Общечеловеческие ценности как интегрирующая основа духовно-нравственного воспитания
статья по теме
В светской школе сегодня необходимо четко разделять культурные, исторические, философские (с одной стороны) и религиозные (с другой) ценности. Последние, по моему глубокому убеждению, (и это в равной степени касается как «суммы теологий» христианства, так и мусульманского принципа «единобожия»), ни в каком виде не могут преподаваться в государственных учреждениях среднего (полного) общего образования. Ибо слишком велик будет соблазн превратить кафедру светского преподавания в кафедру для проповеди религиозных ценностей отдельно взятой конфессии (и совершенно неважно – какой именно). НО ЭТО ВОВСЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ, что школа должна ставить барьер и создавать препятствия для преподнесения и соединения ценностей светского образования с правильно, на светской основе подаваемыми сокровищами мудрости религиозно-культурологического пласта мировых вероучений. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchechelcennosti_kakintegr.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
«Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Евангелие от Матфея 22:21)
«Нет принуждения в религии» (Коран, сура «Корова», 257/(256))
«В жизни надо иметь служение - служение какому-то ДЕЛУ. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. УМНАЯ ДОБРОТА - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Знать это, помнить об этом и следовать путями доброты - очень и очень важно. Поверьте мне!» (Дмитрий Сергеевич Лихачев)
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Необходимость духовно-нравственного воспитания в школе впервые в новейшей истории России была закреплена законодательно. Так п. 6 ст. 9 Федерального закона РФ «Об образовании» в редакции от 1.12.2007 указывает, что «Основные общеобразовательные программы … включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов… и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Впервые в Федеральном законе акцент сделан на духовно-нравственное развитие и воспитание. «Общероссийская Программа развития воспитания в системе образования России» также обращает внимание на то, что «духовно-нравственное становление детей и молодежи — есть важнейшая составляющая развития общества и государства». Важность формирования школой духовно-нравственных ценностей сегодня осознается и государственными институтами и обществом.
Согласно опросам общественного мнения, проведенным ВЦИОМ, подавляющее большинство нашего общества считает, что нравственные ценности должны воспитываться в семье, но при этом большая часть опрошенных также считает, что семья сегодня не справляется с возложенной на нее задачей вследствие кризиса семейных ценностей. Следующими по значимости в воспитании нравственности общественными институтами являются школа и Церковь, именно на них возлагают надежды в воспитании нравственных ценностей россияне. При воспитании гражданственности учителя часто обращаются к духовно-патриотическим темам, ко всему тому, что помогает сформировать систему общенациональных ценностей, которые стали в последнее время крайне актуальными и приоритетными. В связи с этим сегодня возникают проблемы, которые трудно решаются.
Мы много говорим о «болезнях» современного общества – демографической ситуации, алкоголизме, наркомании, социальной апатии и амбивалентности. Именно в наши дни, как никогда, наблюдаются неожиданные отклонения от тех качеств, которые общество хотело бы видеть в наших выпускниках. Эгоизм, равнодушие к чужой боли, оценка людей по материальному положению, лицемерие в поведении, грубость, отсутствие доброты и скромности — такие черты, к сожалению, появляются у части молодежи. Чаще звучат ностальгические ноты по утерянным в 9-е годы «пионерии» и «комсомолии». С нескрываемой тревогой говорим об образовавшемся вакууме в умах и душах и слащавом суррогате из чуждых нам установок и ценностей, которые немедленно заполнили образовавшуюся пустоту. Ингредиентами этого адского коктейля справедливо называем и беззастенчивую рекламу пива, и откровенную циничность многочисленных низкопробных сериалов, и пропаганду насилия и жестокости, без которой уже немыслим современный кинематограф.
Издавна общечеловеческая культура и нравственность как ее составляющая основывались на идеалах и образцах, нашедших свое отражение еще в священных книгах народов (Библия, Коран, Тора, Трипитака), исторических документах, произведениях литературы и искусства. Образы великих людей прошлого и настоящего питают нравственные чувства мира. Полагаю, что прежде чем говорить о методах и средствах образования, следует уточнить некоторые моменты.
Так, согласно главе 1 Конституции РФ, Россия – светское государство (п. 1 ст. 14), в котором признается идеологическое многообразие (п.1 ст. 13), религиозные объединения отделены от государства (п. 2, ст. 14), а федеративное устройство основано на равноправии народов (п. 3, ст. 5). Подчеркну, что эти правовые положения составляют, в том числе, основу конституционного строя нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. И уже только по этой причине было бы крайне опасно возводить в абсолют исключительно ценности цивилизации, основываясь на превалировании какой-либо конфессии, и формировать на их основе некую универсалию для преподавания в светской школе. Напомню, что христианство не единственная мировая религия. Есть еще ислам, буддизм, в христианстве кроме православия есть ветви католицизма и протестанство во всем его многообразии. Следовательно, знакомство с ними также должно стать неотъемлемой частью «уроков нравственного совершенствования». Кроме того, в светской школе необходимо четко разделять культурные, исторические, философские (с одной стороны) и религиозные (с другой) ценности. Последние, по моему глубокому убеждению, (и это в равной степени касается как «суммы теологий» христианства, так и мусульманского принципа «единобожия»), ни в каком виде не могут преподаваться в государственных учреждениях среднего (полного) общего образования. Ибо слишком велик будет соблазн превратить кафедру светского преподавания в кафедру для проповеди религиозных ценностей отдельно взятой конфессии (и совершенно неважно – какой именно).
НО ЭТО ВОВСЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ, что школа должна ставить барьер и создавать препятствия для преподнесения и соединения ценностей светского образования с правильно, на светской основе подаваемыми сокровищами мудрости религиозно-культурологического пласта мировых вероучений.
И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа. Большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры. Сделать, научить родителей, педагогов общедидактическими методами быть духовными невозможно. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Педагог должен быть одушевлен своей деятельностью, видеть в ней призвание- вести к свету, истине, добру. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей: Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание чаще всего представлено отдельными уроками , беседами, лекциями в учебном процессе. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро. В настоящее время общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и традиций религиозных культур.
Думается основополагающее значение здесь играет включение в каждодневность и обиход ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ, ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Они вне и скорее НАД этносами и конфессиями, это всеобъединяющие нынешний «мозаичный» мир людей начала.
Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеи социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс соответствовал этому направлению. Именно в это время уходили из нашего обихода слова:
добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние как отречение от зла; милосердие как милость в сердце, благодать как добрые дела и любовь к близким, духовное, духовность.
Люди все больше погружались в нетерпимость друг к другу, становились жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу. А ведь только «...Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста...» (Евангелие от Луки).
Но - нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое - вот те слова, которые постоянно встречались в советский период и которые, подчас, реже слышишь сейчас.
Складывался понятийный парадокс. Вроде бы «патриотичность и Родина» - с твердостью, принципиальностью, борьбой с врагами, - с одной стороны, и «духовность» – с терпимостью, пониманием, - не являются составляющими одного огромного ценностного пласта, - что делает человека человеком, - а вообще чуть ли не «темы разных заседаний и конференций»!
Это результат того, что за многие годы атеизма и мучительного реформирования мы растеряли многие духовные ценности. Иногда в молодежной среде стесняются таких слов и понятий абсолютных для наших предков: Родина, Отечество, долг, патриотизм, служение. Недостаток духовного развития приводит к нравственному опустошению. Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. И, безусловно, воспитание гражданина-патриота и личности духовно-нравственной, современного Человека – задачи взаимонаполняющие, взаимопроникающие, абсолютно неразрывные сегодня.
Необходимо учитывать, что часто основные культурные ценности учителя и ученика не совпадают в силу принадлежности к разным поколениям. Поэтому учитель должен учитывать этот аспект в своей работе.
Любопытна выборка ценностей современного старшеклассника:
Общими ценностями учителей и учащихся продолжают выступать
- здоровье, семья, справедливость, семья, преданность в дружбе, надёжность, образование.
Дети отдают предпочтение:
а) свобода, любовь
б) прагматические ценности: карьера, собственность, возможность общаться,
Для педагога карьера и собственность в 84% - малозначимы.
Для учителей более значимы ценности гуманистической направленности:
- сострадание, доброта, уважительное отношение к окружающим, вежливость.
Наименее популярными оказались в молодежной среде
- христианские ценности – 13-23%
Очень малозначимыми сегодня оказываются у них гражданские ценности:
- интернационализм, политика, идеология.
Духовно-нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Задачей педагогов является достижение этой цели.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. Наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы, прежде всего история и обществоведение. Уроки истории и обществознания помогают подросткам определить их жизненные, нравственные, гражданские ориентиры, как говорил Н.М.Карамзин, «для сердца и разума». Эти учебные дисциплины, где внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, эмоционального переживания. И снова подхожу к тому, что одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой неотделимые от идеи любви как центра духовности. Многие темы в курсе истории содержат богатый «ценностный пласт». Вспомним Великого князя Сергея Александровича, дядю последнего русского царя Николая II , его супругу Великую княгиню Елизавету Федоровну. Сергей Александрович погиб от разрыва бомбы террориста в 1905 году. Княгиня (ныне канонизированная Православной Церковью), святая великомученица, собирала по частям останки тела своего мужа. После такого потрясения можно было ожесточиться, возненавидеть этот несправедливый мир. Но в том, как повела себя княгиня Елизавета Федоровна, поистине отразилось величие ее души. Она подала прошение царю о том, чтобы фанатика оставили в живых. Основала лазарет, ухаживала за ранеными и до конца дней своих помогала нуждающимся. Ни это ли великое доказательство любви к людям и даже к своим врагам. Это ли не серьезнейшая тема для размышления? А может, пример для подражания? Такие примеры в истории не единичны. Дети учатся на них оценивать поступки, не быть равнодушными к окружающим. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых лет, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви.
Часто организую урок таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию, как его оценить и услышать мнение другого. При этом ученик проводит как фактический анализ ( выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности.
В ходе занятия ставлю цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение. Создавая на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик стоит перед выбором - с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом у ребенка должен возникнуть личный интерес. Так, прежде чем изучать «бабий век –ХУШ» и эпоху Александра 1, мы с учащимися обсуждаем вопросы:
- Как вы относитесь к тому, что в России женщина тоже может возглавлять страну?
- Как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но при этом участвовала в смещении с престола своего отца?
Мой опыт показывает, что дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у детей происходит формирование духовных ценностей.
Наша тысячелетняя история – самый благодатный материал для воспитания духовно-нравственных качеств у учащихся, одним из направлений которого является формирование патриотизма, отношения к Родине. Какая она? Ее многоликость, разнопроявленность. Как она воспринимается в разные эпохи представителями разных слоев общества? «У пролетария может быть Родина», если кроме «своих цепей он ничего не имеет», а в далекой перспективе приобретет весь мир?... Урок обществоведения, темы «Гражданин – человек свободный и ответственный»(9 кл.), «Общественное сознание»(11 кл.). Вариативность - в зависимости от классов и возраста. Учащимся предлагаю прослушать фрагменты песен, на руки раздаются тексты, на экране – слова для всех: - Ваше восприятие материала? Что ближе по духу?
- Есть ли тексты, которые вызывают абсолютное отторжение? Почему
- Соотносите ли тексты с какой-либо эпохой? Признаки? Что может быть вне времени?
- Ваша оценка авторов? Любят ли они Родину? А как ты можешь выразить любовь к Отечеству?
Широка страна моя родная (В. Лебедев-Кумач) Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек. От Москвы до самых до окраин, С южных гор до северных морей Человек проходит как хозяин Необъятной Родины своей. Всюду жизнь и вольно и широко, Словно Волга полная течет. Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет. Но сурово брови мы насупим, Если враг захочет нас сломать. Как невесту Родину мы любим, Бережем, как ласковую мать. Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек! | Родина (Ю. Шевчук) Боже, сколько лет я иду, но не сделал и шаг. Боже, сколько дней я ищу то, что вечно со мной, Сколько лет я жую вместо хлеба сырую любовь, Сколько жизни в висок мне плюет Вороненым стволом долгожданная даль! Черные фары у соседних ворот, Лютики- наручники, порванный рот. Сколько раз, покатившись, моя голова С переполненной плахи летела сюда, где Родина. Еду я на родину, Пусть кричат – уродина! - А она нам нравится, Хоть и не красавица, К сволочи доверчива, Ну, а к нам?! Боже, сколько правды в глазах государственных шлюх! Боже, сколько веры в руках отставных палачей! Ты не дай им опять закатать рукава, Ты не дай им опять закатать рукава Суетливых ночей! Черные фары у соседних ворот, Лютики-наручники, порванный рот. Сколько раз, покатившись, моя голова С переполненной плахи летела сюда, где Родина. Еду я на родину, Пусть кричат – уродина! А она нам нравится, Спящая красавица, К сволочи доверчива, Ну, а к нам - ?... Из-под черных рубах рвется красный петух, Из-под добрых царей льется в рты мармелад. Никогда этот мир не вмещал в себе двух – Был нам богом отец, ну а чертом - Родина. Еду я на родину, Пусть кричат – уродина! – А она нам нравится, Спящая красавица, К сволочи доверчива, Ну, а к нам... |
Россия (Е. Беделева) Божьи колодцы глаз Серому небу в тон. Бабий протяжный глас Под погребальный звон. Хлеб для больной души, Боже мой, днесь нам даждь! Что на Руси сокрушит Западный антураж?! …Горя – глубин без дна, Тот же веселья фон… Также рыданьем полна Мироточивость икон… | Русь (Ф. Савинов) Вижу дивное раздолье, Вижу степи и поля, – Это русское приволье, Это Родина моя. Слышу песню жаворонка, Слышу трели соловья, - Это русская сторонка, Это русская земля. Вижу горы--сполины, Вижу реки и моря, – Это русские картины, Это Родина моя! |
(А.Вертинский) Я не знаю, зачем и кому это нужно. Кто послал их на смерть недрожащей рукой Только так бесполезно, так зло и ненужно Опустили их в вечный покой. Равнодушные зрители Молча кутались в шубы И какая-то женщина с искаженным лицом Целовала покойника в посиневшие губы И швырнула в священника обручальным кольцом. Забросали их елками, замесили их грязью И пошли по домам, под шумок толковать, Что пора положить уже конец безобразью, Что ведь скоро и правда все начнут голодать. И никто не додумался просто встать на колени И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране Даже светлые подвиги – это просто ступени. В бесконечное завтра, к долгожданной весне. | Текст Государственного гимна Российской Федерации Россия - священная наша держава, Славься, Отечество наше свободное, От южных морей до полярного края Славься, Отечество наше свободное, Широкий простор для мечты и для жизни Славься, Отечество наше свободное, |
Удивительные душевные вещи можно услышать от наших холодноватых, «космополитичных» детей и о своей позиции по отношению к России, о разнице их с предками, о слитости поколений…
К сожалению, в последнее время мы перестали акцентировать внимание на таком явлении, как героизм наших предков. Заканчиваю изучение Великой Отечественной войны уроком по теме «Судьбы поколения Великой Отечественной». Этот урок проходит в форме конференции. Ребята проводят собственную исследовательскую работу. Казалось бы, что еще неизвестного можно найти на любительском уровне вне архивов по этой теме? Но запомнились темы, которые затем прозвучали на областных и российских конкурсах детских работ: «Взгляд на подвиг Александра Чекалина полвека спустя» и «Неизвестные странички деятельности «Молодой гвардии» (Берникова М., Семенова Н.). Дети успели проинтервьюировать последних оставшихся на тот момент в живых участников и свидетелей событий. Успели, а полтора года спустя всех шести соавторов работ уже не было в живых… Работы опубликованы. Частица малой истории сохранена.
И еще один штрих к духовно – нравственному воспитанию через урок. Это личность учителя, его человеческая самоценность. Учитель должен вызывать у учащихся те чувства, которые есть у него. Свои идеалы он должен передать своим ученикам. Но не навязывать готовые оценки и идеалы, а умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению. Тогда не будет фальши и лжи, и воспитывая милосердие, мы не получим цинизм. У ученика есть право на собственное мнение, оценку, право отстаивать свою точку зрения в споре с учителем.
Каково же отношение подрастающего поколения к историческим событиям? На итоговых занятиях в 9-х классах я предложила пофантазировать, на чьей стороне они смогли бы выступить в годы становления советской власти в России XX века. Вот отклики: 12% предположили, что стали бы воевать за белых, 14% — за красных, 34% решили не связываться ни с кем, процент эмигрантов, предпочитающих жить в богатой стабильной стране внушителен - 40%.
Социальный строй, реалии сегодняшнего дня привели к переоценке многих ценностей. Памятуя известную фразу Петра Столыпина, можно сказать, что молодежь также, как и он , не хочет «великих потрясений». А нужна ли ей великая Россия? Уверена, да. Только отвечают по-современному, без помпезности, даже с налетом «легкой усталости» от нашего взрослого непонимания очевидного…
Каждый год, когда я веду выпускные классы -9 или 11-ые, - предлагаю ребятам на одном из последних занятий обществоведения составить небольшой футурологический прогноз (каким они представляют будущее цивилизации и каким видят себя в перспективе). Более 10 лет назад, говоря о будущем, ребята ставили акцент на технические изменения, результаты влияния научно-технической революции на жизнь общества и мало говорили о себе. Сегодня большинство выпускников видят себя в будущем профессионалами в своем деле, у которых есть любимый человек, у мальчиков чаще - крепкая семья, материально обеспеченными, здоровыми и физически сильными, а также свободными и независимыми, девочки чаще говорят о детях. Это стандартный «европейский набор» ценностей, характерный для представителей среднего класса, который можно реализовать только в условиях стабильного и развивающегося общества, а именно такой большинство выпускников видят свою Родину в XXI веке. Среди ценностей молодых граждан России ее будущее, будущее своей державы как общечеловеческая ценность занимает одно из важных мест.
Духовно-нравственное воспитание – процесс двухсторонний. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Задачей педагогов является достижение этой цели, привлекая в меру сил своих наследие всех поколений, стран, народов. А укреплять межкультурный и межконфессиональный диалог можно и нужно. Так, ислам, христианство и иудаизм образуют группу авраами́ческих религий, берущих свое ОБЩЕЕ начало из ОБЩЕЙ древней семитской традиции, восходящей к легендарному патриарху семитских племен Аврааму (Ибрахиму). Слово «ислам» (от «син-лям-мим») является однокоренным слову «салам». А теперь сравним арабское «салам» и древнееврейское "шалом" – оба слова переводятся как «здравствуйте». «Салям алейкум» - «Мир вам!» - говорят на Востоке. «Здравствуйте!» - «Будьте здоровы!» – отвечаем мы.
Литература:
Воспитание патриотизма учащихся средствами внеучебной и внешкольной работы. / Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: Монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, Г.Н. Филонов и др.; Под общ. ред. С.В. Дармодехина и А.К. Быкова – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007.
Галицкая И.А., Метлик И.В. Знания о религии в образовательных стандартах по истории и воспитательный потенциал исторического образования в школе. – М.: ФГУ Государственный НИИ семьи и воспитания РАО, 2007. – 116 с.
Галицкая И.А., Метлик И.В. Реализация права ребенка на свободу вероисповедания в учебно-воспитательном процессе: Пособие для работников образования. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005. – 140 с.
Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа. Пособие для руководителей образования и учителей. – М.: Сентябрь, 2001. – 159 с.
Галицкая И.А., Метлик И.В. Глава 7. Знания о религии в этнокультурном образовании. В кн. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / ред. кол.: М.П. Мчедлов (отв. ред.), Ю.А. Гаврилов, В.В. Горбунов и др. – М.: Культурная революция, 2007. – 368 с. – С. 183-207.
Гражданское воспитание: из опыта работы ГОУ СОШ №739 г. Москвы. Методический сборник. Под ред. к.п.н. Гаврилычевой Г.Ф. – М.: Изд. ГОУ СОШ №739 г. Москвы, 2007. – 98 с.
Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник проектов / Под. ред. И.И. Мельниченко, И.В. Метлика. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005. – 48 с.
Князев Е.А. Общественно-ценностные приоритеты в развитии отечественного высшего образования. / Cб. Ценностные ориентации личности в теории и истории отечественной педагогики (конец XX – начало XXI вв.) Монография./ Под ред. Чл.-корр. РАО д.п.н., проф. Богуславского М.Н., к.п.н. Игнатьевой Т.Б. – М.: ИТИП РАО, 2007.
Кондратенко И.Н., Метлик И.В. Народонаселение России в первой половине XX в. (уроки повторения истории в 10-11 классах) / Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие. Автор-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 гг.
Метлик И.В., Никитин А.Ф. Использование воспитательного потенциала курсов обществознания в образовательном процессе: методические рекомендации для учителей.
Метлик И.В., Галицкая И..А., Никитин А.Ф. Главы 9, 13, 14. Патриотическое воспитание учащихся в контексте содержания школьного историко-обществоведческого образования. Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания.
Никитин А.Ф., Метлик И.В. Галицкая И,МК «Обществознание» 8 – 11 классов. Изд. «Просвещение», 2000 – 2008 (3 учебника, 2 методических пособия, практикум, рабочие тетради, учебные программы).
Федеральное агентство по образованию, ГосНИИ семьи и воспитания, Федеральная программа развития образования. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2004.
Филонов Г.Н., Воропаева И.П., Гаврилычева и др. Методика духовно-нравственного воспитания детей в учреждениях общего и дополнительного образования / Сборник научных статей – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007.
Филонов Г.Н., Воропаева И.П., Гаврилычева Г.Ф. Галицкая И.А. и др. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: современные подходы и проблемы»: для руководителей и специалистов в области воспитания / Сборник научных статей – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...
Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «Традиционные ценности и современный мир» Духовно-нравственное воспитание в семье и общеобразовательном учреждении через реализацию учебного курса ОРКСЭ
Большое значение в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ, который...
ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...
Статья "Создание атмосферы психологической поддержки в театральных объединениях" -Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи».
Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи» [[{"type":"media","...
Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...