Урок по теме "Влажность"
план-конспект урока (физика, 8 класс) по теме
В работе представлена разработка урока № 22 по теме "Влажность" для 8 класса. УМК А.В. Пёрышкин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_8_klass.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики 8 класс
Тема урока: Влажность воздуха.
Цели урока:
Образовательные:
- выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение".
- сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.
- продемонстрировать способ измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — психрометра.
Развивающие:
- развивать умение анализировать информацию, пользоваться справочниками/
Воспитательные:
- показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
Задачи урока:
- организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний;
- вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему поисково-творческий характер;
- развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация к уроку «Влажность воздуха», психрометр, металлические шары, снег или кусочки льда с водой,
раздаточный материал: тесты, психрометрическая таблица, тренировочные задания.
Педагогические технологии: здоровьесберегающая, проблемное обучение, личностно-ориентированное.
План урока:
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Динамическая пауза.
- Первичное закрепление.
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
1.Организационный этап.
Проверка готовности класса к уроку.
Проверка посещаемости урока.
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
1. Тест (6 вариантов).
2. Фронтальный опрос (слайды 2-3).
1.Что называется испарением?
2.От чего зависит скорость испарения жидкости?
3.Что называют термодинамическим равновесием?
4.Какой пар называется насыщенным?
5.Против каких сил совершают работу молекулы, покидающие жидкость при испарении?
6.Как объяснить понижение температуры жидкости при ее испарении?
7.Как можно объяснить, что при одних и тех же условиях разные жидкости испаряются по-разному?
8.При каких условиях происходит конденсация пара?
9.Какие явления природы объясняются конденсацией пара?
10. Какие явления наблюдаются в жидкости перед тем, как она начинает кипеть?
11. Какие силы действуют на пузырек воздуха, наполненный паром, когда он находится внутри жидкости?
12. Что называют температурой кипения жидкости?
13. На что расходуется энергия, подводимая к жидкости при кипении?
14. Что показывает удельная теплота парообразования?
15. Как можно показать на опыте, что при конденсации пара выделяется энергия?
16. Чему равна энергия, выделяемая паром массой 1 кг при конденсации?
17. Где в технике используют энергию, выделяемую при конденсации водяного пара?
3. Проверка выполнения упражнения 9 (1,2,3,4) (слайды 4-5)
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте же продолжим работу сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть стало ещё лучше. Запишите сегодняшнее число…
– Тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания.
(Слайд 6 ) – Итак, первое задание: подумайте, что объединяет сюжеты на слайде.
– Оставьте место для темы урока, а ниже запишите в тетради это природное явление. (Облака)
(Слайд 7) – Что это? (Дождь)
(Слайд 8) – Запишите через запятую и это явление.
1. «Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце…» (…снег лежит)
– О каком явлении идёт речь? Запишем это слово в наш конспект.
(Слайд 9) – О каком явлении идёт речь в следующем стихотворении?
2. «Приди на рассвете
на склон косогора,
над зябкой рекою
дымится прохлада» (Туман)
(Слайд 10 ) – О каком явлении сейчас пойдёт речь, вы, конечно, сразу догадаетесь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Толстым.
«Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это …» (Роса)
(Слайд 11) – Запишем это слово в наш конспект. А про что следующий отрывок?
«Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» (Иней)
– Запишем это слово в наш конспект
(Слайд 12) – Следующее задание. О чём идёт речь в следующем описании?
Древние викинги считали, что она соединяет мир богов и мир людей. Древние греки считали ее вестницей богов. В честь нее названа одна из оболочек глаза. Кто она? (Радуга)
(Слайд 13) – Давайте запишем название родственных радуге явлений. Это радужные круги вокруг солнца – гало (что в переводе с греческого означает круг)
А теперь второе задание – ответ на основной вопрос: что объединяет эти явления? (Вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха)
(Слайд 14 ) – Итак, тема сегодняшнего урока – влажность воздуха.
4.Первичное усвоение новых знаний.
– А что именно мы можем узнать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить?
- Итак, какова цель наша?
Цель нашего урока: рассмотреть понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомиться с приборами для измерения влажности воздуха, научиться пользоваться психрометром для измерения относительной влажности.
(Слайд 15) Познакомимся с планом урока. Он находится у вас на столах.
– Мы уже ответили на 1-й вопрос, когда формулировали тему урока. Давайте повторим, что такое влажность воздуха? (Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере)
– Какова причина появления водяного пара в воздухе? (Парообразование, испарение)
– Вспомните, как происходит испарение, от чего зависит скорость испарения? (С поверхности водоёмов, почвы растений. Скорость зависит от начальной температуры тела, рода вещества, площади поверхности, ветра)
– Как проявляется влажность воздуха? (конспект) (В образовании облаков, дождя, инея, радуги, росы)
(Слайды 17 – 21) – Какое значение имеет влажность воздуха, на что она влияет?
– Мы выяснили, что влажность воздуха – важное для нас явление, поэтому необходимо научиться ее определять.
– В воздухе содержатся водяные пары, и мы можем определить, например, массу водяных паров в 1 м3 воздуха. Это абсолютная влажность воздуха. Какова единица массы? (Кг)
– В каких единицах можно выразить массу водяных паров в 1 м3 воздуха? (Кг/м3)
– Абсолютную влажность принято выражать в единицах г/м3. Какая физическая величина имеет такую же единицу? (Плотность)
– Поэтому абсолютную влажность обозначают так же, как и плотность. Запишем в конспект: абсолютная влажность обозначается…
– Найдите в учебнике на стр. 46 определение этой величины и прочитайте его.
– Например, абсолютная влажность воздуха 50 г/м3. Много это или мало? Какой прогноз нас ожидает? (Ученики затрудняются ответить)
– Для ответа недостаточно данных. Нужно сравнить это число с чем-нибудь. Какое математическое действие позволяет сравнивать однородные величины друг с другом? (Деление)
– Верно, нужно найти отношение двух величин, поэтому влажность, которую мы сейчас определим, будет называться… (Относительной)
(Слайд 22) – Относительная влажность воздуха обозначается греческой буквой «j» и равна отношению плотности водяных паров к чему?.. Давайте рассуждать. Сравнивать можно однородные величины, в числителе находится плотность, значит, и в знаменателе должна находиться … (плотность).
– Плотность водяных паров можно сравнить с плотностью насыщенных водяных паров. Итак, формула для относительной влажности будет иметь вид…
– Давайте сформулируем определение относительной влажности. (Учащиеся формулируют)
– Найдите в учебнике на стр. 46 определение относительной влажности, прочитайте его и сравните с тем определением, которое сконструировали мы.
(Слайд 22) – Итак, мы ввели две величины, характеризующие содержание водяных паров в атмосфере, – абсолютную и относительную влажности.
– Подумайте, как экспериментально можно доказать наличие водяного пара в атмосфере?
( Опыт. Укрепить шары. В один из шаров налить холодной воды с кусочками снега (1/2 часть). Через некоторое время появится роса.
– Вы видите воду, выпавшую из влажного воздуха при конденсации паров.
(Слайд 22) – Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, достиг состояния насыщения, называется точкой росы. Точка росы также характеризует влажность воздуха, так как она позволяет определить абсолютную влажность с помощью таблиц.
(Слайд 22) – Для измерения относительной влажности используют такие приборы как гигрометр и психрометр. Запишите название приборов в тетрадь.
– Познакомимся с этими приборами. Гигрометры бывают конденсационные и волосные (от греческого «гигрос» – влажный).
– Внимательно посмотрите на экран, назовите и покажите основные элементы конденсационного гигрометра.
(Ученик называет и показывает)
– В учебнике на стр. 47 прочитайте принцип работы конденсационного гигрометра и через 2 мин. кратко расскажите об этом. (слайд 23).
(Слайд 24) – Действие волосного гигрометра основано на том, что обезжиренный человеческий волос в условиях большой влажности удлиняется, а при низкой влажности его длина уменьшается. К концу волоса прицеплен груз, при изменении длины он поворачивает блок со стрелкой. Конец стрелки показывает относительную влажность по шкале.
(Слайд 25). Для измерения относительной влажности также используют психрометр (от греческого слова «психрос» – холодный).
– Назовите основные элементы прибора. (Сухой и влажный термометр)
– Для чего нужен сухой термометр? (Для измерения температуры воздуха)
– Для чего нужен влажный термометр? (Для измерения температуры воды)
– Почему отличаются показания сухого и влажного термометров? (При испарении термометр охлаждается)
– Каковы показания сухого и влажного термометров?
– Определяем влажность воздуха в классной комнате с помощью психрометрической таблицы. (Определяем температуру).
– Посмотрите на таблицу, которая находится у вас на столе. Какие параметры нам нужно знать? (Температуру сухого термометра и разность показаний сухого и влажного.)
– Вычисляем и находим столбец, соответствующий найденной разности. На пересечении выделенной строки и столбца находим значение относительной влажности.
5.Первичная проверка понимания.
- Что называют относительной влажностью воздуха?
- Что называется точкой росы?
- Какие приборы используют для определения влажности воздуха?
- Как определить точку росы с помощью конденсационного гигрометра?
- Как, используя психрометр, можно узнать относительную влажность воздуха?
- Почему термометры психрометра имеют различную температуру?
6.Динамическая пауза.
7.Первичное закрепление.
А) в знакомой ситуации (типовые)
Определить влажность воздуха в классе по психрометру и психрометрической таблице.
Задача 1. Влажность воздуха равна 78%, а показания сухого термометра равно 12°С. Какую температуру показывает влажный термометр?
Задача 2. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 4°С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометров?
Задача 3. Температура воздуха в комнате 20°С. Какую температуру показывает влажный термометр , если разность показаний сухого и влажного термометров равна 5°С?
Б) в изменённой ситуации (конструктивные)
– Представьте, что вы работаете на метеорологической станции. Каков будет ваш прогноз для каждого значения влажности? (1 – осадков не будет; 2 – осадки вероятны)
– Объясните, почему такая зависимость: чем выше влажность, тем меньше разность показаний сухого и влажного термометров? (Чем выше влажность, тем медленнее происходит испарение, влажный термометр медленнее охлаждается, температуры меньше отличаются.)
8.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
(Слайд 23) – Издавна человек пытался узнать, какая погода будет на следующий день, поэтому появилось множество народных примет. Давайте попробуем объяснить одну из них. (Объяснить это можно поглощением слабых излучений водяными парами, количество которых увеличится к ненастью.)
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(слайд 30)
§19, вопросы после §19 устно,
Л: № 1150, 1154, 1155 (письменно).
Творческое задание: подберите народные приметы, связанные с влажностью воздуха. при этом, по желанию, вы можете просто записать их в тетрадь, записать и оформить их на альбомных листах или при оформлении их в тетрадь при этом объяснить их с точки зрения физики.
8.Рефлексия (подведение итогов занятия).
А теперь вернёмся к вопросам, которые мы обсудили на уроке.
– Продолжите, пожалуйста, фразу:
– Сегодня на уроке я узнал…
– Сегодня на уроке я познакомился…
– На уроке мне понравилось…
Литература:
Лукашик В.И, Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 20011.– 224
Перышкин А.В. Физика. 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...