Рабочая программа по физике для 10 общеобразовательного класса
рабочая программа по физике (10 класс) по теме
Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 68 часов в год (в 10 и 11 классе) по 2 урока в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_programma_po_fizike_dlya_10_obshcheobrazovatelnogo_klassa.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Большакова А.А.., МАОУ «СОШ №40», г. Томск
Примерная программа по физике для 10 общеобразовательного класса.
Пояснительная записка
I. Нормативная основа реализации программы:
а) Программа составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и программы Физика для общеобразовательных школ
Автор программы: Г.Я.Мякишев .
(Сборник нормативных документов и программно-методического материала «Физика 7-11», - М.: Дрофа, 2005)
б) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по физике// Вестник образования. – 2004. - №12.
в) Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2008/2009 учебный год// Приказ Министерства и науки РФ.
II. Цели изучения курса:
1. развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
2. овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
3. усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
4. формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
III. Учебно-методический комплект:
Руководствуясь перечнем учебно-методических комплектов и учебников, рекомендованных управлением образования на 2010-11 учебный год, для сохранения преемственности материала, считаю целесообразным работу по учебно-методический комплекту:
Г.Я. Мякишев,Буховцев Б.Б, Сотский Н.Н..Физика.10 кл. .- М.: Просвещение, 2010
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Познавательная деятельность:
- использование методов научного познания, таких как: наблюдение, измерение, эксперимент моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории;
- овладение алгоритмическими способами решения задач.
Информационно- коммуникативная деятельность:
- способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения учебных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками самоконтроля;
- умение предвидеть результаты своей деятельности.
IV. Структура курса:
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Основы кинематики | 9 |
3 | Основы динамики (8ч) | 8 |
4 | Законы сохранения в механике | 7 |
5 | Молекулярно-кинетическая теория идеального газа | 6 |
6 | Температура. Энергия теплового движения молекул. | 2 |
7 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | 2 |
8 | Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. | 3 |
9 | Термодинамика | 7 |
10 | Электростатика | 9 |
11 | Законы постоянного тока | 8 |
12 | Электрический ток в различных средах | 5 |
13 | Резерв | 1 |
Итого: | 68 |
V. Перечень обязательных контрольных работ:
№ | Тема контрольной работы | дата проведения |
1 | Контрольная работа №1 "Кинематика " | |
2 | Контрольная работа №2 "Динамика. Законы сохранения в механике" | |
3 | Контрольная работа №3 "Молекулярная физика. Основы термодинамики " | |
4 | Контрольная работа №4 "Законы постоянного тока" |
VI. Перечень лабораторных работ:
№ | Тема лабораторной работы | дата проведения |
1 | Лабораторная работа №1 «Изучение закона сохранения механической энергии» | |
2 | Лабораторная работа №2 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | |
3 | Лабораторная работа №3 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | |
4 | Лабораторная работа №4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» |
VII. Требования к уровню подготовки обучающихся в 10 классе.
В результате изучения физики ученик должен знать и уметь:
Механика
Понятия: система отсчета, движение, ускорение, материальная точка, перемещение, силы.
Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии. Практическое применение: пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.
Молекулярная физика
Понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, броуновское движение, температура, насыщенный пар, кипение, влажность, кристаллические и аморфные тела.
Законы и принципы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева – Клайперона, I и II закон термодинамики.
Практическое применение: использование кристаллов в технике, тепловые двигатели, методы профилактики с загрязнением окружающей среды.
Электродинамика
Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля, напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электроемкость, сторонние силы, ЭДС, полупроводник.
Законы и принципы: закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции, законы Ома.
Практическое применение: пользоваться электроизмерительными приборами, устройство полупроводников, собирать электрические цепи.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
VIII. Примерное планирование учебного материала по физике в 10 классе (2ч. в неделю).
Авторы методического пособия: Г. Мякишев, Б. Буховцев, Н.Сотский.
Всего 70 часов
№ № п/п | Тема урока | Домашнее задание | Форма контроля | Дата | Примечания |
Введение. Физика и методы научного познания (1 ч) | |||||
1/1 | Введение. Что изучает физика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости. | §1, 2 | Обсуждение | ||
Тема 1. МЕХАНИКА (24 ч) Основы кинематики (9 ч) | |||||
2/1 | Механическое движение. Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение. | §3, 7, 8 | |||
3/2 | Равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение прямолинейного равномерного движения. | §9, 10 | Упражнения | ||
4/3 | Графики прямолинейного равномерного движения. Решение задач. | §10 | Упражнения | ||
5/4 | Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. скоростей скоростей скоростейскоростей. | §11, 12 | Упражнения | ||
6/5 | Прямолинейное равноускоренное движение. | §13, 14, 15 | Упражнения | ||
7/6 | Уравнения движения с постоянным ускорением. | §16 | Упражнения | ||
8/7 | Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка. | §20, 23 | Упражнения | ||
9/8 | Решение задач по теме «Кинематика» | Упражнения | |||
10/9 | Контрольная работа № 1 "Кинематика " | вопросов | |||
Основы динамики (8ч) | |||||
11/1 | Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. | §22, 24 | |||
12/2 | Сила. Связь между ускорением и силой. | §25, 26 | |||
13/3 | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | §27, 28, 29 | |||
14/4 | Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике. | §30 | |||
15/5 | Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. | §31-33 | |||
16/6 | Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки. | §34, 35 | |||
17/7 | Деформация и силы упругости. Закон Гука | §36, 37 | |||
18/8 | Силы трения. Роль сил трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. | §38-40 | |||
Законы сохранения в механике (7ч) | |||||
19/1 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. | §41, 42 | |||
20/2 | Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. | §43, 44 | |||
21/3 | Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая. | §45-48, 51 | |||
22/4 | Закон сохранения энергии в механике. | §52 | |||
23/5 | Лабораторная работа №1: «Изучение закона сохранения механической энергии» | ||||
24/6 | Обобщающее занятие. Решение задач. | ||||
25/7 | Контрольная работа № 2 "Динамика. Законы сохранения в механике" | ||||
Тема 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (20 ч) Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (6ч) Глава 7. Молекулярная структура вещества (2 ч) | |||||
26/1 | Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Экспериментальное доказательство основных положений МКТ. Броуновское движение. | §57, 58, 60 | |||
27/2 | Масса молекул. Количество вещества. | §59 | |||
28/3 | Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы. | §59, 60 | |||
29/4 | Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел. | §61, 62 | |||
30/5 | Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. | §63-65 | |||
31/6 | Решение задач | ||||
Температура. Энергия теплового движения молекул. (2 часа) | |||||
32/1 | Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. | §66, 67 | |||
33/2 | Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. | §68 | |||
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. (2 часа) | |||||
34/1 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | §70, 71 | |||
35/2 | Лабораторная работа №2: «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | ||||
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. (3 часа) | |||||
36/1 | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. | §72, 73 | |||
37/2 | Влажность воздуха. | §74 | |||
38/3 | Кристаллические тела. Аморфные тела. | §75, 76 | |||
Термодинамика (7 ч) | |||||
39/1 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. | §77, 78 | |||
40/2 | Количество теплоты. | §79 | |||
41/3 | Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам. | §80, 81 | |||
42/4 | Необратимость процессов в природе. | §82 | |||
43/5 | Принципы действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей. | §84 | |||
44/6 | Повторительно-обобщающий урок по темам «Молекулярная физика. Термодинамика». | ||||
45/7 | Контрольная работа № 3 "Молекулярная физика. Основы термодинамики " | ||||
Тема 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (22ч) Электростатика (9ч) | |||||
46/1 | Электрический заряд и элементарные частицы. | §85, 86, 87 | |||
47/2 | Закон сохранения электрического заряда. Основной закон электростатики — закон Кулона. Единица электрического заряда. | §88-90 | |||
48/3 | Решение задач (Закон сохранения электрического заряда и закон Кулона). | §88-90 | |||
49/4 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | §92, 93 | |||
50/5 | Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара. | §94 | |||
51/6 | Решение задач. | ||||
52/7 | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле | §98 | |||
53/8 | Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением | §99, 100 | |||
54/9 | Конденсаторы. Назначение, устройство и виды. | §101, 102 | |||
Законы постоянного тока (8 ч) | |||||
55/1 | Электрический ток. Условия, необходимые для его существования. | §104, 105 | |||
56/2 | Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. | §106, 107 | |||
57/3 | Лабораторная работа №3: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | ||||
58/4 | Работа и мощность постоянного тока. | §108 | |||
59/5 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | §109, 110 | |||
60/6 | Лабораторная работа №4: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | ||||
61/7 | Решение задач (законы постоянного тока) | ||||
62/8 | Контрольная работа № 4 "Законы постоянного тока" | ||||
Электрический ток в различных средах (5 ч) | |||||
63/1 | Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. | §111, 113, 114 | |||
64/2 | Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов. | §115 | |||
65/3 | Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. | §120, 121 | |||
66/4 | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | §122, 123 | |||
67/5 | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. | §124-126 | |||
68-70 | Резерв |
IX. Литература
- Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
- Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 336 с.
- Марон А.Е.Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. 10 класс. К учебнику Мякишева Просвещение 2007;
- Волков В. Физика. 10 класс (поурочные разработки) ВАКО 2006;
- Маркина Г.В.Физика 10 кл.
- Поурочные планы по учеб. Мякишева Учитель 2008;
- Н.Н. Тулькибаева А.Э.Пушкарев «Методические рекомендации к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика. 10 класс» и «Физика. 11 класс»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений 7-11 класс
данная рабочая программа разработана на основе авторской программы для общещбразовательных учреждений2 часа в неделю,68 часов в годуАвтор учебника А.В. Пёрышкин (7-9 классы ), Г.Я. Мякишев и др....
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике для общеобразовательных учреждений среднее общее образование (10 – 11 классы) Базовый уровень
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике для общеобразовательных учреждений среднее общее образование (10 – 11 классы) Базовый уровень...