Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Рабочая программа по физике. 7 класс по учебнику А.В.Пёрышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_f7.doc326 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №21 г. Белгород

«Согласовано»

Руководитель МО


________Темерова Л.А.

Протокол № _____

от «____»______2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ  № 21 г. Белгород

________Жданова М.М.


«____»_________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №21

г. Белгород


__________Пищальченко М.И.


Приказ № _от «___»___2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дорониной Елены Анатольевны

по физике

7 «А», «Б»   класс

Базовый уровень

                                                                2012 г.

Пояснительная записка

   Данная рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы: Физика. 7-9 классы. Авторы программы Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. Программа опубликована в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011».

    При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма БРИПКППС «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2012/ 2013 учебном году».

Цели и задачи изучения физики

  1. освоение знаний о механических явлениях и о строении вещества; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений и измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  4. воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

                                            Учебно- методический комплект

  1. Учебник..Физика.7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждении/А.В Пёрышкин– М.: Дрофа, 2011.-192 с.: ил.
  2. Сборник задач по физике. 7 - 9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е. В. Иванова – М.:Просвещение, 2011. – 240 с.: ил.
  3. Астахова Т.В. Физика 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания.-Саратов:Лицей,2010.-64с.

                                      Количество учебных часов

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования в 7 классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В том числе 5 контрольных работ, 14 лабораторных работ.

                           ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся

В результате изучения физики ученик 7 класса должен

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, вещество, физическое тело, материя, физический закон, взаимодействие;
  2. смысл физических величин: скорость, путь, время, масса, плотность, объем, вес, сила, давление, работа, мощность, энергия, КПД;
  3. смысл физических законов: Гука, Паскаля, Архимеда, сохранения полной механической энергии;
  4. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: диффузия, притяжение и отталкивание молекул,  инерция, тяготение, деформация, трение, давление твердых тел, жидкостей и газов, атмосферное давление, плавание тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: размеров малых тел, массы тела, объема тела, плотности твёрдого тела, архимедовой силы, КПД простых механизмов;
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления;
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о строении вещества  и механических явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для измерения величин (массы, объёма, атмосферного давления и др.) с помощью бытовых измерительных приборов; уменьшения или увеличения трения; уменьшения или увеличения давления, производимого одним телом на поверхность другого тела; рационального применения простых механизмов; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

           

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечания

Д/З

По плану

фактически

                     1.  ВЕДЕНИЕ.                                        4 ч.

1/1

Вводный инструктаж по ТБ.

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.

1

4.09

§1,2,3

№5,12(Л)

2/2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

7.09

§4,5

упр.1

3/3

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1«Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».

1

11.09

Задание 1(1)

4/4

Физика и техника.

1

14.09

§6

2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА. 5 часов

5/1

Строение вещества, молекулы.

1

18.09

§7,8

6/2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел». 

1

21.09

№21(Л)

7/3

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

25.09

§9,10, упр.2(1), задание 2(1)

8/4

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

28.09

§11,12

9/5

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». 

1

2.10

Повторить§7-12

                             3.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ.  21 час

10/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

5.10

§13,14

упр.3

11/2

Скорость. Единицы скорости.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3  «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

1

9.10

§15

упр.4(2,3)

12/3

Расчёт пути и времени движения. Решение задач.

1

12.10

§16

упр.5(2,3)

13/4

Явление инерции. Решение задач.

1

16.10

§17

№125,128,130(Л)

14/5

Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы.

1

19.10

§18,19

упр.6(2)

15/6

Измерение массы с помощью весов. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

23.10

§20

упр.6(1)

16/7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Измерение объёма тела».

1

26.10

№33(Л)

17/8

Плотность вещества.

1

6.11

§21,

упр.7(1,4)

18/9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твёрдого тела».

1

9.11

Задание 5

19/10

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

1

13.11

§22,

упр.8

20/11

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

16.11

№137,268(Л)

Повторить§13-22

21/12

Контрольная  работа № 1 по теме: «Механическое движение. Плотность»

1

20.11

22/13

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

23.11

§23,24

23/14

Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука.

1

27.11

§25

24/15

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

30.11

§26, 27,

упр.9

25/16

Динамометр.

 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».

1

4.12

§28,

упр.10

26/17

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

1

7.12

§29,

упр.11

27/18

Центр тяжести тела.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8«Определение центра тяжести плоской пластины».

1

11.12

§10 (стр.185)

28/19

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Трение в природе и технике

1

14.12

§30,31,32

29/20

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления». 

1

18.12

Повторить §23-32

№346,382(Л)

30/21

Контрольная работа № 2 по теме: «Взаимодействие тел. Силы»

1

21.12

4. ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ.   23 часа

31/1

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

1

25.12

§33,34,упр.12(4)

32/2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 10 «Измерение давления твердого тела на опору».

1

28.12

Задание 6(1)

33/3

Давление газа. Закон Паскаля.

1

15.01

§35,36,

задание 7

34/4

Давление в жидкости и газе.

1

18.01

§37

35/5

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

22.01

§38, упр.15(1,2)

36/6

Решение задач.

1

25.01

37/7

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. 

1

29.01

§39 задание 9(2)

38/8

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

1.02

§40,41

задание 10(1)

39/9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

5.02

§42 упр.19(4)

40/10

Барометр – анероид.

1

8.02

§43 упр.20

41/11

Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

1

12.02

§44,45 упр.21(2)

42/12

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

15.02

§46,47, упр.23(2)

43/13

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

19.02

Повторить§33-47, № 452,516(Л)

44/14

Контрольная работа №3 по теме:  «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

22.02

45/15

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

1

26.02

§48,49

46/16

 Решение задач на определение архимедовой силы.

1

1.03

упр.24(4)

47/17

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

5.03

§7,8(стр.181-183)

48/18

Плавание тел.

1

8.03

49/19

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тел в жидкости».

1

12.03

Объединение 2 уроков

§50,  упр.25(3)

50/20

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

15.03

§51,52, упр.26(1)

51/21

Решение задач по теме: «Архимедова сила и условие плавания тел».

1

19.03

Повторить §48-52,№633,635(Л)

52/22

Контрольная  работа №4 по теме:  «Архимедова сила».

1

22.03

53/23

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

5.04

Повторение §33-52 

    5. РАБОТА И МОЩНОСТЬ.ЭНЕРГИЯ.  13 часов

54/1

Механическая работа.

1

9.04

§53,упр.28(4)

55/2

Мощность.

1

12.04

§54,упр.29(5,6)

56/3

Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия сил на рычаге.

1

16.04

§55,56

№748(Л)

57/4

Момент силы. Равновесия тела с закрепленной осью вращения

1

19.04

§57,

 §11(стр.187)

58/5

Рычаги в технике, быту и природе. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 13 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

23.04

§58, упр.30(5)

59/6

Применение условия равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.

1

26.04

§59,60, упр.31(2)

60/7

КПД механизма

1

30.04

§61

61/8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 14 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

3.05

№797(Л)

62/9

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

1

7.05

§62,63, упр.32(1,4)

63/10

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии

1

10.05

§64, упр.339(1) §9 (стр.184)

64/11

Решение задач по теме: «Работа, мощность, энергия».

1

14.05

№675,706,809(Л)

65/12

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Работа, мощность, энергия»

1

17.05

Повторить

§53-64

66/13

Контрольная  работа № 5 по теме: «Механическая работа. Мощность. Энергия».

1

21.05

                            ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ.     4 часа

67/1

Повторение материала по теме «Строение вещества»; «Взаимодействие тел»

1

24.05

§13-32

68/2

Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»; «Работа и мощность. Энергия» 

1

28.05

§33-52

69/3

Итоговая контрольная работа

1

31.05

Объединение 2 уроков

70/4

Итоговое повторение

1

31.05

содержание программы

1. ВВЕДЕНИЕ(4 ч)

   Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Фронтальная  лабораторная работа

1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

   Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение размеров малых тел.

3. Взаимодействие тел (21 ч)

   Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
  1. Измерение массы тела на рычажных весах.
  2. Измерение объема твердого тела.
  3. Измерение плотности твердого тела.
  1. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
  2. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

9. Определение центра тяжести плоской пластины.

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (23ч)

   Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Измерение давления твердого тела на опору.
  2. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
  3. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

           5.        Работа и мощность. Энергия (13 ч)

   Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. «Золотое правило» механики. КПД механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Выяснение условия равновесия рычага.
  2. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

Повторение (4 ч)

Формы и средства контроля

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Плановые контрольные работы

-

2

2

1

5

Лабораторные работы

4

5

3

2

14

Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой  темы и всего курса в целом.

 Контрольная работа №1 по теме: «Механическое движение. Плотность»

Вариант 1

1.Чему равна масса оловянного бруска объемом 20 см3?

2.Поезд в метрополитене проходит между станциями расстояние 6 км за 4 мин.   Определите скорость поезда.

3. Почему при выстреле из орудия снаряд и орудие приобретают разные скорости? Скорость какого тела больше?

4. Трактор проехал 1000 м за время 8 мин, а следующие 20 мин он проехал 4 км. Определите среднюю скорость трактора за все время движения.

5. Сколько потребуется автомобилей для перевозки 56 т картофеля, если объем кузова равен 4 м2? Плотность картофеля принять равной 700 кг/м2

Вариант 2

1.Рассчитайте плотность пробки массой 120 кг, если ее объем равен 0,5м2.

2. За какое время плывущий по реке плот пройдет 200 м, если скорость течения 0,5 м/с.

3. Всадник быстро скачет на лошади. Что будет со всадником, если лошадь споткнется?

4.Трамвай первые 50 м двигался 10с, а следующие 500 м проехал за одну минуту. Определите среднюю скорость трамвая на всем пути.

5. Спортсмен во время тренировки первые полчаса бежал со скоростью 10 км/ч, а следующие полчаса со скоростью 14 км/ч. Определите среднюю скорость спортсмена за все время бега.

Контрольная работа №2  по теме «Взаимодействие тел. Силы»

Вариант 1

1.Сила. Единицы силы. Как измерить силу?

2. Найти силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эту силу на чертеже в выбранном масштабе.

3. Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?

4. На тело вдоль одной прямой в одну сторону  действуют две силы 20 и 30 кН. Изобразите эти силы графически и найдите их равнодействующую силу.

5.Определите массу и вес соснового бруска размеров 250*10*15 см. Плотность сосны 0,4 г/см3(считать g = 9,8 Н/кг)

Вариант 2

1.Сила упругости. Закон Гука.

2.Найти вес тела массой 400 г. Изобразите вес на чертеже в выбранном масштабе.

3.Зачем на шинах автомашин делают глубокий рельефный рисунок (протектор)?

4. На тело вдоль одной прямой в противоположные стороны действуют две силы 40 и 10 кН. Изобразите эти силы графически и найдите их равнодействующую силу.

5. Найдите силу тяжести, действующую на брусок объемом 500 см3. Плотность бруска 4000 кг/м3

                                    Контрольная работа №3 по теме
                              «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Вариант 1

1.Закон Паскаля.

2. Почему у машин-вездеходов делают колеса с более широкими покрышками?

3. Какое давление на пол оказывает кирпич, масса которого 5 кг, а площадь большой грани 0,03 м2 ?

4. Определите давление воды на глубине 120 м. Плотность воды 1000 кг/м3 .

5. Из баллона выпустили  половину газа. Как изменилось в нем давление? Почему?

                                                                 Вариант 2

1. Что называют давлением?

2. Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?

3. Какое давление оказывает гранитная колонна площадью 20 м2, если ее масса равна 2 т?.

4. Каково давление морской воды на глубине 5 км? Плотность морской воды 1030  кг/м3.

5. Холодную воду нагрели. Как при этом изменится давление? Почему?

Контрольная работа № 4 по теме «Архимедова сила»
Вариант 1

1.Камень объемом 0,5 м3 находится в воде (плотность воды 1000 кг/м3). Определите выталкивающую силу, действующую на него.

2. Какую силу нужно приложить, чтобы удержат в воде стальной рельс объемом 0,7м3? (Плотность воды 1000 кг/м3, стали 7800 кг/м3)

3. Три несмешивающихся между собой жидкости – вода, керосин, ртуть – налиты в сосуд. В каком порядке они расположены? Ответ обоснуйте.

Вариант 2.

1. Деревянный  брусок объемом 80 см3, плавает на поверхности керосина, наполовину погрузившись в него. Какова действующая на него архимедова сила? (Плотность керосина 800 кг/м3)

2.Грантный булыжник, прикрепленный к пружине динамометра, погружен в воду. Объем булыжника 0,004 м3. Какую силу показывает динамометр? ( Плотность воды 1000 кг/м3, гранита 2600 кг/м3.)  

3. В какой воде легче плавать: морской или речной? Почему?

Контрольная работа №5 по теме: «Механическая работа. Мощность. Энергия»

Вариант 1

 1.Тело под действием силы 10 Н переместилось на 5 м, Какова работа при этом совершилась?

2. Спортсмен тяжелоатлет поднимает штангу массой 150 кг в течении 1,5 с с  пола на высоту 2 м. Определите мощность, развиваемую спортсменом в течении  этого времени.

3. На рычаг действуют равные силы, но длина плеч разная. Будет ли рычаг находится в равновесии?  

4. Найдите потенциальную энергию голубя массой 200 г летящего на высоте 8 м над землей со скоростью 85 км/ч

Вариант 2

1.Определите работу, совершаемую при равномерном поднятии на 15 м тела, сила тяжести которого 100 Н.

2. Сила сопротивления почвы, преодолеваемая трактором при вспашке, равна 9000 н. Какую мощность должен развить двигатель при вспашке, чтобы пройти 300 м за 1,5 мин?

3. Является ли топор простым механизмом?

4. Найдите кинетическую энергию зайца массой 2 кг, бегущего со скоростью 36 км/ч

Итоговая контрольная работа

Вариант 1.

1.Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?

2.Найдите силу тяжести, действующую на сокола, массой 500 г. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.

3.Скорость поезда 72 км/ч. Какой путь пройдет поезд за 15 минут?
Постройте график движения.

4.Найдите архимедову силу, действующую в воде на брусок размером 2х5х10 см, при его погружении наполовину в воду.

5.Найдите работу насоса по подъему 200 л воды с глубины 10 м. Плотность воды 1000 кг/м3

Вариант 2.

1.Чай остыл. Как изменились его масса, объем, плотность?

2.Мопед «Рига16» весит 490 Н. Какова его масса?
Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.

3.С какой скоростью двигался автомобиль, если за 12 минут он совершил путь 3,6 км. Постройте график скорости.

4.Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2

6.Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 4,5 м3 на высоту 5 м за 5 мин. Плотность воды 1000 кг/м3

                                        Перечень добавленных лабораторных работ в 7  классе.

1. Л.р. №1 . Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

2. Л.р. №3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном                                движении. Измерение скорости.

3. Л.р №7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

4.Л.р. №8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

5.Л.р. №9. Определение центра тяжести плоской пластины.

6.Л.р. №10. Измерение давления твердого тела на опору.

            Ниже приведены описания лабораторных работ, не вошедших в учебник.

Лабораторная работа №3.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

Цель работы: убедиться в том, что при равномерном движении тело за  любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути. Измерить скорость.                        

Приборы и материалы: трубка стеклянная   длиной не менее 200 мм  с водой(можно использовать трубку  длиной 600 мм из оборудования на газовые законы)  , стеариновым шариком и тремя резиновыми кольцами (кольца от детских надувных шариков), метроном (один на класс), линейка измерительная.

Порядок выполнения работы.

1.Расположите стеклянную трубку с водой вертикально и держите ее в таком положении до тех пор, пока стеариновый шарик не поднимется к верхнему концу трубки.

2.Одновременно с одним из ударов метронома, настроенного на частоту 120 ударов в минуту, поверните трубку на 1800 и сосчитайте число ударов, за которые шарик проходит всю длину трубки.

3. Поместите резиновое кольцо на середине трубки и убедитесь, что за половину времени движения шарик проходит половину длины трубки.

4.Разделите трубку резиновыми кольцами на три, а затем на четыре равные части и, проведя опыты, убедитесь в том, что за треть и четверть времени шарик проходит третью и четвертую часть длины трубки.

5. Результаты измерений внесите в таблицу.

                   Таблица. (вся длина трубки принята за 1).

  № опыта

путь в долях от длины (s)                                   трубки

                        число  

               ударов (n)        

1

1

2

 ½

 ½

3

 ⅓

 ⅓

 ⅓

4

¼  

 ¼

  ¼

 ¼

 6.Сделайте вывод о характере движения (смотри цель работы).

7.Измерьте величину скорости равномерного движения. Для этого:

   а) измерьте длину трубки s ;

   б)измерьте время движения шарика в трубке  t = 0,5 n, где n –число ударов метронома;

    в) по формуле рассчитайте скорость v = s/t.

8.Расчитайте абсолютную и относительную погрешности измерения скорости шарика.

Лабораторная работа №7.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Цель работы: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины и измерить жесткость пружины.  

Сила тяжести грузов, подвешенных к пружине, уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине. При изменении числа грузов, подвешенных к пружине, изменяется ее удлинение и сила упругости. По закону Гука Fупр. = k│ ∆ℓ│, где ∆ℓ- удлинение пружины,  k – жесткость пружины.  По результатам нескольких опытов постройте график зависимости модуля силы упругости Fупр.  от модуля удлинения │ ∆ℓ│. При построении графика по результатам опыта экспериментальные точки могут не оказаться на прямой, которая соответствует формуле Fупр. = k│ ∆ℓ│. Это связано с погрешностями измерения. В этом случае график надо проводить так, чтобы примерно одинаковое число точек оказалось по разные стороны от прямой. После построения графика сделайте вывод о зависимости силы упругости от удлинения пружины .

Возьмите точку на прямой (в средней части графика) и определите по графику соответствующие этой точке значения силы упругости и удлинения и вычислите жесткость k. Она и будет искомым средним значением жесткости пружины.  

Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов , масса каждого по 0,1 кг, линейка.  

Порядок выполнения работы.

1.Закрепите на штативе конец спиральной пружины.

2.Рядом с пружиной установите и закрепите линейку.

3.Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины.

4.Подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.

5.К первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение  │ ∆ℓ│пружины. По результатам измерений составьте таблицу:

№ опыта

         m, кг

        mg, Н

│ ∆ℓ│, м

          1

        0,1

          2

        0,2

          3

        0,3

          4

        0,4

6.По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и , пользуясь им, определите среднее значение жесткости пружины kср.

kср. = F / │ ∆ℓ│.

Лабораторная работа №8.

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Цель работы: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как.

Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов.

Порядок выполнения работы.

1.Определите цену деления шкалы динамометра.

2.Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.

3.Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

4.К первому грузу добавьте второй, третий, четвертый грузы, каждый раз измеряя силу трения. С увеличением числа грузов растет сила нормального давления.

5.Результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта

Количество грузов

Сила трения, Н

       1

       1

       2

       2

       3

       3

6.Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как?

Лабораторная работа №9

Определение центра тяжести плоской пластины.

Цель работы: найти точку, служащую центром тяжести пластины.

Точка, через которую должна проходить линия действия силы, чтобы тело двигалось поступательно, называется центром тяжести тела. В однородном поле тяжести центр тяжести совпадает с центром масс тела.

Если плоскую пластину подвесить в какой-либо точке, она расположится так, что вертикальная прямая, проведенная через точку подвеса, пройдет через центр тяжести пластины. Это позволяет находить центр тяжести плоских пластин опытным путем. Для этого нужно, подвесив пластину в какой-либо точке, прочертить на ней вертикальную прямую, проходящую через точку подвеса. Затем проделать те же операции, подвесив пластину в другой точке. Точка пересечения проведенных прямых даст положение центра тяжести пластины. Для того чтобы убедиться в этом, пластину можно подвесить в третьей точке. Вертикальная прямая, проходящая через точку подвеса, должна пройти через точку пересечения двух прямых. Можно также уравновесить пластину на острие булавки. Пластина будет находиться в равновесии, если точка опоры совпадает с центром тяжести.

 Приборы и материалы: линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка, штатив с лапкой и муфтой, пробка.

Порядок выполнения работы.

1.Зажать в лапке штатива пробку в горизонтальном положении.  

2.С помощью булавки, которая вкалывается в пробку, подвесить пластину и отвес.

3.Остро отточенным карандашом отметить линию отвеса на нижнем и верхнем краях пластины.

4.Сняв пластину, провести на ней линию, соединяющую отмеченные точки.

5.Повторить опыт , подвесив пластину в другой точке.

6.Убедиться в том, что точка пересечения проведенных прямых является центром тяжести пластины.

7.Сделать вывод.  

Дополнительное задание.

Можно провести исследования по определению центра тяжести плоской пластины:

а) правильной геометрической формы (круг, квадрат, кольцо, прямоугольник);

б) со смещенным центром тяжести пластины правильной геометрической формы;

в) пластины произвольной формы.

Лабораторная работа №10.

Измерение давления твердого тела на опору.

Цель работы: измерить давление твердого тела на опору и выяснить, зависит ли оно от площади опоры, и если зависит, то как.

Приборы и материалы: динамометр, линейка измерительная, брусок деревянный.

Порядок выполнения работы.

1.Определите цену деления динамометра.

2.Измерьте силу давления бруска на стол (вес бруска)с помощью динамометра.

3.Измерьте длину, ширину и высоту бруска.

4.Используя полученные данные, вычислите площади наименьшей и наибольшей граней бруска.

5.Расситайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями.

6.Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь и занесите в таблицу.

Fдавл.   Н                    

 а, см дли-на

b, см ширина

с, см высо-та

S, см 2 площадь наименьшей грани

S, см2 площадь наибольшей грани

p , Н/см2 давление наименьшей гранью

P, Н/см2 давление наибольшей гранью

7.Вычисления S –наименьшей грани, S – наибольшей грани, p – давление наименьшей гранью, p – давление наибольшей гранью выполнить в тетради после таблицы.

8.Сделайте вывод о том, как давление твердого тела зависит от площади опоры при неизменной силе давления.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная и дополнительная литература:

Алмаева Л.В.  Тесты. Физике. 7 класс – Саратов:Лицей,2003-48с

Астахова Т.В. Физика 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания.-Саратов:Лицей,2010.-64с.

Лукашик В.И..Сборник задач по физике. 7 - 9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е. В. Иванова – М.:Просвещение, 2011. – 240 с.: ил.

Пёрышкин А.В.Физика.7 кл.: учебник для общеобразовательных. учреждений.– М.: Дрофа, 2011.-192 с.: ил.

Шевцов В.А Контрольные работы по физике. 7-8 классы. Волгоград: Учитель, 2009.-55с,

Хананов Н.К,.Хананова Т.А. Тесты. Физика. 7 класс -М.:Дрофа,2005.-112с:ил..

Электронно-образовательные ресурсы

Уроки физики с применением информационных технологий.7-11кл. метод.пособие с электронным приложением/ З.В.Александрова и др.-М.:Изд. «Глобус»,2009

Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия Уроки физики  7 класс- М: ООО «Кирилл и Мефодий»   2009

http://festival.1september.ru

http://www.fizika.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://www.it-n.ru

 www.uchitel-izd.ru.

 http://www.zavuch.info

оБорудование и приборы

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран
  4. Таблицы по физике

                               

Оборудование к лабораторным работам

№л/р

Темы лабораторных работ

Необходимый минимум        

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

1

Измерение физических величин с учетом погрешности

 Измерительный цилиндр (мензурка) –1,

стакан с водой – 1, небольшая колба – 1,

сосуды небольшого объёма

2

Измерение размеров малых тел.

Линейка – 1, дробь (горох, пшено) – 1

3

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости

(Один на класс)Трубка стеклянная   длиной не менее 200 мм с водой, стеариновым шариком

и тремя резиновыми кольцами

 (кольца от детских надувных шариков),

Метроном- 1, линейка измерительная-1

4

Измерение массы тела на рычажных весах.

Весы с разновесами – 1, тела разной массы – 3

5

Измерение объема тела.

Мензурка –1 , нитка – 1,

Тела неправильной формы небольшого объема – 3

6

Измерение плотности  твердого тела.

Весы с разновесами – 1, мензурка – 1,

твердое тело неизвестной плотности  – 1

7

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

 Штатив с муфтами и лапкой-,1

спиральная пружина-2,

набор грузов, масса каждого по 0,1 кг-1

линейка-1  

8

Определение центра тяжести плоской пластины

Линейка-1,  пробка-1,

плоская пластина произвольной формы-1,

 отвес-3,  булавка-1, штатив с лапкой и муфтой -1

9

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Деревянный брусок – 1, набор грузов – 1,

динамометр – 1, линейка – 1

10

Измерение давления твердого тела на опору

Динамометр-1,  линейка измерительная-1,

 брусок деревянный-1

11

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Динамометр – 1,

штатив с муфтой, лапкой и кольцом – 1

тела разного объема – 2, стакан – 2

12

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Весы с разновесами – 1, мензурка – 1,

пробирка-поплавок с пробкой – 1, сухой песок – 1

13

Выяснение условия равновесия рычага.

Рычаг на штативе – 1, набор грузов – 1,

линейка -1, динамометр – 1

14

Определение КПД при подъеме тела  по наклонной плоскости.

 Доска – 1, динамометр – 1, линейка – 1,

брусок – 1, штатив с муфтой и лапкой – 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...