Рабочая программа по дисциплине "Физика" для специальностей технического профиля НПО (ФГОС-3)
рабочая программа по физике по теме
Рабочая программа по дисциплине "Физика" для специальностей технического профиля начального профессионального образования, выполненная по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №49»
Утверждаю………………………
Директор ПЛ №49 Дудник А.И.
Рабочая программа учебной дисциплины
«Физика»
(технический профиль)
2012
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 16 апреля 2010 года №365 (далее – ФГОС), по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО) для специальностей технического профиля: «Станочник (металлообработка)», «Мастер по обработке цифровой информации», «Слесарь».
Организация - разработчик: ГОУ НПО ПЛ №49
Составители:
Кузьмина Ирина Дмитриевна - преподаватель
Лямин Александр Геннадьевич - преподаватель
Содержание
стр. | |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины | 6 |
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 24 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 26 |
1.Паспорт программы учебной дисциплины «Физика»
- Область применения программы:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий , относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 315 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 210 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 105 часов;
лабораторные работы – 30 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 315 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 210 |
Лабораторные работы | 30 |
Практические работы | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 105 |
Выполнение рефератов и сообщений Расчетно – графическая работа Разработка докладов Разработка презентаций | |
Итоговая аттестация в форме зачёта |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 курс | ||||
Раздел 1.Механика | 28 | |||
Тема 1.1 Основы кинематики | Содержание учебного материала | 5 | ||
1. | Механическое движение. Виды движения (поступательное, вращательное). Перемещение. Траектория. Путь. Системы отсчета. | 1 | 2 | |
2. | Относительность движения. Классический закон сложения скоростей. Решение задач. | 1 | 2 | |
3. | Равномерное и равноускоренное движение. Скорость. Ускорение. Уравнение для координаты материальной точки. | 1 | 2 | |
4. | Графики зависимости кинематических величин от времени в равномерном и равноускоренном движении. | 1 | 2 | |
5 | Движение по окружности. Центростремительное ускорение. | 1 | 2 | |
Практические занятия: | 1 | |||
1. | Решение задач по основам кинематики. | 1 | 2 | |
Тема 1.2 Элементы специальной теории относительности | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Постулаты Эйнштейна. Следствия из постулатов Эйнштейна. | 1 | 2 | |
2. | Сложение скоростей в релятивисткой механике. | 1 | 2 | |
Тема 1.3 Основы динамики | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Основная задача динамики. Сила. Масса. Взаимодействие тел | 1 | 2 | |
2. | Законы Ньютона. Решение задач. | 1 | 2 | |
3. | Закон Всемирного тяготения. Гравитационное поле. | 1 | 2 | |
4. | Сила тяжести. Вес. Невесомость. Решение задач. | 1 | 2 | |
5. | Силы упругости. Силы трения. Виды сил трения. | 1 | 2 | |
6. | Давление. Давление твердых тел. Давление жидкостей и газов. Архимедова сила. | 1 | 2 | |
Практические занятия: | 1 | |||
1. | Решение задач по теме: «Основы динамики» | 1 | 2 | |
Тема 1.4 Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Импульс. Закон сохранения импульса в классической и релятивистской механике. Реактивное движение | 1 | 2 | |
2. | Работа. Мощность. Энергия и ее виды. Закон сохранения энергии. | 1 | 2 | |
Практические занятия: | 1 | |||
1. | Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике» | 1 | 2 | |
Тема 1.5 Механические колебания и волны | Содержание учебного материала | 5 | ||
1. | Колебательное движение. Свободные колебания. Основные величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота | 1 | 2 | |
2. | Динамика свободных колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. | 1 | 2 | |
3. | Волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны | 1 | 2 | |
4. | Звуковые волны. Характеристика звука. Инфра- и ультразвук. | 1 | 2 | |
5. | Зачет по теме: «Механика». | 1 | 2 | |
Лабораторные работы: | 2 | |||
1. | Лабораторная работа №1 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника. | 1 | 3 | |
2. | Лабораторная работа №2«Изучение колебаний пружинного маятника. | 1 | 3 | |
Практические занятия: | 1 | |||
1. | Решение задач по теме: «Механика». | 1 | 2 | |
Раздел 2. Молекулярная физика | 31 | |||
Тема 2.1 Основы молекулярно - кинетической теории | Содержание учебного материала | 10 | ||
1. | . Основные положения МКТ и их опытное обоснование. | 1 | 2 | |
2. | Масса и размеры молекул. Постоянная Авогадро. Решение задач. | 1 | 2 | |
3. | Скорость движения молекул. | 1 | 2 | |
4. | Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Броуновское движение | 1 | 2 | |
5. | Идеальный газ. Давление газа в МКТ. Основное уравнение МКТ идеального газа (без вывода). | 1 | 2 | |
6. | Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Абсолютная шкала температур. | 1 | 2 | |
7. | Температура–мера средней кинетической энергии молекул. | 1 | 2 | |
8. | Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клайперона) | 1 | 2 | |
9. | Изопроцессы и их графики. | 1 | 2 | |
10. | Зачет по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории | 1 | 2 | |
Практические занятия: | 2 | |||
1 | Решение задач по теме: «Давление идеального газа» | 1 | 2 | |
2 | Решение задач по теме: «Изопроцессы и построение графиков» | 1 | 2 | |
Тема 2.2 Основы термодинамики | Содержание учебного материала | 7 | ||
1. | Внутренняя энергия. Изменение внутренней энергии. Работа в термодинамике. | 1 | 2 | |
2. | Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам. Адиабатический процесс. | 1 | 2 | |
3. | Расчет количества теплоты при теплопередаче, парообразовании, конденсации. | 1 | 2 | |
4. | Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики | 1 | 2 | |
5. | Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей | 1 | 2 | |
6. | Роль и значение тепловых двигателей в народном хозяйстве. Охрана окружающей среды. | 1 | 2 | |
7. | Зачет по теме: «Основы термодинамики». | 1 | 2 | |
Практические занятия: | 1 | |||
1 | Решение задач по теме: «Основы термодинамики». | 1 | 2 | |
Тема 2.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы | Содержание учебного материала | 8 | ||
1. | Строение газообразных, твердых и жидких тел. Понятие фазовых переходов. | 1 | 2 | |
2. | Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. | 1 | 2 | |
3. | Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества. | 1 | 2 | |
4. | Влажность воздуха. Измерение влажности. | 1 | 2 | |
5. | Смачивание. Капиллярные явления в быту и технике. | 1 | 2 | |
6. | Строение тверд. тел. Кристаллические и аморфные тела. Типы связей в кристаллах. | 1 | 2 | |
7. | Упругие и пластичные деформации твердых тел. Механические свойства твердых тел. Закон Гука. | 1 | 2 | |
8. | Плавление и кристаллизация. Расчет количества теплоты при плавлении и кристаллизации. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы: | 2 | |||
1. | Лабораторная работа №3 «Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости». | 1 | 3 | |
2. | Лабораторная работа №4 «Определение модуля упругости резины». | 1 | 3 | |
Практические занятия: | 1 | |||
1. | Определение влажности воздуха | 1 | 2 | |
Раздел 3 Электродинамика | 49 | |||
Тема 3.1 Электростатическое поле | Содержание учебного материала | 9 | ||
1. | Явление электризации. Электрический заряд. | 1 | 2 | |
2. | Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 1 | 2 | |
3. | Электрическое поле и его изображение. Напряженность электрического поля | 1 | 2 | |
4. | Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. | 1 | 2 | |
5. | Проводники в электростатическом поле | 1 | 2 | |
6. | Диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость | 1 | 2 | |
7. | Электроемкость. Конденсаторы | 1 | 2 | |
8. | Соединение конденсаторов. Энергия конденсатора. | 1 | 2 | |
9. | Работа и мощность постоянного тока, закон Джоуля-Ленца. Решение задач за полугодие | 1 | 2 | |
Практические занятия: | 2 | |||
1. | Решение задач по теме: «Закон Кулона» | 1 | 2 | |
2. | Решение задач по определению параметров электрического поля | 1 | 2 | |
Тема 3.2 Законы постоянного тока | Содержание учебного материала | 7 | ||
1. | Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока | 1 | 2 | |
2. | Напряжение. Электродвижущая сила. | 1 | 2 | |
3. | .Сопротивление. Зависимость сопротивления проводника от температуры | 1 | 2 | |
4. | Закон Ома для участка цепи и полной цепи. | 1 | 2 | |
5. | Последовательное и параллельное соединение проводников. | 1 | 2 | |
6.. | Работа и мощность постоян Сопротивление. Зависимость сопротив-ления проводника от температуры ного тока, закон Джоуля-Ленца. Решение задач | 1 | 2 | |
7. | Зачет по теме: «Законы постоянного тока». | 1 | 2 | |
Лабораторные работы: | 4 | |||
1. | Лабораторная работа № 5 «Изучение последовательного соединения проводников» | 1 | 3 | |
2. | Лабораторная работа № 6 «Изучение параллельного соединения проводников» | 1 | 3 | |
3. | Лабораторная работа № 7 «Определение удельного сопротивления проводника | 1 | 3 | |
4. | Лабораторная работа № 8 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 | 3 | |
Практические занятия: | 3 | |||
1. | Решение задач по определению силы тока, напряжения, ЭДС | 1 | 2 | |
2. | Решение задач по теме: «Закон Ома и виды соединения проводников» | 1 | 2 | |
3. | Решение задач по определению работы, мощности и теплоты постоянного тока | 1 | 2 | |
Тема 3.3 Электрический ток в различных средах | Содержание учебного материала | 7 | ||
1. | Электрическая проводимость различных сред. Электронная проводимость металлов. | 1 | 2 | |
2. | Электрический ток в жидкостях. Закон Фарадея. Решение задач. | 1 | 2 | |
3. | Электрический ток в вакууме. Термоэлектрическая эмиссия. | 1 | 2 | |
4. | Устройство, принцип действия и назначение лампового диода, триода, электронно - лучевой трубки. Решение задач. | 1 | 2 | |
5. | Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Понятие о плазме. | 1 | 2 | |
6. | Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников и ее зависимость от освещенности и температуры. | 1 | 2 | |
7. | Зачет по теме: «Электрический ток в различных средах». | 1 | 2 | |
Практические занятия: | 1 | |||
1 | Решение задач по теме: «Электрический ток в различных средах» | 1 | 2 | |
Тема 3.4 Магнитное поле | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Взаимодействие токов. Магнитное поле и его характеристики. | 1 | 2 | |
2. | Сила Ампера. Сила Лоренца. | 1 | 2 | |
3. | Магнитные свойства вещества. Постоянные магниты. | 1 | 2 | |
4. | Зачет по теме: «Магнитное поле». | 1 | 2 | |
Лабораторные работы: | 1 | |||
1 | Лабораторная работа № 9 «Наблюдение взаимодействия магнита и тока». | 1 | 3 | |
Практические занятия: | 2 | |||
1. | Решение задач по определению магнитных параметров. | 1 | 2 | |
2. | Решение задач по определению силы Ампера и силы Лоренца. | 1 | 2 | |
Тема 3.5 Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. | 1 | 2 | |
2. | Закон Фарадея. | 1 | 2 | |
3. | ЭДС индукции в движущихся проводниках. Решение задач. | 1 | 2 | |
4. | Самоиндукция. Индуктивность. | 1 | 2 | |
5. | ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля. | 1 | 2 | |
6. | Зачет по теме: «Электромагнитная индукция». | 1 | 2 | |
Лабораторные работы: | 1 | |||
1. | Лабораторная работа № 10 «Изучение электромагнитной индукции». | 1 | 3 | |
Практические занятия: | 2 | |||
1. | Решение задач по определению ЭДС индукции. | 1 | 2 | |
2. | Решение задач по определению ЭДС самоиндукции, индуктивности, энергии магнитного поля. | 1 | 2 | |
Раздел 4. Колебания и волны | ||||
Тема 4.1 Электромагнитные колебания | Содержание учебного материала | 10 | ||
1. | Гармонические колебания. Параметры электромагнитных колебаний (амплитуда, период, частота, фаза). | 1 | 2 | |
2. | Колебательный контур. Процессы в нем. Аналогия между механическими и электрическими колебаниями | 1 | 2 | |
3. | Переменный электрический ток. Действующее значение силы тока и напряжения. | 1 | 2 | |
4. | Активное сопротивление. Мощность в цепи с резистором. | 1 | 2 | |
5. | Индуктивность и емкость в цепи переменного тока | 1 | 2 | |
6. | Индуктивность и емкость в цепи переменного тока | 1 | 2 | |
7. | Резонанс в электрической цепи | 1 | 2 | |
8. | Генерирование переменного тока. Устройство генератора | 1 | 2 | |
9. | Трансформаторы и их применение. | 1 | 2 | |
10. | Зачет по теме: «Электромагнитные колебания» | 1 | 2 | |
Практические занятия: | 4 | |||
1. | Решение задач по определению параметров электромагнитных колебаний | 1 | 2 | |
2. | Расчет электрических цепей переменного тока с активной нагрузкой | 1 | 3 | |
3. | Расчет электрических цепей переменного тока с реактивной нагрузкой | 1 | 3 | |
4. | Решение задач по определению параметров трансформатора | 1 | 3 | |
Тема 4.2 Электромагнитные волны и их свойства | Содержание учебного материала: | 8 | ||
1. | Электромагнитное поле. | 1 | 2 | |
2. | Электромагнитные волны. | 1 | 2 | |
3. | Свойства электромагнитных волн. | 1 | 2 | |
4. | Энергия электромагнитных волн. | 1 | 2 | |
5. | Принцип радиотелефонной связи. Модуляция и демодуляция. | 1 | 2 | |
6. | Простейший радиоприемник. | 1 | 2 | |
7. | Радиолокация, телевидение. Развитие средств связи в России. | 1 | 2 | |
8. | Скорость света. Отражение света. Принцип Гюйгенса. | 1 | 2 | |
Физический практикум | Лабораторные работы: | 8 | ||
1. | «Снятие вольтамперной характеристики полупроводникового диода» | 2 | 3 | |
2. | «Снятие температурной характеристики терморезистора» | 2 | 3 | |
3. | «Измерение температурного коэффициента сопротивления меди» | 2 | 3 | |
4. | «Исследование разряда конденсатора и измерение его электроемкости» | 2 | 3 | |
Повторение материала | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. | Повторение основных понятий, формул, законов. | 2 | 2 | |
2. | Зачет по темам 1 курса | 2 | 2 | |
Практические занятия: | 2 | |||
1. | Решение задач по темам 1 курса | 2 | 3 | |
Всего за 1 курс | 142 | |||
2 курс | ||||
Тема 4.2 Электромагнитные волны и их свойства | Содержание учебного материала | 8 | ||
1. | Преломление света. | 1 | 2 | |
2. | Полное отражение. | 1 | 2 | |
3. | Дисперсия света. | 1 | 2 | |
4. | Когерентные волны. Интерференция света. Применение интерференции. | 1 | 2 | |
5. | Дифракция света. Дифракционная решетка. | 1 | 2 | |
6. | Поляризация света. | 1 | 2 | |
7. | Шкала электромагнитных волн. | 1 | 2 | |
8. | Зачет по теме «Электромагнитные волны и их свойства. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы: | 2 | |||
1. | Лабораторная работа № 11 «Измерение показателя преломления стекла». | 1 | 3 | |
2. | Лабораторная работа № 12 «Наблюдение интерференции и дифракции света». | 1 | 3 | |
Практические занятия: | 2 | |||
1. | Решение задач по темам: «Отражение и преломление света» | 1 | 2 | |
2. | Решение задач по теме: «Электромагнитные волны и их свойства» | 1 | 2 | |
Тема 4.3 Геометрическая оптика | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Линзы. Построение изображения в линзах. | 1 | 2 | |
2. | Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | 1 | 2 | |
3. | Глаз, способы изменения зрения. | 1 | 2 | |
4. | Зачет по теме «Геометрическая оптика». | 1 | 2 | |
Практические занятия: | 2 | |||
1. | Построение изображения в линзах. | 1 | 2 | |
2. | Решение задач с использованием уравнения тонкой линзы. | 1 | 2 | |
Раздел 5. Квантовая и атомная физика | ||||
Тема 5.1 Световые кванты | Содержание учебного материала | 7 | ||
1. | Фотоэффект и его законы. Квант света. | 1 | 2 | |
2. | Уравнение фотоэффекта. | 1 | 2 | |
3. | Вакуумные и полупроводниковые фотоэлементы. Применение фотоэффекта в технике. | 1 | 2 | |
4. | Эффект Комптона. Давление света. Опыты Лебедева. | 1 | 2 | |
5. | Химическое действие света. Фотография. Корпускулярно-волновой дуализм. | 1 | 2 | |
6. | Волновые свойства частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. | 1 | 2 | |
7. | Зачет по теме: «Световые кванты». | 1 | 2 | |
Практические занятия: | 3 | |||
1. | Решение задач по определению параметров квантов света. | 1 | 2 | |
2. | Решение задач с использованием уравнения фотоэффекта. | 1 | 2 | |
3. | Решение задач по теме: «Световые кванты». Подготовка к зачету. | 1 | 2 | |
Тема 5.2 Атом и атомное ядро | Содержание учебного материала | 14 | ||
1. | Опыты Резерфорда. | 1 | 2 | |
2. | Квантовые постулаты Бора. | 1 | 2 | |
3. | Испускание и поглощение света атомом. Непрерывный и линейчатый спектр. | 1 | 2 | |
4. | Спектры поглощения и испускания. Спектральный анализ. | 1 | 2 | |
5. | Лазер. Принцип действия лазера. | 1 | 2 | |
6. | Состав ядра атома. Изотопы. Ядерная сила. | 1 | 2 | |
7. | Энергия связи атомных ядер. Ядерная реакция. | 1 | 2 | |
8. | Энергия выхода ядерных реакций. | 1 | 2 | |
9. | Радиоактивность α, β, γ- излучений. | 1 | 2 | |
10. | Закон радиоактивного распада. | 1 | 2 | |
11. | Методы регистрации заряженных частиц. | 1 | 2 | |
12. | Деление ядер урана. | 1 | 2 | |
13. | Цепная реакция. Термоядерные реакции. | 1 | 2 | |
14. | Зачет по теме: «Атом и атомное ядро. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы: | 2 | |||
1. | Лабораторная работа №13 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. | 1 | 3 | |
2. | Лабораторная работа № 14 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». | 1 | 3 | |
Практические занятия: | 2 | |||
1. | Решение задач с использованием уравнения Резерфорда. | 1 | 2 | |
2. | Решение задач по определению состава ядра, энергии связи и энергии выхода. | 1 | 2 | |
Раздел 6. Элементы астрономии | 4 | |||
1. | Строение Солнечной системы. | 1 | 1 | |
2. | Звезды и источники их энергии. | 1 | 1 | |
3. | Наша Галактика. Виды галактик. | 1 | 1 | |
4. | Строение Вселенной. | 1 | 1 | |
Физический практикум | 8 | |||
1. | Лабораторная работа «Изучение колебаний пружинного маятника». | 2 | 3 | |
2. | Лабораторная работа «Определение длины звуковой волны и скорости звука в воздухе методом резонанса». | 2 | 3 | |
3. | Лабораторная работа «Изучение электронного осциллографа и его применение к исследованию периодических процессов». | 2 | 3 | |
4. | Лабораторная работа «Изучение устройства трансформатора и измерение его коэффициента трансформации». | 2 | 3 | |
Подготовка к экзаменам | ||||
1. | Законы Ньютона. Закон Всемирного тяготения. Законы сохранения импульса и энергии. | 2 | 2 | |
2. | Основные положения МКТ. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы. | 2 | 2 | |
3. | Внутренняя энергия. Изменение внутренней энергии. 1-й закон термодинамики. Тепловые двигатели. | 2 | 2 | |
4. | Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Потенциал. Электрическая емкость. Конденсатор. | 2 | 2 | |
Годовая контрольная работа | 2 | 2 | ||
Всего за 2 курc | 68 | |||
Всего: | 210 | |||
Самостоятельные работы.
| 105 | |||
35. Подготовить доклад на тему: «Электрический ток в металлах». 36. Самостоятельное решение задач Законы Фарадея для электролиза». 37. Подготовить доклад на тему: «Электрический ток в полупроводниках». 38. Самостоятельно изучить вопрос: «Электропроводность полупроводников в зависимости от освещенности» 39. Самостоятельно изучить вопрос: «Понятие плазмы». 40. Решение задач на графическое изображение магнитного поля кругового тока, соленоида. 41. Самостоятельное решение задач на определение магнитных полюсов соленоида. 42. Решение задач на определение направления силы, действующей на проводник в магнитном поле. 43. Самостоятельное решение задач на определение силы Ампера, силы Лоренца. 44. Самостоятельное решение задач на определение магнитной индукции и магнитного потока. 45. Подготовить доклад на тему: «Магнитное поле Земли. 46. Самостоятельное решение задач с использованием закона электромагнитной индукции. 47. Самостоятельное решение задач на расчет ЭДС индукции, самоиндукции и энергии магнитного поля. 48. Подготовить доклад на тему: «на нахождение параметров колебательного движения. 49. Подготовить доклад на тему: «Свойства механических волн». 50. Построить график электромагнитных волн в координатах Е и В. 51. Самостоятельное решение задач по определению периода электромагнитных колебаний (формула Томсона), скорости распространения волн. 52. Подготовить доклад на тему: « Автоколебания. Генератор незатухающих колебаний». 53. Самостоятельное решение задач по определению параметров вынужденных электрических колебаний. 54. Подготовить доклад на тему: «Трансформаторы». 55. Подготовить доклад на тему: « Передача и распределение электроэнергии». 56. Самостоятельно подготовить вопрос «Свойства электромагнитных волн». 57. Подготовить доклад на тему: «Открытый колебательный контур как источник электромагнитных волн». 58. Подготовить доклад на тему: «Развитие средств связи в России». 59. Подготовить доклад на тему: «Электромагнитная природа света». 60. Подготовить доклад на тему: «Звезды – основной источник света во Вселенной». 61. Решение задач на отражение и преломление света. 62. Самостоятельно подготовить вопрос; «Понятие о поляризации». 63. Подготовить доклад на тему: «Поляроиды, их применение в науке и технике». 64. Решение задач с использованием формулы тонкой линзы. 65. Подготовить доклад на тему: «Спектральный анализ и использование его в науке и технике». 66. Подготовить доклад на тему: «Понятие о парниковом эффекте». | ||||
67. Самостоятельно подготовить вопрос; Квантовая природа света». 68. Самостоятельно подготовить вопрос; «Квантовая природа света». 69. Решение задач с использованием; «по определению энергии и импульса фотона. 70. Решение задач с использованием Уравнения фотоэффекта. 71. Самостоятельно подготовить вопрос; «Внешний фотоэффект и его использование в технике». 72. Самостоятельно подготовить вопрос; «Химическое действие света и его применение в фотографии и некоторых технологических процессах». 73. Самостоятельно подготовить вопрос; «Понятие о корпускулярно – волновом дуализме». 74. Самостоятельное решение задач на использование закона радиоактивного распада. 75. Решение задач на определение дефекта массы. 76. Решение задач на определение состава ядра различных элементов. 77. Самостоятельное решение задач по определению энергии связи в ядре. 78. Самостоятельное решение задач на составление уравнений ядерных реакций. 79. Решение задач на определение энергетического выхода ядерных реакций. 80. Подготовить доклад на тему: «Открытие позитрона и нейтрона». 81. Подготовить доклад на тему: «Виды космического излучения». 82. Самостоятельно подготовить вопрос; «Виды космического излучения». 83. Самостоятельно подготовить вопрос; «Использование атомной энергии в мирных целях». 84. Самостоятельно подготовить вопрос; «Получение радиоаетивных изотопов и их применениев медицине». 85. Подготовить доклад на тему: «Балаковская атомная электростанция». 86. Решение задач на расчет энергетического выхода термоядерной реакции. 87. Решение задач на построение изображения в собирающих линзах Проблема термоядерной энергетики». 88. Подготовить доклад на тему: «Строение звезд». 89. Подготовить доклад на тему: «Ядра звезд как естественный термоядерный реактор». 90. Подготовить доклад на тему: «Основные этапы эволюции звезд». 91. Подготовить доклад на тему: «Резонанс тока». 92. Решение задач на построение изображения в собирающих линзах. 93. Решение задач на построение изображения в рассеивающих линзах. 94. Самостоятельно подготовить вопрос; «Глаз. Очки». 95. Подготовить доклад на тему: «Методы определения скорости света». 96. Самостоятельно подготовить вопрос; «Некоторые применения интерференции света». 97. Самостоятельно подготовить вопрос; «Границы применения геометрической оптики». 98. Самостоятельное изучение вопроса: «Относительность одновременности». 99. Самостоятельное изучение вопроса: «Виды излучений. Источники света». 100. Подготовить презентацию на тему: «Шкала электромагнитных излучений». 101. Подготовить презентацию на тему: «Лазеры». 102. Подготовить презентацию на тему: »Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц». 103. Подготовить презентацию на тему: »Ядерный реактор». 104. Подготовить презентацию на тему: »Развитие средств связи в России». 105. Подготовить презентацию на тему: »Виды спектров». |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики (учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, карточки-задания, наборы плакатов, демонстрационные и электрифицированные стенды);
лаборатории физики (инструкции к проведению лабораторных работ, инструменты, приборы и приспособления, монтажные панели, учебные электрические схемы, аптечка, инструкции по безопасности).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2010.
2. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2010.
3. Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
4. Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
5. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2010.
6. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2010
7. Лансберг Г.С. Элементарный учебник физики. Том1. Механика. Теплота. Молекулярная физика –М.1995
8. Лебедев И.Ю. Физика ЕГЭ 2011 «Просвещение». 2011
9. Мякишев Г.Я. Физика. 10 кл. .: Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М. 2010.
10. Мякишев Г.Я. Физика. 11кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М. 2010
11. Рымкевич А.М. Сборник задач по физике для 10-11 классов. «Дрофа» 2006.
12. Ханнанов М.Н. ЕГЭ, 2006. Физика. Типовые тестовые задания. «Экзамен» 2006
Дополнительная литература:
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В.Перышкина 10 класс 2007
- Губанов В.В. Физика 11 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. - Саратов: Лицей. 2012.
- Губанов В.В. Физика 9 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. - Саратов: Лицей. 2011.
- Губанов В.В. Физика 10 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. - Саратов: Лицей. 2011.
- Беспалов В.Я. Электрические машины. Уч.пособие. - М.: ИЦ "Академия", 2005
- Кикоин А.К. Физика. Учебник для 10 класса с углубленным изучением физики 1998
- Панфилов В.А. Электрические измерения. "Академия"2008.
- Ильина Н.В. Тематический контроль по физике. Зачеты 10-11 класс. «Интеллект-Центр» 2012.
Технические средства обучения:
Компьютер с выходом в сеть Интернет;
видеопроектор;
видеофильмы;
лабораторные приборы и приспособления.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Раздел (тема) учебной дисциплины | Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Тема 1.1 Основы кинематики Тема 1.2 Элементы специальной теории относительности | В результате освоения темы обучающийся должен уметь: - формулировать понятия: механическое движение, скорость и ускорение, система отсчета, механический принцип относительности, постулаты Эйнштейна; - изображать графически различные виды механического движения; - решать задачи с использованием формул для равномерного и равноускоренного движения. В результате освоения темы обучающийся должен знать: -виды механического движения в зависимости от формы траектории и скорости перемещения тела, - понятие траектории, пути, перемещения; - различие классического и релятивистского законов сложения скоростей; -относительность понятий длины и промежутков времени. | Экспертная оценка результатов выполнения практической работы Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 1.3 Основы динамики | В результате освоения темы обучающийся должен уметь: - различать понятия веса и силы тяжести; - объяснять понятие невесомости; - решать задачи на применение законов Ньютона, законов всемирного тяготения, с использованием законов зависимости массы тела от скорости. В результате освоения темы обучающийся должен знать: - основную задачу динамики; - понятие массы, силы, законы Ньютона; - закон всемирного тяготения. | Экспертная оценка результатов выполнения практической работы, лабораторной работы. Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 1.4 Законы сохранения в механике | В результате освоения темы обучающийся должен уметь: - объяснять суть реактивного движения и различие в видах механической энергии; - решать задачи на применение закона сохранения импульса и механической энергии. В результате освоения темы обучающийся должен знать: - понятие импульса тела, работы, мощности, механической энергии и ее различных видов; - закон сохранения импульса; - закон сохранения механической энергии. | Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 1.5 Механические колебания и волны | В результате освоения темы обучающийся должен уметь: -формулировать понятие колебательного движения и его видов; понятие волны; - изображать графически гармоническое колебательное движение; - решать задачи на нахождение параметров колебательного движения. В результате освоения темы обучающийся должен знать: - превращение энергии при колебательном движении; - суть механического резонанса; - процесс распространения колебаний в упругой среде. | Экспертная оценка результатов выполнения практической работы, лабораторной работы. Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 2.1 Основы молекулярно - кинетической теории | В результате освоения темы обучающийся должен уметь: - объяснять графики зависимости силы и энергии взаимодействия молекул от расстояния между ними; -объяснять связь средней кинетической энергии молекул с температурой по шкале Кельвина; - строить и читать графики изопроцессов в координатах PV, VT, PT; - решать задачи с использованием уравнения Клапейрона – Менделеева; - переводить значения температур из шкалы Цельсия в шкалу Кельвина и обратно. В результате освоения темы обучающийся должен знать: - основные положения молекулярно-кинетической теории; - понятие идеального газа, вакуума, температуры; - уравнение Клапейрона – Менделеева. | Экспертная оценка результатов выполнения практической работы, лабораторной работы. Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 2.2 Основы термодинамики | В результате освоения темы обучающийся должен уметь: - применять первое начало термодинамики к изопроцессам в идеальном газе;- решать задачи и использованием первого начала термодинамики, на расчет работы газа при изобарном процессе, на определение КПД тепловых двигателей. В результате освоения темы обучающийся должен знать: - физическую сущность понятий: внутренняя энергия, работа, количество теплоты; - способы изменения внутренней энергии; - первое начало термодинамики; - необратимость тепловых процессов; - особенности адиабатного процесса; - принцип действия тепловой машины и холодильной установки; - роль тепловых двигателей в народном хозяйстве; - методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды. | Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 2.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы | В результате освоения темы обучающийся должен уметь: - решать задачи на определение относительной влажности воздуха; - объяснять диаграмму равновесных состояний и фазовых переходов.. В результате освоения темы обучающийся должен знать: - физическую сущность понятий: фаза вещества, критическое состояние вещества, газообразное, жидкое и твердое состояние вещества; - явление поверхностного натяжения жидкости, смачивания и капиллярности; - состояние вещества в данном агрегатном состоянии на основе характера движения и взаимодействия молекул; - типы связей в кристаллах и виды кристаллических структур; - отличие кристаллических тел от аморфных; - природу теплового расширения тел. | Экспертная оценка результатов выполнения практической работы Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 3.1 Электростатическое поле | В результате освоения темы обучающийся должен знать: - законы сохранения заряда; закон Кулона; Физический смысл напряженности, потенциала и напряжения, емкости; Электрические свойства проводников и диэлектриков; сущность поляризации диэлектриков; действие электрического поля на проводник и диэлектрики В результате освоения темы обучающийся должен уметь: - формулировать понятие электромагнитного поля и его частных проявлений – электрического и магнитного полей; изображать графически электрические поля заряженных тел, поверхности равного потенциала; решать задачи: на применение закона сохранения заряда и закона Кулона, принципа суперпозиции полей, на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле; на расчет напряженности, потенциала, напряжения, работы электрического поля, электрической емкости, энергии электрического поля. | Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 3.2 Законы постоянного тока | В результате освоения темы обучающийся должен знать: - условия, необходимые для существования постоянного тока; - физический смысл ЭДС; - закон Ома для участка цепи и для полной цепи; - закон Джоуля – Ленца; - принцип работы приборов, использующих тепловое действие электрического тока. В результате освоения темы обучающийся должен уметь: Производить расчет электрических цепей при различных способах соединения потребителей и источников электрического тока; Решать задачи на определение силы и плотности тока с использованием закона Ома для участка цепи и для полной цепи, на определение эквивалентного сопротивления для различных способах соединений, с использованием формул зависимости сопротивления проводника от температуры, геометрических размеров, формул работы и мощности электрического тока. | Экспертная оценка результатов тестирования Экспертная оценка результатов выполнения практической работы |
Тема 3.3 Электрический ток в различных средах | В результате освоения темы обучающийся должен знать: - физическую сущность термоэлектронной эмиссии, возникновения контактной разности потенциала - природу электрического тока в металлах, электролизах, газах, вакууме; - закон Фарадея для электролиза; - использование электролиза в технике; превращение внутренней энергии в электрическую при химических реакциях в источниках тока; - проводимость газов, свечение газа в рекламных трубках; - виды проводимости полупроводников; - устройство, принцип работы в области применения полупроводникового диода, транзистора и фоторезистора; - зависимость электропроводности полупроводников от температуры и освещенности; - различие в характере проводимости между проводниками, полупроводниками и диэлектриками. В результате освоения темы обучающийся должен уметь: формировать основные положения электронной проводимости металлов; находить численное значение величины элементарного заряда; решать задачи, используя закон Фарадея для электролиза, формулу работы выхода электрона из металла. | Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 3.4 Магнитное поле | В результате освоения темы обучающийся должен знать: - определение и свойства магнитного поля; - физическую сущность магнитной индукции, силы Лоренца; - закон Ампера; - действие магнитного поля на проводник с током; - классификацию веществ по их магнитным свойствам; В результате освоения темы обучающийся должен уметь: Графически изображать магнитные поля прямого проводника с током, соленоида, постоянного магнита; определять магнитные полюса соленоида, направление линий магнитной индукции, направление силы, действующей на проводник в магнитном поле; решать задачи на расчет силы Ампера, магнитной индукции, магнитного потока, силы Лоренца, работы при перемещении проводника с током в магнитном поле. | Экспертная оценка результатов тестирования Экспертная оценка результатов выполнения практической работы |
Тема 3.5 Электромагнитная индукция | В результате освоения темы обучающийся должен знать: - основные положения электромагнитной теории Максвелла; - закон электромагнитной индукции; - возникновение ЭДС индукции при движении проводника в магнитном поле; - относительный характер электрического и магнитного полей; В результате освоения темы обучающийся должен уметь: Определять направления индуктивного тока, используя правило Ленца; решать задачи, используя закон электромагнитной индукции, решать задачи на расчет ЭДС самоиндукции, энергии магнитного поля. | Экспертная оценка результатов тестирования Экспертная оценка результатов выполнения практической работы |
Тема 4.1 Электромагнитные колебании | В результате освоения темы обучающийся должен знать: - схему закрытого колебательного контура и основные энергетические процессы, происходящие в нем; - принцип действия генератора незатухающих колебаний; - получение переменного тока с помощью индукционного генератора; - принцип действия трансформатора, области его применения; - свойства электромагнитных волн; - физические процессы, происходящие в радиоприемных и радиопередающих устройствах; - принцип радиосвязи. В результате освоения темы обучающийся должен уметь: Формировать понятие фазы колебаний; строить график электромагнитной волны в координатах Е и В; решать задачи на определение периода электромагнитных колебаний (формула Томсона), на определение скорости распространения электромагнитных волн. | Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 4.2 Электромагнитные волны и их свойства | В результате освоения темы обучающийся должен знать: - волновую теорию света; - принцип Гюйгенса; - физическую сущность явления интерференции, дифракции поляризации и дисперсии света; - действие дифракционной решетки; - происхождение спектров испускания и поглощения; - разложение белого света в тонкой пленке. В результате освоения темы обучающийся должен уметь: Формировать понятия когерентности и монохроматичности волн; изображать падающий, отраженный и преломленный лучи и обозначать соответствующие углы; анализировать состав электромагнитных излучений; решать задачи на определение зависимости между длиной волны и частотой электромагнитных колебаний, с использованием законов отражения и преломления света, полного отражения. | |
Тема 4.3 Геометрическая оптика | В результате освоения темы обучающийся должен знать: - виды линз; - построение изображения в линзах; - Формула тонкой линзы. Увеличение линзы; - Глаз, способы изменения зрения. В результате освоения темы обучающийся должен уметь: строить изображение в линзах; знать формулу тонкой линзы; рассчитывать увеличение линзы; устройство глаза; использование очков для улучшения зрения. | |
Тема 5.1 Световые кванты | В результате освоения темы обучающийся должен знать: - квантовую природу света, гипотезу Планка, - законы внешнего фотоэффекта, - уравнение Эйнштейна для фотоэффекта; - давление света; - сущность корпускулярно - волнового дуализма фотона; - особенности химического и биологического действия света. В результате освоения темы обучающийся должен уметь: Решать задачи с использованием уравнения фотоэффекта, на вычисление энергии и импульса фотона | |
Тема 5.2 Атом и атомное ядро | В результате освоения темы обучающийся должен знать: - сущность опытов Резерфорда - модель атома Резерфорда и Бора; - уровни энергии в атоме; - происхождение спектров на основе теории Бора; -экспериментальные методы регистрации заряженных частиц; - сущность радиоактивности; - состав радиоактивного излучения и его характеристики; - состав атомного ядра; - физическая сущность природы ядерных сил и дефекта массы; - механизм деления тяжелых атомных ядер; - принцип работы ядерного реактора; - развитие атомной энергетики и проблемы экологии. В результате освоения темы обучающийся должен уметь: Формулировать постулаты Бора; решать задачи на использование закона радиоактивного распада; на использование дефекта массы и энергии связи в ядре; на составление ядерных реакций, рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции; решать задачи на сохранение баланса энергии при термоядерных реакциях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Математика" для специальностей технического профиля НПО (ФГОС-3)
Рабочая программа по дисциплине "Математика" для специальностей технического профиля начального профессионального образования, выполненная по требованиям Федерального государственного образовательного...
Учебное пособие "Лабораторный практикум по химии" для студентов 1 курса (специальности технического профиля)
Учебное пособие «Лабораторный практикум по химии» соответствует образовательному стандарту дисциплины «Химия» для специальностей технического профиля. «Практикум по химии» предназначен для закре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ для специальности технического профиля среднего профессионального образования базовой подготовки
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...
Рабочая программа учебной дисциплины "История" (технический профиль)
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образовани...
Рабочая программа по дисциплине "История " для специальностей технического профиля
Рабочая программа учебной дисциплины "История" предназначена для изучения истории общеобразовательного цикла в учреждении СПО по специальностям технического профиля...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОГСЭ. 03 Иностранный язык (Английский) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для специальности технического профиля 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению...