Урок по физике на тему "Фотоэффект"
план-конспект урока (физика, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия №7» г. Торжка
Конспект урока
по физике в 11 классе по теме
«ФОТОЭФФЕКТ»
Добродумова Н.П.,
учитель высшей
квалификационной категории
Тема урока: Фотоэффект
Цели урока :
- Образовательные: сформировать у учащихся представление о фотоэффекте и изучить его законы, которым он подчиняется; расширить представления учащихся об области применения закона сохранения энергии, ознакомить с научной деятельностью А.Г. Столетова;
развивать интерес к научным знаниям и способность к исследовательскому труду.
2. Развивающие:
Развивать логику, возможность работать в группе; учить моделировать процессы на компьютере.
3. Воспитательные:
Воспитывать внимание, чувство ответственности, терпимости к суждениям товарищей, прививать интерес к предмету.
Задачи:
- Показать несостоятельность классической физики для объяснения фотоэффекта.
- Развивать творческие способности обучающихся, самостоятельность логического мышления.
- Воспитывать уважение к научным исследованиям великих учёных.
Оборудование: Электронное издание «Физика, 7-11 классы», разработанное компанией «Физикон» при содействии НФПК – национального фонда подготовки кадров под руководством профессора Московского физико-технического института, доктора физико – математических наук С. М. Козела.
- Портрет А.Г. Столетова.
- Раздаточный материал.
Ход урока.
- Повторение изученного материала.
- Что такое электромагнитная волна?
- Что такое свет? Какими свойствами обладает свет?
- Докажите, что излучение абсолютно черного тела нельзя объяснить с точки зрения классической физики.
- Какова причина «ультрафиолетовой катастрофы»?
Сформировать тему и задачи урока (обучающиеся).
- Изучение нового материала.
На рубеже XIX - XX веков в физике сложился «кризис». Многие экспериментальные факты нельзя объяснить законами классической физики.
14 декабря 1900 года немецкий физик Макс Планк на заседании Немецкого физического общества выступая с докладом по тепловому излучению предлагает пожертвовать классическими представителями о непрерывности и бесконечной делимости энергии излучаемых частиц.
Гипотеза Планка.
М. Планк предположил, что энергия может меняться отдельными порциями – квантами, причём, если собственная частота атома равна v , то его энергия может меняться скачком на величину hv.
Е = hv , где h = 6,6 . 10 -34 Dж.с
Использование мультимедиа (фрагмент 1 минута)
1900 год считается годом зарождения квантовой физики.
Квантовая физика – это раздел современной физики, в котором изучаются свойства строения атомов, движение и взаимодействие микрочастиц.
В 1905 году Альберт Эйнштейн в результате анализа свойств излучения выдвинул идею о том, что свет не только излучается, но распространяется и поглощается квантом, т.е. отдельными порциями:
(фрагмент «Свойства квантов» )
Е=hv , g= 0 , m0 = 0 , v = c
Проблема.
На основе изложенного возникла проблема?
Существуют ли экспериментальные основания для утверждения дискретности свет ?
Эйнштейн обращается к опытам Герца, Столетова.
Фотоэффект.
Опыт по фотоэффекту Наша с вами задача выяснить, какой эффект может произвести свет с веществом, каким физическим законам он подчиняется, какими математическими формулами выражается и от каких характеристик света и вещества зависит.
А выяснять мы будем следующим образом: я с помощью компьютера попытаюсь объяснить новый материал, затем вы проведёте компьютерный эксперимент и сформулируете те закономерности, которым подчиняется фотоэффект, сделаете выводы из своих экспериментов, мы их обсудим и запишем.
Объяснение опыта
Исследование зависимости силы тока от интенсивности светового потока.
- Работа с дополнительной литературой.
- Вопросы классу.
- Что называется фотоэффектом?
(Явление вырывания электронов из вещества под действием света).
- На основании чего можно сделать вывод, что количество электронов пропорционально интенсивности светового потока?
Интерактивная доска (фрагмент «Фотоэффект») - 5 мин.
Работа учащихся за компьютерами.
Учитель: Теперь вы сами попробуете с помощью компьютерного эксперимента получить подтверждение тем законам, о которых я вам только что рассказала. Время на выполнение задания ограничено – 7 минут.
( Обучающиеся рассаживаются за компьютеры группами по 2-3 человека)
Учитель объясняет, как открыть программу, даёт алгоритм работы, включает лёгкую музыку.
1. Увеличиваем, уменьшаем мощность светового потока источника излучения; наблюдаем за происходящими изменениями и делаем выводы.
2.Изменяем (увеличиваем, уменьшаем) значение напряжения между анодом и катодом фотоэлемента; наблюдаем за происходящими изменениями и делаем выводы.
3. Увеличиваем, уменьшаем длину волны в диапазоне видимого света; наблюдаем за происходящими изменениями и делаем выводы.
Ваша задача: выяснить, от чего зависит количество фотоэлектронов, а также их кинетическая энергия. Свои выводы фиксируйте в тетради. Подготовьте отчёт.
Отчёт групп.
По приглашению учителя группы формулируют выводы, другие слушают, добавляют или поправляют; записывают в тетрадях.
Выводы:
Закономерности фотоэффекта (законы).
- Количество электронов, вырываемых из вещества прямо пропорционально интенсивности светового потока.
- Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов зависит от частоты падающего света, но не зависит от его интенсивности.
- Для каждого вещества существует красная граница фотоэффекта, т.е минимальная частота, ниже которой фотоэффект не наблюдается.
- Фотоэффект безынерционен.
Классу:
Попробуйте объяснить эти законы с точки зрения классической физики. (Работа в группах (3 мин))
Дополнительная литература.
Обсуждение проблемы.
Теория фотоэффекта.
А. Эйнштейн объясняет законы следующим образом:
(фрагмент 3 мин)- интерактивная доска
Каждый квант поглощается одним электроном. Число вырванных электронов пропорционально интенсивности светового излучения.
Безинерционность объясняется мгновенным столкновением фотона с е .
Энергия фотонов hv расходуются на Ек и работу Ав электрона
hv = Ав + Ек
Уравнение закона сохранения энергии ( ур – е Эйнштейна)
Ав определяется составом материала.
Это уравнение позволяет объяснить II и III законы фотоэффекта.
Ек = hv- Ав
Ek
0 V
Если Ек = 0; Ав=hv min
Чтобы вырвать е из вещества, необходимо совершить работу выхода.
При vmin - наблюдается фотоэффект.
Закрепление: задача №2
Тест: квантовая физика.
Дом. задание: 88,89. Упр. 12(2,3),
сообщение об учёных: (Столетов А.Г., М. Планк)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по физике в 11 классе "Ядерная физика"
Презентация содержит слайды для повторения материала и подготовки к тестированию по теме. "Ядерная физика", а также тест с выбором ответа в формате ЕГЭ....
Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса
Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе
Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности...
Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».
Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики. Конспект урока по физике 8 класс Тема урока:...
Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература
Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...