Повторительно-обобщающий урок 5 класс по теме "Первые земледельцы и скотоводы"
тест по истории (5 класс) на тему
Закрепление изученного материала по теме "Первые земледельцы и скотоводы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoritelno-obobshchayushchiy_urok_5_klass_pervye_zemledeltsy_i_skotovody.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Первые земледельцы и скотоводы
Вариант 1
1. Люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Они не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Это:
а) археологи; в) ремесленники;
б) идолы; г) старейшины.
2 . Древнейшие люди возделывали почву при помощи:
а) плуга; в) лопаты;
б) палки-копалки; г) мотыги.
3. Первые зерновые культуры:
а) просо и овес; в) подсолнух и кукуруза;
б) ячмень и пшеница; г) пшеница и кукуруза.
4. Вставьте пропущенное слово.
Величайший переворот в жизни древних людей, выразившийся в переходе от присвоения даров природы к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства, – это ___________________ революция.
5. Заполните пропуски в тексте, и у вас получится рассказ о развитии ремесла.
__ тысячелетий назад люди стали активно использовать __________________ для изготовления топоров, ножей, других орудий. Постепенно ______________ вытесняла _____________. Это привело к тому, что на смену ________________ веку пришел век ________________. ___________________ веком называют период 4–3 тысячелетий до н. э.
Наряду с ___________________ люди обрабатывали драгоценные металлы – ___________________ и ___________________. Так появились ______________ и _________________________ ремесла.
Слова для справок: 7, медь, камень, каменный, медный, медь, золото, серебро, кузнечное, ювелирное.
6. Расположите перечисленные ниже события и явления в определенной последовательности.
а) Возникновение земледелия и скотоводства;
б) собирательство и охота начинают давать больше продуктов, чем необходимо для пропитания общины;
в) разделение общинного хозяйства на ряд семейных хозяйств;
г) появление излишков;
д) увеличение урожайности земли;
е) переход от родовой общины к соседской;
ж) появление плуга и орудий труда из металлов.
7. Из предложенного перечня изобретений выберите:
1) появились до перехода к земледелию и скотоводству;
2) появились после перехода к земледелию и скотоводству.
а) Скребок; б) проколока; в) копье; г) посуда; д) одежда из шкур животных; е) одежда из шерсти; ж) ткацкий станок; з) каменный топор; и) мотыга; к) серп; л) ткани; м) гарпун; н) вареная пища; о) лодка-долбленка; п) корзина из прутьев.
Вариант 2
1. Земледелие возникло:
а) 100 тыс. лет назад;
б) 40 тыс. лет назад;
в) более 13 тыс. лет назад;
г) более 10 тыс. лет назад.
2. Земледелие впервые возникло:
а) в Западной Азии;
б) в Восточной Азии;
в) в Южной Европе;
г) в Восточной Африке.
3. Ненужным хранение огня сделало изобретение:
а) каменного топора;
б) лука;
в) ткацкого станка;
г) глиняной посуды.
4. Заполните пропуски в тексте, и у вас получится рассказ о занятиях первобытных людей.
Древнейшим судном был ____________. Люди срубали топорами не-сколько тонких бревен, очищали стволы от веток, связывали бревна волокнами растений и спускали на воду. Поверхность ______________ устилали связками травы и тростника. Древнейшие ________ изготавливались из коры, которую люди научились снимать целыми полотнищами со ствола дерева. _________________ из коры была легким судном.
Когда ______________________ уходили на ____________, _______ занимались ___________________________. Они срезали колосья дикого _________________ и ____________________ _________________, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставленных в кость или рог. Это были древнейшие _____________. _______________приносили злаки в поселок и растирали зерна на __________, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерно измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимание. Но однажды ____________________ сделали открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который можно получить много зерен. Так возникло ____________.
В те времена готовых полей почти не было. Поэтому людям приходилось __________________________________ расчищать от деревьев и кустарников небольшой участок. Поваленные деревья сохли, после чего их сжигали.
Перед посевом нужно было разрыхлить землю. Для этой цели первобытные изобретатели создали новое орудие – _____________________. Рыхлением земли обычно занимались _______________________.
Слова для справок: мужчины, плот, лодки, охота, женщины, собирательство, ячмень, ножи, пшеница, серпы, зернотерки, каменные топоры, земледелие, мотыга.
5. Заполните пропуски в тексте, и у вас получится рассказ о развитии торговли.
С развитием хозяйственной жизни возникла необходимость обмена продуктами труда между ________________________, ________________________, ___________________________, что привело к росту торговли. Позже появились первые _______________. В качестве древнейших ________________ могли выступать ____________________, __________________________, ___________, ______________. Но наиболее удобными в качестве _____________________ оказались ______________________________________________ – ___________, ____________________, ___________________.
Слова для справок: земледельцы, ремесленники, ракушки, скотоводы, зерно, деньги, шкуры животных, быки, медь, слитки металлов, серебро, золото.
6. Соотнесите даты и события.
1) Около 2 млн лет назад; а) изобретение лука;
2) около 100 тыс. лет назад; б) возникновение земледелия;
3) около 7 тыс. лет назад; в) появление человека разумного;
4) около 40 тыс. лет назад; г) появление древнейших людей;
5) около 10 тыс. лет назад; д) начало обработки металлов;
6) около 9 тыс. лет назад; е) похолодание на Земле и начало
ледникового периода.
7. Всем известна поговорка «Что посеешь, то и пожнешь». Между тем ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте свою мысль.
Вариант 3
1. Неолитическая революция началась:
а) 10–8 тыс. лет назад; в) 20 тыс. лет назад;
б) 13–7 тыс. лет назад; г) 40 тыс. лет назад.
2. Первых прирученных животных люди использовали:
а) для дрессировки;
б) для перевозки грузов и вспашки земли;
в) на охоте для выслеживания и травли дичи;
г) для получения мяса, молока, шкур и т. д.
3. Племенем управлял:
а) совет старейшин; в) совет вождей;
б) военный совет; г) совет мужчин-сородичей.
4. Заполните пропуски в тексте, и у вас получится рассказ о занятиях первобытных людей.
Землю взрыхляли деревянной __________________ – палкой с крепким сучком. Иногда пользовались ___________________ из рога оленя. Затем в землю бросали зерна ____________ и ____________________, которые стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали ___________________. _________________ делали, прикрепляя осколки кремня к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились __________. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия. Чтобы выращивать урожай, надо было жить на одном месте – вести ______________ образ жизни. Появились обустроенные ______________.
Первым животным, ставшим служить людям, была ______________. Позже одомашнены ___________, __________, ___________________, ________________. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали _____________, ________, ______________, _______________, ____________. Стало развиваться __________________________, и надобность в постоянной охоте отпала.
Слова для справок: пшеница, мотыга, ячмень, серпы, зернотерки, жилища, оседлый, козы, собака, овцы, коровы, свиньи, молоко, мясо, жир, шерсть, скотоводство, шкуры.
5. Заполните пропуски в тексте и у вас получится рассказ о жизни людей.
На смену __________ общине пришла __________, которая объединяла несколько ___________, живущих на одной территории. Общины за-ключали между собой союзы. Они принимали обязательства совместно защищать землю, на которой проживали. Так образовалось __________.
С развитием земледелия из _________________ стали выделяться самостоятельные большие ______________. _______________ состояла из нескольких поколений ближайших родственников. Такой ________________ из земельных владений общины выделялся _____________. Со временем этот _____________ и собранный урожай становился _________________________________ семьи. Более умелые, трудолюбивые семьи накапливали богатства, другие становились беднее. Появилось ____________________ _______________________________.
Для ведения войны ______________ избирало военного предводителя – _________________. Постепенно ________________ превращался в постоянного главу _____________________. Он формировал военный отряд из своих родственников и наиболее воинственных членов _____________________________. Этот отряд назывался ____________________. _______________, старейшины, дружинники, колдуны пользовались наибольшим уважением. Их называли _______________. ___________ и ______________ управляли жизнью племени.
Слова для справок: род, родовая, соседская, племя, надел, семьи, собственность, имущественное неравенство, вождь, племя, знать, дружина.
6. Выберите признаки возникновения цивилизации.
а) Выделение человека из мира животных;
б) изобретение письменности;
в) возникновение городов;
г) начало обработки металлов;
д) появление фабрик и заводов;
е) возникновение государства;
ж) появление земледелия и скотоводства;
з) изобретение колеса;
и) появление письменных законов;
к) гражданские права и обязанности.
7. Крупнейшими открытиями людей явились земледелие и скотоводство. Придумайте рассказ, подтверждающий эту мысль. Вот его начало: «Два племени живут на разных берегах большой реки и не общаются друг с другом. Одно племя занимается только охотой и собирательством, другое наряду с этим также земледелием и скотоводством…». Продолжите рассказ и покажите, какому из племен жилось лучше.
Рекомендации: нарисуйте словесную картину неудачной охоты на одном и на другом берегу реки. Какие последствия имели результаты подобной охоты для одного и для другого племени?
Следует обратить внимание, что племя, которое наряду с собирательством и охотой занималось также земледелием и скотоводством, было более обеспечено, имело всегда запас продуктов питания на случай неудачной охоты, засухи и т. д.
Вариант 4
1. Какое животное человек приручил первым:
а) корову;
б) свинью;
в) собаку;
г) козу.
2. Старейшинами обычно становились:
а) самые богатые члены рода;
б) самые старые члены рода;
в) самые мудрые и опытные члены рода;
г) те, кого род избирал на эту должность общим голосованием.
3. Человек, изгнанный из родовой общины:
а) обречен на гибель;
б) выжил бы в одиночку;
в) жил бы отдельной семьей, женившись на женщине из другой общины;
г) примкнул бы к другой общине.
4. Заполните пропуски в тексте, и у вас получится рассказ о развитии ремесла.
В период _________________________ люди стали делать прочную посуду из ___________________. Позже такую посуду обжигали на огне. Так появилась ________________________. Мастера украшали посуду ___________________ и ______________________.
В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен _________________________ ________________________. Посуда, сделанная на нем, получалась ровной, гладкой и красивой.
Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В период _________________________________ человек изобрел простейший _____________________ _____________________________. На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так ткали первые ткани.
Нити для ткачества скручивали из ___________________________ животных, из __________________________ и ___________________________. Для этого была изобретена _______________________________________.
Слова для справок: керамика, неолит, глина, узоры, гончарный круг, орнамент, ткацкий станок, шерсть, прялка, лен, конопля.
5. Выберите причины появления неравенства.
а) Распад рода на семьи, каждая из которых вела собственное хозяйство – кто более удачно, а кто – менее;
б) войны между племенами, разорявшие побежденных и обогащавшие победителей;
в) разделение труда между земледельцами и ремесленниками;
г) стремление вождей усилить свою власть над племенем;
д) выделение из числа соплеменников воинов, которых племя содержало за общий счет;
е) покровительство вождей своим друзьям и родственникам, которые постепенно становились знатью.
6. Соотнесите заголовки и их содержимое.
1) Главные занятия – собирательство и охота.
2) Главные занятия – земледелие и скотоводство.
а) Кочевой образ жизни;
б) власть старейшины;
в) собирательство играет подсобную роль;
г) соседская община;
д) временные коллективы;
е) родовая община;
ж) оседлый образ жизни;
з) власть вожака;
и) власть вождя.
7. Представьте, что вы оказались в поселке первых земледельцев и скотоводов. Составьте рассказ, начав его так: «Выйдя на лесную поляну, я увидел небольшой поселок. Мужчины с каменными топорами расчищали участок леса…»
ответы
Вариант 1
1. в.
2. г.
3. б.
4. Неолитическая.
5. 7, медью, медь, камень, каменному, медный, медным, медью, золото, серебро, кузнечное, ювелирное.
6. б, а, ж, д, г, в, е.
7. 1 – а, б, в, д, з, м, о; 2 – г, е, ж, и, к, л, н, п.
Вариант 2
1. г.
2. а.
3. б.
4. Плот, плота, лодки, лодка, мужчины, охоту, женщины, собирательством, ячменя, пшеницы, ножами, серпы, женщины, зернотерках, женщины, земледелие, каменными топорами, мотыгу, женщины.
5. Земледельцами, скотоводами, ремесленниками, деньги, денег, ракушки, шкуры животных, быки, зерно, денег, слитки металлов, медь, серебро, золото.
6. 1 – г; 2 – е; 3 – д; 4 – в; 5 – б; 6 – а.
7. До появления земледелия люди занимались собирательством. Они брали в природе в готовом виде ягоды, коренья, растения, пригодные в пищу, в частности дикие ячмень и пшеницу, то есть жали серпами то, что сами не сеяли.
Вариант 3
1. а.
2. г.
3. а.
4. Мотыгой, мотыгой, ячменя, пшеницы, серпами, серпы, зернотерки, оседлый, жилища, собака, овцы, козы, коровы, свиньи, мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры, скотоводство.
5. Родовой, соседская, родов, племя, племени, семьи, семья, семье, надел, надел, собственностью, имущественное неравенство, племя, вождя, вождь, племени, племени, дружина, вождь, знатью, вождь, знать.
6. б, в, е, и, к.
Вариант 4
1. в.
2. в.
3. а.
4. Неолита, глины, керамика, узорами, орнаментом, гончарный круг, гончарном круге, неолита, ткацкий станок, шерсти, льна, конопли, прялка.
5. а, б, г.
6. 1 – а, д, е, з; 2 – б, в, г, ж, и.
Задания повышенного уровня
Соседская община в отличие от родовой общины состояла из отдельных семей, где семьи между собой были связаны не родственными, а соседскими отношениями. Каждая семья имела свой скот, участок земли. В обеих общинах оставалось в совместном пользовании пастбище, река и лес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Конспект урока в 5 классе на тему "Первобытные земледельцы и скотоводы"
Разработка урока рассчитана на 2 учебных часа, которая включает различные методы оргизации урока...
Урок "Синтаксис и пунктуация" (повторительно-обобщающий) в 5 классе
Урок с использованием интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Т.А. Ладыженской и др. "Русский язык. 5 класс", посильного кроссворда, тестов делает урок интересным, содержательным. ...
Презентация по кубановедению по теме"Земледельцы и скотоводы"5 класс
презентация для 5 класса по кубановедению составлена согласно требованиям ФГОС....
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...
История 5 класс 8 урок: Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность и изобретения.
Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...
Проверочный тест по теме "Земледельцы и скотоводы" в 5 классе
Проверочный тест по теме "Земледельцы и скотоводы" по кубановедению для учащихся 5 класса....