Характеристики электрического тока (нестандартный урок)
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Как урок с межпредметными связями и использованием интерактивных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Характеристики электрического тока»
Дата проведения: 17.02.2012 г.
Время проведения: 10²-11¹º ч.
Место проведения: МБОУ - лицей, кабинет физики.
Возраст: 14-15 лет.
Количество детей: 25.
Форма проведения: тренинг.
Участники: учащиеся 8-б класса.
Организаторы: учитель высшей квалификационной категории МБОУ - лицей Акентьев Валерий Иванович.
Эпиграф: «Умственные занятия оказывают такое же благотворное влияние, какое Солнце оказывает на природу, они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух»
В. Гумбольд
Цель: научить видеть проявления полученных знаний в окружающей жизни; сформировать у обучающихся понятия силы тока, напряжения и сопротивления путём аналогии в новых условиях;
проверить знания, умения и практические навыки обучающихся.
Задачи:
развивать у учащихся потребность использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент, анализ) для формирования понятий силы тока, напряжения и сопротивления;
закрепить навыки решения задач различного вида;
формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучающихся;
научить применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.
Дидактический материал: | 1) мультимедиапрезентация; 2) интерактивная презентация; |
Средства: | 1) гальванометр демонстрационный, 2) чайник, 3) ложка, 4) подсоленная вода, 5) стеклянный стакан, 6) алюминиевый стакан, 7) соединительные провода, 8) компьютер, 9) медиапроектор, 10) интерактивная доска. |
Методы обучения: | Обоснование выбора метода: |
1) практический | занятие включает проведение экспериментов и практических заданий |
2)наглядный | способствует развитию наблюдательности, повышению внимания к поставленному вопросу; обеспечивается демонстрационными экспериментами и презентацией |
3) словесные | являются методами организации и осуществления учебных действий |
4) проблемно - поисковый | способствует развитию самостоятельности мышления |
5) индуктивный | развивает умения обобщать, делать умозаключения (от частного к общему) |
6) дедуктивный | развивает умения осуществлять умозаключения (от общего к частному) и анализировать факты |
7) исследовательский | способствует развитию творческого мышления |
Принципы обучения: | 1) научности и доступности содержания обучения; |
2) систематичности и последовательности в овладении достижениями науки; |
З) сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога; |
4) наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода; |
5) связи обучения с жизнью, практикой; |
6) рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов работы. |
Этапы занятия | 1) организационный (психологический настрой обучающихся на предстоящее занятие); |
2) основной (задания и вопросы); |
З) заключительный (подведение итогов) |
Планируемый результат | 1) формирование логического мышления; 2) расширение кругозора |
Личная значимость для обучающихся | 1) самоутверждение личности в процессе проверки знаний, умений и навыков |
Условия проведения: обучающиеся получают различные задания разной степени сложности. Каждый ответ на поставленный вопрос подтверждается соответствующим слайдом или демонстрацией. В зависимости от степени поднятия духа выставляются оценки путём самоанализа своей детельности.
Ход мероприятия:
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (3 минуты) | выстраивает структуру занятия | самоорганизация |
II. Повторение и закрепление материала. Актуализация знаний. (37 минут) | Задания и вопросы: Определение цели урока: 1) Представьте себе такую ситуацию: к вам в класс пришёл новый ученик (ученица). Что для вас важнее в нём: внешность, характер, его материальное состояние, или что-то другое? (задаётся дважды, отвечает мальчик и девочка). Проведём аналогию с темой, которую сейчас изучаем. ''Новым учеником'' будет сама тема ''Электрический ток''. 2) Что, по-вашему, необходимо выяснить о нём? Какова цель урока? Итак, цель урока: познакомиться с характеристиками электрического тока. 3) Что такое электрический ток? 4) Какие заряженные частицы вам известны? 5) Каковы условия существования электрического тока? 6) Какими частицами создаётся электрический ток в металлах? 7) Какими частицами создаётся электрический ток в электролитах? Рассмотрим характеристики электрического тока на примере потока воды. Как называется начало реки, ручейка? Аналогия: без чего невозможно протекание электрического тока в цепи? Внимание! 1) Чем отличаются эти два потока? 2) Одинаковая ли сила движет этими частицами воды? 3) Как зависит скорость течения от этой силы? Практическое задание №2 «Демонстрация-сюрприз» Оборудование: чайник с солёной водой, столовая ложка, гальванометр, стакан, соединительные провода. Сюрприз: в этой цепи нет источника тока. А ток есть! Причём, чем больше скорость струи воды, тем гальванометр показывает больший ток в цепи. 1) Как называется данная характеристика электрического тока? 2) Что представляет собой сила тока? 3) В каких единицах измеряется? Историческая пауза: Сенека: «Не было ещё гения без некоторой доли безумия» Варил в воде свои часы, держа яйцо в руке Увидел доску, достал мел, стал записывать расчёты, доска начала двигаться, пошёл за ней, затем побежал. Доска оказалась задней стенкой кареты 4) Прибор для измерения силы тока? 5) Как включается в цепь амперметр? 6) Формула расчёта силы тока? 7) Какие единицы силы тока используются для измерения слабых токов и сильных? (тест) 8) Ток какой силы является опасным для жизни человека. Что нужно сделать, чтобы электроны пришли в движение? Аналогия: Что является в реке такой внешней силой? «Демонстрация-сюрприз»: чем сильнее струя воды, тем гальванометр показывает больший ток в цепи. 1) Как называют разницу давлений по-другому? 2) Как называется характеристика электрического тока? 3) Напряжение характеризует источник тока, создающий электрическое поле, которое и действует на электроны в проводнике с определённой силой. 3) В каких единицах измеряется? Историческая пауза: Плавая по озеру на лодке, установил, что газ, поднимающийся со дна от шеста, прекрасно горит. Вскоре Вольта уже демонстрировал не только газовые горелки, но и пистолеты, в которых вместо пороха взрывался газ, поджигаемый электрической искрой. 4) Прибор для измерения напряжения? 5) Как включается в цепь вольтметр? 6) Формула расчёта напряжения? 7) Какие единицы напряжения используются для измерения низких напряжений и высоких? (тест) 8) Ток какого напряжения является опасным для жизни человека? Аналогия: как вы считаете, в горной реке камни помогают или препятствуют скорости течения? 1) Подобно камням ведут себя ионы в узлах кристаллических решёток, мешая движению электронов. Так как заряды разноимённые, то они притягиваются друг к другу. В проводнике возникает электрическое сопротивление. 3) В каких единицах измеряется? Историческая пауза: никаких измерительных приборов еще не было, эксперименты шли в течение 9 лет, работы прошли незамеченными и были встречены даже враждебно, и лишь когда Пулье во Франции снова пришёл опытным путём к тем же результатам, закон Ома был принят учёным миром 4) Прибор для измерения сопротивления? 6) Формула расчёта сопротивления? 7) Какие единицы сопротивления используются для измерения малых сопротивлений и больших? (тест) | Ответ: характер. Ответ: характер упорядоченное движение заряженных частиц электроны, протоны и ионы 1) наличие заряженных частиц и 2) поля электронами ионами Ответ: исток Ответ: источника тока Ответ: скоростью течения. Ответ: различная. Чем сила больше, тем скорость течения больше. Ответ: разное количество частиц совершают упорядоченное движение (усвоение новых знаний). сила тока число зарядов, прошедших через поперечное сечение проводника в единицу времени Ампер, 1948 год черта характера: рассеянность черта характера: целеустремлённость амперметр последовательно I= q/t 1мА, 1мкА, 1кА От 0,05А до 0,1 А приложить внешнюю силу разница давлений разница давлений напор напряжение Величина, равная отношению работы, совершаемой электрическим полем, к модулю перемещаемого заряда Вольт Черта характера: наблюдательность, изобретательность, упорство вольтметр параллельно U= A/q 1мВ, 1мкВ, 1кВ Выше 42 В в сухих помещениях и выше 12 В в сырых Препятствуют Электрическое сопротивление – мера противодействия прохождению электрического тока Ом Черта характера: упорство, настойчивость омметр 1мОм, 1кОм, 1 МОм |
III. Итог занятия (5 минут) | Рефлексия: 1) Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы оставить добрый след на земле? 2) Какими характеристиками обладает электрический ток? Домашнее задание: §§ 37-43 Презентация | Наблюдательность, целеустремлённость, работоспособность Сила тока, напряжение, сопротивление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/28/picture-576.jpg)
Исследование характеристик электрического тока
Конспект урока в 10 классе по теме "Законы постоянного тока"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/14/picture-41849-1626273385.jpg)
Открытый урок по физике в 11 классе "Работа и мощность электрического тока. Действие тока на организм человека"
Данная разработка поможет учителю организовать интересный урок с заполнением структурной схемы по теме (теоретическая часть работы) и выполнением практической части исследовательской рабо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-148469-1358863804.jpg)
Урок-путешествие в империю электрического тока: "Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр"
Урок-путешествие в империю электрического тока: "Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр"В форме игры изучить новый материал...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-282941-1377101510.jpg)
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА 10 класс
Исследование по теме законы постоянного тока....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-282941-1377101510.jpg)
Исследование характеристик электрического тока
Электрический ток это основное понятие в теме законы постоянного тока.Закон Ома основное понятие, которое надо понимать и теоритически и практически....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/03/picture-52440-1609670994.jpg)
Урок «Электрический ток. Источники электрического тока», технологическая карта урока. (8 класс)
Тема Электрические явления. Урок: «Электрический ток. Источники электрического тока»Базовый учебник: Пёрышкин А.В. «Физика. 8»: учебник для общеобразовательных учр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/10/picture-740759-1505027018.jpg)
Электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Источники электрического тока .
Презентация по теме .Презентация по теме .«Электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Источники электрического тока» Ловцовой А.Ф. находится по ссылкеhttps:/...