Роль тестов и диктантов при изучении информатики в основной школе
статья по информатике и икт

Тамбовцева Наталья Викторовна

Статья посвящена сравнению различных форм контроля и анализу их эффективности на уроке информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_tests.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ТЕСТОВ И ДИКТАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТКИ

При организации образовательного процесса в нашей стране постепенно стали отходить от традиционных форм контроля знаний учащихся, таких как обширные контрольные работы или зачеты. Данные виды работ, однако, еще не потеряли своей актуальности в период обучения, в течение учебного года, когда преподаватель готов к индивидуальному общению с каждым учеником в течение достаточно длительного промежутка времени. С 2003 года в качестве эксперимента большинство российских школ перешли к итоговой аттестации в форме Единого Государственного Экзамена, представленного в виде теста. ЕГЭ применяет дифференцированный подход к контролю знаний и позволяет различным по качеству знаний категориям учащихся проявить себя. Кроме того, за определенный отведенный на итоговую работу промежуток времени есть возможность охватить гораздо более обширный перечень изученных тем. В скором будущем, когда тестирование станет полностью компьютеризированным, возникнут новые возможности и проблемы, которые на себя возьмут искусственные интеллектуальные системы. А пока мы должны приучить себя к необычному для массовой российской школы способу сдачи экзаменов - тестам.

Помимо основных запланированных контрольных, практических, самостоятельных работ и зачетов в учебном году педагогами используются для контроля знаний учащихся тематические тесты и диктанты. Тестирование, как относительно новая форма контроля знаний, накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. При этом определенную часть работы желательно провести заранее, отрабатывая отдельные этапы в условиях, не столь эмоционально напряженных. Отработка специальных психотехнических навыков повышает эффективность подготовки выпускников к экзаменам и способствует развитию навыков мыслительной деятельности в экстремальной обстановке.

Тест, как вид самостоятельных работ, не занимает много времени от школьного урока, а потому позволительно проводить их достаточно часто, не нанося временной ущерб изложению основного изучаемого материала.

В связи с тем, что тесты содержат в себе уже готовые ответы на поставленный вопрос, существует шанс удачного угадывания правильного варианта. Однако даже

такой исход теста может принести некоторый положительный результат, позволив ученику запомнить данное счастливое совпадение.

И все-таки, тест, проводимый педагогом на уроке - кратковременная работа (в отличие от ЕГЭ), рассчитанная на реальные знания учащихся, время на его выполнение должно быть рассчитано практически до десятков секунд, чтобы вероятность списывания или угадывания верного ответа была сведена к минимуму.

Тест позволяет всем участникам образовательного процесса, не только учителю, но и ученику, объективно оценить свои знания по изученному материалу, не подходя субъективно к выражению той или иной мысли, изложению того или иного определения, что сводит к минимуму конфликты при выставлении оценок.

Информатика - наука точная и не позволяет вольности в трактовке, а потому тестовые задания применительно к данному предмету максимально пригодны для проверки знаний перед контрольными работами или зачетами, которые более объемны и масштабны во времени.

Аналогом теста является диктант, который является несколько более усложненным вариантом работы. Этот вид заданий является также непродолжительным во времени, однако, требует от учеников уже не слепого следования предложенным ответам, а самостоятельного выполнения задания, хотя и в несколько сжатом виде. Чаще всего ответом на вопрос диктанта является формула или определение, иногда -отдельное выражение.

Диктант не подразумевает развернутого ответа, он нацелен на выделение важнейших моментов темы, их четкого запоминания учеником и умения правильного применения.

Как и тест, диктант объективен в своих оценках, максимально сжат во времени и оптимален с токи зрения выставления оценок.

Качество контроля знаний учащихся с использованием тестов и диктантов значительно увеличивается в связи с тем, что знания учеников контролируются не «время от времени», а постоянно, практически на каждом уроке. Учащихся вырабатывают привычку не просто «почитать» материал, данный учителем на уроке, а вникнуть в смысл сказанного, не «зазубрить», а понять суть пройденной темы и

логически мыслить при выполнении заданий. В ходе таких работ могут возникать вопросы, разрешающиеся без труда, благодаря однозначности предполагаемых ответов.

Представленные виды работ позволяют оценить качество знаний учеников на каждом уроке, их целесообразно применять в качестве подготовки к контрольным работам или зачетам, где потребуется не просто знать формулу или определение, а суметь обосновать их появление.

Тесты и диктанты в последний год получили широкое распространение во многих предметах не только физико-математического, но и гуманитарного цикла. Потому не составит труда найти готовые диктанты и тесты во всевозможньж источниках, включая средства современных телекоммуникаций, таких как Интернет, или подготовить их учителю самостоятельно по заданной теме.

Тесты и диктанты составляются таким образом, чтобы, с одной стороны, полностью охватить весь объем необходимых знаний по изучаемому предмету в соответствии с действующим образовательным стандартом, с другой - дать возможность наиболее эффективным способом потренироваться перед зачетами, контрольными работами и подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, что немаловажно для выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по информатике : Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ

Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентностиучащихся. Информационная к...

Статья "Возможность реализации требований стандарта посредством разноуровневого обучения информатике в основной школе по образовательной системе "Школа 2100"

Для реализации стандарта 2 поколения необходимы современные образовательные технологии и новые учебники, обеспечивающие развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качествш...

Возможность реализации требований стандарта посредством разноуровневого обучения информатике в основной школе по ОС "Школа 2100"

Для реализации стандарта 2 поколения необходимы современные образовательные технологии и новые учебники, обеспечивающие развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств ...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы"

Родительское собрание "Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы"...