Рабочая программа по физике 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс) по теме
Рабочая программа к учебнику Гинденштейн, Дик "Физика 10 класс" (базовый уровень). Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа к учебнику Гинденштейн, Дик "Физика 10 класс" | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Физика 10 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего ( полного ) общего образования по физике (базовый уровень), авторской программы Л.Э. Генденщтейна, Ю.И. Дика.
Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю для учащихся 10 - го класса.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
- освоение методов научного познания;
- владение определенной системой физических законов и понятий;
- умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию;
- владеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека;
- усвоение учащимися идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- умения оценивать погрешность измерений, совпадения результатов эксперимента с теорией, понимания границ применимости физических моделей и теорий.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы. Структурно программа состоит из введения «Физика и научный метод познания» и.двух разделов: «Механика» и «Молекулярная физика и термодинамика». В раздел «Механика» входят четыре темы: «Кинематика», «Динамика», «Законы сохранения», «Механические колебания и волны». В раздел «Молекулярная физика и термодинамика» входят две темы: «Молекулярно-кинетическая теория» и «Основы термодинамики».
С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрены 9 фронтальных лабораторных работ.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ).
Основной акцент в обучении по данной программе делается на научный и мировоззренческий аспект образования по физике, являющийся важным вкладом в создание интеллектуального потенциала страны.
В результате изучения курса физики 10 класса ученик должен:
1. Понимать сущность метода познания окружающего мира.
1.1. Приводить примеры, опытов, обосновывающих научные представления и законы:
- относительность механического движения;
- принцип относительности Галилея;
- непрерывный и хаотический характер движения частиц вещества.
1.2. Приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений:
- закон всемирного тяготения;
- закон сохранения импульса;
- звук – механическая волна;
- первый закон термодинамики;
- связь скорости теплового движения частиц тела с его температурой.
1.3. Используя теоретические модели, объяснять физические явления:
- независимость ускорения от массы тел при их свободном падении;
- затухание механических колебаний маятников (нитяного и пружинного);
- возможность услышать звуковой сигнал от источника, скрытого за препятствием;
- необходимость теплопередачи для осуществления изотермического процесса;
- нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение газа при его быстром расширении;
- повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде.
1.4. Указывать границы применимости научных моделей, законов и теорий:
- второго закона Ньютона;
- закона Гука;
- закона сохранения импульса;
- закона сохранения механической энергии;
- представление тела материальной точкой;
- модели идеального газа;
- прямо пропорциональной зависимости энергии теплового движения частиц вещества от абсолютной температуры.
1.5. Знать значение физических приборов и уметь ими пользоваться.
1.6. Измерять:
- ускорение свободного падения;
- коэффициент трения скольжения;
- жесткость пружины.
1.7. Называть значимые черты современной физической картины мира.
2. Владеть основными понятиями и законами физики.
2.1. Соотносить понятия с теми свойствами тел и процессов, для характеристики которых эти понятия введены в физику.
2.2. Раскрывать смысл физических законов и принципов:
- принцип относительности;
- законы Ньютона, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса и энергии, термодинамики;
- уравнение Менделеева-Клапейрона;
- связь давления газа с его температурой и концентрацией частиц, температуры газа со средней кинетической энергией хаотического движения его частиц.
2.3. Вычислять:
- скорость и путь при равноускоренном прямолинейном движении;
- центростремительное ускорение;
- дальность полета тела, брошенного горизонтально, и высоту подъема тела, брошенного вертикально;
- ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе;
- скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам тел;
- скорость тела, используя закон механической энергии;
- период колебаний математического маятника, груза на пружине;
- установившуюся температуру, используя уравнение теплового баланса;
- неизвестный параметр идеального газа по заданным его параметрам с помощью уравнения Клапейрона-Менделеева или основного уравнения МКТ;
- изменение внутренней энергии вещества при теплопередаче и совершении работы.
2.3. Определять:
- характер прямолинейного движения по графикам зависимости скорости (координаты) от времени;
- период, частоту, амплитуду, фазу колебаний по уравнению гармонических колебаний;
- характер изопроцессов по графикам в координатах: р,V; р,T; V,T.
2.4. Описывать преобразование энергии при:
- свободном падении тел;
- движении тел с учетом трения;
- свободных колебаниях нитяного и пружинного маятников;
- изменении агрегатного состояния вещества.
3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).
3.1. Излагать суть содержания учебника по физике.
3.2. Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления или опыта; постановка проблемы; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода; экспериментальная проверка гипотезы).
3.3. Выдвигать гипотезы для объяснения предъявленной системы научных фактов.
3.4. Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей или графиком.
4. Владеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека.
4.1. Соотносить длительность года, месяца и суток, смену времен года с движением Земли и Луны.
4.2. Знать:
- значение температуры тела здорового человека, точи замерзания и кипения воды при нормальном давлении;
- физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека;
- экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей;
- зависимость тормозного пути от скорости транспортных средств и коэффициента трения.
Учебно – методический комплект:
- Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик. Физика. 10 класс. Учебник базового уровня. М., Илекса
- Л.А. Кирик, Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик. Физика. 10 класс. Методические материалы для учителя. М., Илекса
- Л.А. Кирик, Ю.И. Дик. Физика. 10 класс. Сборник заданий и самостоятельных работ. М., Илекса
- Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, Л.А. Кирик. Физика. 10 класс. Интерактивное приложение к УМК. М., Илекса
Распределение времени по темам
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 | Физика и методы научного познания | 1 |
2 | Механика | 45 |
2/1 | Кинематика | 12 |
2/2 | Динамика | 16 |
2/3 | Законы сохранения | 11 |
2/4 | Механические колебания и волны | 6 |
3 | Молекулярная физика и термодинамика | 21 |
3/1 | Молекулярно-кинетическая теория | 12 |
3/2 | Основы термодинамики | 9 |
4 | Резерв | 3 |
Поурочное планирование
№ темы | Календарные сроки | Основное содержание урока | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 |
1/1 | 1 неделя | Физика и методы научного познания. | стр. 4-8 |
2/1 | 1 неделя | Система отсчета. Траектория, путь и перемещение. | §1 |
2/2 | 2 неделя | Скорость. Мгновенная скорость. Средняя скорость. | §2, п. 1 |
2/3 | 2 неделя | Векторные величины и их проекция. Сложение скоростей. | §2, п. 2 |
2/4 | 3 неделя | Прямолинейное равномерное движение. Уравнение прямолинейного равномерного движения. | §2, п.3 |
2/5 | 3 неделя | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | §3, п. 1 |
2/6 | 4 неделя | Зависимость скорости и перемещения от времени при равноускоренном движении. | §3, п. 2 |
2/7 | 4 неделя | Решение задач. Свободное падение тел. | §5, п. 1,2, стр. 28-29 |
2/8 | 5 неделя | Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения тела при его равноускоренном движении» | §5, п. 2, стр. 40-41 |
2/9 | 5 неделя | Криволинейное движение. | §4 |
2/10 | 6 неделя | Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально». | §5, п. 3 |
2/11 | 6 неделя | Обобщение темы «Кинематика». Решение задач. | повт. §1-4, задание в тетради |
2/12 | 7 неделя | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика». | |
2/13 | 7 неделя | Закон инерции – первый закон Ньютона. | §6, п. 1,2 |
2/14 | 8 неделя | Инерциальные системы отсчета и первый закон Ньютона. | §6, п. 3 |
2/15 | 8 неделя | Место человека во Вселенной. | §7 |
2/16 | 9 неделя | Сила упругости. Закон Гука. | §8 |
2/17 | 9 неделя | Сила, ускорение, сама. Второй закон Ньютона. | §9 |
2/18 | 10 неделя | Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона. | §10 |
2/19 | 10 неделя | Решение задач. | §15, п. 2 |
2/20 | 11 неделя | Лабораторная работа №3 «Определение жесткости пружины». | повт. §8 задание в тетради |
2/21 | 11 неделя | Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения. | §11, п. 1,2 |
2/22 | 12 неделя | Сила тяжести. Измерение гравитационной постоянной. | §11, п. 3 |
2/23 | 12 неделя | Движение под действием сил всемирного тяготения. | §12; §15, п. 1 |
2/24 | 13 неделя | Вес и невесомость. | §13 |
2/25 | 13 неделя | Силы трения. | §14 |
2/26 | 14 неделя | Лабораторная работа №4 «Определение коэффициента трения скольжения». | повт. §14 |
2/27 | 14 неделя | Обобщение темы «Динамика». Решение задач. | §15, п. 3,4 |
2/28 | 15 неделя | Контрольная работа №2 по теме «Динамика». | |
2/29 | 15 неделя | Импульс. Закон сохранения импульса. | §16, п. 1 |
2/30 | 16 неделя | Примеры применения закона сохранения импульса. | §16, п. 2 |
2/31 | 16 неделя | Реактивное движение. Освоение космоса. | §17 |
2/32 | 17 неделя | Механическая работа. | §18, п. 1 |
2/33 | 17 неделя | Мощность. | §18, п. 2 |
2/34 | 18 неделя | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | §19, п. 1,2 |
2/35 | 18 неделя | Закон сохранения энергии. | §19, п. 3 |
2/36 | 19 неделя | Решение задач на законы сохранения импульса и энергии. | §20, п. 1 |
2/37 | 19 неделя | Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения механической энергии». | §20, п. 2 |
2/38 | 20 неделя | Обобщение темы «Законы сохранения». | повт. §16,18,19 |
2/39 | 20 неделя | Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения». | |
2/40 | 21 неделя | Механические колебания. | §21 |
2/41 | 21 неделя | Превращение энергии при колебаниях. Резонанс. | §22 |
2/42 | 22 неделя | Механические волны. Звук. | §23 |
2/43 | 22 неделя | Лабораторная работа №6 «Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника» | стр. 176, задачи |
2/44 | 23 неделя | Обобщение темы «Механические колебания и волны». | стр. 176, задачи |
2/45 | 23неделя | Контрольная работа №4 по теме «Механические колебания и волны». | |
3/1 | 24 неделя | Молекулярно-кинетическая теория. | §24 |
3/2 | 24 неделя | Количество вещества. Постоянная Авогадро. | §25 |
3/3 | 25 неделя | Температура. Абсолютная шкала температур. | §26 |
3/4 | 25 неделя | Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа. | §27 |
3/5 | 26 неделя | Решение задач. | §29, п. 1,2 |
3/6 | 26 неделя | Лабораторная работа №7 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта». | §29, п. 2 |
3/7 | 27 неделя | Основное уравнение МКТ. | §28, п. 1 |
3/8 | 27 неделя | Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул газа. Скорости молекул. | §28, п. 2,3 |
3/9 | 28 неделя | Решение задач. | §29, п. 3 |
3/10 | 28 неделя | Состояние вещества. | §30 |
3/11 | 29 неделя | Обобщение темы «Молекулярная физика». | повт. §27,28 |
3/12 | 29 неделя | Контрольная работа №5 по теме «Молекулярная физика». | |
3/13 | 30 неделя | Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. | §31 |
3/14 | 30 неделя | Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. | §32, п. 1 |
3/15 | 31 неделя | Холодильники и кондиционеры. | §32, п. 2 |
3/16 | 31 неделя | Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. | §33, п. 1 |
3/17 | 32 неделя | Охрана окружающей среды. | §33, п. 2 |
3/18 | 32 неделя | Фазовые переходы. | §35 |
3/19 | 33 неделя | Лабораторная работа №8 «Измерение относительной влажности воздуха». Решение задач. | §34 |
3/20 | 33 неделя | Решение задач. Обобщение темы «Термодинамика». | Задание в тетради. |
3/21 | 34 неделя | Контрольная работа №6 по теме «Термодинамика». | |
4/1 | 34 неделя | Повторение. Решение задач. | Задание в тетради. |
4/2 | 35 неделя | Повторение. Решение задач. | Задание в тетради. |
4/3 | 35 неделя | Обобщающий урок |
Литература.
1. А.П. Рымкевич. Сборник вопросов и задач по физике. 10 - 11 класс. М., Дрофа
2. О.Ф. Кабардин, С.Н. Кабардина. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике. 10 - 11 класс. М., Просвещение
3. П.А. Самойленко, А.В. Сергеев. Тематическая проверка знаний: кроссворды по физике. М., Школа – Пресс
4. Н.В. Лезина, А.М. Левашов. Многоуровневые задачи с ответами и решениями. М., Владос
5. В.В. Губанов. Физика. 10 класс. Тесты. Саратов. Лицей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...