Рабочая программа по физике 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс) по теме
Рабочая программа по физике 10 класс по учебнику Г.Я.Мякишева и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl.doc | 361.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №21 г. Белгород
«Согласовано» Руководитель МО ________Темерова Л.А. Протокол № _____ от «____»______2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 21 г. Белгород ________Жданова М.М. «____»_________2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №21 г. Белгород __________Пищальченко М.И. Приказ № _от «___»___2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
Дорониной Елены Анатольевны
10 класс
Базовый уровень
2012 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы: Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова.
Программа опубликована в сборнике «Физика. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы / авт. П.Г. Саенко и др.– М.: Просвещение, 2009»
При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма БРИПКППС «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2012/ 2013 учебном году».
Цели изучения физики
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Изменения, внесённые в авторскую программу.
Данной программой предусмотрено 70 учебных часов, а в авторской 68 учебных часов.
Количество учебных часов
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения физики в 10 классе на базовом уровне из расчета 2 учебных часа в неделю, в том числе 8 контрольных работ и 5 лабораторных работ.
Учебно- методический комплект
- Учебник. Физика. 10 кл. / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2007
- Задачник. Физика. 10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/А.П.Рымкевич – М.: Дрофа, 2011.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся
В результате изучения физики на базовом уровне ученик 10 класса должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики в энергетике;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по плану | Кол-во лабораторных работ | Контроль знаний |
1. | Введение. Основные особенности физического метода исследования | 1 | 1 |
|
2. | Механика | 22 | 22 | 2 | 3 |
3. | Молекулярная физика. Термодинамика. | 21 | 21 | 1 | 2 |
4. | Электродинамика | 21 | 21 | 2 | 3 |
5. | Повторение | 2 | 5 |
6. | Резерв | 1 |
Всего | 68 | 70 | 5 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Подготовка к ЕГЭ / примечание | Д/З |
по плану | фактически |
Введение. Основные особенности физического метода исследования- 1ч. |
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ. Физика и познание мира. | 1 | 5.09 | Введение |
Механика 22 ч. Кинематика 7 ч. |
2/1 | Основные понятия кинематики. | 1 | 8.09 | 1.1.1 | § 3—8 |
3/2 | Скорость. Равномерное прямолинейное движение. | 1 | 12.09 | 1.1.3 | § 9, 10; упр.1 (2) |
4/3 | Относительность механического движения. Принцип относительности в механике. Вводная контрольная работа | 1 | 15.09 | 1.1.2 | §30 |
5/4 | Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения. | 1 | 19.09 | 1.1.6 | § 11-16 упр.3 (1,2) |
6/5 | Свободное падение тел – частный случай равноускоренного прямолинейного движения. | 1 | 22.09 | 1.1.7 | § 17, 18; упр.4 (2,5) |
7/6 | Равномерное движение точки по окружности. | 1 | 26.09 | 1.1.8 | § 19—21 |
8/7 | Контрольная работа № 1 по теме: «Кинематика». | 1 | 29.09 |
Динамика и силы в природе 8ч. |
9/1 | Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение. | 1 | 3.10 | 1.2.1-1.2.8 | § 22, 24—28; |
10/2 | Решение задач на законы Ньютона. | 1 | 6.10 | Повторить § 22, 24—28; упр.6 (3,7) |
11/3 | Силы в механике. Гравитационные силы. | 1 | 10.10 | 1.2.5,1.2.9 | § 31—34 |
12/4 | Сила тяжести и вес. | 1 | 13.10 | 1.2.10-1.2.11 | § 35 |
13/5 | Силы упругости – силы электромагнитной природы. | 1 | 17.10 | 1.2.12 | § 36, 37 |
14/6 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела под действием сил упругости и тяжести». | 1 | 20.10 |
15/7 | Силы трения. | 1 | 24.10 | 1.2.13 | § 38—39 |
16/8 | Контрольная работа №2 по теме: «Динамика. Силы в природе». | 1 | 27.10 |
Законы сохранения в механике. Статика 7ч. |
17/1 | Закон сохранения импульса. | 1 | 7.11 | 1.4.1-1.4.3 | Введение к главе 5; § 41, 42 |
18/2 | Реактивное движение. | 1 | 10.11 | § 43, 44, упр.8 (2,3) |
19/3 | Работа силы (механическая работа). | 1 | 14.11 | § 45,49,50 |
20/4 | Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии. | 1 | 17.11 | §47, 48,51; упр.9 (4) |
21/5 | Закон сохранения энергии в механике. | 1 | 21.11 | 1.4.9 | § 52, 53; упр.9 (6) |
22/6 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Изучения закона сохранения механической энергии». | 1 | 24.11 | Повторение §41-53 |
23/7 | Контрольная работа №3 по теме: Законы сохранения в механике». | 1 | 28.11 |
Молекулярная физика. Термодинамика - 21ч. |
Основы МКТ 9ч. |
24/1 | Основные положения молекулярно – кинетической теории и их опытное обоснование. | 1 | 1.12 | 2.11-2.1.12 | § 57-60 |
25/2 | Решение задач на характеристики молекул и их систем. | 1 | 5.12 | Упр.11 (2,4,5,6) |
26/3 | Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно – кинетической теории газа. | 1 | 8.12 | 2.1.6 | § 63—65; упр.11 (9,10) |
27/4 | Температура. | 1 | 12.12 | 2.1.8 | § 66—69; упр.12 (2,3,5) |
28/5 | Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева – Клапейрона). | 1 | 15.12 | 2.1.11 | § 70 |
29/6 | Газовые законы. | 19.12 | 2.1.12 | § 71 |
30/7 | Решение задач на уравнение Менделеева – Клапейрона и газовые законы. | 1 | 22.12 | Упр.13 (8) |
31/8 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3«Опытная проверка закона Гей-Люссака». | 1 | 26.12 |
32/9 | Контрольная работа № 4 по теме: «Молекулярная физика». | 1 | 29.12 |
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела- 4ч. |
33/1 | Реальный газ. Воздух. Пар. | 1 | 16.01 | 2.1.13-2.1.16 | § 72—74 |
34/2 | Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости. | 1 | 19.01 | конспект |
35/3 | Твёрдое состояние вещества. | 1 | 23.01 | § 75, 76 |
36/4 | Самостоятельная работа по теме: «Жидкие и твёрдые тела». | 1 | 26.01 |
Термодинамика- 8ч. |
37/1 | Термодинамика как фундаментальная физическая теория. | 1 | 30.01 | 2.2.1-2.2.4 | §77 |
38/2 | Работа в термодинамике. | 1 | 2.02 | 2.2.5 | § 78 |
39/3 | Решение задач на расчёт работы термодинамической системы. | 1 | 6.02 | Упр.15 (2,3). |
40/4 | Теплопередача. Количество теплоты. | 1 | 9.02 | 2.2.6 | § 79; упр.15 (9) |
41/5 | Первый закон (начало) термодинамики. | 1 | 13.02 | 2.2.7 | § 80, 81; упр.15 (3,7) |
42/6 | Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. | 1 | 16.02 | 2.2.8 | § 82, 83 |
43/7 | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | 1 | 20.02 | 2.2.9-2.2.11 | § 84; упр.15 (15) |
44/8 | Контрольная работа № 5 по теме: «Термодинамика». | 1 | 23.02 |
Электродинамика 21ч. Электростатика 8ч. |
45/1 | Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория. | 1 | 27.02 | 3.11-3.1.3 | § 85—88, упр.16 (1) |
46/2 | Закон Кулона. | 1 | 2.03 | 3.1.4 | § 89, 90, упр.16 (5,6) |
47/3 | Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Идея близкодействия. | 1 | 6.03 | 3.1.5-3.1.6 | § 92—94 |
48/4 | Решение задач на расчёт напряжённости электрического поля и принцип суперпозиции полей. | 1 | 9.03 | Упр.17 (7) |
49/5 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле. | 1 | 13.03 | 3.1.10 | § 95—97 |
50/6 | Энергетические характеристики электростатического поля. | 1 | 16.03 | 3.1.13 | § 98—100 |
51/7 | Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. | 1 | 20.03 | § 101—103; упр.18 (1) |
52/8 | Контрольная работа № 6 по теме: «Электростатика». | 1 | 23.03 |
Постоянный электрический ток - 7ч. |
53/1 | Стационарное электрическое поле | 1 | 3.04 | 3.2.1-3.2.4 | §104-106, упр.19 |
54/2 | Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи, на расчёт электрических цепей. | 1 | 6.04 | §107 |
55/3 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4«Изучение последовательного и параллельного соединений проводников». | 1 | 10.04 |
56/4 | Работа и мощность постоянного тока. | 1 | 13.04 | 3.2.9-3.2.10 | § 108 |
57/5 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 1 | 17.04 | 3.2.5-3.2.6 | § 109, 110 |
58/6 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | 1 | 20.04 |
59/7 | Контрольная работа № 7 по теме: «Постоянный электрический ток». | 1 | 24.04 |
Электрический ток в различных средах- 6ч. |
60/1 | Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах». | 1 | 27.04 | 3.2.11 | § 111 |
61/2 | Электрический ток в металлах. | 1 | 4.05 | 3.2.11 | § 112-114 |
62/3 | Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках. | 1 | 8.05 | 3.2.12 | § 115-119 |
63/4 | Закономерности протекания тока в вакууме. | 1 | 11.05 | §120,121 |
64/5 | Закономерности протекания электрического тока в проводящих жидкостях. | 1 | 15.05 | § 122, 123, упр.20 (5) |
65/6 | Контрольная работа № 8 по теме: «Электрический ток в различных средах». | 1 | 18.05 |
Повторение -5ч. |
66/1 | Кинематика. Динамика и силы в природе. Законы сохранения в механике. | 1 | 22.05 | 1.1.1-1.4.9, А1- А6, В1-В4 | §1-56 |
67/2 | Основы МКТ. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела. | 1 | 25.05 | 2.1.1-2.1.17, А8,А9, В1-В4,С3 | §57-71 |
68/3 | Термодинамика. | 1 | 25.05 | 2.2.1-2.2.11, А9,А10 В1-В4 | §77-84 |
69/4 | Электростатика. Постоянный электрический ток. Электрический ток в различных средах. | 1 | 29.05 | 3.1.1-3.2.12,А11,А12 В1-В4 | §85-123 |
70/5 | Обобщающее повторение | 1 | 29.05 | Объединение 2 уроков |
содержание программы
1. Введение. Основные особенности физического метода исследования (1 ч)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент – гипотеза – модель – (выводы-следствия с учетом границ модели) – критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение.
2. Механика (22 ч)
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус – вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение.
Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Фронтальные лабораторные работы
- Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
- Изучение закона сохранения механической энергии.
3. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)
Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики: статистическое обоснование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатели внутреннего сгорания, дизель КПД двигателей.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.
Фронтальные лабораторные работы
3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
4. Электродинамика (21 ч)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, p – n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Фронтальные лабораторные работы
4 .Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
- Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Повторение (5 ч)
Формы и средства контроля
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела) школьного курса.
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
Контрольные работы | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Лабораторные работы | 1 | 2 | 2 | 5 |
Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Контрольная работа № 1 по теме: «Кинематика»
Вариант 1
1.Автомобиль, скорость которого 10 м/с начал разгоняться с постоянным ускорением 0,5м/с2. Чему равна скорость автомобиля через 20с после того, как он стал разгоняться?
2.Конькобежец движется со скоростью 10 м/с по окружности радиусом 20м. Определите его центростремительное ускорение.
3.Автомобиль двигался по прямолинейному участку шоссе с постоянной скоростью 10 м/с. Когда машина находилась на расстоянии 100м от светофора, водитель нажал на тормоз. После этого скорость автомобиля стала уменьшаться. Ускорение автомобиля постоянно и по модулю равно 3 м/с2. найдите положение автомобиля относительно светофора через 2с после начала торможения.
4. Изобразите траекторию движения иглы относительно грампластинки при ее проигрывании.
Вариант 2.
1. При торможении на прямолинейном участке дороги скорость автомобиля уменьшается от 20 до 10 м/с в течении 5 с Чему равно ускорение автомобиля при условии, что оно во время движения оставалось постоянным?
2.Скорость некоторой точки на грампластинке 0.3 м/с, а центростремительное ускорение 0,9 м/с2, найдите расстояние этой точки от оси вращения.
3. Пост ГАИ находится за городом на расстоянии 500 м от городской черты. Автомобиль выезжает из города и, проехав мимо поста со скоростью 5 м/с, начинает разгоняться с постоянным ускорением 1 м/с2 на прямом участке шоссе. Найдите положение автомобиля относительно городской черты через 30 с после прохождения им поста.
4. Плот равномерно плывет по реке. Сплавщик движется поперек плота с постоянной скоростью. Выберите направление движения воды и сплавщика. Изобразите траекторию движения сплавщика относительно берега.
Контрольная работа № 2 по теме: «Динамика»
Вариант 1
1.Объясните причину равномерного движения автомобиля по горизонтальному участку дороги.
2. Масса человека на Земле 80 кг. Чему будут равен его вес на поверхности Марса, если ускорение свободного падения на Марсе 3,7 м/с2 ?
3.Найдите силу притяжения двух тел массами по 10 кг, находящимися на расстоянии 100 м.
4.Пружина длиной 25 см растягивается с силой 40 Н. Найдите конечную длину растянутой пружины, если ее жесткость 100 Н/м.
5.Чему равна масса Луны, если ускорение свободного падения на Луне 1,6 м/с2 , а ее радиус 1,74* 106 м.
Вариант 2.
1. Книга лежит на столе. Назовите и изобразите силы, действие которых обеспечивает ее равновесие.
2. Какая сила сообщает ускорение 3 м/с2 телу массой 400 г?
3. Деревянный брусок массой 5 кг скользит по горизонтальной поверхности. Чему равна сила трения скольжения, если коэффициент трения скольжения 0,1?
4. Найдите силу притяжения двух тел массой 8 кг и 10 кг на расстояние 100 м.
5. Чему равна масса Марса, если ускорение свободного падения на Марсе 3,7 м/с2 , а его радиус 6,7* 106 м.
Контрольная работа № 3 по теме:
« Законы сохранения в механике»
Вариант 1
1.Чему равна потенциальная энергия тела массой 500г, если его подняли на высоту 3 м над землей.
2.какую скорость приобретает неподвижное тело массой 5 кг под действием импульса 20 кг м/с?
3.Вагон массой 20т, движущийся со скоростью 0.3 м/с, нагоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью0.2 м/с, Какова скорость вагонов после того, как срабатывает автосцепка.
4.Импульс тела равен 8 кг м/с, а кинетическая энергия равна 16 Дж. Найти массу и скорость тела
Вариант 2.
1.Определите импульс тела массой 5 кг, движущегося со скоростью 20 м/с
2.Какую работу совершает человек при поднятии груза массой 2 кг на высоту 1 м с ускорением 3 м/с2?
3.Два мяча массами 150 и 50 г движутся навстречу друг другу со скоростями 2 м/с и 4 м/с. После столкновения меньший мяч стал двигаться вправо со скоростью 5 м/с. С какой скоростью и в каком направлении будет двигаться больший мяч?
4. В воде с глубиной 5 м поднимают до поверхности камень объемом 0,5 м3. Найдите работу по подъему камня, если плотность воды 100 кг/м3.
Контрольная работа № 4 по теме: «Молекулярная физика»
Вариант 1
1. В сосуде находится 3 моль кислорода. Сколько примерно атомов кислорода в сосуде?
2. Начертить графики изотермического, изобарного и изохорного процессов в идеальном газе в координатах (p,V).
3. Объясните зависимость температуры кипения от давления.
4. Абсолютная температура идеального газа увеличилась в 3 раза при неизменной концентрации, Как при этом изменилось давление?
5. Какой газ находится в баллоне объемом 1,66 м3 при температуре 280 Е и давлении 2*106 Па, если его масса равна 4,6 кг?
Вариант 2
1. Какое количество вещества составляют 5,41*10 молекул.
2. Начертить графики изотермического, изобарного и изохорного процессов в идеальном газе в координатах (p,T)
3. Белые клубы при выходе на мороз иногда называют паром. Правильно ли это?
4. Концентрация молекул идеального газа возросла в 2 раза, а средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул уменьшилась в 2 раза. Изменилось ли давление?
5. При температуре 29 градусов кислород находится под давлением 4*106 Па. Какова плотность кислорода в данных условиях?
Самостоятельная работа по теме: «Жидкие и твердые тела»
Вариант 1
- Как изменяется температура воздуха при конденсации водяного пара, находящегося в воздухе?
A. Понижается. Б. Повышается. B. Не изменяется.
- В цилиндрическом сосуде под поршнем находится насыщенный пар при температуре Т. Как изменится давление насыщенного пара при увеличении его объема?
A. Увеличится. Б. Уменьшится. B. Не изменится.
- Давление водяного пара в воздухе при температуре 20 °С равно
1,17 кПа. Какова относительная влажность воздуха, если давление насыщенного пара при этой температуре равно 2,33 кПа?
А. 50% . Б. 60% . В. 70% .
- Относительная влажность воздуха вечером при 16 °С равна 55% . Выпадет ли роса, если ночью температура понизится до 8 °С? Давление насыщенных паров при 16 °С равно 1,82 кПа, а при 8 °С оно составляло 1,072 кПа.
A. Выпадет. Б. Не выпадет.
B. Определенного ответа дать нельзя.
- Как изменится температура кипения жидкости при повышении внешнего давления?
А. Повысится. Б. Понизится. В. Не изменится.
6. Тело имеет постоянную температуру плавления. Оно относится к
А. твердым. Б. жидким В. Аморфным
Вариант 2
- Как изменяется температура жидкости при испарении?
A. Понижается. Б. Повышается. B. Не изменяется.
- В цилиндрическом сосуде под поршнем находится насыщенный пар при температуре Т. Как изменится давление насыщенного пара при уменьшении его объема?
A. Увеличится. Б. Уменьшится. B. Не изменится.
- Давление водяного пара в воздухе при температуре 15 °С равно 1,23 кПа. Какова относительная влажность воздуха, если давление насыщенного пара при этой температуре равно 1,71 кПа?
А. 60%. Б. 72%. В. 80%.
- Температура воздуха в комнате 20 °С, относительная влажность воздуха 60%. При какой температуре воздуха за окном начнут запотевать оконные стекла? Давление насыщенных паров при 20 °С равно 2,33 кПа.
А. 8°С. Б. 10 °С. В. 12 °С.
- Как изменится температура кипения жидкости при понижении внешнего давления?
А. Повысится. Б. Понизится. В. Не изменится.
6. Тело не имеет постоянную температуру плавления. Оно относится к
А. твердым. Б. жидким В. аморфным
Контрольная работа № 5 по теме: « Термодинамика»
Вариант 1
1. Рассчитайте внутреннюю энергию одноатомного идеального газа в количестве 3 моль при температуре 127 0С.
2.В цилиндре под поршнем находится газ, состояние которого меняется, как показано на рис. Как изменилась температура газа? Какую работу совершил газ?
3.При изотермическом расширении идеальный газ совершил работу, равную 20 Дж. Какое количество теплоты было сообщено газу?
4.В результате циклического процесса газ совершил 100 Дж работы и передал холодильнику 400 Дж теплоты. Определите КПД цикла.
Вариант 2
1.Какова температура одноатомного идеального газа, если известно, что внутренняя энергия 2 моль составляет 831 кДж?
2.Найдите работу, которую совершает газ, переходя из состояния 1 в состояние 3?
3.Газ находится под давлением 2.5*104Па . При сообщении газу 6*104 кДж теплоты он изобарно расширился и объем его увеличился на 2м3. На сколько изменилась внутренняя энергия газа?
4.Определите КПД идеальной тепловой машины, если температура нагревателя 500 К, а температуры холодильника 400 К.
Контрольная работа №6 по теме: «Электростатика»
Вариант 1
1.Как изменится сила электростатического взаимодействия между двумя зарядами, если модуль одного из зарядов увеличить в 4 раза?
2. Какова сила притяжения точечных зарядов q1=-3мкКл и q2=4 мкКл, находящихся на расстоянии 12см друг от друга? .
3. Напряженность поля в плоском конденсаторе 6000 В/м, расстояние между пластинами 2 см. Определить разность потенциалов между пластинами.
Вариант 2
1.Как изменится сила электростатического взаимодействия между двумя зарядами, если модуль одного из зарядов уменьшить в 4 раза?
2. Какова сила притяжения точечных зарядов q1=-2нКл и q2=6нКл, находящихся на расстоянии 9см друг от друга?
3. Точечный заряд q = 10 нКл, находящийся в некоторой точке электростатического поля, обладает потенциальной энергией W = 10 мкДж. Определите потенциал φ этой точки поля.
Контрольная работа № 7 по теме: «Законы постоянного тока»
Вариант 1
- В проводнике устанавливается сила тока 2 , 5 А при напряжении 10 В. Чему равно сопротивление этого проводника?
- Участок цепи состоит из двух резисторов сопротивлением R1=20 Ом, R2=30 Ом, соединенных параллельно. Нарисуйте схему этого участка цепи и определите его сопротивление.
- Определите мощность электродвигателя, если при его включении в сеть с напряжением U=220 В ток в обмотке двигателя I=5 А.
- ЭДС источника тока 5 В. К источнику присоединили лампу, сопротивление которой 12 Ом. Найдите напряжение на лампе, если внутреннее сопротивление источника равно 0,5 Ом.
Вариант 2
1. Чему равно сопротивление проводника длиной 1 м и по перечным сечением 2 мм2, сделанного из алюминия? (удельное сопротивление алюминия 0,028 Ом мм2 / м )
2. Участок цепи состоит из двух резисторов сопротивлением R1=20 Ом, R.2=60 Ом, соединенных последовательно. Нарисуйте схему этого участка цепи и определите его сопротивление.
- Определите, какое количество теплоты выделяется за 0,5 ч в реостате, сопротивление которого 100 Ом, если сила тока в нем равна 2А.
- ЭДС аккумулятора равна 2 В. При силе тока в цепи 2 А напряжение на зажимах аккумулятора равно 1,8 В. Найдите внутреннее сопротивление аккумулятора и сопротивление внешней цепи.
Контрольная работа № 8 по теме: «Электрический ток в разных средах»
Вариант 1
1. Вычислите массу меди, выделившейся за 1 час на катоде во время электролиза медного купороса при силе тока 2 А.
2. Определите мощность тока в электролитической ванне для производства алюминия, если за 1 час в ней производят 15 кг алюминия,. Напряжение на зажимах электродов 4,8 в.
3. Установите пропускное направление полупроводникового диода в схеме, состоящей из полупроводникового диода, лампочки, источника тока, соединительных проводов.
Вариант 2
1.Определите электрохимический эквивалент хрома, если при хромировании детали за 10 мин электролиза при силе тока 0,1 кА она покрылась слоем хрома, массой 11г.
2.При никелировании через электролитическую ванну в течении 5 мин пропускали ток силой 3,2 А. Сколько ионов трехвалентного никеля нейтрализовалось за это время на катоде?
3. Чистая дистиллированная вода и поваренная соль – изоляторы. Почему же раствор соли в воде – проводник?
Перечень учебно-методического обеспечения.
Основная и дополнительная литература
Годова И.В. Физика 10 класс. Контрольные работы в новом формате. -М. «Интеллект-центр»,2011.-96с
Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.
Мякишев Г.Я. Физика: учеб. Для 10 кл. общеобразов.учрежденийФизика. / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2007
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова. Программа опубликована в сборнике «Физика. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы / авт. П.Г. Саенко и др.– М.: Просвещение, 2009»
Физика контрольные работы 10-11 кл. Ю.С.Куперштейн, Е.А.Марон
Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике. 7 – 11 кл.: Дидактический материал / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. – М.: Просвещение.
Электронно-образовательные ресурсы
Уроки физики с применением информационных технологий.7-11кл. метод.пособие с электронным приложением/ З.В.Александрова и др.-М.:Изд. «Глобус»,2009
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 10 класс- М: ООО «Кирилл и Мефодий» 2009
http://www.uchitel-izd.ru.
оБорудование и приборы
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Таблицы по физике
Оборудование к лабораторным работам
Класс | Темы лабораторных работ | Необходимый минимум (в расчете 1 комплект на 2 чел.) |
10 класс | 1)Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести | · Штатив с муфтой и лапкой -1 · Лента измерительная - 1 · Динамометр лабораторный -1 · Весы с разновесами -1 · Шарик на нити -1, линейка -1 · Пробка с отверстием -1 |
2)Изучение закона сохранения механической энергии. | · Штатив с муфтой и лапкой -1 · Динамометр лабораторный -1 · Линейка -1, груз на нити -1 |
3)Опытная проверка закона Гей-Люссака. | · Стеклянная трубка запаянная с одного конца -1 · Цилиндрический сосуд с горячей водой -1,стакан с холодной водой -1 · Кусочек пластилина -1 |
4)Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | · Батарейка(4,5В) -1, ключ -1 · Вольтметр -1, амперметр -1 · Соединительные провода -1 |
5)Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. | · батарейка(4,5В) -1, Реостат -1 · Два проволочных резистора -1 · Амперметр -1, Вольтметр -1 · Соединительные провода -1 |
КОДИФИКАТОР.
1 МЕХАНИКА
1.1 КИНЕМАТИКА
1.1.1 Механическое движение и его виды
1.1.2 Относительность механического движения
1.1.3 Скорость
1.1.4 Ускорение
1.1.5 Равномерное движение
1.1.6 Прямолинейное равноускоренное движение
1.1.7 Свободное падение (ускорение свободного падения)
1.1.8 Движение по окружности с постоянной по модулю скоро
1.2 ДИНАМИКА
1.2.1 Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона
1.2.2 Принцип относительности Галилея
1.2.3 Масса тела
1.2.4 Плотность вещества
1.2.5 Сила
1.2.6 Принцип суперпозиции сил
1.2.7 Второй закон Ньютона
1.2.8 Третий закон Ньютона
1.2.9 Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли
1.2.10 Сила тяжести
1.2.11 Вес и невесомость
1.2.12 Сила упругости. Закон Гука
1.2.13 Сила трения.
1.2.14 Давление
1.3 СТАТИКА
1.3.1 Момент силы
1.3.2 Условия равновесия твердого тела
1.3.3 Давление жидкости
1.3.4 Закон Паскаля
1.3.5 Закон Архимеда
1.3.6 Условия плавания тел
1.4 ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ
1.4.1 Импульс тела
1.4.2 Импульс системы тел
1.4.3 Закон сохранения импульса
1.4.4 Работа силы
1.4.5 Мощность
1.4.6 Работа как мера изменения энергии
1.4.7 Кинетическая энергия
1.4.8 Потенциальная энергия
1.4.9 Закон сохранения механической энергии
1.5 МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
1.5.1 Гармонические колебания
1.5.2 Амплитуда и фаза колебаний
1.5.3 Период колебаний
1.5.4 Частота колебаний
1.5.5 Свободные колебания (математический и пружинный маятники)
1.5.6 Вынужденные колебания
1.5.7 Резонанс
1.5.8 Длина волны
1.5.9 Звук
2 МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА
2.1 МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
2.1.1 Модели строения газов, жидкостей и твердых тел
2.1.2 Тепловое движение атомов и молекул вещества
2.1.3 Броуновское движение
2.1.4 Диффузия
2.1.5 Экспериментальные доказательства атомистической теории. Взаимодействие частиц вещества
2.1.6 Модель идеального газа
2.1.7 Связь между давлением и средней кинетической энергией теплового движения молекул идеального газа
2.1.8 Абсолютная температура
2.1.9 Связь температуры газа со средней кинетической энергией его частиц
2.1.10 Уравнение p = nkT
2.1.11 Уравнение Менделеева–Клапейрона
2.1.12 Изопроцессы: изотермический, изохорный, изобарный, адиабатный процессы
2.1.13 Насыщенные и ненасыщенные пары
2.1.14 Влажность воздуха
2.1.15 Изменение агрегатных состояний вещества: испарение и конденсация, кипение жидкости
2.1.16 Изменение агрегатных состояний вещества: плавление и кристаллизация
2.1.17 Изменение энергии в фазовых переходах
2.2 ТЕРМОДИНАМИКА
2.2.1 Внутренняя энергия
2.2.2 Тепловое равновесие
2.2.3 Теплопередача
2.2.4 Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества
2.2.5 Работа в термодинамике
2.2.6 Уравнение теплового баланса
2.2.7 Первый закон термодинамики
2.2.8 Второй закон термодинамики
2.2.9 КПД тепловой машины
2.2.10 Принципы действия тепловых машин
2.2.11 Проблемы энергетики и охрана окружающей среды
3 ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
3.1 ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ
3.1.1 Электризация тел
3.1.2 Взаимодействие зарядов. Два вида заряда
3.1.3 Закон сохранения электрического заряда
3.1.4 Закон Кулона
3.1.5 Действие электрического поля на электрические заряды
3.1.6 Напряженность электрического поля
3.1.7 Принцип суперпозиции электрических полей
3.1.8 Потенциальность электростатического поля
3.1.9 Потенциал электрического поля. Разность потенциалов
3.1.10 Проводники в электрическом поле
3.1.11 Диэлектрики в электрическом поле
3.1.12 Электрическая емкость. Конденсатор
3.1.13 Энергия электрического поля конденсатора
3.2 ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
3.2.1 Постоянный электрический ток. Сила тока
3.2.2 Постоянный электрический ток. Напряжение
3.2.3 Закон Ома для участка цепи
3.2.4 Электрическое сопротивление
3.2.5 Электродвижущая сила. Внутреннее сопротивление источника тока
3.2.6 Закон Ома для полной электрической цепи
3.2.7 Параллельное и последовательное соединение проводников
3.2.8 Смешанное соединение проводников
3.2.9 Работа электрического тока. Закон Джоуля–Ленца
3.2.10 Мощность электрического тока
3.2.11 Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах
3.2.12 Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников
3.3 МАГНИТНОЕ ПОЛЕ
3.3.1 Взаимодействие магнитов
3.3.2 Магнитное поле проводника с током
3.3.3 Сила Ампера
3.3.4 Сила Лоренца
3.4 ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ
3.4.1 Явление электромагнитной индукции
3.4.2 Магнитный поток
3.4.3 Закон электромагнитной индукции Фарадея
3.4.4 Правило Ленца
3.4.5 Самоиндукция
3.4.6 Индуктивность
3.4.7 Энергия магнитного поля
3.5 ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
3.5.1 Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур
3.5.2 Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс
3.5.3 Гармонические электромагнитные колебания
3.5.4 Переменный ток. Производство, передача и потребление
электрической энергии
3.5.5 Электромагнитное поле
3.5.6 Свойства электромагнитных волн
3.5.7 Различные виды электромагнитных излучений и их применение
3.6 ОПТИКА
3.6.1 Прямолинейное распространение света
3.6.2 Закон отражения света
3.6.3 Построение изображений в плоском зеркале
3.6.4 Закон преломления света
3.6.5 Полное внутреннее отражение
3.6.6 Линзы. Оптическая сила линзы
3.6.7 Формула тонкой линзы
3.6.8 Построение изображений в линзах
3.6.9 Оптические приборы. Глаз – как оптическая система
3.6.10 Интерференция света
3.6.11 Дифракция света
3.6.12 Дифракционная решетка
3.6.13 Дисперсия света
4 ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
4.1 Инвариантность скорости света. Принцип относительности Эйнштейна
4.2 Полная энергия
4.3 Связь массы и энергии. Энергия покоя
5 КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
5.1 КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМ
5.1.1 Гипотеза М. Планка о квантах
5.1.2 Фотоэффект
5.1.3 Опыты А.Г. Столетова
5.1.4 Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта
5.1.5 Фотоны
5.1.6 Энергия фотона
5.1.7 Импульс фотона
5.1.8 Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм
5.1.9 Дифракция электронов
5.2 ФИЗИКА АТОМА
5.2.1 Планетарная модель атома
5.2.2 Постулаты Бора
5.2.3 Линейчатые спектры
5.2.4 Лазер
5.3 ФИЗИКА АТОМНОГО ЯДРА
5.3.1 Радиоактивность. Альфа-распад. Бетта-распад. Гамма-излучение
5.3.2 Закон радиоактивного распада
5.3.3 Нуклонная модель ядра. Заряд ядра. Массовое число ядра
5.3.4 Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы
5.3.5 Ядерные реакции. Деление и синтез ядер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...