Урок – соревнование
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «средняя общеобразовательная школа №11»
Урок – соревнование по теме «Тепловые явления»
Выполнила: учитель физики
Ялыгина Н.В.
г.о Саранск
VIII класс.
Урок – соревнование по теме «Тепловые явления»
Эпиграфы: Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н. э)
Упражнение, друзья, даёт больше, чем хорошее природное дарование.
Протагор
Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме; продолжить развитие умений наблюдать физические явления; проверять теоретические положения с помощью эксперимента; пользоваться приборами; совершенствовать навыки решения задач различного типа; сформировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной; расширить кругозор учащихся.
Оформление: Портреты Ломоносова, Джоуля, доклады учащихся, стенгазеты о жизни и творчестве этих учёных.
Ход урока:
Класс предварительно делится на 2 команды по 8-10 человек, примерно равные по силам, в каждой команде выбирается капитан, а остальная часть учащихся – это активные болельщики.
Урок состоит из нескольких конкурсов. Ребятам сообщается заранее, что учитывается активность каждого и всей команды в целом.
I. Вступительное слово учителя.
Учитель оглашает эпиграфы урока, комментирует их, озвучивает цели урока. У учащихся на столе тексты задач к уроку, у каждого рейтинговая карта.
Учитель: Каждый из вас сегодня будет работать на победу своей команды и на свой рейтинг, фиксируя свои успехи в рейтинговой карте. Она должна быть именной (предлагаю учащимся подписать её). Каждый правильный ответ-1 балл в вашей карте, правильно решённая задача- 3 балла, если решаете задачу самостоятельно- это надо делать в самой карте и самостоятельно себя оценивать.
II. «Умеешь ли ты проводить опыты? ».
На столе стоят приборы: колба с водой, марганцовка, спиртовка, пробирка, жидкостный манометр, теплоприемник, медная и стальная проволоки, кнопки, пластилин, деревянный брусок, лист бумаги.
Выходят по 1 члену от команды, ставят опыт и объясняют его, затем следующий ученик.
III. Конкурс «Кубик».
Вызываются по одному человеку от команды. На столе большой бумажный кубик,
на гранях кубика написаны слова: 1. теплопроводность;
2. конвекция;
3. излучение;
4. удельная теплоемкость.
Ученик бросает кубик, какая грань выпадает, слово записать на доске, дать определение, объяснить физический смысл явления. Затем члены команды – соперницы задают вопросы по этой же теме.
IV. Конкурс «Найди ошибки».
Читаю рассказ с физическими ошибками, (у ребят текст есть), та команда, которая больше заметит ошибок – побеждает.
Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что в 8 утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Я открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь уже стаял, и только на крышах домов он ещё лежал мохнатыми шапками.
Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул: по всему телу разлилось тепло.
Покушав, я выбежал на улицу. Толя был уже там. "Вот погодка сегодня!"- вместо приветствия восхищённо произнёс он. – Солнце то какое, а температура с утра – 2 0С. "Нет, минус 4 0С",- возразил я.
Мы заспорили, потом сообразили, в чём дело: "У меня термометр на ветру висит, а у тебя - в укромном месте, поэтому и показывает больше",- догадался Толя.
V. Конкурс «Попробуй объяснить».
(болельщики так же зарабатывают карточка)
(Решение качественных задач)
1. Почему сады не разводят в низинах? С какими физическими явлениями это вязано?
2. Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые посевы от вымерзания?
3. Какая из почв – глинистая или черноземная имеет большую теплопроводность?
4. Почему при рыхлении почвы ее теплопроводность уменьшается? Надо ли это
учитывать?
5. Чем можно объяснить, что некоторые виды птиц (тетерева, глухари, рябчики, куропатки
и др.) зимой зарываются в снежные сугробы и там иногда проводят по несколько суток?
6. Для каких растений, высеянных на светлых или на темных почвах наиболее опасны
весенние заморозки? Почему?
7. Почему батареи отопления в помещении располагают внизу?
8. Почему корабль, отправляющийся в тропические страны, обычно имеет светлый тон?
9.На чашки рычажных весов поставили и уравновесили стакан с холодной водой и стакан с горячим чаем. Почему равновесие быстро нарушилось?
10.Почему не кипит вода в открытой стеклянной пробирке, опущенной в кипящую воду,
VI. Конкурс капитанов.
1 капитану:
На нагревание кирпича массой 4 кг на 63 °С затрачено такое же количество теплоты, как и на нагревание воды той же массы на 13,2 °С. Определите удельную теплоемкость кирпича.
2 капитану:
Как изменится температура алюминиевой заготовки массой 2 кг, если ей сообщить такое же количество теплоты, какое идет на нагревание воды массой 880г от 0ºС до100 °С.
VII.Конкурс болельщиков.
1команде.
Какое количество теплоты пойдет на нагревание кирпичной печи массой 1,5 т от 10 ºС до 20 ºС.
2 команде:
Какое количество теплоты выделилось при охлаждении чугунной болванки массой 32 кг, если ее температура изменилась от 1115 до 15 °С.
VIII. Конкурс «домашнее задание»
Команды заранее получили задание - найти в журналах, книгах интересные факты, касающиеся тепловых явлений, и подготовить небольшие сообщения.
1 задание группам «Поиск»
1 команда:
Подготовить примеры тепловых явлений на транспорте.
2 команда:
Подготовить примеры тепловых явлений в строительстве.
2 задание «Черный ящик»
В черном ящике находится прибор. Учитель описывает прибор, а учащиеся должны назвать, что это за прибор, его назначение.
IX. Подведение итогов за 5-7 минут до конца урока.
Подсчёт личного рейтингового балла, подсчёт командных баллов , вручение медалей«Умник» и « Умница» учащимся получившим самое большое количество баллов за урок. На ордене слова М.В.Ломоносова:
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай – берегут.
Заключительное слово учителя:
-По словам русского поэта XIX века Якова Петровича Полонского,
Царство науки не знает предела-
Всюду следы её вечных побед.
Разума слово и дело,
Сила и свет.
Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке-физике, подарившей нам столько открытий. А сколько ещё непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит и у вас жажду новых познаний. Большое спасибо за совместную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - соревнование по риторике " Учимся говорить"
Разработка внеклассного мероприятия по развитию речи для учащихся 6-8 классов...
Нестандартные уроки: 8 кл урок-соревнование по теме "Тепловые явления"
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...
Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе
Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...
Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"
Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...
Урок – соревнование по русскому языку на тему: «Обобщающий урок по разделу «Фонетика»
Урок – соревнование проводится после изучения раздела «Фонетика» и носит характер обобщающего урока. Нетрадиционная форма урока способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает ин...
Конспект урока - соревнования по природоведению.Обобщающий урок по теме "Жизнь на Земле".5 класс.
Предлагаю конспект урока....
«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся». Урок комплексного применения знаний и умений, урок - соревнование по технологии, 5 класс
«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».Андреева Елена Перфильевна,Учитель технологииМБОУ «Чихачёвская средняя школа»Предмет: технологияКласс 5Тема «Систематизация знаний по ма...