Рабочая программа по физике. 8 класс.
рабочая программа по физике (8 класс) по теме
Рабочая программа по физике 8 класс по УМК Перышкина А.В. с календарно-тематическим планированием и обязательными демонстрациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma-fizika-8_kl.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рассмотрено на заседании кафедры предметов естественно-математического цикла Протокол № 1 от 28.08.2012г. | Одобрено на заседании НМС гимназии Протокол № 1 от 29.08.2012г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия» __________________ Т.И. Цыпнятова Приказ №138/1 от30.08.2012г. |
Рабочая программа
учебного курса физики
8 А, Б и В классы
учитель Сначева Н.И.
2012-2013 г.
г. Полярный
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по физике в 8-х классах составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 5 марта 2004 г. № 1089); Примерной программы основного общего образования по физике, авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкина; с учетом рекомендаций аналитического отчета о результатах ГИА-9 2012 года по физике.
Учебно-методический комплект:
- Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. – 12-е изд., доработ. – М.: Дрофа, 2009.
- Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс»/А.В. Перышкин; Сост. Н.В. Филонович. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
- Кирик Л.А. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: ИЛЕКСА, 2005
- Марон А.Е.. Физика. 7 класс: Учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004
- Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике: 8 кл: к учебнику А.В. Перышкина, «Физика. 8 класс» - М.: АСТ, Астрель, 2010
Цели обучения:
- освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи обучения:
- формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Учебный процесс организован по классно-урочной системе.
Федеральный базисный учебный план на изучение физики отводит 70 часов (35 учебных недель) из расчета 2 учебных часа в неделю, региональный учебный план - 68 часов (34 учебных недели):
1 триместр – 12 учебных недель – 24 ч,
2 триместр – 10 учебных недель – 20 ч,
3 триместр – 12 учебных недель – 24 ч.
Основное содержание (68 ч)
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удель-ная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа дейст-вия холодильника.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации
Принцип действия термометра.
Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Явление испарения.
Кипение воды.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Явления плавления и кристаллизации.
Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины
Лабораторные работы и опыты
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Изучение явления теплообмена.
Измерение удельной теплоемкости вещества.
Измерение влажности воздуха.
Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.
Электрические и магнитные явления (30 ч)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Демонстрации
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электроскопа.
Проводники и изоляторы.
Электризация через влияние
Перенос электрического заряда с одного тела на другое
Закон сохранения электрического заряда.
Устройство конденсатора.
Энергия заряженного конденсатора.
Источники постоянного тока.
Составление электрической цепи.
Электрический ток в электролитах. Электролиз.
Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.
Электрический разряд в газах.
Измерение силы тока амперметром.
Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
Измерение напряжения вольтметром.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади попе-речного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Реостат и магазин сопротивлений.
Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение электрического взаимодействия тел
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоян-ном сопротивлении.
Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.
Изучение последовательного соединения проводников
Изучение параллельного соединения проводников
Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади попе-речного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Измерение работы и мощности электрического тока.
Изучение электрических свойств жидкостей.
Изготовление гальванического элемента.
Изучение взаимодействия постоянных магнитов.
Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.
Исследование явления намагничивания железа.
Изучение принципа действия электромагнитного реле.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение принципа действия электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны (10 ч)
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.
Демонстрации
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления распространения света.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Резерв (5 ч )
Тематическое планирование.
| всего | I триместр | II триместр | III триместр |
из них | из них | из них |
к/р | л/р | к/р | л/р | к/р | л/р |
Тепловые явления | 23 | 23 | 2 | 4 |
Тепловые явления | 12 | 12 | 1 | 3 |
Изменение агрегатных состояний вещества | 11 | 11 | 1 | 1 |
Электрические и магнитные явления | 30 | 1 | - | - | 20 | - | 6 | 9 | 1 | 1 |
Электрические явления | 24 | 1 | - | - | 20 | - | 6 | 3 | 1 | - |
Электромагнитные явления | 6 | 6 | - | 1 |
Электромагнитные колебания и волны | 10 | 10 | 1 | 2 |
Световые явления | 10 | 10 | 1 | 2 |
Резерв | 5 | 5 |
68 | 24 | 2 | 4 | 20 | - | 6 | 24 | 2 | 3 |
.
Поурочное планирование.
Первый триместр – 12 недель
№ п/п | Тема урока | Демонстрации | Дата |
Тепловые явления – 23 ч |
Тепловые явления – 12 ч |
1. | Тепловое движение атомов и молекул. Тепловое равновесие. |
2. | Температура и её измерение. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. | Принцип действия термометра. |
3. | Лабораторная работа № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». |
4. | Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. | Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче. |
5. | Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. | Теплопроводность различных материалов. Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путем излучения. |
6. | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ. |
7. | Лабораторная работа № 2 «Изучение явления теплообмена». |
8. | Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости вещества». |
9. | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. |
10. | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. |
11. | Повторение темы «Тепловые явления». |
12. | Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления». |
Изменение агрегатных состояний вещества – 11 ч |
13. | Плавление и кристаллизация. | Явление плавления и кристаллизации. |
14. | Удельная теплота плавления. |
15. | Испарение и конденсация. Насыщенный пар. | Явление испарения. |
16. | Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. | Кипение воды. Постоянство температуры кипения жидкости. |
17. | Влажность воздуха. Лабораторная работа № 4 «Измерение влажности воздуха». | Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром. |
18. | Удельная теплота парообразования. Расчет количества теплоты при теплообмене. |
19. | Решение задач на расчет количества теплоты. Лабораторный опыт «Исследование зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре». |
20. | Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. | Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины. |
21. | КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. |
22. | Преобразование энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин. |
23. | Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» |
Электрические и магнитные явления – 1 ч |
Электрические явления – 1 ч |
24. | Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. | Электризация тел. Два рода электрических зарядов. |
Второй триместр – 10 недель
№ п/п | Тема урока | Демонстрации | Дата |
Электрические и магнитные явления – 20 ч |
Электрические явления – 20 ч |
25. | Взаимодействие зарядов. Лабораторный опыт «Наблюдение электрического взаимодействия тел». | Устройство и действие электроскопа. Электризация через влияние. |
26. | Закон сохранения электрического заряда. | Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Закон сохранения электрического заряда. |
27. | Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. |
28. | Проводники, диэлектрики и полупроводники. | Проводники и изоляторы. |
29. | Постоянный электрический ток. |
30. | Источники постоянного тока. Действия электрического тока. | Источники постоянного тока. |
31. | Электрическая цепь. | Составление электрической цепи. |
32. | Сила тока. Лабораторная работа № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока». | Измерение силы тока амперметром. |
33. | Напряжение. Лабораторная работа № 6 «Сборка электрической цепи и измерение напряжения». | Измерение напряжения вольтметром. |
34. | Электрическое сопротивление. | Реостат и магазин сопротивлений. |
35. | Удельное сопротивление. Лабораторный опыт «Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала». |
36. | Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении». |
37. | Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении». |
38. | Закон Ома для участка электрической цепи. Лабораторный опыт «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра». | Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи. |
39. | Решение задач на закон Ома для участка электрической цепи. |
40 | Последовательное соединение проводников. Лабораторная работа № 9 «Изучение последовательного соединения проводников». |
41. | Параллельное соединение проводников. Лабораторная работа № 10 «Изучение параллельного соединения проводников». |
42. | Работа электрического тока. Лабораторный опыт «Измерение работы электрического тока». |
43. | Мощность электрического тока. Лабораторный опыт «Измерение мощности электрического тока». |
44. | Закон Джоуля-Ленца. |
Третий триместр – 12 недель
№ п/п | Тема урока | Демонстрации | Дата |
Электрические и магнитные явления – 9 ч |
Электрические явления – 3 ч |
45. | Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. | Электрический ток в электролитах. Электролиз. Электрический ток в полупроводниках. Электрический разряд в газах. |
46. | Лабораторные опыты «Изучение электрических свойств жидкости», «Изготовление гальванического элемента». |
47. | Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления». |
Электромагнитные явления – 6 ч |
48. | Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Лабораторный опыт «Изучение взаимодействия магнитов». |
49. | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Лабораторный опыт «Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током». | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. |
50. | Электромагнит. Лабораторный опыт «Исследование явления намагничивания железа». |
51. | Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. | Действие магнитного поля на проводник с током. |
52. | Электродвигатель. Электромагнитное реле. Лабораторные опыты «Изучение принципа действия электродвигателя», «Изучение принципа действия электромагнитного реле». | Устройство электродвигателя. |
53. | Лабораторная работа № 11 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током». |
Электромагнитные колебания и волны – 10 ч |
Световые явления – 10 ч |
54. | Прямолинейное распространение света. Лабораторный опыт «Изучение явления распространения света». | Источники света. Прямолинейное распространение света. |
55. | Отражение света. Закон отражения света. Лабораторный опыт «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света». | Закон отражения света. |
56. | Плоское зеркало. | Изображение в плоском зеркале. |
57. | Преломление света. Закон преломления света. | Преломление света. |
58. | Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Лабораторная работа № 12 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы». | Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе. |
59. | Формула линзы. Изображения, даваемые линзой. | Получение изображения с помощью линзы. |
60. | Лабораторная работа 13 «Получение изображений с помощью собирающей линзы». |
61. | Глаз как оптическая система. |
62. | Оптические приборы. |
63. | Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления». |
Резерв – 5 ч |
Дополнительные пособия для учащихся:
- Томилин А.Н. Мир Электричества. – М.: Дрофа, 2004.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
- Экспериментальные физические задачи / авт.-сост.: С.В. Турунтаев, Ю.В. Москалёв, И.Ю. Гущин, А.Л. Яковлев – Ярославль, 2006.
Дополнительные пособия для учителя:
- Физика. Астрономия. Программы. 7 – 11 классы. Авторы/составители: Коровин В.А., Дик Ю.И., Орлов В.А. М.: Дрофа, 2009.
- Гельфгат И.М., Ненашев И.Ю., Петракова М.А. Контрольные работы по физике для основной школы. 7-9 классы.-М.: ИЛЕКСА, 2011
- Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике: 8 класс. Изд. 2-е испр. И доп. – М.: ВАКО, 2004.
- Гутник Е.М, Шаронина Е.В., Доронина Э.И.. Физика: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. «Физика». 7 класс. М.: Дрофа, 2002.
- Марон А.Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. - М.: Дрофа, 2004
Интернет-ресурсы:
- Класс!ная физика для любознательных http://class-fizika.narod.ru/
- Астрофизический портал http://www.afportal.ru/
- Физика. Самотестирование http://barsic.spbu.ru/www/tests/index.html
- ФИПИ http://www.fipi.ru/view/sections/203/docs/436.html
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 классов по физике.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро;
- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: сохранение энергии в тепловых процессах, сохранение электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение и преломление света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
- рационального применения простых механизмов;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...