Характеристики электрического тока (нестандартный урок)
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Как урок с межпредметными связями и использованием интерактивных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnyy_urok_1.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Характеристики электрического тока»
Дата проведения: 17.02.2012 г.
Время проведения: 10²-11¹º ч.
Место проведения: МБОУ - лицей, кабинет физики.
Возраст: 14-15 лет.
Количество детей: 25.
Форма проведения: тренинг.
Участники: учащиеся 8-б класса.
Организаторы: учитель высшей квалификационной категории МБОУ - лицей Акентьев Валерий Иванович.
Эпиграф: «Умственные занятия оказывают такое же благотворное влияние, какое Солнце оказывает на природу, они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух»
В. Гумбольд
Цель: научить видеть проявления полученных знаний в окружающей жизни; сформировать у обучающихся понятия силы тока, напряжения и сопротивления путём аналогии в новых условиях;
проверить знания, умения и практические навыки обучающихся.
Задачи:
развивать у учащихся потребность использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент, анализ) для формирования понятий силы тока, напряжения и сопротивления;
закрепить навыки решения задач различного вида;
формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучающихся;
научить применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.
Дидактический материал: | 1) мультимедиапрезентация; 2) интерактивная презентация; |
Средства: | 1) гальванометр демонстрационный, 2) чайник, 3) ложка, 4) подсоленная вода, 5) стеклянный стакан, 6) алюминиевый стакан, 7) соединительные провода, 8) компьютер, 9) медиапроектор, 10) интерактивная доска. |
Методы обучения: | Обоснование выбора метода: |
1) практический | занятие включает проведение экспериментов и практических заданий |
2)наглядный | способствует развитию наблюдательности, повышению внимания к поставленному вопросу; обеспечивается демонстрационными экспериментами и презентацией |
3) словесные | являются методами организации и осуществления учебных действий |
4) проблемно - поисковый | способствует развитию самостоятельности мышления |
5) индуктивный | развивает умения обобщать, делать умозаключения (от частного к общему) |
6) дедуктивный | развивает умения осуществлять умозаключения (от общего к частному) и анализировать факты |
7) исследовательский | способствует развитию творческого мышления |
Принципы обучения: | 1) научности и доступности содержания обучения; |
2) систематичности и последовательности в овладении достижениями науки; |
З) сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога; |
4) наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода; |
5) связи обучения с жизнью, практикой; |
6) рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов работы. |
Этапы занятия | 1) организационный (психологический настрой обучающихся на предстоящее занятие); |
2) основной (задания и вопросы); |
З) заключительный (подведение итогов) |
Планируемый результат | 1) формирование логического мышления; 2) расширение кругозора |
Личная значимость для обучающихся | 1) самоутверждение личности в процессе проверки знаний, умений и навыков |
Условия проведения: обучающиеся получают различные задания разной степени сложности. Каждый ответ на поставленный вопрос подтверждается соответствующим слайдом или демонстрацией. В зависимости от степени поднятия духа выставляются оценки путём самоанализа своей детельности.
Ход мероприятия:
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (3 минуты) | выстраивает структуру занятия | самоорганизация |
II. Повторение и закрепление материала. Актуализация знаний. (37 минут) | Задания и вопросы: Определение цели урока: 1) Представьте себе такую ситуацию: к вам в класс пришёл новый ученик (ученица). Что для вас важнее в нём: внешность, характер, его материальное состояние, или что-то другое? (задаётся дважды, отвечает мальчик и девочка). Проведём аналогию с темой, которую сейчас изучаем. ''Новым учеником'' будет сама тема ''Электрический ток''. 2) Что, по-вашему, необходимо выяснить о нём? Какова цель урока? Итак, цель урока: познакомиться с характеристиками электрического тока. 3) Что такое электрический ток? 4) Какие заряженные частицы вам известны? 5) Каковы условия существования электрического тока? 6) Какими частицами создаётся электрический ток в металлах? 7) Какими частицами создаётся электрический ток в электролитах? Рассмотрим характеристики электрического тока на примере потока воды. Как называется начало реки, ручейка? Аналогия: без чего невозможно протекание электрического тока в цепи? Внимание! 1) Чем отличаются эти два потока? 2) Одинаковая ли сила движет этими частицами воды? 3) Как зависит скорость течения от этой силы? Практическое задание №2 «Демонстрация-сюрприз» Оборудование: чайник с солёной водой, столовая ложка, гальванометр, стакан, соединительные провода. Сюрприз: в этой цепи нет источника тока. А ток есть! Причём, чем больше скорость струи воды, тем гальванометр показывает больший ток в цепи. 1) Как называется данная характеристика электрического тока? 2) Что представляет собой сила тока? 3) В каких единицах измеряется? Историческая пауза: Сенека: «Не было ещё гения без некоторой доли безумия» Варил в воде свои часы, держа яйцо в руке Увидел доску, достал мел, стал записывать расчёты, доска начала двигаться, пошёл за ней, затем побежал. Доска оказалась задней стенкой кареты 4) Прибор для измерения силы тока? 5) Как включается в цепь амперметр? 6) Формула расчёта силы тока? 7) Какие единицы силы тока используются для измерения слабых токов и сильных? (тест) 8) Ток какой силы является опасным для жизни человека. Что нужно сделать, чтобы электроны пришли в движение? Аналогия: Что является в реке такой внешней силой? «Демонстрация-сюрприз»: чем сильнее струя воды, тем гальванометр показывает больший ток в цепи. 1) Как называют разницу давлений по-другому? 2) Как называется характеристика электрического тока? 3) Напряжение характеризует источник тока, создающий электрическое поле, которое и действует на электроны в проводнике с определённой силой. 3) В каких единицах измеряется? Историческая пауза: Плавая по озеру на лодке, установил, что газ, поднимающийся со дна от шеста, прекрасно горит. Вскоре Вольта уже демонстрировал не только газовые горелки, но и пистолеты, в которых вместо пороха взрывался газ, поджигаемый электрической искрой. 4) Прибор для измерения напряжения? 5) Как включается в цепь вольтметр? 6) Формула расчёта напряжения? 7) Какие единицы напряжения используются для измерения низких напряжений и высоких? (тест) 8) Ток какого напряжения является опасным для жизни человека? Аналогия: как вы считаете, в горной реке камни помогают или препятствуют скорости течения? 1) Подобно камням ведут себя ионы в узлах кристаллических решёток, мешая движению электронов. Так как заряды разноимённые, то они притягиваются друг к другу. В проводнике возникает электрическое сопротивление. 3) В каких единицах измеряется? Историческая пауза: никаких измерительных приборов еще не было, эксперименты шли в течение 9 лет, работы прошли незамеченными и были встречены даже враждебно, и лишь когда Пулье во Франции снова пришёл опытным путём к тем же результатам, закон Ома был принят учёным миром 4) Прибор для измерения сопротивления? 6) Формула расчёта сопротивления? 7) Какие единицы сопротивления используются для измерения малых сопротивлений и больших? (тест) | Ответ: характер. Ответ: характер упорядоченное движение заряженных частиц электроны, протоны и ионы 1) наличие заряженных частиц и 2) поля электронами ионами Ответ: исток Ответ: источника тока Ответ: скоростью течения. Ответ: различная. Чем сила больше, тем скорость течения больше. Ответ: разное количество частиц совершают упорядоченное движение (усвоение новых знаний). сила тока число зарядов, прошедших через поперечное сечение проводника в единицу времени Ампер, 1948 год черта характера: рассеянность черта характера: целеустремлённость амперметр последовательно I= q/t 1мА, 1мкА, 1кА От 0,05А до 0,1 А приложить внешнюю силу разница давлений разница давлений напор напряжение Величина, равная отношению работы, совершаемой электрическим полем, к модулю перемещаемого заряда Вольт Черта характера: наблюдательность, изобретательность, упорство вольтметр параллельно U= A/q 1мВ, 1мкВ, 1кВ Выше 42 В в сухих помещениях и выше 12 В в сырых Препятствуют Электрическое сопротивление – мера противодействия прохождению электрического тока Ом Черта характера: упорство, настойчивость омметр 1мОм, 1кОм, 1 МОм |
III. Итог занятия (5 минут) | Рефлексия: 1) Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы оставить добрый след на земле? 2) Какими характеристиками обладает электрический ток? Домашнее задание: §§ 37-43 Презентация | Наблюдательность, целеустремлённость, работоспособность Сила тока, напряжение, сопротивление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование характеристик электрического тока
Конспект урока в 10 классе по теме "Законы постоянного тока"...
Открытый урок по физике в 11 классе "Работа и мощность электрического тока. Действие тока на организм человека"
Данная разработка поможет учителю организовать интересный урок с заполнением структурной схемы по теме (теоретическая часть работы) и выполнением практической части исследовательской рабо...
Урок-путешествие в империю электрического тока: "Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр"
Урок-путешествие в империю электрического тока: "Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр"В форме игры изучить новый материал...
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА 10 класс
Исследование по теме законы постоянного тока....
Исследование характеристик электрического тока
Электрический ток это основное понятие в теме законы постоянного тока.Закон Ома основное понятие, которое надо понимать и теоритически и практически....
Урок «Электрический ток. Источники электрического тока», технологическая карта урока. (8 класс)
Тема Электрические явления. Урок: «Электрический ток. Источники электрического тока»Базовый учебник: Пёрышкин А.В. «Физика. 8»: учебник для общеобразовательных учр...
Электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Источники электрического тока .
Презентация по теме .Презентация по теме .«Электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Источники электрического тока» Ловцовой А.Ф. находится по ссылкеhttps:/...