Рабочая программа по физике для 9 общеобразовательного класса
рабочая программа по физике (9 класс) по теме
Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 68 часов в году по 2 урока в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_9_klass.docx | 35.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Большакова А.А.., МАОУ «СОШ №40», г. Томск
Программа по физике для 9 общеобразовательного класса.
Пояснительная записка
I. Нормативная основа реализации программы:
а) Мартынова Н.К. Программы общеобразовательных учреждений. Физика 7 – 9 классы. М., «Просвещение», 2007.
б) Закон об образовании// Вестник образования. – 2004. - №12.
в) "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование//Стандарт основного общего образования по физике", Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004 .
г) Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2008/2009 учебный год// Приказ Министерства и науки РФ.
II. Цели изучения курса:
- освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;
представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять, на этой основе, эмпирические зависимости;
применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности;
- формирование личности школьника, осознающего смысл и ценность естественно-научного образования, обладающего компетенциями, необходимыми для жизни в современном обществе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
III. Учебно-методический комплект:
Руководствуясь перечнем учебно-методических комплектов и учебников, рекомендованных управлением образования на 2009-10 учебный год, для сохранения преемственности материала, считаю целесообразным использование следующего учебно-методического комплекта: Перышкин А.В. Физика: 9 класс.
УМК хорошо зарекомендовал себя, используется в работе уже несколько лет. Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
В курсе 9 класса рассматриваются вопросы: законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, звук, электромагнитное поле, строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
IV. Структура курса:
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Законы взаимодействия и движения тел. | 23 |
2 | Механические колебания и волны. Звук. | 11 |
3 | Электромагнитное поле. | 10 |
4 | Строение атома и атомного ядра. | 12 |
5 | Резервное время.. | 12 |
Итого: | 68 |
V. Перечень обязательных контрольных работ:
№ | Тема контрольной работы | дата проведения |
1 | Контрольная работа №1 «Прямолинейное равноускоренное движение» | |
2 | Контрольная работа №2 «Законы динамики» | |
3 | Контрольная работа №3 «Механические колебания. Волны» | |
4 | Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле» | |
5 | Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра» |
VI. Перечень лабораторных работ:
№ | Тема лабораторной работы | дата проведения |
1 | Лабораторная работа №1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Оценка погрешности. | - |
2 | Лабораторная работа №2. «Измерение ускорения свободного падения». | - |
3 | Лабораторная работа №3. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». | - |
4 | Лабораторная работа №4. «Изучение явления электромагнитной индукции». | - |
5. | Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии трека» | - |
6. | Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | - |
VII. Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.
- смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,
- использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.
- представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.
- выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
- решать задачи на применение изученных законов;
использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
VIII. Система оценивания
1. Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2. Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
3. Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
IX. Тематический план
№ урока | Дата Проведения | Тема занятия | Количество часов |
I четверть | |||
ТЕМА 1 «Законы взаимодействия и движения тел» | 25 | ||
1/1 | 5.09. | Материальная точка. Система отсчёта. | 1 |
2/2 | 7.09 | Перемещение. Определение координаты движущегося тела. | 1 |
3/3 | 12.09 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Решение задач. | 1 |
4/4 | 14.09 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение | 1 |
5/5 | 19.09 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 1 |
6/6 | 21.09 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | 1 |
7/7 | 26.09 | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | 1 |
8/8 | 28.09 | Решение задач на определение ускорения, мгновенной скорости и перемещения при равноускоренном движении. | 1 |
9/9 | 3.10 | Относительность движения. | 1 |
10/10 | 5.10 | Контрольная работа №1 «Прямолинейное движение. Его характеристики». | 1 |
11/11 | 10.10 | Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. | 1 |
12/12 | 12.10 | Второй закон Ньютона. | 1 |
13/13 | 17.10 | Третий закон Ньютона. | 1 |
14/14 | 19.10 | Свободное падение тел. | 1 |
15/15 | 24.10 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач. | 1 |
16/16 | 26.10 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 1 |
II четверть | |||
17/17 | 14.11 | Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 |
18/18 | 16.11 | Искусственные спутники Земли. | 1 |
19/19 | 21.11 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
20/20 | 23.11 | Контрольная работа №2 « Законы движении». | 1 |
21/21 | 28.11 | Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения» | 1 |
22/22 | 30.11 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | 1 |
23/23 | 5.12 | Реактивное движение. Ракеты. | 1 |
24/24 | 7.12 | Решение задач | 1 |
25/25 | 12.12 | Контрольная работа №2 | 1 |
ТЕМА 2 «Механические колебания и волны. Звук». | 11 | ||
26/1 | 14.12 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | 1 |
27/2 | 19.12 | Величины, характеризующие колебательное движение. | 1 |
28/3 | 21.12 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | 1 |
29/4 | 26.12 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. | 1 |
III четверть | |||
30/5 | 11.01 | Вынужденные колебания. Резонанс. | 1 |
31/6 | 16.01 | Распространение колебаний в среде. Волны. Виды волн. | 1 |
32/7 | 18.01 | Длина волны. Скорость распространения волн. | 1 |
33/8 | 23.01 | Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач. Высота и тембр звука. Громкость звука. | 1 |
34/9 | 25.01 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. | 1 |
35/10 | 31.01 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
36/11 | 2.02 | Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук» | 1 |
ТЕМА 3 «Электромагнитное поле» | 15 | ||
37/1 | 6.02 | Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. | 1 |
38/2 | 8.02 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 |
39/3 | 13.02 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 1 |
40/4 | 15.02 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | 1 |
41/5 | 20.02 | Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока. | 1 |
42/6 | 22.02 | Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 |
43/7 | 27.02 | Электромагнитное поле. | 1 |
44/8 | 2.03 | Электромагнитные волны. | 1 |
45/9 | 10.03 | Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле» | 1 |
46/10 | 14.03 | Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | 1 |
47/11 | 16.03 | Электромагнитная природа света. | 1 |
48/12 | 20.03 | Преломление света. Физический смысл показателя преломления . | 1 |
49/13 | 22.03 | Дисперсия света. Цвета тел. | 1 |
50/14 | 24.03 | Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. | 1 |
51/5 | 3.04 | Поглощение и испускание света атомами. | 1 |
IV четверть | |||
ТЕМА 4 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» | 12 | ||
52/1 | 5.04 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда. | 1 |
53/2 | 10.04 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | 1 |
54/3 | 12.04 | Экспериментальные методы исследования частиц. | 1 |
55/4 | 17.04 | Открытие протона и нейтрона. | 1 |
56/5 | 19.04 | Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы. Альфа и бета-распад. Правило смещения. | 1 |
57/6 | 24.04 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. | 1 |
58/7 | 26.04 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | 1 |
59/8 | 3.05 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. | 1 |
60/9 | 5.05 | Биологическое действие радиации. | 1 |
61/10 | 10.05 | Термоядерные реакции. | 1 |
62/11 | 12.05 | Обобщение материала темы. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
63/12 | 17.05 | Контрольная работа №5 « Строение атома и атомного ядра». | 1 |
Обобщающее повторение | 3 | ||
Резерв времени. | 2 |
X. Литература
Программа "Физика" 9 класс. Гутник Е.М., Пёрышкин А.В. М: Дрофа 2004.
Учебник Перышкин А.В. Физика: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений М:. Дрофа 2004
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по физике и входят в Федеральный перечень.
Методические рекомендации для учителя.
- Перышкин А.В.Сборник задач по физике: 7-9 класс Экзамен 2004
- Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике: 9 класс: К учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник "Физика: 9 класс" Экзамен 2008
- Минькова Р.Д. Тетрадь для лабораторных работ по физике: 9 классы: К учебникам А.В.Перышкина "Физика: 9 класс" Экзамен 2008
- Минькова Р.Д. Физика: 9 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник Экзамен 2005
- Гутник Е.М.Физика. 9 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник "Физика. 9 класс" Дрофа 2004
- Боброва С.В.Физика 9 класс. Поурочные планы по учебнику Перышкина Учитель 2007
- Волков В. Поурочные разработки по физике к уч. компл. А.В. Перышкина: 9 класс Вако 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений 7-11 класс
данная рабочая программа разработана на основе авторской программы для общещбразовательных учреждений2 часа в неделю,68 часов в годуАвтор учебника А.В. Пёрышкин (7-9 классы ), Г.Я. Мякишев и др....
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике для общеобразовательных учреждений среднее общее образование (10 – 11 классы) Базовый уровень
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике для общеобразовательных учреждений среднее общее образование (10 – 11 классы) Базовый уровень...