ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА 10 класс
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Федорова Алла Борисовна

Исследование по теме законы постоянного тока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

УЧИТЕЛЯ 160 ШК.

Федоровой А.Б.

ИССЛЕДОВАНИЕ     ХАРАКТЕРИСТИК

ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО   ТОКА 10 класс

Цель урока: Вспомнить, обобщить и систематизировать знания об электрическом токе и характеризующих его величинах, полученных в VIII классе.

Задачи урока:

а) воспитательная: продолжить формирование мировоззрения; показать, что понятия дисциплины не изолированы друг от друга, а представляют определенную систему знаний, все звенья которой взаимосвязаны.

б) общеобразовательная: продолжить формирование навыков работы с книгой, проявления самостоятельности, трудолюбия, внимания, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, построении графиков.

в) развивающая: продолжить  совершенствовать  умение  и  навыки работы с лабораторным оборудованием, развитие речи, умение анализировать, обобщать, классифицировать.

Оборудование: амперметры, вольтметр, реостат,  набор батареек, соединительные провода.

Структура урока

Этапы урока

Время урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обеспеченность урока

Организационный этап

2 мин

Вступительное слово учителя

Рисунки, схемы, приборы. Сигнальные карточки.

Актуализация знаний

8 мин

Читает вопросы

  1. На интерактивной доске – сопоставить ответы к предложениям
  2. Работа индивидуальная по карточкам

Основной этап

25 мин

Организация учащихся к активному восприятию материала

Ребята       в       группах обсуждают предложенные теоретические вопросы и экспериментальные задания

Теория

10 мин

Экспериментальные задания

Защита и оформление полученных результатов

15 мин

Для отчета об исследованиях по очереди выходят по 1 – 2 представителя от каждой группы, которые рассказывают о ходе исследований,

Закрепление полученного материала

5 мин

Задает вопросы

Работа по таблице и опорному конспекту

Домашнее задание

1 мин

Записывает     на доске, поясняет что сделать

Записывают в дневнике, задают вопросы

Итог урока

4 мин

Объясняет,    как поставить     себе оценку

Подсчитывают баллы, выставляют оценки

Ход урока

  1. Организационный этап. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы изучили одну из глав темы «Постоянный ток», которая называется «Электростатика». Мы рассмотрели простейший частный случай неподвижных заряженных тел – электростатику. Так для чего нам нужны знания по данной теме? (Ответы учеников). Все правильно, и я делаю вывод: неподвижные заряды редко используются на практике. Для того чтобы заставить заряды служить нам, их нужно привести в движение – создать электрический ток.

     

  1. Актуализация знаний. Сегодня на уроке мы с вами вспомним основной материал по теме «Электростатика»

Фронтальный опрос (работа на интерактивной доске):   

  1. В  пространстве в любом веществе (теле) присутствуют ……..(эл. заряды)
  2. В замкнутой системе сумма всех зарядов………(остается постоянной)
  3. Эл. заряды создают в пространстве……….(эл. поле).
  4.  Какие виды полей                             вы знаете? (однородное, электростатическое)
  5. Эл. заряды посредством эл. поля между собой….(взаимодействуют) по закону…(Кулона)
  6. Силовой характеристикой эл. поля является….(напряженность)
  7. Напряженность точечного заряда, заряженного шара можно рассчитать используя закон….(Кулона)
  8. Энергетической характеристикой эл. поля является….(потенциал)
  9. Наиболее важное значение имеет не потенциал а …….(разность потенциалов)
  10. Если на концах проводника создать разность потенциалов то в проводнике возникнет….(эл. ток)
  11. Для того чтобы эл. ток существовал длительное время необходимо поддерживать разность потенциалов при помощи …..(источников тока)

Работа индивидуальная по карточкам.

Карточка 1

Найдите соответствие между параметром и  единицей измерения:

 I           Кл

q           В

E           Дж

C           Ом

S            с

t                 В/м

U          А

A          Ф

R           м2

Карточка 2

Напишите формулы:

Закон Кулона в вакууме       ____________________

Напряженность эл.поля     ______________________

Напряженность точечного заряда _______________________

Закон сохранения эл.заряда_________________________

Работа сил поля__________________________________

Силовая характеристика эл.поля________________________________

  1. Основной материал. Мы переходим к основному этапу урока. У вас на столах лежат рабочие листы, подпишите их, запишите число и тему урока. Наша задача сегодня дать определение электрического тока; вспомнить какой величиной характеризуется электрический ток – количественно; каковы условия возникновения и существования электрического тока и выявить математическую зависимость между величинами, характеризующими электрический ток.

Работать будем группами. Каждая группа получает свое исследовательское задание (практическое и теоретическое), выполнив которое доложит о полученных результатах.

    . Распределение заданий. У каждой группы

     Первая группа экспериментально исследует зависимость силы тока от приложенного напряжения.

Теоретическая часть:

  1. Что такое электрический ток?
  • Направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц.
  1. Каково направление электрического тока?
  • За направление электрического тока принято направление движения положительно заряженных частиц.
  1. Каковы условия возникновения электрического тока?
  • Для возникновения и существования электрического тока необходимо наличие свободных заряженных частиц. Для создания и поддержания упорядоченного движения заряженных частиц необходима сила, действующая на них в определенном направлении. Эта сила действует на заряды со стороны электрического поля.

  1. Какие действия оказывает электрический ток?

а) проводник, по которому течет ток, нагревается – тепловое действие (разогрев нити накала электролампочки);

б) электрический ток может изменять химический состав проводника, например, выделять его химические составные части (демонстрация выделения меди из раствора медного купороса);

в) ток оказывает силовое воздействие на соседние токи и намагниченные тела – магнитное. Это действие проявляется у всех без исключения проводников.

  1. Что называют силой тока, ее единицы измерения, прибор для измерения силы тока, его включение в цепь?

Сила тока – основная количественная характеристика электрического тока. Она определяется электрическим зарядом, переносимым через поперечное сечение проводника за единицу времени  I = q/t . В Международной Системе единиц силу тока выражают в амперах. Эту единицу устанавливают на основе магнитного взаимодействия токов. Измеряют силу тока амперметрами, которые включаются в цепь последовательно, соблюдая полярность.

  1. Что такое напряжение? Единицы измерения напряжения; прибор для измерения напряжения, его включение в цепь.
  2. Величина, характеризующая электрическое поле, называется напряжением. Напряжение характеризует работу электрического поля по перемещению заряда  U = A/q  . Единицей измерения напряжения в Международной Системе единиц является вольт. Прибор для измерения напряжения – вольтметр; подключается в цепь параллельно, соблюдая полярность.

Вторая группа получает задание исследовать зависимость силы тока от сопротивления;

Третья группа исследует зависимость сопротивления от длины проводника

     4. Защита и оформление полученных результатов.

      Для отчета об исследованиях по очереди выходят по 1 – 2 представителя от каждой группы, которые рассказывают о ходе исследований, заполняют выведенные на интерактивную доску таблицы, делают вывод о полученных зависимостях. В результате на доске заполняется сводная таблица

Величина, условное обозначение

Единицы измерения

Прибор

Его включение в цепь

Связь между величинами

Величины, характеризующие электрический ток.

Величина,

Условные обознач

Единицы измерен

прибор

Его включение в цепь

Связь между величинами

Сила тока

I

Напряжение

U

Сопротивление

R

Ампер

A

Вольт

В

OM

Aмперметр

A

Вольтметр

V

Омметр

Ω

Последовательно

+

Параллельно

+

К концам

исследуемого

проводника

I = q/

U = A/q                 I = U/R

R = ρL/S

5. Закрепление полученного материала.

     Учащиеся получают опорные конспекты.

     Учитель просит их просмотреть.

     По опорным конспектам учитель задает вопросы для закрепления материала.

6. Домашнее задание: тест в двух вариантах, опорный конспект доработать

  1. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование характеристик электрического тока

Конспект урока в 10 классе по теме "Законы постоянного тока"...

Характеристики электрического тока (нестандартный урок)

Как урок с межпредметными связями и использованием интерактивных технологий....

Разработка урока: Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания.

Урок физики в 8 классе с использованием электронных образовательных ресурсов....

Урок "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца."

урок физики в 8 классе. с применением сингапурской методики....

Исследование характеристик электрического тока

Электрический ток это основное понятие в теме законы постоянного тока.Закон Ома основное понятие, которое надо понимать и теоритически и практически....

Разработка урока "нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца ", 8 класс

Урок физики в 8 классе по учебнику А.В. Перышкина с использованием ЭОР...

Разработка урока "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца", 8 класс

Урок физики в 8 классе по учебнику А.В. Перышкина с презентацией...