ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА 10 класс
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
УЧИТЕЛЯ 160 ШК.
Федоровой А.Б.
ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК
ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА 10 класс
Цель урока: Вспомнить, обобщить и систематизировать знания об электрическом токе и характеризующих его величинах, полученных в VIII классе.
Задачи урока:
а) воспитательная: продолжить формирование мировоззрения; показать, что понятия дисциплины не изолированы друг от друга, а представляют определенную систему знаний, все звенья которой взаимосвязаны.
б) общеобразовательная: продолжить формирование навыков работы с книгой, проявления самостоятельности, трудолюбия, внимания, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, построении графиков.
в) развивающая: продолжить совершенствовать умение и навыки работы с лабораторным оборудованием, развитие речи, умение анализировать, обобщать, классифицировать.
Оборудование: амперметры, вольтметр, реостат, набор батареек, соединительные провода.
Структура урока
Этапы урока | Время урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обеспеченность урока |
Организационный этап | 2 мин | Вступительное слово учителя | Рисунки, схемы, приборы. Сигнальные карточки. | |
Актуализация знаний | 8 мин | Читает вопросы |
| |
Основной этап | 25 мин | Организация учащихся к активному восприятию материала | Ребята в группах обсуждают предложенные теоретические вопросы и экспериментальные задания | |
Теория | 10 мин | |||
Экспериментальные задания | ||||
Защита и оформление полученных результатов | 15 мин | Для отчета об исследованиях по очереди выходят по 1 – 2 представителя от каждой группы, которые рассказывают о ходе исследований, | ||
Закрепление полученного материала | 5 мин | Задает вопросы | Работа по таблице и опорному конспекту | |
Домашнее задание | 1 мин | Записывает на доске, поясняет что сделать | Записывают в дневнике, задают вопросы | |
Итог урока | 4 мин | Объясняет, как поставить себе оценку | Подсчитывают баллы, выставляют оценки |
Ход урока
- Организационный этап. Вступительное слово учителя.
Ребята, мы изучили одну из глав темы «Постоянный ток», которая называется «Электростатика». Мы рассмотрели простейший частный случай неподвижных заряженных тел – электростатику. Так для чего нам нужны знания по данной теме? (Ответы учеников). Все правильно, и я делаю вывод: неподвижные заряды редко используются на практике. Для того чтобы заставить заряды служить нам, их нужно привести в движение – создать электрический ток.
- Актуализация знаний. Сегодня на уроке мы с вами вспомним основной материал по теме «Электростатика»
Фронтальный опрос (работа на интерактивной доске):
- В пространстве в любом веществе (теле) присутствуют ……..(эл. заряды)
- В замкнутой системе сумма всех зарядов………(остается постоянной)
- Эл. заряды создают в пространстве……….(эл. поле).
- Какие виды полей вы знаете? (однородное, электростатическое)
- Эл. заряды посредством эл. поля между собой….(взаимодействуют) по закону…(Кулона)
- Силовой характеристикой эл. поля является….(напряженность)
- Напряженность точечного заряда, заряженного шара можно рассчитать используя закон….(Кулона)
- Энергетической характеристикой эл. поля является….(потенциал)
- Наиболее важное значение имеет не потенциал а …….(разность потенциалов)
- Если на концах проводника создать разность потенциалов то в проводнике возникнет….(эл. ток)
- Для того чтобы эл. ток существовал длительное время необходимо поддерживать разность потенциалов при помощи …..(источников тока)
Работа индивидуальная по карточкам.
Карточка 1
Найдите соответствие между параметром и единицей измерения:
I Кл
q В
E Дж
C Ом
S с
t В/м
U А
A Ф
R м2
Карточка 2
Напишите формулы:
Закон Кулона в вакууме ____________________
Напряженность эл.поля ______________________
Напряженность точечного заряда _______________________
Закон сохранения эл.заряда_________________________
Работа сил поля__________________________________
Силовая характеристика эл.поля________________________________
- Основной материал. Мы переходим к основному этапу урока. У вас на столах лежат рабочие листы, подпишите их, запишите число и тему урока. Наша задача сегодня дать определение электрического тока; вспомнить какой величиной характеризуется электрический ток – количественно; каковы условия возникновения и существования электрического тока и выявить математическую зависимость между величинами, характеризующими электрический ток.
Работать будем группами. Каждая группа получает свое исследовательское задание (практическое и теоретическое), выполнив которое доложит о полученных результатах.
. Распределение заданий. У каждой группы
Первая группа экспериментально исследует зависимость силы тока от приложенного напряжения.
Теоретическая часть:
- Что такое электрический ток?
- Направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц.
- Каково направление электрического тока?
- За направление электрического тока принято направление движения положительно заряженных частиц.
- Каковы условия возникновения электрического тока?
- Для возникновения и существования электрического тока необходимо наличие свободных заряженных частиц. Для создания и поддержания упорядоченного движения заряженных частиц необходима сила, действующая на них в определенном направлении. Эта сила действует на заряды со стороны электрического поля.
- Какие действия оказывает электрический ток?
а) проводник, по которому течет ток, нагревается – тепловое действие (разогрев нити накала электролампочки);
б) электрический ток может изменять химический состав проводника, например, выделять его химические составные части (демонстрация выделения меди из раствора медного купороса);
в) ток оказывает силовое воздействие на соседние токи и намагниченные тела – магнитное. Это действие проявляется у всех без исключения проводников.
- Что называют силой тока, ее единицы измерения, прибор для измерения силы тока, его включение в цепь?
Сила тока – основная количественная характеристика электрического тока. Она определяется электрическим зарядом, переносимым через поперечное сечение проводника за единицу времени I = ∧q/∧t . В Международной Системе единиц силу тока выражают в амперах. Эту единицу устанавливают на основе магнитного взаимодействия токов. Измеряют силу тока амперметрами, которые включаются в цепь последовательно, соблюдая полярность.
- Что такое напряжение? Единицы измерения напряжения; прибор для измерения напряжения, его включение в цепь.
- Величина, характеризующая электрическое поле, называется напряжением. Напряжение характеризует работу электрического поля по перемещению заряда U = A/q . Единицей измерения напряжения в Международной Системе единиц является вольт. Прибор для измерения напряжения – вольтметр; подключается в цепь параллельно, соблюдая полярность.
Вторая группа получает задание исследовать зависимость силы тока от сопротивления;
Третья группа исследует зависимость сопротивления от длины проводника
4. Защита и оформление полученных результатов.
Для отчета об исследованиях по очереди выходят по 1 – 2 представителя от каждой группы, которые рассказывают о ходе исследований, заполняют выведенные на интерактивную доску таблицы, делают вывод о полученных зависимостях. В результате на доске заполняется сводная таблица
Величина, условное обозначение | Единицы измерения | Прибор | Его включение в цепь | Связь между величинами |
Величины, характеризующие электрический ток.
Величина, Условные обознач | Единицы измерен | прибор | Его включение в цепь | Связь между величинами |
Сила тока I Напряжение U Сопротивление R | Ампер A Вольт В OM | Aмперметр A Вольтметр V Омметр Ω | Последовательно + Параллельно + К концам исследуемого проводника | I = ∧q/∧ U = A/q I = U/R R = ρL/S |
5. Закрепление полученного материала.
Учащиеся получают опорные конспекты.
Учитель просит их просмотреть.
По опорным конспектам учитель задает вопросы для закрепления материала.
6. Домашнее задание: тест в двух вариантах, опорный конспект доработать
- Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование характеристик электрического тока
Конспект урока в 10 классе по теме "Законы постоянного тока"...
Характеристики электрического тока (нестандартный урок)
Как урок с межпредметными связями и использованием интерактивных технологий....
Разработка урока: Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания.
Урок физики в 8 классе с использованием электронных образовательных ресурсов....
Урок "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца."
урок физики в 8 классе. с применением сингапурской методики....
Исследование характеристик электрического тока
Электрический ток это основное понятие в теме законы постоянного тока.Закон Ома основное понятие, которое надо понимать и теоритически и практически....
Разработка урока "нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца ", 8 класс
Урок физики в 8 классе по учебнику А.В. Перышкина с использованием ЭОР...
Разработка урока "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца", 8 класс
Урок физики в 8 классе по учебнику А.В. Перышкина с презентацией...