ПОВТОРИТЕЛЬНЫЙ ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Законы Ньютона»
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Тип урока: урок-игра
Цели урока:
В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kutueva.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВТОРИТЕЛЬНЫЙ ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Законы Ньютона»
Учитель ГБОУ СОШ №127 Красногвардейского района СПб
Кутуева Сягидя Исмаиловна
Тип урока: урок-игра
Цели урока:
В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
Эпиграфы к уроку:
«Сделал, что смог, пусть другие сделают лучше».
Исаак Ньютон (1643-1727гг.)
« Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим; но океан неизвестного лежит передо мной».
Исаак Ньютон (1643-1727гг.)
Оформление:
Плакат с эпиграфом, портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительно чтения.
Подготовка к уроку:
Перед уроком ребята изучают литературу по истории жизни и деятельности Ньютона.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что по мнению Ньютона законы были открыты «играючи». Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полного неизведанного.
Класс рассматривается как лаборатория физических проблем.
В лаборатории три отдела: истории, науки, теоретической физики и прикладной физики.
Каждый отдел выбирает себе руководителя и распределяет функции остальных.
При подготовке к уроку-игре каждой группе необходимо повторить основной минимум материала, все темы и наиболее обстоятельно ту его часть, которая отвечает специфике группы. Так историкам нужно было подготовить краткий исторический экскурс по материалу, биографии ученых, теоретикам придумать обобщающую таблицу, устанавливающую логические связи в изученном, прикладники должны были рассказать о применении законов механики в технике.
Каждой группе дается 10 минут на выступление, которое иллюстрируется подготовленным заранее материалом. Кроме того, учащиеся подготавливают эмблему своей группы и роли выполняемые в ней каждым.
Учитель: Предлагаем выступить первой группе – отделу истории науки.
Члены группы выпустили газету, посвященную истории механики. Выступления учащихся были своеобразным путешествием по этой газете, здесь были рассказы о Галилее и Ньютоне, интересные подробности их биографии.
Прочитаны были библиографом отдела, формулировки трех законов движения из книги «Математические основы натуральной философии».
Интересное дополнение о том, почему для обозначения скорости принята буква v, ускорение а, времени – t, было сделано членом этой группы по книге М.И.Блудова «Беседы по физике». Учащиеся этой группы, как и всех остальных, сделали довольно большой список литературы, с которой они ознакомились в процессе подготовки.
Учитель: Послушаем выступление руководителя второй группы.
Руководитель второй группы предложил вниманию учащихся обобщающую таблицу по теме, которую учитель рекомендовал записать в тетрадь:
Кинематические величины | Динамические величины | Связь величин |
Перемещение S (относительно в ИСО) | Масса (m) –мера инертности (абс. В ИСО) | F=ma = |
Скорость v (относительно в ИСО) | Сила (F)- мера взаимодействия (абс. в ИСО) | Гл.задача механики X=Xo+Sx |
Ускорение a (абсолютно в ИСО) | F- мера | Sx= voxt+ aх= |
I закон Ньютона: если ∑F = 0, то а=0, позволяя ИСО найти.
II закон Ньютона: если ∑F= постоянна, то а= , справедлив в ИСО.
III закон Ньютона F1= - F2, справедлив ИСО.
Руководитель групп прокомментировал таблицу, ответил на вопросы учащихся.
Другой ученик этой группы (специалист по 3-ему закону Ньютона остановился на некоторых недоразумениях, которые возникают, когда пытаются объяснить, почему тело находится в покое, например гиря на столе, с помощью 3-его закона.
Утверждают, что гиря покоится потому, что сила тяжести согласно 3-ему закону равна модулю и противоположна по направлению силе упругости действующей со стороны стола.
На самом деле равенство mg+F=0 ,является следствие 2-ого закона, а не 3-его: a=0, поэтому ∑F=0 . Из 3-его закона вытекает, что реакция опоры F= - F1, равна по модулю силе, с которой гиря давит на стол. Эти силы приложены к разным телам и не уравновешивают друг друга.
Следующий выступающий остановился подробно на инерциальных и не инерциальных системах отсчета. Был сформирован принцип относительности, ученик сообщил об ограниченности закона Ньютона.
Руководитель третьей группы сообщил, что им выпала трудная задача: отобрать из изобилия материала о применении законов Ньютона в технике самое интересное и значительное. Вот что сказал главный механик: «Свойство инерции заложено в основу очень многих машин, механизмов, приборов.
Массивное тело, будучи разогнанным, стремится в силу инерции сохранить свою скорость и сопротивляться всему, что мешает ее сохранить. Оно ломает преграды, если они есть на пути нагревает и изнашивает тормоза, перемешивает воздух, воду и другую среду т.е. производит работу.»
«И инерция на транспорте» - тема другого выступления, где был затронут не только физический, но и экономический аспект.
Следующий ученик посвятил свое выступление вопросу «инерция и выравнивание» хода машин.
Последний выступающий из этого отдела продемонстрировал явление отдачи и рассказал, как оно используется.
По завершении выступлений трех групп, учитель проводит аттестацию всех учащихся.
Экспресс-контроль предполагает выполнение учениками знаний по карточкам, с выбором ответа. На проведении работы отводится 5-6 минут.
После сдачи учащимися листка с ответами, учитель выявляет лучший отдел и лучшего специалиста.
Один из вариантов теста:
- Используя рисунок, ответить на вопросы :
- Указать, с какими телами взаимодействует тело, обозначенное на рисунке буквой А.
- Назвать силы, действующие на тело А в каждом случае.
- Изобразить графически название силы.
В
С
А
Ответ: 1 вопрос а)нить
б)земля
в)поверхность В
2 вопрос а) сила тяжести
б) вес
в) сила упругости p F упр.
3 вопрос а) б) в)
mg
- Какие из перечисленных тел относятся к инерциальной системе отсчета:
а) отходящий от станции поезд
б) искусственный спутник земли
в) скатывающиеся с горы сани
г) деталь на равномерно движущейся ленте конвейера?
3. Как движется тело, если сумма всех действующих на него равна нулю:
а) скорость тела равна нулю
б) скорость возрастает
в) скорость убывает
г) скорость постоянная, но не равна 0
д) скорость тела может быть любой, но неизменной во времени?
4. Как будет двигаться тело массой 2 кг под действием постоянной силы, равной 4Н?
а) равномерно со скоростью 2 м\с
б)равноускоренно с ускорением 2 м\с2
в)равномерно с ускорением 0,5 м\с2
г) равномерно со скоростью 0.5 м\с2
д) равноускоренно с ускорением 8 м\с2.
5. Определить натяжение нити на рисунке.
0,5 0,5 кг 0,5 кг
а) 5Н
б) 10Н
в) 0
г) 0,5 кг
Код ответа: а б а в а в г д б а
Подведение итогов
Учитель: Сегодня на уроке был обобщен материал по теме «Законы Ньютона» . Мы повторили законы , посмотрели где применяются и выполняются законы Ньютона, применили их при решении качественных и количественных задач.
Все группы работали активно, творчески, заслуживают высокой оценки.
Выставляются оценки за активную работу на уроке. § 10-12 – повторить.
Спасибо «Молодцы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок по теме "Закон Ома. Соединение проводников"
Тип урока: ПЗОЦели: Повторить и закрепить знания учащихся по теме. Учить учащихся применять полученные знания на практике при решении ...
Исторический суп "Россия век XVIII" повторительно-обобщающий урок 7 класс
Урок разработан в не стандартной форме с задействованием бытового компонента, близкого для каждого учащегося. Рекомендую использовать на уроках среднего звена (6-8 класс). На примере закрепления ...
Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"
Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...
Повторительно-обобщающий урок 5 класс по теме "Первые земледельцы и скотоводы"
Закрепление изученного материала по теме "Первые земледельцы и скотоводы"....
Повторительно — обобщающий урок-игра: Класс: 8 «Что? Где? Когда?» "Россия в первой половине XIX века"
План – конспект открытого урока по истории России.Повторительно — обобщающий урок-игра: «Что? Где? Когда?» "Россия в первой половине XIX века".Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Алекс...
Сценарий повторительно- обобщающего урока,10 класс по теме:"Смута"
Урок повторения по теме"Смутное время" . На уроке истользуется проблемный метод....