Повторительно-обобщающий урок 5 класс по теме "Первые земледельцы и скотоводы"
тест по истории (5 класс) на тему

Голубина Светлана Ивановна

Закрепление изученного материала по теме "Первые земледельцы и скотоводы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первые земледельцы и скотоводы

Вариант 1

1. Люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Они не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Это:

а) археологи;                                в) ремесленники;

б) идолы;                                г) старейшины.

2 . Древнейшие люди возделывали почву при помощи:

а) плуга;                                в) лопаты;

б) палки-копалки;                                г) мотыги.

3. Первые зерновые культуры:

а) просо и овес;                        в) подсолнух и кукуруза;

б) ячмень и пшеница;                        г) пшеница и кукуруза.

4. Вставьте пропущенное слово.

Величайший переворот в жизни древних людей, выразившийся в переходе от присвоения даров природы к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития  земледелия  и  скотоводства, –  это ___________________ революция.

5. Заполните пропуски в тексте, и у вас получится рассказ о развитии ремесла.

__ тысячелетий назад люди стали активно использовать __________________ для изготовления топоров, ножей, других орудий. Постепенно ______________ вытесняла _____________. Это привело к тому, что на смену ________________ веку пришел век ________________. ___________________ веком называют период 4–3 тысячелетий до н. э.

Наряду с ___________________ люди обрабатывали драгоценные металлы – ___________________ и ___________________. Так появились ______________ и _________________________ ремесла.

Слова для справок: 7, медь, камень, каменный, медный, медь, золото, серебро, кузнечное, ювелирное.

6. Расположите перечисленные ниже события и явления в определенной последовательности.

а) Возникновение земледелия и скотоводства;

б) собирательство и охота начинают давать больше продуктов, чем необходимо для пропитания общины;

в) разделение общинного хозяйства на ряд семейных хозяйств;

г) появление излишков;

д) увеличение урожайности земли;

е) переход от родовой общины к соседской;

ж) появление плуга и орудий труда из металлов.

7. Из предложенного перечня изобретений выберите:

1) появились до перехода к земледелию и скотоводству;

2) появились после перехода к земледелию и скотоводству.

а) Скребок; б) проколока; в) копье; г) посуда; д) одежда из шкур животных; е) одежда из шерсти; ж) ткацкий станок; з) каменный топор; и) мотыга; к) серп; л) ткани; м) гарпун; н) вареная пища; о) лодка-долбленка; п) корзина из прутьев.

Вариант 2

1. Земледелие возникло:

а) 100 тыс. лет назад;        

б) 40 тыс. лет назад;        

в) более 13 тыс. лет назад;

г) более 10 тыс. лет назад.

2. Земледелие впервые возникло:

а) в Западной Азии;        

б) в Восточной Азии;        

в) в Южной Европе;

г) в Восточной Африке.

3. Ненужным хранение огня сделало изобретение:

а) каменного топора;        

б) лука;        

в) ткацкого станка;

г) глиняной посуды.

4. Заполните пропуски в тексте, и у вас получится рассказ о занятиях первобытных людей.

Древнейшим судном был ____________. Люди срубали топорами не-сколько тонких бревен, очищали стволы от веток, связывали бревна волокнами растений и спускали на воду. Поверхность ______________ устилали связками травы и тростника. Древнейшие ________ изготавливались из коры, которую люди научились снимать целыми полотнищами со ствола дерева. _________________ из коры была легким судном.

Когда ______________________ уходили на ____________, _______ занимались ___________________________. Они срезали колосья дикого _________________ и ____________________ _________________, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставленных в кость или рог. Это были древнейшие _____________. _______________приносили злаки в поселок и растирали зерна на __________, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерно измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимание. Но однажды ____________________ сделали открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который можно получить много зерен. Так возникло ____________.

В те времена готовых полей почти не было. Поэтому людям приходилось __________________________________ расчищать от деревьев и кустарников небольшой участок. Поваленные деревья сохли, после чего их сжигали.

Перед посевом нужно было разрыхлить землю. Для этой цели первобытные изобретатели создали новое орудие – _____________________. Рыхлением земли обычно занимались _______________________.

Слова для справок: мужчины, плот, лодки, охота, женщины, собирательство, ячмень, ножи, пшеница, серпы, зернотерки, каменные топоры, земледелие, мотыга.

5. Заполните пропуски в тексте, и у вас получится рассказ о развитии торговли.

С развитием хозяйственной жизни возникла необходимость обмена продуктами труда между ________________________, ________________________, ___________________________, что привело к росту торговли. Позже появились первые _______________. В качестве древнейших ________________ могли выступать ____________________, __________________________, ___________, ______________. Но наиболее удобными в качестве _____________________ оказались ______________________________________________ – ___________, ____________________, ___________________.

Слова для справок: земледельцы, ремесленники, ракушки, скотоводы, зерно, деньги, шкуры животных, быки, медь, слитки металлов, серебро, золото.

6. Соотнесите даты и события.

1) Около 2 млн лет назад;                а) изобретение лука;

2) около 100 тыс. лет назад;        б) возникновение земледелия;

3) около 7 тыс. лет назад;                 в) появление человека разумного;

4) около 40 тыс. лет назад;                г) появление древнейших людей;

5) около 10 тыс. лет назад;                д) начало обработки металлов;

6) около 9 тыс. лет назад;                е) похолодание на Земле и начало

                                                 ледникового периода.

7. Всем известна поговорка «Что посеешь, то и пожнешь». Между тем ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте свою мысль.

Вариант 3

1. Неолитическая революция началась:

а) 10–8 тыс. лет назад;                в) 20 тыс. лет назад;

б) 13–7 тыс. лет назад;                г) 40 тыс. лет назад.

2. Первых прирученных животных люди использовали:

а) для дрессировки;

б) для перевозки грузов и вспашки земли;

в) на охоте для выслеживания и травли дичи;

г) для получения мяса, молока, шкур и т. д.

3. Племенем управлял:

а) совет старейшин;                        в) совет вождей;

б) военный совет;                        г) совет мужчин-сородичей.

4. Заполните пропуски в тексте, и у вас получится рассказ о занятиях первобытных людей.

Землю взрыхляли деревянной __________________ – палкой с крепким сучком. Иногда пользовались ___________________ из рога оленя. Затем в землю бросали зерна ____________ и ____________________, которые стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали ___________________. _________________ делали, прикрепляя осколки кремня к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились __________. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия. Чтобы выращивать урожай, надо было жить на одном месте – вести ______________ образ жизни. Появились обустроенные ______________.

Первым животным, ставшим служить людям, была ______________. Позже одомашнены ___________, __________, ___________________, ________________. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали _____________, ________, ______________, _______________, ____________. Стало развиваться __________________________, и надобность в постоянной охоте отпала.

Слова для справок: пшеница, мотыга, ячмень, серпы, зернотерки, жилища, оседлый, козы, собака, овцы, коровы, свиньи, молоко, мясо, жир, шерсть, скотоводство, шкуры.

5. Заполните пропуски в тексте и у вас получится рассказ о жизни людей.

На смену __________ общине пришла __________, которая объединяла несколько ___________, живущих на одной территории. Общины за-ключали между собой союзы. Они принимали обязательства совместно защищать землю, на которой проживали. Так образовалось __________.

С развитием земледелия из _________________ стали выделяться самостоятельные большие ______________. _______________ состояла из нескольких поколений ближайших родственников. Такой ________________ из земельных владений общины выделялся _____________. Со временем этот _____________ и собранный урожай становился _________________________________ семьи. Более умелые, трудолюбивые семьи накапливали богатства, другие становились беднее. Появилось ____________________ _______________________________.

Для ведения войны ______________ избирало военного предводителя – _________________. Постепенно ________________ превращался в постоянного главу _____________________. Он формировал военный отряд из своих родственников и наиболее воинственных членов _____________________________. Этот отряд назывался ____________________. _______________, старейшины, дружинники, колдуны пользовались наибольшим уважением. Их называли _______________. ___________ и ______________  управляли жизнью племени.

Слова для справок: род, родовая, соседская, племя, надел, семьи, собственность, имущественное неравенство, вождь, племя, знать, дружина.

6. Выберите признаки возникновения цивилизации.

а) Выделение человека из мира животных;

б) изобретение письменности;

в) возникновение городов;

г) начало обработки металлов;

д) появление фабрик и заводов;

е) возникновение государства;

ж) появление земледелия и скотоводства;

з) изобретение колеса;

и) появление письменных законов;

к) гражданские права и обязанности.

7. Крупнейшими открытиями людей явились земледелие и скотоводство. Придумайте рассказ, подтверждающий эту мысль. Вот его начало: «Два племени живут на разных берегах большой реки и не общаются друг с другом. Одно племя занимается только охотой и собирательством, другое наряду с этим также земледелием и скотоводством…». Продолжите рассказ и покажите, какому из племен жилось лучше.

Рекомендации: нарисуйте словесную картину неудачной охоты на одном и на другом берегу реки. Какие последствия имели результаты подобной охоты для одного и для другого племени?

Следует обратить внимание, что племя, которое наряду с собирательством и охотой занималось также земледелием и скотоводством, было более обеспечено, имело всегда запас продуктов питания на случай неудачной охоты, засухи и т. д.

Вариант 4

1. Какое животное человек приручил первым:

а) корову;        

б) свинью;        

в) собаку;

г) козу.

2. Старейшинами обычно становились:

а) самые богатые члены рода;

б) самые старые члены рода;

в) самые мудрые и опытные члены рода;

г) те, кого род избирал на эту должность общим голосованием.

3. Человек, изгнанный из родовой общины:

а) обречен на гибель;

б) выжил бы в одиночку;

в) жил бы отдельной семьей, женившись на женщине из другой общины;

г) примкнул бы к другой общине.

4. Заполните пропуски в тексте, и у вас получится рассказ о развитии ремесла.

В период _________________________ люди стали делать прочную посуду из ___________________. Позже такую посуду обжигали на огне. Так появилась ________________________. Мастера украшали посуду ___________________ и ______________________.

В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен _________________________ ________________________. Посуда, сделанная на нем, получалась ровной, гладкой и красивой.

Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В период _________________________________ человек изобрел простейший _____________________ _____________________________. На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так ткали первые ткани.

Нити для ткачества скручивали из ___________________________ животных, из __________________________ и ___________________________. Для этого была изобретена _______________________________________.

Слова для справок: керамика, неолит, глина, узоры, гончарный круг, орнамент, ткацкий станок, шерсть, прялка, лен, конопля.

5. Выберите причины появления неравенства.

а) Распад рода на семьи, каждая из которых вела собственное хозяйство – кто более удачно, а кто – менее;

б) войны между племенами, разорявшие побежденных и обогащавшие победителей;

в) разделение труда между земледельцами и ремесленниками;

г) стремление вождей усилить свою власть над племенем;

д) выделение из числа соплеменников воинов, которых племя содержало за общий счет;

е) покровительство вождей своим друзьям и родственникам, которые постепенно становились знатью.

6. Соотнесите заголовки и их содержимое.

1) Главные занятия – собирательство и охота.

2) Главные занятия – земледелие и скотоводство.

а) Кочевой образ жизни;

б) власть старейшины;

в) собирательство играет подсобную роль;

г) соседская община;

д) временные коллективы;

е) родовая община;

ж) оседлый образ жизни;

з) власть вожака;

и) власть вождя.

7. Представьте, что вы оказались в поселке первых земледельцев и скотоводов. Составьте рассказ, начав его так: «Выйдя на лесную поляну, я увидел небольшой поселок. Мужчины с каменными топорами расчищали участок леса…»

ответы

Вариант 1

1. в.

2. г.

3. б.

4. Неолитическая.

5. 7, медью, медь, камень, каменному, медный, медным, медью, золото, серебро, кузнечное, ювелирное.

6. б, а, ж, д, г, в, е.

7. 1 – а, б, в, д, з, м, о; 2 – г, е, ж, и, к, л, н, п.

Вариант 2

1. г.

2. а.

3. б.

4. Плот, плота, лодки, лодка, мужчины, охоту, женщины, собирательством, ячменя, пшеницы, ножами, серпы, женщины, зернотерках, женщины, земледелие, каменными топорами, мотыгу, женщины.

5. Земледельцами, скотоводами, ремесленниками, деньги, денег, ракушки, шкуры животных, быки, зерно, денег, слитки металлов, медь, серебро, золото.

6. 1 – г; 2 – е; 3 – д; 4 – в; 5 – б; 6 – а.

7. До появления земледелия люди занимались собирательством. Они брали в природе в готовом виде ягоды, коренья, растения, пригодные в пищу, в частности дикие ячмень и пшеницу, то есть жали серпами то, что сами не сеяли.

Вариант 3

1. а.

2. г.

3. а.

4. Мотыгой, мотыгой, ячменя, пшеницы, серпами, серпы, зернотерки, оседлый, жилища, собака, овцы, козы, коровы, свиньи, мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры, скотоводство.

5. Родовой, соседская, родов, племя, племени, семьи, семья, семье, надел, надел, собственностью, имущественное неравенство, племя, вождя, вождь, племени, племени, дружина, вождь, знатью, вождь, знать.

6. б, в, е, и, к.

Вариант 4

1. в.

2. в.

3. а.

4. Неолита, глины, керамика, узорами, орнаментом, гончарный круг, гончарном круге, неолита, ткацкий станок, шерсти, льна, конопли, прялка.

5. а, б, г.

6. 1 – а, д, е, з; 2 – б, в, г, ж, и.

Задания повышенного уровня

Соседская община в отличие от родовой общины состояла из отдельных семей, где семьи между собой были связаны не родственными, а соседскими отношениями. Каждая семья имела свой скот, участок земли. В обеих общинах оставалось в совместном пользовании пастбище, река и лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Конспект урока в 5 классе на тему "Первобытные земледельцы и скотоводы"

Разработка урока рассчитана на 2 учебных часа, которая включает различные методы оргизации урока...

Урок "Синтаксис и пунктуация" (повторительно-обобщающий) в 5 классе

Урок с использованием интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Т.А. Ладыженской и др. "Русский язык. 5 класс", посильного кроссворда, тестов делает урок интересным, содержательным. ...

Презентация по кубановедению по теме"Земледельцы и скотоводы"5 класс

презентация для 5 класса по кубановедению составлена согласно требованиям ФГОС....

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

История 5 класс 8 урок: Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность и изобретения.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...

Проверочный тест по теме "Земледельцы и скотоводы" в 5 классе

Проверочный тест по теме "Земледельцы и скотоводы" по кубановедению для учащихся 5 класса....