Архимеда больше действует на тело, у которого…

меньше объем VT

больше объем

не зависит от объема

4.

Тело тонет, если…

FА > FТ

FА = FТ

FА < FТ

5.

Сила Архимеда направлена…

вниз

вверх

не знаю

6.

Сила Архимеда равна…

весу вытесненной жидкости Рж

весу тела РТ

силе тяжести

1

2

3

4

5

6


Х




Х

Х


Х


Х




Х

1

2

3

4

5

6


Описание игры:

  1. Учащимся перед уроком раздаю листочки с отрезанным правым углом и нумерацией заданий. Отрезанный угол помогает их расположить в одном направлении. Прошу перегнуть листочек по вертикали два раза, получилось четыре столбика. «Мишень» готова.
  2. На экран через мультимедиа проектор высвечиваю задания с выбором правильного ответа.
  3. На каждый вопрос отметить крестиком столбик с правильным ответом. Подпиши фамилию, имя.

Проверка. Пройти по рядам и положить сверху листочек с правильными ответами. Объявить оценки. Эта игра способствует быстрой проверке качества усвоения знаний и результативности.

Учитель. Большое спасибо за совместную работу. Надеюсь на то, что мы с вами на последующих урока совершим еще много открытий.

Литература.

  1. Физика, 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

Интернет-ресурсы.

  1. 1 С: Образование 4. Школа. Физика 7 класс. Гл. V Давление. §5.11 Условия плавания тел. Интерактив «Измерение силы Архимеда».
  2. 1 С: Образование 4. Школа. Физика 7 класс. Гл. V Давление. §5.10 Архимедова сила. Видеоролик «Измерение архимедовой силы».
  3. 1 С: Образование 4. Школа. Физика 7 класс. Гл. V Давление. §5.10 Архимедова сила. Определение «Архимедова сила».
  4. 1 С: Образование 4. Школа. Физика 7 класс. Гл. V Давление. §5.11 Условия плавания тел. Рисунок «Вывод формулы силы Архимеда».

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике на тему "Архимедова сила" (7 класс)

В конспекте урока «Архимедова сила» расписаны все этапы урока. Урок «Архимедова сила» опирается на материал, изученный на предыдущем уроке. Изучение нового материала на уроке опирается на эксперимент....

Презентация к разработке урока физики по теме "Архимедова сила" 7 класс

Презентация к уроку физики ( урок изучения новой темы0 по теме "Архимедова сила" 7 класс с. УМК ПЕрышкин А.В....

Разработка урока физики по теме "Архимедова сила" 7 класс

Конспект урока физики по теме Архимедова сила 7 класс. Урок изучения новой темы....

Разработка урока по физике тема "Архимедова сила", 7 класс

Разработка урока в виде технологической карты с приложением для интерактивной доски....

Презентация "Архимедова сила" физика 7 класс

В презентации рассмотрен механихм возникновения архимедовой силы, от чего она зависит, а также задания на первичное закрепление знаний...