Рабочая программа по физике. 8 класс.
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Сначева Надежда Ивановна

Рабочая программа по физике 8 класс по УМК Перышкина А.В. с календарно-тематическим планированием и обязательными демонстрациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma-fizika-8_kl.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»


Рассмотрено на заседании кафедры предметов естественно-математического цикла

Протокол № 1  от  28.08.2012г.      


Одобрено на заседании

 НМС гимназии


Протокол № 1  от 29.08.2012г.      


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия»

__________________

Т.И. Цыпнятова


Приказ №138/1   от30.08.2012г.    

Рабочая программа

учебного курса физики

8 А, Б и В классы

учитель Сначева Н.И.

2012-2013 г.

г. Полярный


Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного курса по физике в 8-х  классах составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 5 марта 2004 г. № 1089);  Примерной программы основного общего образования по физике, авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкина; с учетом рекомендаций аналитического отчета о результатах ГИА-9 2012 года по физике.

        Учебно-методический комплект:

  1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. – 12-е изд., доработ. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс»/А.В. Перышкин; Сост. Н.В. Филонович. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
  3. Кирик Л.А. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: ИЛЕКСА, 2005
  4. Марон А.Е.. Физика. 7 класс: Учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004
  5. Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике: 8 кл: к учебнику А.В. Перышкина,  «Физика. 8 класс» - М.: АСТ, Астрель, 2010

Цели обучения:

  1. освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых  явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, для решения физических задач;
  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  2. воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  3. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи обучения:

  1. формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  2. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  5. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  6. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
  7. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Учебный процесс организован по классно-урочной системе.

Федеральный базисный учебный  план на изучение физики  отводит 70 часов (35 учебных недель) из расчета 2 учебных  часа  в неделю, региональный учебный план -  68 часов  (34 учебных недели):

                 1 триместр – 12 учебных недель – 24 ч,

 2 триместр – 10 учебных недель – 20 ч,

 3 триместр – 12 учебных недель – 24 ч.

Основное содержание (68 ч)

Тепловые явления (23 ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удель-ная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.  Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа дейст-вия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Принцип действия термометра.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

Лабораторные работы и опыты

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Изучение явления теплообмена.

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Измерение влажности воздуха.

Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

Электрические и магнитные явления (30 ч)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор.  Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит.  Действие магнитного поля на проводник с током.  Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда.

Устройство конденсатора.

Энергия заряженного конденсатора.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Электрический ток в электролитах. Электролиз.

Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

Электрический разряд в газах.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади попе-речного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение электрического взаимодействия тел

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоян-ном сопротивлении.

Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

Изучение последовательного соединения проводников

Изучение параллельного соединения проводников

Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади попе-речного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Измерение работы и мощности электрического тока.

Изучение электрических свойств жидкостей.

Изготовление гальванического элемента.

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

Исследование явления намагничивания железа.

Изучение принципа действия электромагнитного реле.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение принципа действия электродвигателя.

Электромагнитные колебания и волны (10 ч)

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.

Демонстрации

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Лабораторные работы и опыты

Изучение явления распространения света.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Резерв  (5 ч )

Тематическое планирование.

 

всего

I триместр

II триместр

III триместр

из них

из них

из них

к/р

л/р

к/р

л/р

к/р

л/р

Тепловые явления

23

23

2

4

Тепловые явления

12

12

1

3

Изменение агрегатных состояний вещества

11

11

1

1

Электрические и магнитные явления

30

1

-

-

20

-

6

9

1

1

Электрические явления

24

1

-

-

20

-

6

3

1

-

Электромагнитные явления

6

6

-

1

Электромагнитные колебания и волны

10

10

1

2

Световые явления

10

10

1

2

Резерв

5

5

68

24

2

4

20

-

6

24

2

3

.

Поурочное планирование.

Первый триместр – 12 недель

№ п/п

Тема урока                                                                        

Демонстрации                  

Дата

Тепловые явления – 23 ч

Тепловые явления – 12 ч

1.

Тепловое движение атомов и молекул. Тепловое равновесие.

2.

Температура и её измерение. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц.

Принцип действия термометра.

3.

Лабораторная работа № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

4.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

5.

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.

Теплопроводность различных материалов. Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путем излучения.

6.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

7.

Лабораторная работа № 2 «Изучение явления теплообмена».

8.

Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости вещества».

9.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

10.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

11.

Повторение темы «Тепловые явления».

12.

Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления».

Изменение агрегатных состояний вещества – 11 ч

13.

Плавление и кристаллизация.

Явление плавления и кристаллизации.

14.

Удельная теплота плавления.

15.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар.

Явление испарения.

16.

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.

Кипение воды. Постоянство температуры кипения жидкости.

17.

Влажность воздуха. Лабораторная работа № 4 «Измерение влажности воздуха».

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

18.

Удельная теплота парообразования. Расчет количества теплоты при теплообмене.

19.

Решение задач на расчет количества теплоты. Лабораторный опыт «Исследование зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре».

20.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

21.

КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

22.

Преобразование энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

23.

Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Электрические и магнитные явления – 1 ч

Электрические явления – 1 ч

24.

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов.

Второй триместр – 10 недель

№ п/п

Тема урока

Демонстрации

Дата

Электрические и магнитные явления – 20 ч

Электрические явления – 20 ч

25.

Взаимодействие зарядов. Лабораторный опыт «Наблюдение электрического взаимодействия тел».

Устройство и действие электроскопа. Электризация через влияние.

26.

Закон сохранения электрического заряда.

Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Закон сохранения электрического заряда.

27.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

28.

Проводники, диэлектрики и полупроводники.

Проводники и изоляторы.

29.

Постоянный электрический ток.

30.

Источники постоянного тока. Действия электрического тока.

Источники постоянного тока.

31.

Электрическая цепь.

Составление электрической цепи.

32.

Сила тока. Лабораторная работа № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока».

Измерение силы тока амперметром.

33.

Напряжение. Лабораторная работа № 6 «Сборка электрической цепи и измерение напряжения».

Измерение напряжения вольтметром.

34.

Электрическое сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

35.

Удельное сопротивление. Лабораторный опыт «Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала».

36.

Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении».

37.

Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении».

38.

Закон Ома для участка электрической цепи. Лабораторный опыт «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра».

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

39.

Решение задач на закон Ома для участка электрической цепи.

40

Последовательное соединение проводников. Лабораторная работа № 9 «Изучение последовательного соединения проводников».

41.

Параллельное соединение проводников. Лабораторная работа № 10 «Изучение параллельного соединения проводников».

42.

Работа электрического тока. Лабораторный опыт «Измерение работы электрического тока».

43.

Мощность электрического тока. Лабораторный опыт «Измерение мощности электрического тока».

44.

Закон Джоуля-Ленца.

Третий триместр – 12 недель

№ п/п

Тема урока

Демонстрации

Дата

Электрические и магнитные явления – 9 ч

Электрические явления – 3 ч

45.

Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Электрический ток в электролитах. Электролиз. Электрический ток в полупроводниках. Электрический разряд в газах.

46.

Лабораторные опыты «Изучение электрических свойств жидкости», «Изготовление гальванического элемента».

47.

Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления».

Электромагнитные явления – 6 ч

48.

Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Лабораторный опыт «Изучение взаимодействия магнитов».

49.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Лабораторный опыт «Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током».

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока.

50.

Электромагнит. Лабораторный опыт «Исследование явления намагничивания железа».

51.

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.

Действие магнитного поля на проводник с током.

52.

Электродвигатель. Электромагнитное реле. Лабораторные опыты «Изучение принципа действия электродвигателя», «Изучение принципа действия электромагнитного реле».

Устройство электродвигателя.

53.

Лабораторная работа № 11 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током».

Электромагнитные колебания и волны – 10 ч

Световые явления – 10 ч

54.

Прямолинейное распространение света. Лабораторный опыт «Изучение явления распространения света».

Источники света. Прямолинейное распространение света.

55.

Отражение света. Закон отражения света. Лабораторный опыт «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Закон отражения света.

56.

Плоское зеркало.

Изображение в плоском зеркале.

57.

Преломление света. Закон преломления света.

Преломление света.

58.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Лабораторная работа № 12 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы».

Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе.

59.

Формула линзы. Изображения, даваемые линзой.

Получение изображения с помощью линзы.

60.

Лабораторная работа  13 «Получение изображений с помощью собирающей линзы».

61.

Глаз как оптическая система.

62.

Оптические приборы.

63.

Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления».

Резерв – 5 ч

Дополнительные пособия для учащихся:

  1. Томилин А.Н. Мир Электричества. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
  3. Экспериментальные физические задачи / авт.-сост.: С.В. Турунтаев, Ю.В. Москалёв, И.Ю. Гущин, А.Л. Яковлев – Ярославль, 2006.

Дополнительные пособия для учителя:

  1. Физика. Астрономия. Программы. 7 – 11 классы. Авторы/составители: Коровин В.А., Дик Ю.И., Орлов В.А. М.: Дрофа, 2009.
  1. Гельфгат И.М., Ненашев И.Ю., Петракова М.А. Контрольные работы по физике для основной школы. 7-9 классы.-М.: ИЛЕКСА, 2011
  2. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике: 8 класс. Изд. 2-е испр. И доп. – М.: ВАКО, 2004.
  3. Гутник Е.М, Шаронина Е.В., Доронина Э.И.. Физика: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник.  «Физика».  7 класс. М.: Дрофа, 2002.
  4. Марон А.Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. -  М.: Дрофа, 2004

Интернет-ресурсы:

  1. Класс!ная физика для любознательных http://class-fizika.narod.ru/
  2. Астрофизический портал http://www.afportal.ru/
  3. Физика. Самотестирование http://barsic.spbu.ru/www/tests/index.html
  4. ФИПИ http://www.fipi.ru/view/sections/203/docs/436.html

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 классов по физике.

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  1. смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро;
  2. смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  3. смысл физических законов: сохранение энергии в тепловых процессах, сохранение электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение и преломление света;
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
  2. рационального применения простых механизмов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...