Программа элективного курса "Оптические явления в природе"
элективный курс по физике (9 класс) по теме
Программа курса предназначена для углубления знаний и развития познавательного интереса учащихся 9-го класса общеобразовательной школы к физике при изучении световых явлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Волжский район города Саратова
Оптические явления в природе
Программа элективного курса
для предпрофильной подготовки по физике
учащихся 9х классов.
Вид: предметный
Автор: учитель физики
МОУ «СОШ №8» г. Саратова
Иванова Татьяна Петровна
Высшая квалификационная категория
Заслуженный учитель РФ.
2006г.
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для углубления знаний и развития познавательного интереса учащихся 9го класса общеобразовательной школы к физике при изучении световых явлений.
Содержание курса согласовано с основной учебной программой. Оно опирается на те физические законы и явления, которые рассматриваются на уроках, в то же время развивает содержание базового курса 8 го класса «Световые явления». На изучение оптических явлений в 8-м классе по программе Е. М. Гутник и А. В. Перышкина отводится 11 часов. Раздел является очень познавательным и интересным для учащихся. Но выделенного времени не достаточно для глубокого осмысления значения оптических законов в жизни человека и формирования устойчивых навыков решения задач геометрической оптики. Программа «Оптические явления в природе» позволяет преодолеть указанную проблему.
Цель курса – обеспечение более полного понимания разнообразных оптических явлений, их важнейшей роли в жизни человека.
Задачи курса:
- пробудить интерес учащихся к изучению истории науки;
- продолжить формирование навыков экспериментальной работы;
- научить решению нестандартных задач геометрической оптики;
- убедить учащихся в том, что самые загадочные оптические явления природы можно объяснить, опираясь на известные законы физики.
Содержание курса выстроено в соответствии с учётом возможности реализации программы в школьном кабинете физики. Структура содержания отражает логику познания от простого к сложному. Предусмотрены разноуровневые задания по подготовке образовательного продукта. По каждой теме программы предлагается проведение демонстрационного эксперимента, лабораторных опытов и решение задач на построение хода лучей в различных оптических системах. Подобраны занимательные и поучительные опыты на простых приборах и моделях, которые позволяют проводить небольшие исследования, знакомят с интересными оптическими явлениями и позволяют приобретать навык экспериментальной работы.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- проводить и анализировать наблюдения;
- строить модели, планировать и проводить эксперимент;
- выполнять построение хода лучей в различных системах;
- использовать дополнительную литературу по теме курса.
Курс рассчитан на 12 часов: 58% учебного времени выделяется на практические и лабораторные занятия. Экспериментальные задания выполняются в группах. Оценке подлежат конспекты, составленные по рекомендуемой литературе, модели оптических систем, участие в дискуссии и обсуждении проведённой работы, рефераты и презентации по истории открытий, участие в конференции во время предметной недели физики в школе.
Оптические явления в природе
Введение в оптику. История современных представлений об основных законах, явлениях и понятиях оптики.
Распространение света и форма тени от различных объектов. Камера обскура. Глаз наутилуса.
Явления, связанные с отражением света. Предмет и его отражение. Принцип Ферма. Оптические эффекты при отражении света от двух отражающих поверхностей. Многократные отражения в толстой пластинке. Изображение предмета в системе плоских зеркал. Калейдоскоп. Параболические зеркала. Изображения и оптические обманы.
Явления, связанные с преломлением света. Показатель преломления. Закон Снелиуса. Прохождение света из стекла (или воды) в воздух, из стекла в воду. Обратимость лучей. Преломление света в призмах и системах призм.
Линзы. Действительные и мнимые изображения, образуемые линзами. Формула тонкой линзы.
Полное внутреннее отражение. Оборотные призмы, призмы прямого зрения. Зрение рыбы. «Чёрное зеркало». Световоды, волоконная оптика. Распространение света в оптически неоднородной среде. Алмазный блеск. Маячные линзы Френеля. Миражи. Образование нимбов, гало, паргелии.
Глаз и зрение. Эволюция глаза. Механизм зрения. Видение двумя глазами. Недостатки зрения. Зрительные иллюзии. Ход лучей в системе линз. Очки. Лупа. Фотоаппарат. Телескоп. Микроскоп. Зрительные трубы.
Демонстрации
- Образование тени и полутени.
- Отражение света.
- Изображение, полученное с помощью камеры-обскуры.
- Изображение свечи, получаемое в толстой стеклянной пластинке.
- Сферические зеркала.
- Преломление света.
- Полное отражение света.
- Световод.
- Изображение, образуемое линзой.
- Принцип получения фотографии.
- Оптические иллюзии.
Лабораторные и практические работы
- Изготовление камеры-обскуры.
- Получение изображений в системе зеркал.
- Наблюдение отражения от стопы пластинок.
- Наблюдение преломления света (опыт Евклида)
- Наблюдение полного отражения с помощью стеклянной пробирки, стеклянной воронки и «черного зеркала».
- Получение изображения с помощью линзы.
- Применение формулы тонкой линзы для решения экспериментальной задачи.
- Изготовление прибора для получения узкого пучка света из лазерной указки.
- Изготовление модели световода.
- Фотографирование хода луча в оптически неоднородной среде.
- Оптические опыты с глазом.
Творческие работы учащихся
- Ранние представления о свете.
- История закона отражения света.
- История закона преломления света.
- Полное внутреннее отражение света в природе и технике.
- Необычные оптические явления в природе.
- История фотографии.
- От лупы до телескопа.
- Глаз человека и иллюзии зрения.
- Эволюция органа зрения в живой природе.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программы | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
1 | Введение в оптику. История современных представлений об основных законах, явлениях и понятиях оптики | 1 | Лекция | Реферат по истории оптики |
2 | Свет и тень. Объяснение формы светлых пятен в тени деревьев, получение изображения в камере обскуре, объяснение формы тени от одного и нескольких препятствий. | 1 | Практикум | Рисунки с построением тени и получение тени от различных объектов. |
3 | Явления, связанные с отражением света. Принцип Ферма. Многократное отражение световых лучей. | 1 | Лекция | Отчёт о домашних опытах и наблюдениях. Решение домашних задач. |
4 | Изображение предмета в системе плоских зеркал. Параболические зеркала. Изображения и оптические обманы. | 1 | Практикум | Рисунки с построением изображений предмета в заданных системах зеркал |
5 | Явления, связанные с преломлением света. История закона преломления. Прохождение света из стекла (или воды) в воздух. Обратимость хода лучей. Преломление света в призмах и системах призм. | 1 | Лекция | Составление опорного конспекта по теме. |
6 | Линза. Формула тонкой линзы. | 1 | Лабора торная работа | Отчёт о лабораторной работе. |
7 | Полное внутреннее отражение. Оборотные призмы, призмы прямого зрения. Зрение рыбы. «Чёрное зеркало». Световоды, волоконная оптика. Распространение света в оптически неоднородной среде. | 1 | Практикум | Прибор для получения узкого пучка света из лазерной указки. Фотографии хода луча в оптически неоднородной среде. Модель световода. |
8 | Алмазный блеск. Маячные линзы Френеля. Миражи. Образование нимбов, гало, паргелии. | 1 | Семинар | Реферат |
9 | Глаз и зрение. Эволюция глаза. Строение глаза. Механизм зрения. Видение двумя глазами. Недостатки зрения. | 1 | Лекция | Составление опорного конспекта по теме. |
10 | Ход лучей в системе линз. Очки. Лупа. Фотоаппарат. | 1 | Практикум | Рисунки с построением хода лучей в различных системах линз и зеркал. |
11 | Решение задач на построение изображений в системе линз и зеркал. Микроскоп. Зрительные трубы. Телескоп. | 1 | Практикум | Решение задач. |
12 | Защита творческих работ. | 1 | Конферен-ция | Презентации творческих работ. |
Литература, рекомендуемая для учащихся
- Я. И. Перельман « Занимательная физика». Москва, «Наука», 1991.
- В. А. Балаш «Задачи по физике и методы их решения». Москва, «Просвещение», 1974.
- В. Л. Булат «Оптические явления в природе». Москва, «Просвещение», 1974.
- Ц. Б. Кац «Биофизика на уроках физики». Москва, «Просвещение», 1988.
- Приложение к журналу «Квант» №4. 2003, выпуск 2. Москва, Бюро Квантум, 2003.
- Р. Вуд, «Искусственные миражи». Журнал «Квант» №10, 1971.
- Ханнанова Т., Ханнанов Н. «Эта современная древняя оптика». Журнал «Квант» №4, 2002.
- А. Мстиславский «Необычные явления вокруг обычных источников света». Журнал «Квант» №6, 1982.
- В. Драчёв, А. Мазур. «Фотокамера», «Рыбий глаз». Журнал «Квант», №11, 1974.
Литература, использованная при подготовке программы
- М. А. Старшов, Ю. П.Турбин «Беседы по оптике». Издательство Саратовского Государственного университета, 1989.
- С. Толанский «Удивительные свойства света», Издательство «Мир», Москва, 1969.
- В. В. Майер «Простые опыты по криволинейному распространению света». Москва, «Наука», 1984.
- В. В. Майер «Полное отражение света в простых опытах». Москва, «Наука», 1986.
- Физика. Часть 2. Оптика и волны. Под редакций А. С. Ахматова. Издательство «Наука», Москва, 1973.
- Демонстрационный эксперимент по оптике в 8 классе. Саратовский областной институт усовершенствования учителей. г. Саратов, 1992.
- Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук «Физический эксперимент в средней школе». Москва, «Просвещение», 1991.
- Г. Ф. Огородников, М. Н. Башкатов, И. В. Попов, Н. М. Ростовцев «Демонстрационные опыты по оптике и строению атома». Москва, «Просвещение», 1967.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа к факультативному курсу для 6кл "Физические и химические явления в природе"
Интегрированный курс рекомендован учащимся 6 классов и рассчитан на 35ч. В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в резу...
рабочая программа к факультативному курсу для 5кл "Физические и химические явления в природе"
Интегрированный курс рекомендован учащимся 5 классов и рассчитан на 34ч. В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в резу...
Программа элективного курса «Исследовательский практикум по разделу «Тепловые явления» с экологической направленностью» 8 класс
На занятиях используется компьютерный измерительный блок " L - Микро" для проведения экспериментальных работ.Данный элективный курс рассчитан на 17 часов...
Рабочая программа элективного курса «Увлекательный мир природы» 5 класс
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от неживой природы к живой природе; от макромира к микромиру. Курс включает разделы: «Науки о природе», «Методы изуче...
«Осень в природе. Фенологические явления в природе»
В методическом пособии дан конспект занятия по программе для детей 3 года обучения (9-12 лет).Содержание:- Теоретическая часть – беседа об осенних изменениях в природе, знакомство с разными вида...
Рабочая программа элективного курса по физике "Тепловые явления вокруг нас" 8 класс
Элективный курс "Тепловые явления" предназначенный для 8-х классов интересующихся физикой и планирующих продолжить обучение в классах технического и гуманитарного профиля....
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...